Главная страница

Маханёва М.Д., Рещикова С.В. - Игровые занятия... Методическое пособие для педагогов и родителей Творческий Центр Москва 2008 удк 373 ббк 74. 3 М маханева М. Д


Скачать 9,44 Mb.
НазваниеМетодическое пособие для педагогов и родителей Творческий Центр Москва 2008 удк 373 ббк 74. 3 М маханева М. Д
АнкорМаханёва М.Д., Рещикова С.В. - Игровые занятия.
Дата24.09.2018
Размер9,44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMakhanyova_M_D__Reschikova_S_V_-_Igrovye_zanyatia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#13632
страница1 из 8
Каталогid139026758

С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: dlya_otpravki_2012-4.ppt, smol_kray.docx, 3_English_Phrasal_Verbs.pdf, pravopisanie_n_nn_v_suffixakh.pdf, kontrolnaya_2_variant.doc, Dolinina_Prochitaem_Onegina_vmeste.rar, Moy_den_rozhdenia.djvu, Rossia_i_nazvania.pdf, Krossvordy_LYuBIMYE_SKAZKIpdf.pdf и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8

М.Д. МАХАНЁВА СВ. РЕЩИКОВА ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 1 ДОЗ ЛЕТ Методическое пособие для педагогов и родителей Творческий Центр Москва
2008

УДК 373
ББК 74.3 М
Маханева М.Д., Рещикова СВ. М Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет Методическое пособие для педагогов и родителей. — М ТЦ Сфера, 2008. —
96 с. (Ранний возраст.
ISBN 978-5-89145-046-2 Книга содержит рекомендации специалистов по воспитанию детей до 3 лет по вопросам, не нашедшим в современной психолого-педаго- гической литературе достаточного освещения развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себе воспитание у малыша терпения, трудное поведение детей раннего возраста и его преодоление телевидение и ребенок знакомство детей со сказкой и миром книг. Разработанные авторами конспекты занятий возможно усложнять и дополнять по мере освоения ребенком определенного навыка, умения или действия, в соответствии с уровнем развития и индивидуальностью. Книга предназначена педагогами методистам ДОУ,
студентами преподавателям педагогических колледжей и вузов, молодым родителям, бабушками дедушкам, нянечками гувернанткам.
ББК 74.3 Майя Давыдовна Маханева Светлана Владимировна Рещикова ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ Методическое пособие для педагогов и родителей Главный редактор В. В. Дремова Редактор Ю.В. Бржеская Корректоры Л. Петрова, Л.Б. Успенская Художник Е.В. Кустарова Компьютерная верстка Ю.А. Кособокова Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Гигиенический сертификат № Дот г. Подписано в печать 12.11.07. Формат х Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 8426. Издательство «ТЦ Сфера. Москва, Сельскохозяйственная ул, 18, корп. 3. Тел (495) 656-75-05, 107-59-15. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена Знак Почета Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
ISBN 978-5-89145-046-2
© ООО «ТЦ Сфера, 2005
ВВЕДЕНИЕ Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский Ранний возраст ребенка — это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В Федеральном Законе Об основных гарантиях прав ребенка подчеркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе. В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Еще совсем недавно считали чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у нее возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались и раньше. Л. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей жизненной ситуацией развития, ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый—ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь утех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители — его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность сними являются основными источниками развития личности ребенка. Поэтому, по мнению МИ. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.
3
В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду. В ней определена цель — разностороннее развитие малышей — и способы ее достижения. Однако в настоящее время многие родители не отдают детей в ясельные группы. Часть из них просто не осознают важности данного возраста. Не получая квалифицированной педагогической помощи, они руководствуются в воспитании ребенка воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советами их собственных родителей, друзей, соседей. Поэтому эти родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
К.Д. Ушинский писал Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомыми понятным, а иным — даже делом легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, те. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания. Другая часть родителей (более состоятельная в материальном плане) пользуется услугами всевозможных коммерческих структур, которые растут как на дрожжах. Это и различные школы по раннему развитию детей, и платные консультации, и няни-гу- вернантки на дому и т.д. К сожалению, в таких структурах часто работают неквалифицированные люди, незнающие особенностей детей раннего возраста, опирающиеся в своей работе на сомнительную методическую литературу. Поэтому ив данном случае малыши не получают должного развития. Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести психологические ценности, ко- горые будут с ним всю последующую жизнь. А.В. Запорожец писал Возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, абсолютное значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности. Поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, форсировать его взросление. Следует подчеркнуть, что развитие — это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. Ив этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребенка.
4
В периодизации ДБ. Эльконина выделяются следующие виды деятельности
— непосредственно-эмоциональное общение (0—6 мес
— предметно-манипулятивная деятельность (6—12 мес
— предметно-орудийная деятельность (12—18 мес
— отобразительная игра (18—24 мес
— сюжетно-ролевая игра (с 2 до 6—7 лет
— учебная деятельность (младший школьник
— интимно-личностное общение (подросток
— учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст
— трудовая деятельность (взрослый человек. Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребенка на определенной возрастной ступени. АН. Леон- тьев писал Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим видом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребенка к действительности. Причем возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет — предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого- либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Общеизвестно, что у каждого ребенка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребенка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные сформированием здоровья ребенка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии. Не претендуя на развернутую, полную программу развития ребенка до 3 лет, в своем методическом пособии мы предлагаем ряд практических советов и рекомендаций, которыми смогли бы воспользоваться как родители, таки воспитатели детских садов, работающие с маленькими детьми. Причем идеи и методы этого пособия базируются на знаниях, полученных из многих источников, поскольку, на наш взгляд, нет какой-либо программы развития личности ребенка, которая содержала бы готовые решения всех проблем.
5
Авторы дают описание примерных занятий с малышом дома в повседневной жизни. Думаем, что предлагаемый материал поможет родителям найти позитивные подходы к развитию конкретно их ребенка. Таким образом, тов каком направлении пойдет развитие ребенка, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. Причем активное участие взрослых в воспитании ребенка — это необязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности. Для этого, как подчеркивает Т.И. Чиркова, необходима
обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша
— окружить ребенка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью
— дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета
— предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве не ограничивать его в экспериментировании
— быть терпеливыми, не спешить учить ребенка по своей программе и своей логике дать ему возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему-то научиться, не упражняясь в этом
— утолять его жажду в познании всего вокруг (конечно, предварительно обезопасив это пространство, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира. СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Помните о том, что ребенок — уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. Дайте понять ребенку, что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Проявляйте понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, учитывайте точку зрения самого ребенка и не игнорируйте его чувства и эмоции. Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью — это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях. Главное — расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних, — подчеркивает В. Алямовская в книге Ясли
— это серьезно. В этом плане особенно важно наблюдение зараз- витием ребенка и его поведением. Если взрослые не научатся внимательно смотреть, — пишет Дженни Лешли, — они не заметят какие-то перемены, происходящие с малышами если не научатся правильно слушать, что говорит ребенок, могут пропустить нечто важное или оставить без внимания само обращение малыша. Задайте себе вопросы Какой он, мой малыш, что он чувствует, о чем думает, чему радуется, а чему печалится и т.д.». Если вы сможете, наблюдая за ребенком, ответить хотя бы на часть из них, то обязательно достигнете цели по развитию личности своего малыша. Как было сказано выше, предметно-игровая деятельность — ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, те. развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей — основа познавательного развития. Поэтому для ребенка до 3 лет крайне необходимы игрушки
— для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);
— для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия
7

— для прокатывания
— образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб, и т.д. Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочата и др. Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки куклы, машины, животные, предметы быта и др. При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, страшилок (преобладающих в настоящее время на рынке) и др. При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двухосновных принципов
1) посильность требований
2) постепенность усложнения. Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению. У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь, — подчеркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными. Подвижные игры — хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности. Кроме того, подвижная игра — источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи ив конечном счете становлению личности ребенка. Таким образом, вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры. Особое значение имеют игры для
8
развития речи ребенка, поскольку в данном возрасте идет ее становление. Если взрослый мало говорит с младенцем или пока не разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить. Более старший, уже владеющий элементарной речью ребенок окажется заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаще всего состоит из запрещений или указаний. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка и они постоянно поправляют ошибки в его речи, это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии. СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Разговаривайте с ребенком о том, что выделаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения. Помогайте ребенку расширять словарный запаси усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь они сам на слух в конце концов воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас небезразличны. Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия. СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь вовремя общения с ребенком Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично и косвенно. Сделайте так, чтобы недостаток, на который вы хотите указать, выглядел бы легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь ребенка, доступным для его выполнения. Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как перехваливание тоже имеет свои негативные последствия. Старайтесь не давать приказаний, команд. Лучше договориться, посоветоваться, опосредованно направить малыша на нужное действие. Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним. Старайтесь не злоупотреблять постоянным утешением ребенка. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, поскольку развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем. В данном методическом пособии мы решили остановиться наследующих проблемах (которые, на наш взгляд, недостаточно раскрыты в существующей литературе.
1. Развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себе.
2. Воспитание у малыша терпения.
3. Трудное поведение детей раннего возраста и его преодоление. Телевидение и ребенок.
5. Знакомство детей со сказкой и миром книг. Методические рекомендации базируются наследующих основных принципах
— возможность всестороннего развития ребенка в повседневной жизни
— признание и оценка день заднем его достижений
— совместная ежедневная деятельность с ребенком
— личный пример взрослых. ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ Быть отцом или матерью — одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Мы надеемся, что выбудете для своего ребенка первыми самым лучшими важным
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом