Главная страница
qrcode

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста Первая младшая группа в i полугодии


Скачать 24,46 Kb.
НазваниеМетодика обучения рисованию детей дошкольного возраста Первая младшая группа в i полугодии
Дата19.05.2020
Размер24,46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетодика обучения рисованию детей дошкольного возраста.docx
ТипРеферат
#111723
Каталог

Введение

Обучение детей рисованию должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений. Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является главной особенностью детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображения предмета, упрощая его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном.

В предметном рисовании мы стремимся не только к относительному грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т.е к выражению чувств и отношения к предмету со стороны рисующего. Цель любого занятия рисованием - развитие творческих сил у детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнения знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого развития требует большего такта, с тем, чтобы одна сторона не подавляла другую.

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Первая младшая группа

В I полугодии воспитатель знакомит детей прежде всего с материалом : бумагой, краской карандашом кистью обучает техническим приемам: правильно держать карандаш и кисточку(на расстоянии 3-4 см от заостренного конца) пользоваться красками и кистью без нажима набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды промывать кисть легко водить карандашом по бумаге. Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей последовательно усложняются.

Во 2 полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо сверху вниз. Пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом. Также дети уже рисуют по замыслу, выбирают сами тему. Так на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев изображают землю. На следующем занятии детям предлагается рисовать крону дерева комочком тряпочки, тем же « наматывающим» движением или комочком смятой бумаги(для этого бумагу надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.


Вторая младшая группа

Наглядные приемы

Словесные приемы

Игровые (картинки, загадки, стихи по теме) приемы

Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности, больше доверять им. Словесными приемами обучения педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия сначала он объясняет задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождается словом, проверяет не забыли ли они, как правильно держать кисточку. В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки Дети 3-4 лет не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Рисунки нужно рассмотреть в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.

В первом квартале необходимо повторить пройденный материал , с целью закрепления умений и навыков Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии(сверху вниз, слева направо ,пересекать ,замыкать в круглые формы) Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные. Начинать надо с коротких вертикальных линий(например – рисование дождика) Чтобы дошкольники лучше овладевали навыкам рисования , задания необходимо постепенно усложнять.

Во втором квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы, можно нарисовать смородину, сливу. Уже в третьем квартале можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать, но и закрашивать не выходя за контур предмета.

В четвертом квартале неплохо закрепить понятия “длинный» и «короткий» Научить детей изображать простые предметы, проводить прямые и наклонные линии перекрещивать их без нажима, толстые и тонкие линии нажимая на весь ворс и проводя кончиком. Рисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки педагог готовит заранее). Чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы Рисование круглых форм (лепестки цветка), Прямых и наклонных вертикальных линий (стебельки, корешки, травка) Можно поэкспериментировать с отпечатками ладошек, поищите в них вместе с ребенком художественные образы и дорисуйте. Продолжаем экспериментировать с картофельными матрицами и овощами.


Средняя группа

Перед педагогом средней группы стоят задачи: Закреплять интерес к рисованию развивать наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый. Дети должны учиться рисовать по памяти, грамотно размещать изображение на листе бумаги, работать карандашом и кистью: вести линию плавно, изменять направление линий, рисовать тремя – четырьмя красками. Педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы –вертикальные и горизонтальные, наклонные, ломаные, кривые, дугообразные, предметы геометрической формы (круглая, овальная, треугольная, прямоугольная). Научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой - маленький, высокий-низкий). Научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки. Уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, оценивать свою работу и рисунки других детей.

Воспитатель использует на занятиях приемы обучения: игровые словесные наглядные. В средней группе рисование продолжает оставаться игрой. Дети например с удовольствием рисуют елочные бусы, чтоб украсить елку; морковку угостить зайчика.

Старшая группа

Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи : развивать наблюдательность воображение инициативность самостоятельность учить детей описывать предмет сравнивать предметы по форме и цвету передавать пространственное воображение учить рисовать по памяти и по замыслу Педагог должен знакомить детей с произведением декоративно – прикладного искусства народными промыслами различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный белый) различать оттенки ( голубой, розовый, светло-зеленый и др.) нейтральные цвета (серый, серо-голубой) создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила.

Предложите детям изобразить деревья определенных пород. Особое внимание следует уделять размещению изображений деревьев на листе. Дети очень любят рисовать осень. Осенью следует обратить внимание на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разновидных видах деревьев и могут нарисовать их.

В старшей группе на уроках рисования можно использовать такой нетрадиционный материал, как листья деревьев. Листок дерева покрывается краской, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки можно дорисовывать кистью.

Подготовительная к школе группа. Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи: учить рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира образцами народного творчества правильно размещать изображение на листе бумаги учить передавать цвет и его оттенки, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый , голубой , синий, фиолетовый) на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, образное мышление учить находить и передавать в рисунке сходство форм разных предметов учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу, краски, карандаши, кисти разных размеров закрашивать рисунок карандашом или краской. Изменяя при этом направление штрихов или мазков учить рисовать фигуры человека (в профиль, анфас, в движении) учить рисовать разные виды транспорта.

В 1 квартале детей учат передавать краски осенней природы (после целенаправленных наблюдений). Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья, дети должны уже знать (дуб, береза, тополь, клен). Рассказывая о характерных признаках деревьев, воспитатель может использовать схематические изображения.

Второй квартал приходится на зимний период. Задача воспитателя приучать видеть красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводятся экскурсии в лес, парк.

В третьем квартале дети отображают весенние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков. Также дети продолжают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, рисуют по памяти.

В четвертом квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные в течение года, передают свои впечатления от летних наблюдений. Дети уже рисовали раньше деревья. Поэтому воспитатель не показывает последовательность рисования, а только спрашивает как надо делать.

Заключение

Рисование - это один из видов детской деятельности, при котором у ребенка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь формируются реальные представления о предметах окружающей действительности. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, нужно прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в

применении этих знаний, формировать критические мышление, целенаправленность.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие творческих способностей необходимо начинать уже в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Творческая способность оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции; а также ускоряет развитие мышления и речи.


Список использованной литературы:

1. Н. Шайдурова: Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста:, Сфера, 2010 г
перейти в каталог файлов


связь с админом