Главная страница

Методическое пособие_обществознание. Методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество


Скачать 381.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество
АнкорМетодическое пособие_обществознание.pdf
Дата03.02.2018
Размер381.95 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#62933
страница1 из 5
Каталогid292060104

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: 588-_Fizika_Reshenie_zadach_EGE-2016_Ch_1_Isakov_A_Ya_KamchatGTU, Metodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf, 28_Sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_Rossii_v_60_90-e_gg_XIX_v_S, Kurukin_I_-_Romanovy_Zhizn_zamechatelnykh_lyudey_-2012.pdf, Obschestvoznanie_Polny_kurs_Makarov.pdf, Kievskaya_Rus_v_9-13_vekakh.pdf, chelovek_konspekt.pdf, SpbGU_2018.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

УДК 372.8:30
ББК 74.266.0
Я11
Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Методика подготовки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2016. — 208 с. : ил. — ISBN 978-5-09-038644-9.
Методическое пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Методика подготовки» создано при научно-методическом сопровождении Федерального института педагогических изме- рений (ФИПИ) и предназначено для эффективной организации учителем подготовки обучающихся
10–11 классов к выполнению заданий базового уровня ЕГЭ по обществознанию. В методическом пособии приведены: календарное планирование работы на учебный год, анализ типичных оши- бок участников ЕГЭ прошлых лет, дана краткая характеристика экзаменационной работы, общие методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Методическое пособие предназначено для учителей общеобра- зовательных организаций, использующих в работе издание «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обще- ствознание. Рабочая тетрадь»
Методическое пособие полностью: http://vk.cc/5xjb8t
УДК 372.8:30
ББК 74.266.0
© Издательство «Просвещение», 2016
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2016
Все права защищены
ISBN 978-5-09-038644-9
Я11

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 5
КРАТКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2015 г. ....................................................................... 6
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2016 г. .................................... 8
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗНЫМ АСПЕКТАМ
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ........................................................................................................ 10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИЗДАНИЯ «Я СДАМ ЕГЭ! МОДУЛЬНЫЙ КУРС.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ» ........................................................................ 31
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.
ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ............................................................................. 34 2.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА ........................................................................................ 37 3.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
40 4.
ПОЗНАНИЕ МИРА .......................................................................................................... 43 5.
ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ .......................................... 47 6.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
................................................................................. 51 7.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» .................................. 55
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА
8.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА .......................................................................................... 60 9.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
........................................................................................ 63 10. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ............................................................................................. 66 11. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ .......................................................................................... 69 12. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ .................................................................................................... 72 13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ ............................................................................ 75 14. ИНФЛЯЦИЯ .................................................................................................................... 79 15. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ................................................................................................ 82 16. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭКОНОМИКА .................................................................................. 85 17. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА» ..................................................... 87
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
18. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ............................... 94 19. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ................................................................................... 97 20. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ .................................................................................... 100 21. СЕМЬЯ ......................................................................................................................... 103 22. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ........................................................................................... 106 23. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ .......................................................................................... 108 24. ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ,
ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ТАБЛИЦЕ ИЛИ НА ДИАГРАММЕ
............................................... 110 25. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» .......................... 112
ТЕМА 4. ПОЛИТИКА
26. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА ...................................................................... 118 27. ФОРМА ГОСУДАРСТВА ................................................................................................ 122

4 28. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ......................................................................................... 127 29. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ............................................................................................ 131 30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО .......................................... 134 31. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА» ...................................................... 137
ТЕМА 5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
32. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ............................................................... 144 33. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ....................... 147 34. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ....................................................... 150 35. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...................................... 154 36. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .................................................................................... 158 37. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ............................................................ 162
ТЕМА 6. ПРАВО
38. ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ...................................... 168 39. СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ............................................................................ 171 40. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ................................................... 174 41. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ...................................................................................................... 177 42. ТРУДОВОЕ ПРАВО ....................................................................................................... 180 43. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ........................................................................... 183 44. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ............................................................................... 186 45. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ................................................................ 188 46. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА .................................................................. 191 47. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВО» ............................................................ 193 48. МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ .............................................. 198
СОДЕРЖАНИЕ

5
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Настоящее пособие предназначено для обеспечения учебного процесса с обучающимися
10–11 классов, которые из-за низкого уровня подготовки потенциально попадают в группу рискующих не преодолеть минимальный балл ЕГЭ по обществознанию. Использование по- собия позволит повысить эффективность изучения обществознания и качество обществовед- ческой подготовки обучающихся.
В методическом пособии приведён краткий анализ результатов ЕГЭ 2015 г., краткая ха- рактеристика экзаменационной работы ЕГЭ 2016 г., общие методические рекомендации по разным аспектам преподавания обществознания.
В методическом пособии даны поурочные рекомендации по изучению пяти тематических модулей курса: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика»,
«Право». Отдельно выделена тема «Изучаем Конституцию России», принципиально важная для социализации обучающихся как граждан России. Каждый урок тематического модуля сопровождается удобной навигацией и включает в себя следующие рубрики: «На уроке из- учаются», «Повторение изученного», «Основное содержание урока», «Закрепление изученно- го», «Тренировка в выполнении заданий». Данные рубрики соотносятся с рубрикацией уроков рабочей тетради для обучающихся.
В методическом пособии предложено тематическое планирование изучения обществоз- нания с обучающимися 10–11 классов, использующими издание «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь».
Методическое пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций, ис- пользующих в работе издание «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Рабочая тетрадь».
Методическое пособие полностью: http://vk.cc/5xjb8t
ВВЕДЕНИЕ

6
КРАТКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2015 г.
Обществознание — наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников.
Интегральный характер учебного предмета «Обществознание» и соответственно экзамена, сочетающего проверку основ социально-философских, экономических, социологических и политико-правовых знаний, обусловил востребованность результатов экзамена для поступле- ния в вузы на широкий спектр специальностей. Рассмотрим некоторые наиболее типичные ошибки участников экзамена.
Участники экзамена нередко допускали ошибки в характеристике институтов духовной куль- туры, этапов (ступеней) познания, уровней научного познания, тенденций развития образования в современном мире, критериев социальной стратификации и видов социальной мобильности, политического лидерства и его типов, признаков и видов юридической ответственности.
В 2015 г. в каждый вариант экзаменационной работы на отдельной позиции было вклю- чено задание, проверяющее знание основ конституционного строя Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что это задание выполнили в среднем 58,5 % участников экзамена. Экзамен показал, что около трети участников не знают, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, четверть участников связывают светский характер государства с многообразием форм собственности. Каждый десятый участник экзамена от- носит участие в выборах в органы государственной власти к конституционным обязанностям гражданина, при этом лишь около 58 % участников отнесли к обязанностям гражданина уплату налогов, 65 % — защиту Отечества. Только десятая часть выполнявших соответству- ющее задание смогли раскрыть смысл понятия «конституционный строй».
Наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между
Российской Федерацией и её субъектами (содержательный элемент «Федеративное устрой- ство Российской Федерации»). Так, ошибочно полагают, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся федеральная государственная собственность и управление ею,
65 % участников экзамена, государственные награды и почётные звания РФ — 45 %, а в исключительном ведении РФ — общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта — 47 %, охрана окружающей среды — 10 % экзаменуемых.
Участники экзамена продемонстрировали слабое понимание системы разделения вла- стей в РФ и затруднились в характеристике полномочий высших органов государственной власти в РФ (содержательный элемент «Органы государственной власти Российской Феде- рации»). Отметим, что только 48 % участников экзамена знают, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ (среди наиболее распространённых неправильных ответов Государственная Дума, Счётная палата и прокуратура). 72 % экзаменуемых не смог- ли назвать и проиллюстрировать примером хотя бы один вид (направление) деятельности органов исполнительной власти. 25 % участников экзамена уверены, что Правительство РФ принимает федеральные законы, 20 % — что утверждает изменения границ между субъек- тами РФ, 15 % — что назначает выборы Президента РФ.
Участники экзамена также испытали затруднения при выполнении заданий по таким со- держательным элементам, как «Гражданство Российской Федерации», «Права и обязанности налогоплательщика».
Немалое число участников экзамена по обществознанию продемонстрировали непо- нимание функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы), экономических процессов (так, каждый пятый экзаменуемый уверен, что одно из последствий инфляции — повышение покупательной способности денег, а 32 % не смогли даже объяснить смысл понятия «инфляция»). Участники ЕГЭ нередко путаются в видах цен-
ВВЕДЕНИЕ

7
ных бумаг, факторах экономического роста, источниках финансирования бизнеса, не всегда понимают, от чего зависит экономическая эффективность деятельности субъектов экономи- ки. Выпускники слабо различают прямые и косвенные налоги, прогрессивную и пропорцио- нальную шкалы налогообложения. Вызывает тревогу тот факт, что около 40 % экзаменуемых считают уплату налогов правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Участники экзамена продемонстрировали следующие результаты овладения умениями:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. Уро- вень овладения этим умением проверялся заданиями трёх уровней сложности: при выпол- нении заданий базового уровня в зависимости от проверяемой темы процент выполнения находится в диапазоне от 52,6 до 81,7; при выполнении заданий повышенного уровня — от
47,1 до 66; средний процент при выполнении заданий высокого уровня — 26,3. Отметим, что наименее успешно выполняются задания, проверяющее это умение на экономическом и политологическом содержании;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и призна-
ками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
64,6 % экзаменуемых смогли выявить с помощью таблицы структурные элементы понятий;
62,9 % установили соответствие видовых понятий родовым и смогли выделить обобщающее понятие; 58,1 % провели классификацию объектов по заданным основаниям; 45 % определили лишние звенья в ряду однородной социальной информации;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека). 71,9 % выпускников продемонстрировали овладение этим умением при выполнении заданий базового уровня; 36,2 % — при выполнении заданий вы- сокого уровня сложности;
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-
экономических и гуманитарных наук. Это умение проверяется заданиями высокого уровня сложности, с которыми в среднем успешно справились около трети участников экзамена;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы. Абсолютное большинство экзаме- нуемых показывают высокие результаты при выполнении заданий на поиск информации, в явном виде представленной в различных знаковых системах (текст, график, таблица, диа- грамма). Так, задание на анализ статистической информации, представленной в виде таблицы/
диаграммы, успешно выполнили 78,7 % участников, в виде графика (спрос/предложение) —
70,9 %; на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка в задан- ном контексте — 42,4 %; на дифференциацию в социальной информации фактов, оценок и теоретических утверждений — 40 %. Задания по тексту, направленные преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, выполнили в среднем 77,1 % участников; успешно применить её в заданном контексте смогли около половины участников экзамена;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. Задание высоко- го уровня сложности на составление плана сообщения по определённой теме выполнили только 20,6 % выпускников;
ВВЕДЕНИЕ

8
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам. При выполнении заданий повышенного уровня овладение этим умением показывали от 43,3 до 65 % участников; при выполнении заданий высокого уровня — около 30 %.
Широкий комплекс умений проверяет альтернативное задание: умение раскрывать смысл авторского суждения продемонстрировали около 58 % выпускников; умение привлекать из- ученные теоретические положения общественных наук — 18,5 %; умение самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы — 25,6 % участников экзамена.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2016 г.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя
29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; задание на выявление структурных элементов понятий с помощью та- блиц; задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; задание на дифференциацию в социальной информации фактов, оценок и теоретических утверждений; задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемо- му контексту.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосоче- тания), цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формули- руется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на за- дания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработан- ных критериев.
Задания части 1 представлены следующими группами:
первая группа представлена тремя понятийными заданиями базового уровня (задания
1–3), которые нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности чело- века, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т. п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на разных элементах содержания;
вторая группа (задания 4–18) включает в себя задания базового и повышенного уровней, направленные на проверку сформированности умений:
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом