Главная страница

Методическое пособие_обществознание. Методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество


Скачать 381,95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и конкретные поурочные рекомендации по пяти тематическим модулям Человек и общество
АнкорМетодическое пособие_обществознание.pdf
Дата03.02.2018
Размер381,95 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#62933
страница4 из 5
Каталогid292060104

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: 588-_Fizika_Reshenie_zadach_EGE-2016_Ch_1_Isakov_A_Ya_KamchatGTU, Metodicheskoe_posobie_obschestvoznanie.pdf, 28_Sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_Rossii_v_60_90-e_gg_XIX_v_S, Kurukin_I_-_Romanovy_Zhizn_zamechatelnykh_lyudey_-2012.pdf, Obschestvoznanie_Polny_kurs_Makarov.pdf, Kievskaya_Rus_v_9-13_vekakh.pdf, chelovek_konspekt.pdf, SpbGU_2018.pdf.
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗДАНИЯ «Я СДАМ ЕГЭ! МОДУЛЬНЫЙ КУРС.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ»
№ урока
в рабочей
тетради
Тема урока
Кол-во
часов
Тема 1. Человек и общество
9
1
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
1
2
Социализация индивида
1
3
Деятельность
1
4
Познание мира
1
5
Общество как форма жизнедеятельности людей
1
6
Духовная культура общества
2
7
Итоговое повторение по теме «Человек и общество»
2
Тема 2. Экономика
11
8
Что изучает экономика
1
9
Экономические системы
1
10
Спрос и предложение
1
11
Конкуренция и её виды
1
12
Экономика фирмы
1
13
Роль государства в экономике
1
14
Инфляция
1
15
Банковская система
1
16
Как развивается экономика
1
17
Итоговое повторение по теме «Экономика»
2
Тема 3. Социальные отношения
9
18
Социальные группы. Молодёжь как социальная группа
1
19
Социальная стратификация
1
20
Социальная мобильность
1
21
Семья
1
22
Социальный контроль
1
23
Социальный конфликт
1
24
Выполняем задания на анализ статистической информации, представленной в таблице или диаграмме
1
25
Итоговое повторение по теме «Социальные отношения»
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

32
№ урока
в рабочей
тетради
Тема урока
Кол-во
часов
Тема 4. Политика
8
26
Политическая система общества
1
27
Форма государства
2
28
Политический процесс
1
29
Политические партии
1
30
Политическая элита и политическое лидерство
1
31
Итоговое повторение по теме «Политика»
2
Тема 5. Конституция Российской Федерации
8
32
Конституция Российской Федерации
1
33
Основы конституционного строя Российской Федерации
1
34
Права и свободы человека и гражданина
1
35
Федеративное устройство Российской Федерации
1
36
Организация государственной власти в Российской Федерации
2
37
Итоговое повторение по теме «Конституция Российской Федерации»
2
Тема 6. Право
13
38
Право, его роль в жизни общества и государства
1
39
Субъекты гражданского права
1
40
Имущественные и неимущественные права
1
41
Семейное право
2
42
Трудовое право
2
43
Юридическая ответственность
1
44
Правоохранительные органы
1
45
Гражданское процессуальное право
1
46
Особенности уголовного процесса
1
47
Итоговое повторение по теме «Право»
2
48
Многовариантность общественного развития
2
Резерв времени (может быть использован по усмотрению учителя)
6
Всего
66
Продолжение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Методическое пособие полностью: http://vk.cc/5xjb8t

ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
# Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
# Социализация индивида
# Деятельность
# Познание мира
# Общество как форма жизнедеятельности людей
# Духовная культура общества
# Итоговое повторение по теме
«Человек и общество»
Изучение этой темы направлено на формирование и развитие у обучающихся
знания понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «потребности», «деятельность»,
«общество», «социальный статус», «социальная роль», «истина», «культура»;
умения характеризовать с научных позиций природное (биологическое) и общественное
(социальное) в человеке; социализацию, агентов (институты) социализации индивидов; ос- новные формы деятельности; общество как систему; направления и формы общественного развития; цели, этапы и формы познания; мораль, науку, религию, искусство, образование;
умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в тексте в явном виде;
умения конкретизировать примерами/раскрывать на примерах биосоциальную сущность человека, действие различных агентов (институтов) социализации индивидов, элементы структуры деятельности, системный характер общества и противоречивость его развития, разновидности культуры, многообразие способов (форм) познания мира;
умения применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных за- дач по актуальным социальным проблемам.

34
1) Человек, индивид, личность
Одной из ключевых идей урока является идея биосоциальности человека. При рассмо- трении этого вопроса целесообразно опираться на биологические знания обучающихся и их личный социальный опыт.
Человек по своей сути существо биосоциальное — он является частью природы и вме- сте с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных органов и систем, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый че- ловек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.
Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых су- ществ: наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действи- тельность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необхо- димых благ.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие качества, как со- знание и разум, способность и готовность к труду и творчеству, свобода и ответственность.
Далее переходим к рассмотрению понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность»,
«индивидуальность». Индивид — единичный представитель человечества. Личность — сово- купность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность — это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших соци- альных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протя- жении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, куль- турного богатства, накопленного обществом). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность — это своеобразие человека.
2) Потребности человека
Изучение данного пункта плана проводится на основе представленной в рабочей тетради схемы «Потребности человека». Сначала необходимо выяснить, как обучающиеся понимают значение понятия «потребности» и при необходимости дополнить/скорректировать это по- нимание.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
На уроке изучаются
Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; понятия «индивид», «индивиду-
альность», «личность»; потребности и их виды.
Повторение
Рекомендуем убедиться в понимании обучающимися понятий «человек», «природа».
ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1

35
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.
Затем целесообразно обратить внимание на три группы потребностей, раскрыть их сущ- ность, предложить привести примеры потребностей каждой группы.
Далее можно кратко охарактеризовать классификации потребностей по другим осно- ваниям. Выделяют также индивидуальные (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные (харак- теризуют социальную жизнь) потребности. Индивидуальные потребности людей в принципе могут противоречить общественным потребностям.
Долговременные (стратегические) потребности связаны с перспективными возможно- стями и целями развития личности, социальной группы, организации, общества в целом, а сиюминутные — потребности текущего момента; долговременные потребности могут до определённого момента не осознаваться человеком, обществом, в отличие от сиюминутных потребностей. Удовлетворение сиюминутных потребностей может в принципе противоречить удовлетворению долговременных потребностей.
Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удов- летворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.
Для закрепления изученного рекомендуем использовать рубрику рабочей тетради «ОТ-
ВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ»:
1. В чём заключается биосоциальная сущность человека?
2. Что составляет биологическую природу человека?
3. Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ?
4. Как проявляется социальная сущность человека?
5. Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?
6. Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные?
Вопросы для закрепления изученного можно задавать как после рассмотрения каждого пункта плана, так и после прохождения всего теоретического материала урока. В случае выявления затруднений обучающихся необходимо вернуться с неосвоенному материалу и разъяснить его ещё раз.
Для тренировки используются задания из рабочей тетради (рубрика «ВЫПОЛНИТЕ ЗА-
ДАНИЯ»). Предложенный алгоритм может быть использован при изучении последующих тем.
ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Естественные (биологические; фи- зиологические, материальные и т. п.)
(воздух для дыхания, вода, пища, одеж-
да и жилище, продолжение рода и т. п.)
Социальные (в общении, в труде,
жизненном успехе, занятии опреде-
лённой позиции в обществе и т. п.)
Духовные (идеальные) (в познании
окружающего мира, достижении гар-
монии и красоты; религиозной вере,
художественном творчестве и т. п.).
1
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

36
Каждый обучающийся выполняет задание 1, а затем осуществляется фронтальная про- верка с разъяснением обучающимися выбора каждой позиции и анализом неверных ответов.
Возможно также применение метода проверки обучающимися ответов друг друга и затем фронтальная беседа для анализа и корректировки допущенных ошибок. Другой возможный вариант — предложение задания 1 в качестве домашнего задания и проверка правильности его выполнения, корректировка ошибок — на следующем занятии.
Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок « » в соответствующем столбце таблицы.
Суждения
Верно
Неверно
К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми.
Человек обладает мышлением и словесной речью.
Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.
Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми.
Процесс становления личности называется стратификацией.
Индивид — единичный представитель человечества.
Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью.
Личность — это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.
В каждой теме может быть от 2 и более заданий. Работа с заданиями может быть дана для самостоятельного выполнения обучающимися с контролем только верного ответа
(возможно использование взаимопроверки ответов обучающимися), а в случае отсутствия времени на уроке предлагается в качестве домашнего задания.
Ответ: 2. 22112
ДЛЯ ЗАМЕТОК
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
1
ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1

37
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА
2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
На уроке изучаются
Понятия «социализация», «социальный статус» и «социальная роль»; агенты (институты) социализации.
Повторение
Рекомендуем убедиться в понимании обучающимися смысла понятий «индивид», «личность».
1) Понятие социализации
Рекомендуем обратить внимание обучающихся на следующие аспекты понятия «социа- лизация»:
— социализация — процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека;
— социализация — процесс освоения индивидом различных социальных ролей;
— социализация индивида возможна только в обществе, в процессе его социальных взаимодействий;
— в социализации индивида участвуют различные социальные институты, социальные группы;
— успешность социализации определяется как личными качествами индивида, так и особенностями его социального окружения, социально-экономической и политической ситуацией в обществе;
— социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека.
Далее можно (при желании) рассмотреть основные этапы социализации.
Этап социализации
Краткая характеристика
Первичная социализация
(адаптация)
Ребёнок от рождения до подросткового периода усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает родите- лям и другим представителям своего ближайшего социального окружения.
Индивидуализация (появля- ется желание выделить себя среди других, критическое от- ношение к принятым нормам социального поведения)
В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределе- ния характеризуется как промежуточная социализация, так как миро- воззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Интеграция (появляется жела- ние найти своё место в обще- стве, вписаться в него)
Интеграция проходит благополучно, если индивидуальность человека принимается группой, обществом. Если она не принимается, возмож- ны следующие исходы:
1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимо- действий (взаимоотношений) с конкретными людьми, группой и об- ществом в целом;
2) реальное изменение себя для того, чтобы «стать как все»;
3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовой этап социализации
Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности; че- ловек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на своё социальное окружение, социальную среду.
Послетрудовой этап социали- зации
Рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий определён- ный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

38
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА
2
В ходе социализации человек усваивает социальный опыт предшествующих поколений, без чего полноценная жизнь в обществе трудна. Социальный опыт включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др.
2) Социальный статус и социальная роль
Каждый человек занимает определённое положение в обществе. Оно зависит от его воз- раста, семейного положения, доходов, профессии, политической активности, культурных ин- тересов. Положение человека в обществе связано с его социальным статусом. Социальный
статус — место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей.
Например, как граждане России мы имеем право участвовать в управлении делами государ- ства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др.
Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.).
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом