Главная страница

Методика обучения русскому языку, 3 курс Содержание лабораторных занятий Занятие Методика русского языка как педагогическая наука. История методики преподавания русского языка Цель


Скачать 49,96 Kb.
НазваниеМетодика обучения русскому языку, 3 курс Содержание лабораторных занятий Занятие Методика русского языка как педагогическая наука. История методики преподавания русского языка Цель
Анкорseminar_MORYa_3_kurs_2016-2017.docx
Дата22.02.2018
Размер49,96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаseminar_MORYa_3_kurs_2016-2017.docx
ТипДокументы
#65337
страница1 из 3
Каталогid171866459

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Шаталов.pptx.pptx, seminary_po_morfologii_2016-2017.docx, seminar_MORYa_3_kurs_2016-2017.docx, 7-8.docx, ochno_19_06_2017_3.xls, семинары.docx, МОРЯ 4 курс 7 семестр семинары.docx.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Методика обучения русскому языку, 3 курс
Содержание лабораторных занятий

Занятие № 1. Методика русского языка как педагогическая наука. История методики преподавания русского языка
Цель: получить системное представление о методике русского языка как педагогической науке, познакомиться с историей методики преподавания русского языка.
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о методике русского языка, объект, предмет, цель, задачи.

  2. Характеристика основных методов и приемов обучения русскому языку.

  3. Характеристика методов исследования в методике преподавания русского языка.

  4. История методики преподавания русского языка (обзор ученых-методистов и их трудов).

  5. Место русского языка в российской школе в разные периоды.

  6. Постсоветская система среднего образования.

Практические задания:

  1. В «Словаре-справочнике по методике русского языка» М.Р. Львова найдите и проанализируйте статьи, толкующие понятия «методика русского языка», «методологические основы методики русского языка», «теоретические основы методики русского языка».

  2. Охарактеризуйте один из методических трудов (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы и др.)


Основная литература:

  1. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Литвинко Ф.М.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2. Методика обучения русскому языку как неродному [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.П. Лысакова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48913.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  3. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.Б. Сабаткоева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. – 336 с.

Дополнительная литература:

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы [Электронный ресурс]/ Бройде М.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2012.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26292.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2. Казбек-Казиева М.М. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С). 10-11 классы [Электронный ресурс]/ Казбек-Казиева М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26317.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  3. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка. 5-9 классы [Электронный ресурс]/ Раилко Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2010.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26337.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  4. Современный урок русского языка [Электронный ресурс]: сборник учебно-методических материалов/ Н.Г. Бабенко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23882.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  5. Утегенова Д.И. Развитие критического мышления студентов на занятиях русского языка [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Утегенова Д.И.— Электрон. текстовые данные.— Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, 2012.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49569.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


Занятие № 2. Учебно-методическая конференция «Актуальные вопросы методики обучения русскому языку»
Цель: получить системное представление о современных тенденциях развития методики русского языка.
Задание:

Изучить одну из предложенных статей, подготовить устное выступление по содержанию статьи. В выступлении представить авторов статьи, сформулировать 2-3 главных тезиса по содержанию статьи для записи в тетрадь.


  1. Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Методика преподавания русского языка – теория или практика? // Русский язык в школе. – 2014. – №8. – С. 9-13.

  2. Львова С.И. Усиление метапредметного статуса русского (родного) языка в современной системе школьного образования // Русский язык в школе. – 2013. – №6. – С. 3-7.

  3. Отришко В.А., Попова Н.В. Работа с научно-методическим журналом как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя // Русский язык в школе. – 2014. – №6. – С. 93-100.

  4. Селиванова О.Г., Спицына В.И. Русский язык: уроки инновационного типа // Русский язык в школе. – 2014. – №8. – С. 3-9.

  5. Глинкина Г.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2013. – №12. – С. 14-20.

  6. Лысова О.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2013. – №5. – С. 32-34.

  7. Добротина И.Н. Дидактический материал учебника и развитие универсальных учебных действий школьников // Русский язык в школе. – 2013. – №4. – С. 3-7.

  8. Крайник О.М. Учебно-речевые текстовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий // Русский язык в школе. – 2014. – №5. – С. 3-8.

  9. Дроздова О.Е. Проблемные ситуации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2013. – №1. – С. 3-6.

  10. Корнилов А.В. Урок русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (V класс) // Русский язык в школе. – 2013. – №1. – С. 33-35.


Занятие № 3. Современный урок русского языка как основная форма обучения
Цель: получить системное представление о требованиях к современному уроку русского языка.
Вопросы для обсуждения:

  1. Урок как организационная форма работы.

  2. Основные изменения в деятельности учителя при переходе от традиционного подхода к системно-деятельностному.

  3. Критерии результативности урока при системно-деятельностном подходе.

  4. Показатели эффективности урока.

Практические задания:

  1. Сравните этапы традиционного урока и современного урока.

  2. Сравните традиционную и современную типологии уроков русского языка.


Основная литература:

  1. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Литвинко Ф.М.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2. Методика обучения русскому языку как неродному [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.П. Лысакова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48913.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  3. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.Б. Сабаткоева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. – 336 с.

Дополнительная литература:

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы [Электронный ресурс]/ Бройде М.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2012.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26292.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  2. Казбек-Казиева М.М. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С). 10-11 классы [Электронный ресурс]/ Казбек-Казиева М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26317.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  3. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка. 5-9 классы [Электронный ресурс]/ Раилко Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2010.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26337.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  4. Современный урок русского языка [Электронный ресурс]: сборник учебно-методических материалов/ Н.Г. Бабенко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23882.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  5. Утегенова Д.И. Развитие критического мышления студентов на занятиях русского языка [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Утегенова Д.И.— Электрон. текстовые данные.— Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, 2012.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49569.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


Занятие № 4. Анализ современного урока русского языка
Цель: научиться анализировать современный урок русского языка.
Вопросы для обсуждения:

  1. Анализ уроков русского языка (см. Теория и практика обучения русскому языку [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.Б. Сабаткоева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. – С. 90).

  2. Познакомьтесь со схемой  анализа урока в рамках системно-деятельностного подхода.


Схема  анализа урока в рамках системно-деятельностного подхода

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

- использование известных знаний, способов работы детей;

- формы организации учебной работы учащихся;

- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

- позиция учителя и его роль на данном этапе;

- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?        Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

     4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной деятельности  поставленным  целям  урока?         Какой уровень владения методикой организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя?         Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП


Критерии и показатели

оценки деятельности  учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

                                       1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную  цель урока

(формирование  системы  ценностей по данному предмету)

1-2

низкий

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

3-4

средний

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам

5-6

Выше  среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий )

7-8

Хороший

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

9-10

Высокий

                                         2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания.

1-2

Низкий

В течение всего урока  применяет формы, методы,  приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность  учащихся  

3-4

Средний

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

5-6

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

7-8

Хороший

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

9-10

Высокий

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)







Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

1-2

Низкий

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей  целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран  с учетом работы с мотивацией

3-4

Средний

 

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно

5-6

Выше

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

7-8

Хороший

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата

9-10

Высокий

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Работает с классом  фронтально на всех этапах урока

1-2

Низкий

Использует парную или  групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

3-4

Средний

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

5-6

Выше

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

7-8

Хороший

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний

9-10

Высокий

                                      5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения

1-2

Низкий

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

3-4

Средний

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

5-6

Выше

среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

7-8

Хороший

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления

9-10

Высокий

                                                 6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся,  комментируя  оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

1-3

Низкий

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

3-4

Средний

Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать

5-6

Выше

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)

7-8

Хороший

Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета.

Домашнее  задание носит дифференцированный  хар-р  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке

9-10

Высокий

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом