Главная страница

Методическое пособие_обществознание. Методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество


Скачать 381.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество
АнкорМетодическое пособие_обществознание.pdf
Дата03.02.2018
Размер381.95 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#62933
страница3 из 5
Каталогid292060104

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: 588-_Fizika_Reshenie_zadach_EGE-2016_Ch_1_Isakov_A_Ya_KamchatGTU, Metodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf, 28_Sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_Rossii_v_60_90-e_gg_XIX_v_S, Kurukin_I_-_Romanovy_Zhizn_zamechatelnykh_lyudey_-2012.pdf, Obschestvoznanie_Polny_kurs_Makarov.pdf, Kievskaya_Rus_v_9-13_vekakh.pdf, chelovek_konspekt.pdf, SpbGU_2018.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5
ВВЕДЕНИЕ

14
Учитывая особенности экзаменационной работы 2016 г., обращаем внимание на необхо- димость обратить внимание на формирование следующих умений:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты. Задания, про- веряющие данное умение, представлены в экзаменационной работе заданиями на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
Рассмотрим задание.
Пример 1
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
2) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность,
создавать необходимые ему блага и ценности.
3) Деятельность — это специфический способ существования человека.
4) Духовная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п.
Ответ: 123
Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий данного типа. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяс- нить вопрос (требование), припомнить соответствующую информацию, попытаться сократить объём необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализиро- вать все предложенные варианты ответа, выбрать верные и убедиться в их правильности.
Вообще, возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во- первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию задания. Возможен также анализ предложенных вариантов ответа с целью ис- ключения заведомо неверных вариантов ответа и выявления правильных вариантов. Выбор логического пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
В каждом варианте КИМ есть несколько заданий на установление соответствия элемен- тов двух множеств. Задания этого типа выглядят следующим образом:
Пример 2
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры: к каждо- му элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВВЕДЕНИЕ

15
ПРИЗНАКИ
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
А) эстетические оценки социальных явлений
1) искусство
Б) образность и наглядность
2) наука
В) проверяемость и воспроизводимость полученных результатов
Г) эмоциональность
Д) стремление к достоверности
Ответ:
Основание классификации задано в условии: это широкое понятие «формы (области) культуры». В свою очередь, данная категория включает следующие понятия: «наука», «ис- кусство». Они также названы в условии задания и образуют второй уровень классифика- ционной схемы. Уточним содержание этих понятий. Наука — это сфера духовной деятель- ности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления; науку отличает стремление к достоверному отражению реальности. Искусством называют форму (область) духовной культуры, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. К особенностям искусства относят образность и наглядность: художественным образом называют рождённое воображением создателя индивидуальное восприятие действительности. В художественном образе объединяются позиция автора- творца, отношение исполнителя, восприятие зрителя. Для создания художественных об- разов могут использоваться цвет, форма, звук, слово, движение. Произведения искусства, отражая окружающий мир, обращены к чувствам, эмоциям человека. Искусству свойствен ярко выраженный субъективный характер: огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя.
Итак, мы уточнили содержание понятий, представленных во втором столбце условия задания. А что же содержится в первом столбце? Здесь перечислены отличительные при- знаки отдельных областей (форм) культуры. Это третий уровень классификации — уровень конкретных понятий. Задание требует установить, к какой из форм (областей) культуры от- носится каждый из указанных отличительных признаков.
После того как мы уточнили, что включают в себя отдельные формы (области) культу- ры, выполнить это задание несложно. Стремление к достоверности, проверяемость и вос- производимость полученных результатов — характерные черты науки, эстетические оценки социальных явлений, образность и наглядность, эмоциональность — это характерные черты искусства.
Осталось записать ответ. В отличие от предыдущего задания, здесь порядок записи цифр в ответе имеет принципиальное значение. Рекомендуем при выполнении задания пользоваться таблицей записи ответов, приведённой непосредственно после текста задания.
Необходимо проверять, все ли элементы первого столбца учтены в ответе. Следует аккурат- но переносить полученную комбинацию цифр без запятых и иных символов в бланк ответов
(буквы из первой строки таблицы переносить в бланк ответов не надо);
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
А
Б
В
Г
Д
1 1
2 1
2
ВВЕДЕНИЕ

16
Рассмотрим задание.
Пример 3
В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите циф-
ры, под которыми они указаны.
1) конституционная монархия
4) демократическое государство
2) президентская республика
5) абсолютная монархия
3) федеративное государство
6) унитарное государство
Процесс решения подобных задач сводится к соотнесению предложенных вариантов ответа с преобразованными данными условия. Формат задания предполагает поиск в при- ведённом списке элементов ответа, соответствующих требованию задания, с последующей записью цифр, под которыми они указаны, в строку ответов.
Обращаем внимание, что количество верных позиций не фиксировано. В зависимости от конкретного задания в ответе может быть от 2 до 5 позиций.
Для решения можно предложить обучающемуся следующий алгоритм:
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необ- ходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника. (Последнее, естественно, возможно только в условиях подготовки к экзамену.) При решении данной задачи, например, может потребоваться уточнить значение термина «форма государства», вспомнить элементы формы государства.
2) Соотнесите вопросы или требования задачи с её условием:
— определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии (в данном случае, внимательно проанализировав условие, мы должны понять, что нам надо опре- делить: форму правления, форму государственного устройства, тип политического режима);
— проанализируйте каждую из характеристик и определите, какая из них какому эле- менту соответствует;
— подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (например, уни- тарное и федеративное государство; монархия и республика; конституционная и абсолютная монархия).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
— признаки каждого из указанных в условии конкретных форм правления, государствен- ного устройства, политического режима;
— соотнесите эту информацию с данными условия задачи;
— общий алгоритм выполнения подобных заданий предполагает анализ каждой из пред- ложенных позиций, уяснение её сущности и соотнесение с условием задания.
4) При выполнении заданий этого типа не следует забывать и о перепроверке ответа,
которая необходима для того, чтобы быть уверенным в его полноте.
5) При выполнении задания рекомендуем отмечать номера верных позиций, чтобы впо- следствии проще было проверить правильность выполнения задания и записать ответ. По-
ВВЕДЕНИЕ

17
рядок записи цифр ответа не имеет значения, однако для самопроверки удобнее записывать цифры ответа (без запятых и иных символов) в порядке возрастания.
6) Убедитесь в правильности полученного ответа: нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.
Итак, следуя предложенному алгоритму при решении данной задачи, приходим к выво- ду, что правильный ответ 146;
Задания на выявление структурных элементов понятия с помощью схем и таблиц
Пример 4
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
ПРИЗНАКИ

От каждого избирательного округа избранным считается один депутат, который набрал большинство голосов
Пропорциональная
Места в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за список политической партии
Можно предложить следующий алгоритм выполнения подобных заданий:
1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется опреде- лить (обратите внимание на название таблицы и отдельных столбцов: в нашем случае речь идёт об избирательных системах);
2) проанализировать полностью заполненную строку таблицы (в нашем примере при- ведена характеристика пропорциональной избирательной системы);
3) выявить в условии существенные признаки искомого понятия (в нашем случае это одномандатные округа, избрание кандидата, набравшего большинство голосов);
4) привлечь обществоведческие знания о типах избирательных систем.
Так мы приходим к ответу: мажоритарная
Рекомендуем обращать внимание обучающихся на указание в условии о том, слово или словосочетание требуется записать. В случае если требуется записать слово, а у обучаю- щегося получилось словосочетание (и наоборот), ему надо рекомендовать ещё раз проана- лизировать задание и подумать, какие синонимы записанного в ответе термина существуют.
Задания на соотнесение видовых понятий с родовым понятием (термином)
В КИМ используются две разновидности подобных заданий (задания 2 и 3).
Пример 5
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представлен- ного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) моральные нормы; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) правовые нормы;
5) негативные санкции.
Ответ:
3
ВВЕДЕНИЕ

18
Формат подобных заданий предполагает список из пяти понятий (позиций), одно из которых является обобщающим для четырёх других. Требование задания связано с поиском этого понятия и записью цифры, под которой оно указано.
Как выполнять подобные задания? Прежде всего обучающемуся необходимо вниматель- но проанализировать перечень и определить область обществоведческого знания. Очевидно, что в приведённом примере речь идёт о социальном контроле. Внимательно прочитав каж- дый из предложенных терминов, получаем правильный ответ: 3.
Пример 6
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение экс-
перимента; 6) эмпирическое описание.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Формат подобных заданий предполагает некий ряд терминов, включающий шесть пози- ций, две из которых являются лишними («выпадают» из общего ряда). Требование задания связано с поиском этих «лишних» элементов и записью цифр, под которыми они указаны, в таблицу ответов.
Как выполнять подобные задания?
Прежде всего следует уяснить смысл родового понятия (термина). В этом примере речь идёт о методах научного познания. Следовательно, анализируя предложенный ряд терминов, обучающийся должен найти термины, связанные с различными методами, используемыми в научном познании. Внимательно прочитав каждый из предложенных терминов, вспомнив его сущностные характеристики, приходим к выводу, что наблюдение (1), выдвижение гипотез
(4), проведение эксперимента (5), эмпирическое описание (6) являются методами научного познания, а вот ощущение (2) и суждение (3) относятся к формам познавательной деятель- ности. Следовательно, правильный ответ — 23.
Порядок записи цифр ответа в данном задании принципиального значения не имеет — будет засчитан как правильный и ответ 23, и ответ 32, однако для самопроверки удобнее записывать цифры ответа в порядке возрастания. Рекомендуем обращать внимание обуча- ющихся на то, что цифры ответа не следует разделять запятыми или другими символами.
Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту
Прежде чем рассмотреть пример, обратим внимание на то, что алгоритм выполнения заложен в самом требовании к этому заданию. Поэтому советуем сначала внимательно прочитать задание, обращая внимание не только на содержание, но и на инструкции по его выполнению. Осмысление предъявленных требований — первый шаг к успешному вы- полнению задания, второй, конечно, зависит от понимания сущности затронутого вопроса.
Итак, требуется заполнить пропуски в тексте словами/словосочетаниями из предло- женного списка. Необходимо учитывать, что каждое слово/словосочетание может быть ис- пользовано только один раз, при этом три позиции списка останутся незадействованными.
2 3
ВВЕДЕНИЕ

19
Пример 7
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.
В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, обще- ства в целом.
__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребно- сти людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства.
__________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми.
__________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответ- ствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Об- ратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальный
5) естественный
6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность
8) индивид
9) идеальный (духовный)
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ:
При выполнении задания обучающемуся необходимо прочитать и осмыслить каждое предложение текста, спрогнозировать, какие термины могли бы быть на месте пропусков, и обратиться к приведённому списку терминов. Заметим, что при выполнении данного задания нередко грамматическая форма искомого слова/словосочетания может стать подсказкой
(например, если пропущено прилагательное или глагол). Целесообразно рекомендовать об- учающимся отмечать в списке уже использованные термины — это облегчит выбор следу- ющих слов и позволит избежать дублирования.
А
Б
В
Г
Д
Е
2 1
8 5
4 9
ВВЕДЕНИЕ

20
В этом задании порядок записи цифр в ответе имеет принципиальное значение. Ре- комендуем при выполнении задания пользоваться таблицей записи ответов, приведённой непосредственно после текста задания.
В нашем примере ответ — 218549
Также целесообразно обратить внимание на развитие у рассматриваемой группы обуча- ющихся умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (график, схема, таблица, диаграмма).
В каждом варианте экзаменационной работы есть задание на анализ изменения спроса/
предложения (рисунок). Отметим, что в экзаменационной модели 2016 г. изменён формат этого задания: предлагается указать не один, а несколько правильных ответов из пяти пред- ложенных вариантов.
В КИМ есть задание, проверяющее умение осуществлять поиск статистической инфор- мации, представленной в таблице или диаграмме (круговой или гистограмме). В рабочей тетради имеются рекомендации по выполнению заданий на анализ информации, представ- ленной в таблице, диаграмме или на рисунке.
Как уже было отмечено выше, для рассматриваемой группы обучающихся актуальным является совершенствование умений читать и адекватно понимать прочитанный текст. Реко- мендуем развивать данную группу умений при работе с текстом учебника (из Федерального перечня учебников, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего об- разования в 2014/15 и 2015/16 уч. гг.), теоретическими разделами уроков в рабочей тетради.
Работу целесообразно организовать следующим образом: в ходе урока прочитывать отдель- ные фрагменты учебного текста, формулировать основные идеи и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Чрезвычайно важно, чтобы обучающимся были ясны все термины и понятия, имеющиеся в тексте. Возможны разные формы понятийной работы. Во-первых, учитель может методом фронтальной беседы предложить обучающимся объяснить значение ряда ключевых терминов и понятий урока (для этого требуется на этапе подготовки к уроку выделить в тексте потенциально непонятные обучающимся понятия, выражения). Во-вторых, необходимо спросить обучающихся о том, какие слова в теоретическом блоке урока им непонятны, что требуется дополнительно разъяснить. Система понятийной работы позволит не только улучшить понимание обучающими- ся содержания конкретных уроков, но и позволит установить определённые понятийные связи, содержательные связи различных вопросов внутри одной темы и между темами.
Также рекомендуем задавать по содержанию прочитанного вопросы не только на извле- чение информации, но и на привлечение наиболее значимых для конкретной темы контекст- ных знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта обучающихся. Это не только улучшит качество освоения конкретных вопросов и тем, но и позволит формировать упомянутые выше содержательные связи. Целью является преодоление фрагментарности знаний обучающихся. Заметим, что важен не большой объём формально освоенных понятий, а формирование системы ключевых обществоведческих понятий.
При работе с различными тренировочными пособиями, в том числе сборниками зада- ний и типовых вариантов, рекомендуем (помимо выполнения заданий с кратким ответом) сконцентроваться на качественном выполнении первых двух заданий с развёрнутым ответом к тексту (задания 21 и 22 в экзаменационной модели 2016 г.). Это вполне достижимо для данной группы обучающихся. В 2015 г. за выполнение первого задания 28,7 % выпускников с низкими результатами получили максимальные 2 балла, 27,9 % — 1 балл (т. е. около 60 % участников, не набравших минимального балла ЕГЭ, всё же смогли выполнить это задание
ВВЕДЕНИЕ

21
полностью или частично); с выполнением второго задания справились соответственно 6,5 % и
25,6 % участников с низкими результатами. Можно сказать, что выполнение первого задания на максимальный балл (2) и второго задания хотя бы на 1 балл требует от экзаменуемых толь- ко умения читать и считать (максимум до 5). Первое и второе задания к тексту направлены преимущественно на поиск, осознанное восприятие и точное воспроизведение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Искомую информацию можно приводить как дословные цитаты или переформулировать близко к тексту, чтобы не потерять основную мысль. Но при этом ни одно задание не требует простого переписывания одного или нескольких абзацев текста, обучающимся необходимо научиться точно вычленять требуемое положение текста.
В связи с вышесказанным обратим особое внимание на развитие у обучающихся навы- ков самоконтроля и самопроверки, поскольку значительное количество ошибок на экзамене связано с неверным или фрагментарным прочтением условия, нежеланием или неспособно- стью ещё раз прочитать задание и проверить правильность записанного ответа, подсчитать записанные элементы развернутого ответа и сверить их с требованием задания. Для контро- ля записи элементов развернутого ответа можно настоятельно рекомендовать обучающимся нумеровать записываемые элементы (если, например, требуется записать три причины или привести три примера), подписывать фрагменты требований (например, «смысл понятия:...; предложение о...; предложение о...» при ответе на задание 25).
Рекомендуем также обратить внимание обучающихся со слабой подготовкой на зада- ние 29 (мини-сочинение). Это задание оценивается по нескольким критериям, первым из которых является понимание смысла предложенного в качестве темы высказывания. Даже слабо подготовленные обучающиеся могут научиться объяснять своими словами, какую про- блему поднял автор высказывания, о чём это высказывание. В качестве тренировки можно использовать афоризмы/мудрые мысли из учебников, сборников заданий.
Рассмотрим еще один тип заданий.
Задание на дифференциацию в социальной информации фактов, оценочных суждений и теоретических утверждений
В экзаменационной работе предлагается небольшой текст, состоящий из пяти предложе- ний. Требуется определить, какие положения носят фактический характер, какие — характер оценочных суждений или теоретических утверждений.
Пример 8
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция — это ценная бумага, закрепляющая пра- ва её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов.
(Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
ВВЕДЕНИЕ

22
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
Для успешного выполнения подобного задания прежде всего обучающимся необходимо уяснить, что такое социальный факт, теоретическое утверждение и оценочное суждение.
В обычном смысле социальным фактом называют реальное событие, явление, которое может быть локализовано во времени и пространстве (то, что реально произошло где-то в конкретный момент времени). В более широком смысле под социальным фактом понимают знание о со- бытии, которое описано с учётом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.
Человек, как правило, не может беспристрастно относиться к происходящим в обществе событиям, процессам — у него формируется собственное отношение, мнение, оценка. Мнение может содержать не только положительное или отрицательное отношение к социальному объ- екту, процессу, но и разного рода предположения о его свойствах и тенденциях развития, про- гностические суждения, скептическое отношение к ранее полученным знаниям об объекте и т. п.
Теоретическое утверждение является результатом обобщения информации о множестве аналогичных фактов, явлений, процессов, поэтому оно фиксирует сущностные характеристики целого класса (вида, рода) объектов, процессов, их структурно-функциональные и прочие связи.
Можно рекомендовать обучающимся следующий алгоритм выполнения подобных заданий.
1) Внимательно прочитайте текст полностью, осмыслите его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста.
2) Последовательно проанализируйте каждое положение текста. В нашем примере пункты
(А) и (Б) содержат факт (о слиянии нескольких компаний и изменении курса акций), пункт
(В) — определение понятия «акция», т. е. теоретическое утверждение; пункт (Г) — оценку возможных последствий, пункт (Д) — оценочное суждение. Так мы получим ответ: 11322.
3) Прочтите текст ещё раз и проверьте себя.
Осталось записать ответ. Здесь порядок записи цифр в ответе имеет принципиальное значение. Рекомендуем при выполнении задания пользоваться таблицей записи ответов, приведённой непосредственно после текста задания.
Вторую часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом.
Каждое из девяти заданий этой части проверяет определённое умение на различном со- держании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых представляется целесообразным. Прежде всего необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформули- ровать и т. п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т. п.), но и определить, какое коли-
чество данных элементов надо привести (один, два, три и т. д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но не- полным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
При оценивании ответов на данные задания эксперты не снижают балл за ошибки в на- писании слов, пунктуации и т.п., если текст ответа не искажён ошибками до невозможности уяснить его смысл. Однако целесообразно следить за речевым оформлением своих ответов, записывать их разборчиво.
А
Б
В
Г
Д
1 1
3 2
2
ВВЕДЕНИЕ

23
Третье и четвёртое задания к мини-тесту на анализ источника социальной информации.
Третье задание (номер в работе 23) нацеливает на характеристику текста или его от- дельных положений на основе изученного курса, с привлечением контекстных знаний, фак- тов общественной жизни или личного социального опыта.
Четвёртое задание (номер в работе 24) предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Ответы на задания 23 и 24 не предполагают простого цитирования текста. Рекомендуем обра- щать внимание на указание в задании дополнительных источников информации (могут быть указаны обществоведческий курс, знания из других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт) и требуемый поэлементный состав ответа. Не рекомендуем «перестраховывать- ся» и писать существенно больше, чем требуется в задании (например, пять-шесть аргументов или примеров вместо трёх), — экзаменуемый потеряет время и может допустить «лишние» ошибки.
Задание на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в
свободно конструируемом фрагменте текста.
Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщён- ного в данном понятии, предъявляются на позиции 25. Выполнение этого типа заданий требует знания основных признаков указанного в задании понятия, но проверяемое умение носит уже иной характер: выпускники должны правильно использовать понятие в ими же сформулированных суждениях. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих су- дить об уровне подготовки обучающихся: 1) определение (раскрытие смысла) указанного базово- го понятия; 2) использование понятия в правильном контексте (взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассма- триваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность).
Рассмотрим пример задания.
Пример 9
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содер- жащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно пред- ложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Выполнение задания включает три компонента — раскрытие смысла понятия и состав- ление двух предложений о заданных аспектах понятия.
Отметим, что задание не требует записи определения понятия, достаточно в любом коли- честве предложений показать его существенные признаки (хотя если экзаменуемый знает опре- деление понятия, он может записать его). Неверное раскрытие смысла (или полное отсутствие этого элемента ответа) при любом количестве других элементов ответа оценивается 0 баллов.
Далее следует внимательно прочесть другие требования задания и уяснить, о каких аспектах понятия следует составить предложения.
В нашем случае требуется составить одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
ВВЕДЕНИЕ

24
При составлении предложений необходимо использовать имеющиеся обществоведческие знания. «Пустые» предложения, в которых центральное понятие (или его аспект) лишь упоми- нается, но никак не раскрывается, не будут оцениваться. Сравним суждения «Особенностью демократического режима является следование демократии» и «Особенностью демократиче- ского режима является гарантия политических прав и свобод граждан». В первом случае мы видим «пустое», неинформативное предложение, которое не содержит никакой информации о каких-либо особенностях демократического режима. Во втором предложении указана конкрет- ная особенность демократического режима, т. е. требование задания (в этой части) выполнено.
Задание на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью
примеров.
Задание 26 — задание высокого уровня сложности. В условии задания содержится ука- зание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из соци- альной жизни и(или) личного социального опыта.
Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требова- ний: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстриру- ющие…», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем — соответствующий пример». Эти требования «разворачивают» проверяемый вид деятельности, пошагово фиксируя порядок выполнения.
«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объёмное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень
конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути всё большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д.; другие мо- гут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
Рассмотрим пример задания.
Пример 10
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Рекомендуем пошагово выполнять требования задания. Сначала вспомнить и записать основания приобретения права собственности, а затем подобрать соответствующие приме- ры. Так обучающийся «не потеряет» оцениваемые элементы ответа и сможет лучше контро- лировать качество приводимых примеров (их связь с иллюстрируемым основанием), чтобы не получилось ситуации, когда все примеры иллюстрируют одно основание.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности:
1) изготовление или создание новой вещи для себя (например, Анна сшила себе платье);
2) купля-продажа (например, Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (например, Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (например, Виталий подарил Татьяне кольцо).
ВВЕДЕНИЕ

25
Проблемная познавательная задача.
Задание 27 представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблем- ной ситуации или высказывания и вопросы (требования) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определённой проблемы.
В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований. В зависимости от содер- жания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказыва- ние (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, быто- вого и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.
Рассмотрим конкретный пример.
Пример 11
В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что лю- дям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлени- ях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обще- ствоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
В таблице приведена система оценивания данного задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни — социальная;
2) исторический тип стратификации — сословная;
3) критерии стратификации современного общества:
– объём власти;
– уровень доходов;
– уровень образования;
– престиж профессии.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия
3
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия.
ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия
2
Правильно указаны сфера и тип стратификации.
ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия
1
Правильно указана только сфера.
ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
ВВЕДЕНИЕ

26
Обучающимся можно предложить следующий алгоритм выполнения этого и подобных заданий.
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и определите, сколько и каких элемен- тов должен содержать полный ответ (в данном случае речь идёт о пяти элементах — двух вопросах и трёх критериях).
2) В условиях подготовки к экзамену можно при необходимости обратиться к справочной литературе (в нашем примере это может быть материал о сферах общества, типах соци- альной стратификации).
3) Соотнесите вопросы или требования задачи с её условием. Определите, какая полез- ная для решения задачи информация содержится в условии (в нашем примере это описание трёх состояний человека в зависимости от его происхождения).
4) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
— выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи
(социология);
— сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой и надо вспомнить (понятие социальной сферы, социальной стратификации, критерии социальной стратификации).
5) Пошагово выполните требования задачи:
— сфера общественной жизни — социальная;
— исторический тип стратификации — сословная;
— критерии стратификации современного общества (любые три из следующих: объём власти; уровень доходов; уровень образования; престиж профессии).
6) Проверьте, все ли требования задания выполнены, нет ли в условии задачи данных,
противоречащих предлагаемому вами решению.
Задание, требующее составления сложного плана ответа по теме.
Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по кон- кретной теме/проблеме обществоведческого курса. С его помощью проверяется целый ком- плекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определённой темы курса в единстве её различных аспектов (компонентов); умение представить эти компонен- ты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
Напомним, что план — чёткое последовательное представление частей содержания из- ученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Прежде чем приступить к составлению плана, необходимо чётко уяснить сущность тре- бования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа.
Выполнение этого задания предполагает:
1) выявление вопросов (пунктов плана), обязательных для раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
2) продумывание формулировок пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
3) составление сложного плана, т. е. детализация в подпунктах не менее двух пунктов плана.
Очень важно следить за тем, чтобы план соответствовал заданной теме и позволял содержательно её раскрыть. Например, тема «Роль политической системы в жизни обще-
ВВЕДЕНИЕ

27
ства» не может быть раскрыта без указания структурных элементов и функций политической системы, типологии политических систем. Именно эти три пункта плана целесообразно де- тализировать в подпунктах (благо, дробная структура содержания этих аспектов даёт такую возможность). Не рекомендуем пользоваться при ответе заготовками универсального плана
«на все случаи жизни» (понятие, недостатки/достоинства, прошлое/будущее политической системы и т. п.). В систему оценивания этого задания внесено следующее положение:
«Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не от-
ражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании». Любой план должен отражать специфику темы.
Обучающимся можно советовать внимательно читать параграфы учебника, теоретиче- ский блок урока в рабочей тетради, анализируя их с точки зрения структуры и общей по- дачи содержания.
Альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения.
Темами мини-сочинения выступают высказывания учёных, деятелей культуры, публи- цистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и нашего вре- мени. Имена ряда из них, а подчас и некоторые факты биографии, могут быть знакомы обучающимся из курсов истории, литературы, обществознания, из внеучебных источников информации.
Формулировка задания и критерии оценивания мини-сочинения не требуют переска-
за биографий авторов высказываний.
Советуем ознакомиться с формулировкой задания 29 и критериями его оценивания (об- ратитесь к Демоверсии текущего года, размещённой на сайте fipi.ru). Это позволяет полу- чить представление о том, какие элементы должны быть в эссе.
Начнём с инструкции к заданию.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из пред- ложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
Главная информация, которая содержится в инструкции: необходимо выбрать только одну из предложенных тем. Написание двух и более мини-сочинений не принесёт никаких дополнительных баллов. Поэтому необходимо сконцентрироваться на выборе и раскрытии одной темы.
Задание формулируется следующим образом:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором про- блемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и соб- ственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
ВВЕДЕНИЕ

28
Итак, требуется:
1) раскрыть смысл выбранного высказывания;
2) изложить свои мысли по обозначенной автором проблеме, показывая при этом обще- ствоведческие знания (понятия, теоретические положения и т.д.) и умение рассуждать;
3) подкрепить свои рассуждения фактами общественной жизни и личного социального опыта.
После этого приступаем к выбору темы. Всего предлагаются пять тем, которые условно соотнесены с контекстами философии, экономики, социологии и социальной психологии, политологии, правоведения. Соотнесение высказывания с тем или иным контекстом может помочь при раскрытии темы, но оно не означает запрета на привлечение знаний из других общественных наук (наиболее выигрышно смотрятся эссе, в которых авторы смогли показать различные аспекты проблемы, продемонстрировать знание разных общественных наук).
Заметим, что в мини-сочинении не требуется объяснять, каков предмет изучения
той или иной общественной науки.
Рекомендуем выбирать ту тему, которая, во-первых, вам понятна (смысл которой вы можете сформулировать), во-вторых, даёт возможность показать теоретические знания, по- рассуждать. Целесообразно составить на черновике план мини-сочинения, заложив в него основные идеи, логические шаги раскрытия проблемы, а также понятия и теоретические положения, которые планируется использовать. В дальнейшем к нескольким пунктам плана подобрать соответствующие примеры. Если обучающийся не может составить такой план по выбранному высказыванию, целесообразно проанализировать другое (другие) высказыва- ния. Возможно он изменит свой выбор. Нередко понятно сформулированные и казалось бы простые темы не дают возможности написать качественное обществоведческое сочинение по заданным требованиям. Важно даже в ситуации, когда на экзамене выпускник не может полноценно выполнить данное задание, настроить его на выполнение хотя бы первого тре- бования — раскрыть смысл высказывания.
Обратимся к критериям оценивания.

Критерии оценивания ответа на задание 29
Баллы
К1
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
0
К2
Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению
оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
2
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения
1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
0
ВВЕДЕНИЕ

29

Критерии оценивания ответа на задание 29
Баллы
К3
Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному
искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического,
литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из раз- личных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)
2
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
ИЛИ
Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
1
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
0
Максимальный балл
5
Мы видим, что оцениваются следующие элементы:
1) раскрытие смысла высказывания (то, как экзаменуемый своими словами смог объ- яснить, какую проблему поднял автор высказывания, о чём оно);
Обращаем внимание на то, что среди критериев, по которым оценивается выпол- нение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не понял смысла высказывания, не обозначил поставленной автором проблемы (вы- двинутой темы), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше
не проверяется.
2) характер и уровень теоретической аргументации, т. е. раскрытия проблемы.
Теоретическое раскрытие проблемы выпускники нередко сводят к определению ключевых понятий темы, не давая развернутых взаимосвязанных суждений теоретического характера.
Различение этих двух уровней обоснования служит основой для балльной дифференциации оценки. Для получения максимального балла по этому критерию следует раскрывать соот- ветствующие понятия, приводить теоретические положения и выводы. К полному раскры- тию вопроса на теоретическом уровне, в первую очередь, следует отнести использование научных понятий определённой области (или областей) обществознания, формулирование утверждений и выводов, приведение принципов и подходов, раскрытие причинно-следствен- ных, функциональных, иерархических связей и отношений.
Отметим, что наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания поло-
жений ведёт к снижению оценки по критерию К2 на 1 балл.
3) наличие фактов и примеров, иллюстрирующих рассуждения, теоретические положения
(качество фактической аргументации).
Подчеркнём, что для получения максимального балла по этому критерию необходимо, чтобы факты и примеры были взяты из различных источников: сообщений СМИ, материалов различных учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), личного социального опыта и собственных жизненных наблюдений.
ВВЕДЕНИЕ
Продолжение

30
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существен-
ному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого
исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчиты-
ваются при оценивании
Фактическая сторона ответа может предполагать привлечение статистических данных; показ конкретных проявлений установленных связей и отношений; использование примеров, иллюстрирующих отдельные положения и выводы. Важно, чтобы фактическая и теоретиче-ская составляющие ответа находились в органической взаимосвязи.
Методическое пособие полностью: http://vk.cc/5xjb8t
ВВЕДЕНИЕ
связь с админом