Изменения в учебной программе
| Рекомендации по организации образовательного процесса
|
Русский язык
(учреждения образования с русским языком обучения)
|
Уменьшено общее количество учебных часов (было 102 ч, стало 85 ч).
| Перераспределение учебного времени на изучение учебного материала отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год. Учитель вправе использовать предлагаемый в учебнике материал на свое усмотрение с учетом дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
|
Вынесена на практический уровень, без введения терминов, тема «Ознакомление с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов».
| Учащиеся знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, но знания и умения по теме «Ознакомление с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов» не выносятся на контроль.
|
Указаны количество и объем обучающих и контрольных письменных работ.
| Количество обучающих и контрольных работ отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.
|
Включен перечень словарных слов.
|
|
Русский язык
(учреждения образования с белорусским языком обучения)
|
Увеличено общее количество учебных часов (было 68 ч, стал 91 ч).
| Перераспределение учебного времени на изучение учебного материала отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.
|
Включены (за счет появившегося резерва в 19 ч) в раздел «Язык и речь» темы, предполагающие знакомство со (с):
значением слова;
однозначными и многозначными словами;
прямым и переносным значением слов (на практическом уровне, без введения терминов);
толковым и орфографическим словарями;
словами с близким и противоположным значением;
предлогом;
корнем слова, единообразным написанием корней в однокоренных словах.
| Учебный материал по включённым в учебную программу темам представлен на национальном образовательном портале, опубликован в научно-методическом журнале «Пачатковая школа»:
1. Антипова, М. Б. Учебные материалы по русскому языку для II класса учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. – 2017. – №2. – С. 17–26.
2. Антипова М. Б. Учебные материалы по русскому языку для II класса учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения // Пачатковая школа. – 2017. – №3. – С. 46–50. Темы учебных занятий, цели и задачи их изучения, виды и способы деятельности, обеспечивающие усвоение учебного материала, представлены в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.
|
Указаны количество и объем обучающих и контрольных письменных работ.
| Количество обучающих и контрольных работ отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.
|
Включен перечень словарных слов.
|
|
Беларуская мова
(установы адукацыі з рускай мовай навучання)
|
Павялічана колькасць гадзін на вывучэнне ўступнага курса.
| Беларуская мова вывучаецца 4,5 тыдні як інтэграваны курс без падзелу на ўрокі «Беларуская мова» і «Літаратурнае чытанне» (4 г на тыдзень).
Дадатковы вучэбны матэрыял размешчаны на нацыянальным адукацыйным партале; распрацоўкі ўрокаў – у часопісе «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» (Свірыдзенка В. І., Антонава Н. У., Антановіч Н. М. Беларуская мова. 2 клас (для ўстаноў з рускай мовай навучання). Урокі па новай вучэбнай праграме // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2016. – № 7–10; 2017. – № 1.
|
Дабаўлена тэма «Мая краіна» (уступны інтэграваны курс, тэматычная група «Мясціна, дзе я жыву».
| Дадатковы вучэбны матэрыял размешчаны на нацыянальным адукацыйным партале; распрацоўкі ўрокаў – у часопісе «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» (Свірыдзенка В. І., Антонава Н. У., Антановіч Н. М. Беларуская мова. 2 клас (для ўстаноў з рускай мовай навучання). Урокі па новай вучэбнай праграме // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2016. – № 7–10; 2017. – № 1. Тэма вучэбных заняткаў, мэты і задачы яе вывучэння, віды і спосабы дзейнасці, што забяспечваюць засваенне вучэбнага матэрыялу, прадстаўлены ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.
|
Павялічана:
агульная колькасць гадзін на засваенне вучэбнай праграмы (было 68 г, стала 94 г);
колькасць гадзін на вывучэнне раздзелаў «Гукі і літары», «Слова», «Сказ», «Тэкст».
| Пераразмеркаванне вучэбнага часу на вывучэнне вучэбнага матэрыялу прадстаўлена ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.
|
Выключаны тэмы пра няпарныя звонкія і няпарныя глухія зычныя.
| Пераразмеркаванне вучэбнага матэрыялу адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.
|
Пазначаны колькасць і аб’ём навучальных і кантрольных пісьмовых работ.
| Колькасць навучальных і кантрольных работ адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.
|
Уключаны пералік слоўнікавых слоў.
|
|
Беларуская мова
(установы адукацыі з беларускай мовай навучання)
|
Зменшана агульная колькасць гадзін на засваенне вучэбнай праграмы (было 102 г, стала 85 г).
| Пераразмеркаванне вучэбнага часу на вывучэнне вучэбнага матэрыялу адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год. Настаўнік мае права выкарыстоўваць прапанаваны ў падручніку матэрыял па сваім меркаванні з улікам дыферэнцыяцыі і індывідуалізацыі адукацыйнага працэсу.
|
Выключаны тэмы:
няпарныя звонкія і няпарныя глухія зычныя;
агульнае паняцце пра арфаграму;
правапіс літар і, й.
| Пераразмеркаванне вучэбнага матэрыялу адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.
|
Перанесены тэмы:
«Правапіс не з дзеясловамі» – у ІІІ клас;
«Канчатак», «Аснова» – у ІІІ і IV класы адпаведна.
| Пераразмеркаванне вучэбнага матэрыялу ўдакладнена ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.
|
Пазначаны колькасць і аб’ём навучальных і кантрольных пісьмовых работ.
| Колькасць навучальных і кантрольных работ адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.
|
Уключаны пералік слоўнікавых слоў.
|
|
Русская литература (литературное чтение)
(учреждения образования с русским языком обучения)
|
Уменьшено количество часов на изучение предмета (было 102 ч, стало 68 ч).
| Новый учебник (Воропаева В. С., Куцанова Т. С. «Литературное чтение» в 2-х частях для 2 класса. – Минск: НИО, 2016) содержит объём учебного материала, который полностью соответствует количеству часов на изучение предмета.
|
В учебную программу включен раздел «Круг чтения». Представлены разделы чтения и разработаны списки произведений для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения. Перераспределены часы на изучение тематических разделов чтения.
| Новый учебник содержит произведения, которые указаны в списке произведений для чтения и изучения в классе.
Распределение учебного времени между тематическими разделами чтения представлено:
в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год;
в учебно-методическом пособии для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.).
|
В учебную программу включен раздел «Формирование навыка чтения и общеучебных умений». Включён новый элемент содержания – общеучебные умения. Разработан переченьобщеучебных умений, необходимых учащимся для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями и формирования учебной и читательской деятельности.
Определены и прописаны виды деятельности учащихся для эффективного формирования навыка чтения и общеучебных умений.
| Методический аппарат учебника содержит систему заданий, с помощью которых учащиеся овладевают общеучебными умениями, осваивают виды чтения(чтение вслух, чтение по ролям, выразительное чтение и др.). На форзацах учебника размещены «памятки», содержащие порядок действий при овладении общеучебными умениями (например, как разделить текст на части и др.). Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) предлагает методические разработки уроков с описанием видов деятельности, позволяющих формировать навык чтения, общеучебные умения, читательские умения учащихся. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса на 2017/2018 учебный год содержит описание видов деятельности.
|
В учебную программу включен раздел «Формирование читательских умений». Разработан перечень читательских умений, которыми овладевают учащиеся в процессе практической работы с текстами произведений.
| Методический аппарат учебника содержит систему заданий, которые целенаправленно формируют читательские умения учащихся.
Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) предлагает методические разработки уроков с описанием этапов изучения художественного произведения, основных видов деятельности, методических приёмов, позволяющих целенаправленно формировать читательские умения учащихся.
|
Обновлено содержание раздела «Литературоведческая пропедевтика». Изменён, расширен и логически выстроен круг литературоведческих представлений, которые формируются практическим путём в процессе чтения, наблюдения и анализа конкретных произведений. Определены и прописаны виды деятельности для продуктивного формирования литературоведческих представлений учащихся.
| Аппарат организации усвоения учебного материала учебника включает задания, с помощью которых формируются литературоведческие представленияучащихся.
Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием видов деятельности, в которые включаются учащиеся с целью овладения литературоведческими представлениями.
|
Обновлено содержание раздела «Литературно-творческая деятельность учащихся». Расширен перечень видов литературно-творческой деятельности учащихся.
| Виды литературно-творческой деятельности, которые организует учитель на уроке, описаны в учебно-методическом пособии для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) и календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.
Методический аппарат нового учебника содержит разнообразные задания творческого характера в связи с прочитанным произведением (создание словесных и графических иллюстраций, составление творческого пересказа от имени одного из героев, инсценировка эпизодов и др.).
|
В разделе «Внеклассное чтение» (начальный этап) представлен список произведений и книг для внеклассного чтения.
| Произведения и книги для внеклассного чтения можно найти в книжных фондах библиотек учреждений образования и районных библиотек.
Список произведений для внеклассного чтения является расширенным и примерным. Он носит рекомендательный характер. Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения, которые имеются в книжном фонде библиотеки учреждения образования и районной библиотеки.
|
В разделе «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» уточнены требования к результатам учебной деятельности учащихся. Они прописаны на четырёх уровнях:
«знать»;
«иметь первоначальные представления»;
«уметь»;
«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Составлен список произведений для заучивания наизусть.
|
Все тексты для заучивания наизусть размещены в учебнике.
|
Русская литература (литературное чтение)
(учреждения образования с белорусским языком обучения)
|
Увеличено количество часов на изучение предмета (было 34 ч, стало 68 ч)
| Новый учебник (Стремок И. М. «Литератуное чтение» в 2-х частях для 2 класса. – Минск: НИО, 2016) содержит объём учебного материала, который полностью соответствует количеству часов на изучение предмета.
Отобраны новые литературные произведения для чтения и изучения в связи с увеличением в 2 раза количества часов на учебный предмет.
|
В учебную программу включен раздел «Круг чтения». Представлены разделы чтения и разработаны списки произведений для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения. Перераспределены часы на изучение тематических разделов чтения.
| Новый учебник полностью соответствует обновлённой учебной программе и содержит те произведения, которые указаны в списке произведений для чтения и изучения в классе. Распределение учебного времени между тематическими разделами чтения представлено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год и учебно-методическом пособии для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.).
|
В учебную программу включен раздел «Формирование навыка чтения и общеучебных умений». Включён новый элемент содержания – общеучебные умения. Разработан перечень общеучебных умений, необходимых учащимся для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями и формирования учебной и читательской деятельности.
Конкретизированы виды чтения, которыми должны овладеть учащиеся (чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение).
Определены и прописаны виды деятельности учащихся для эффективного формирования навыка чтения и общеучебных умений.
| Методический аппарат (аппарат организации усвоения учебного материала) нового учебника содержит систему заданий, с помощью которых учащиеся овладевают общеучебными умениями: например, указана последовательность действий для решения учебной задачи (подготовка к чтению по ролям, словесному рисованию, выразительному чтению, инсценировке эпизода и др.); осваивают виды чтения(чтение вслух, чтение по ролям, выразительное чтение и др.).
На форзацах учебника размещены «памятки», содержащие порядок действий при овладении общеучебными умениями (например, как подготовить ответы на вопросы и др.).
Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием видов деятельности, позволяющих продуктивно формировать навык чтения, общеучебные умения, читательские умения учащихся.
Календарно-тематическое планирование учебного материала для 2 класса на 2017/2018 учебный год также содержит описание видов деятельности, с помощью которых учащиеся практически осваивают необходимые читательские и общеучебные действия.
|