Главная страница

Методическое пособие_обществознание. Методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество


Скачать 381.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество
АнкорМетодическое пособие_обществознание.pdf
Дата03.02.2018
Размер381.95 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#62933
страница2 из 5
Каталогid292060104

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: 588-_Fizika_Reshenie_zadach_EGE-2016_Ch_1_Isakov_A_Ya_KamchatGTU, Metodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf, 28_Sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_Rossii_v_60_90-e_gg_XIX_v_S, Kurukin_I_-_Romanovy_Zhizn_zamechatelnykh_lyudey_-2012.pdf, Obschestvoznanie_Polny_kurs_Makarov.pdf, Kievskaya_Rus_v_9-13_vekakh.pdf, chelovek_konspekt.pdf, SpbGU_2018.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); при-
менять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава- тельных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество,
ВВЕДЕНИЕ

9
включая познание и духовную культуру (задания 4–6); экономика (задания 7–10), социаль-
ные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13–15); право (задания 16–18). Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами. Отметим, что задание 14 во всех вариантах проверяет знание федеративного устройства и органов государственной власти
Российской Федерации, а задание 16 — знание основ конституционного строя Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
третья группа состоит из двух контекстных заданий повышенного уровня (18 и 19), ко- торые направлены на проверку умений: анализировать и обобщать неупорядоченную со- циальную информацию; различать в ней факты, оценки и теоретические утверждения; объ-
яснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социаль- ных качеств человека). На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверять одни и те же умения на разных элементах содержания.
Задания части 2 (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономи-
ку, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного тек- ста. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осоз- нанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять её в заданном контексте (задание 22). Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие зна- ния. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых общество- ведческих понятий и применять их в заданном контексте.
Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статисти- ческой и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Задание 28 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обще- ствоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систе- матизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.
В каждом варианте работы в заданиях 21–28 в совокупности представлены пять тема- тических блоков-модулей.
Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменуемого на напи- сание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей на- уки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каж-
ВВЕДЕНИЕ

10
дая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗНЫМ АСПЕКТАМ
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
Поскольку модульный курс «Я сдам ЕГЭ! Обществознание» предназначен в первую оче- редь для обеспечения учебного процесса с обучающимися 10–11 классов, которые из-за низкого уровня подготовки потенциально попадают в группу рискующих не преодолеть ми- нимальную границу по предмету, то обращаем внимание, что выпускники, не достигшие минимального балла, в целом не освоили ни одного из умений, формируемых при из- учении обществоведческого курса. В отдельных случаях они распознают определения по- нятий, единичные признаки и проявления определённых социальных явлений, процессов.
Например, они распознают проявления биосоциальной сущности человека, черты различия форм (областей) духовной культуры (религии, искусства, науки), признаки политических пар- тий, полномочия полиции, прокуратуры и суда, виды наказаний, установленных Уголовным кодексом РФ; знают о базовых социальных ролях человека, о формах политического участия граждан; понимают, какие условия необходимы в нашей стране для заключения брака по общему правилу.
В некоторых случаях участники, не достигшие минимального балла, выполняют задания на поиск статистической информации, в явном виде представленной в виде таблицы или диаграммы. Однако существенной помехой для них является слабое развитие общих учеб- ных умений, в том числе слабая сформированность представлений о долях (треть, четверть, половина и т. п.) и соотношении величин (больше/меньше), а также проблемы с чтением и пониманием прочитанной информации.
Можно предположить, что в группу не преодолевших минимального балла входят пре- имущественно слабо подготовленные выпускники (не овладевшие в целом как содержанием большинства учебных предметов, так и общими учебными умениями, необходимыми в лю- бой профессиональной деятельности и для продолжения образования), надеющиеся на то, что их здравого смысла и общих представлений на бытовом уровне хватит для выполнения основной части заданий.
Как компенсировать наиболее значимые недостатки в образовательной подготовке об-
учающихся, рискующих не набрать минимального балла ЕГЭ?
Обратим внимание на несколько аспектов: диагностику и постановку реалистичных
целей в освоении предмета и подготовке к экзамену, освоение ключевых понятий
обществоведческого курса и развитие общих учебных умений.
Известны ситуации, когда учитель пытается отговорить наиболее слабых учеников от сдачи экзамена по своему предмету. В случае с ЕГЭ по обществознанию подобная практика представляется крайне вредной, поскольку освоение обществоведческого курса обучающи- мися из потенциальной группы риска по различным социальным основаниям (неблагополуч- ное социальное окружение, неясные перспективы продолжения образования и трудоустрой- ства и т. п.) необходимо для их социализации в системе позитивных социальных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ

11
Качественная диагностика позволяет очертить круг проблем в подготовке конкретных обучающихся и сформировать реалистичную индивидуальную траекторию освоения ими обществоведческого курса. Заметим, что принцип обучения всему содержанию курса при- менительно к данной группе обучающихся абсолютно неэффективен. Рекомендуем начать работу с такими учениками с заполнения представленной в рабочей тетради таблицы «Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию». Это позволит выявить по каждому разделу курса темы, освоенные хотя бы на уровне определения ключевых призна- ков понятия и функций социальных объектов, а также темы, которые не освоены в принципе.
В дальнейшем рекомендуется отрабатывать важнейшие из неосвоенных понятий, системати- зировать имеющиеся знания и устанавливать связи изученного и нового материала.
Значительное количество заданий ЕГЭ связано с оперированием обществоведческими
понятиями. Целью обучения является освоение ключевых понятий по всем разделам обще- ствоведческого курса хотя бы на уровне распознания понятий по определению (и наоборот), единичных признаков и конкретных проявлений.
Заметим, что в общественных дисциплинах преимущественно представлены понятия высокого уровня обобщения (например, «общество», «человек», «общественный прогресс»,
«государство», «право», «культура» и т. п.).
Понятия могут фиксировать не только общие существенные свойства объектов, но и их внутреннюю динамику (например, понятия «прогресс», «регресс», «социальная стратифика- ция» и т. п.), отношения между объектами (например, «политический процесс», «многопар- тийная система» и т. п.).
Важнейшими характеристиками любого понятия являются содержание и объём. Содер- жание понятия — это совокупность признаков, по которым выделяется класс предметов, фиксируемых данным понятием. Объём понятия — это всё множество предметов, которое охватывается конкретным понятием. Возьмём, например, понятие «человек»: существенный признак — принадлежность особей к биологическому виду Homo Sapiens — составляет со-
держание понятия; этим понятием будут охватываться все люди, вне зависимости от расы, этнической принадлежности, социального статуса, т. е. это объём понятия.
Установлена следующая зависимость между содержанием и объёмом понятия: чем шире содержание понятия (т. е. чем больше набор существенных признаков), тем меньше его объём (т. е. тем меньшее количество объектов может соответствовать этой совокупности признаков), и наоборот: чем меньше содержание (т. е. чем меньше существенных признаков объекта выделено), тем больше объём (т. е. тем большее количество объектов обладает эти- ми свойствами). Приведём пример: понятие «этнос» имеет относительно небольшой объём, поскольку объединяет лишь социальные группы, выделенные по национальному признаку, а объём понятия «социальная группа» несравненно шире — оно объединяет общности, вы- деленные по демографическому, национальному, профессиональному и другим признакам.
При этом содержание понятия «социальная группа» невелико: общности, выделенные по социально значимым признакам, тогда как «этнос» предполагает значительный набор при- знаков (несущественные наследуемые биологические признаки, общность языка и культуры, сходные приёмы хозяйственной деятельности, ментальность и многое другое).
Говоря о признаках, составляющих содержание понятия, заметим, что существует опре- делённая иерархия этих признаков — выделяются более и менее существенные характе- ристики. Наиболее существенные признаки фиксируются обычно в определении понятия и подлежат первоочередному рассмотрению в учебном процессе.
Перейдём к рассмотрению категорий «род понятия» и «вид понятия». Существуют много- образные иерархические связи понятий. Род — это мыслимое множество предметов (обо- значаемых соответствующими понятиями), в которое входит и рассматриваемый нами класс
ВВЕДЕНИЕ

12
объектов. Вид — это подразделение понятий внутри рода. Видовые признаки отличают один класс объектов от другого внутри рода. Рассмотрим следующий пример: понятие «культура» как совокупность приёмов и результатов духовной деятельности человека будет являться ро- довым для понятий «элитарная культура», «массовая культура», «народная культура», «экран- ная культура», каждое из которых при наличии определённой специфики (видовые признаки) всё же имеет общие родовые признаки.
Многие задания, связанные с оперированием понятиями (их признаками, связями, про- явлениями и т. п.), предполагают как раз умение определять родовые или видовые признаки.
Например, задание на выявление черт сходства традиционного и индустриального обществ может вызвать у обучающихся серьёзные затруднения. Но как только мы понимаем, что это видовые понятия, восходящие к роду «общество», становится очевидным, что искомые черты сходства — это как раз родовые признаки, т. е. признаки обществ любого типа.
Раскрытие смысла/определение понятия предполагает перечисление существенных признаков познаваемого объекта. Эта интеллектуальная операция является базовой при работе с понятиями. Если обучающиеся не умеют выявлять существенные признаки объек- та, невозможно осознанное употребление понятия в контексте, сравнение, классификация, установление связей и иные логические процедуры.
Опираясь на анализ результатов экзамена, советуем при работе с наименее подготов- ленными учениками обратить внимание на следующие содержательные элементы
1
«Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социо-
культурной эволюции)»: общие черты и черты различия человека и животного; характеристи- ки индивида; биологические, социальные и духовные потребности человека; задатки и спо- собности человека; личность (социальные качества человека, их формирование и развитие).
«Системное строение общества: элементы и подсистемы»: подсистемы (социальная, экономическая, политическая и духовная) общества и социальные институты.
«Основные институты общества»: понятие, функции основных социальных институтов.
«Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»: формы (области) культуры; виды культуры (материальная и духовная культура; народная, массовая и элитарная культура).
«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»: основные признаки тра- диционного (аграрного), индустриального, постиндустриального (информационного) обще- ства, процессы глобализации.
«Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)»: экологические, демографические, проблема
«Север–Юг», проблема развязывания новой мировой войны и др.
«Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная
(плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, госу- дарственная, акционерная и другие формы собственности).
«Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения.
«Роль государства в экономике»: принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности; организа- ция производства общественных благ; защита конкуренции; обеспечение социальных гаран- тий населению; борьба с безработицей; ограничение вредных воздействий экономической деятельности граждан и фирм на окружающую среду; смягчение последствий экономических кризисов, создание условий экономического роста и др.
«Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов.
1
Ниже приведены позиции кодификатора проверяемых элементов содержания с указа- нием возможных аспектов, представленных в заданиях ЕГЭ.
ВВЕДЕНИЕ

13
«Государственный бюджет»: статьи дохода и расхода, уровни государственного бюджета в РФ, функции государственного бюджета, профицит и дефицит государственного бюджета.
«Социальные группы»: социальные группы, выделяемые по различным основаниям.
«Виды социальных норм»: признаки социальных норм и их виды (правовые, моральные, эстетические, политические, религиозные и др.).
«Отклоняющееся поведение и его типы»: позитивное и негативное отклонение, наиболее опасные формы отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомания, преступность и др.).
«Социализация индивида»: социализация и её этапы, агенты социализации.
«Семья и брак»: типы семей в зависимости от численного состава: нуклеарные и расши- ренные; типы семей по характеру распределения домашних обязанностей: патриархальные
(традиционные) и демократические (партнёрские, эгалитарные).
«Государство, его функции»: понятие, признаки и функции государства; форма государ- ства (формы правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы).
«Органы государственной власти Российской Федерации»: Федеральное Собрание РФ, его структура и полномочия каждой палаты; Правительство РФ и его компетенция; полно- мочия Президента РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты гл. 4–6 Конституции РФ.)
«Федеративное устройство Российской Федерации»: принципы федеративного устрой- ства РФ, разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.
(Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст гл. 3 Конституции РФ.)
«Право в системе социальных норм»: понятие и признаки права, роль права в жизни общества и государства.
«Система российского права»: нормы и источники (формы) права, основные отрасли российского права.
«Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Фе-
дерации». Обратите внимание на то, что в каждом варианте экзаменационной работы 2016 г. будет задание, проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. (Советуем в учебном процессе использовать непосредствен- но тексты гл. 1 и 2 Конституции РФ.)
«Имущественные и неимущественные права»: понятие и объекты имущественных прав, личные неимущественные права, нематериальные блага, основные способы защиты граж- данских прав. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст ст. 11, а также гл. 6 и 8 Гражданского кодекса РФ, части первой.)
«Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора»: права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, дисциплинарные взы- скания, основания прекращения трудового договора. (Советуем в учебном процессе исполь- зовать непосредственно тексты ст. 20 и 21, а также гл. 11, 13, 19 и 30 Трудового кодекса
РФ.)
«Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и рас-
торжения брака»: родство и брак, условия заключения брака, режим имущества супругов, прекращение брака. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты гл. 3, 4, 6–8 Семейного кодекса РФ.)
«Права и обязанности налогоплательщика». (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно тексты ст. 21 и 23 Налогового кодекса РФ.)
«Правоохранительные органы. Судебная система»: задачи и структура правоохранитель- ных органов РФ, судебная система РФ. (Советуем в учебном процессе использовать непо- средственно текст гл. 7 Конституции РФ.)
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом