Главная страница

Методика развития связной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи


НазваниеМетодика развития связной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи
АнкорMetodika_razvitia_svyaznoy_pismennoy_rechi_ucha.doc
Дата20.04.2018
Размер75 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodika_razvitia_svyaznoy_pismennoy_rechi_ucha.doc
ТипДокументы
#69198
Каталогolga_klubnichka

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: R_A_Kiryanova_Diagnosticheskiy_material_dlya_psikhologo-logopedi, Н. Н. Баль, И. А. Захарченя обследование чтения и письма.doc, O_Gomzyak_Ya_budu_pisat_pravilno.pdf, Е.М. Рахманова Графические диктанты для дошкольников.doc, 6-7_let_Vnimanie_Gavrina_S_E__Kutyavina_N_L__Toporkova_I_G__Sche, Оптическая дисграфия.docx, К.В. Шевелев Задачки в клеточках для детей 4-5 лет.doc, 6-7_let_Vnimanie_Gavrina_S_E__Kutyavina_N_L__Toporkova_I_G__Sche и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы

Методика развития связной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Учителя школ для детей с тяжелыми нарушениями речи ищут возможность как можно более конкретно и наглядно обучать эту категорию детей письменной речи. Работа у доски, связь со всеми разделами программы по языку, использование уроков рисования, труда и др. - все это позволяет познакомить учащихся с письменной речью как качественно новым видом речи. Такая работа может быть разнообразной: это и самостоятельное описание отдельных сюжетных картин, составление рассказа по сюжетной серии из 2-4 картин, и самостоятельное описание предметов, и самостоятельное описание событий выходного дня, прогулок, событий в классе и др. Устно все эти темы прорабатываются в 1-2-х классах. Знакомство с каждым из этих видов письменных работ происходит на определенном этапе обучения, а затем уже многие из упражнений повторяются из года в год.

Известно, что новый вид письменной речи воспринимается легче, если элементы его встречались раньше. Если учащимся 2-го класса, которые в течение первого полугодия выполняли подготовительные упражнения (расстановка картинок в нужной последовательности и т. п.), предложить восстановить деформированный текст, то особых затруднений это не вызовет.

Первичное знакомство с каждым новым видом письменной работы отвечает следующим требованиям:

• продуманность подготовительных упражнений;

• наглядность и конкретность;

• вариативность работы с образцом;

• опора на самостоятельность;

• строгая последовательность ознакомления с каждым новым видом письменной работы.

Вначале детям предлагается записать названия предметов, которые они видят. В числе этих предметов могут быть и неизвестные (их названия можно узнать у учителя). Работа проводится следующим образом: демонстрируется предмет, несколько учеников проговаривают его название, а учитель записывает сказанное на доске; далее дети рассматривают новый предмет, узнают его название и тоже записывают. Затем написанное закрывается. Ученикам предлагается самостоятельно записать эти слова в тетрадь. Учащиеся самостоятельно проверяют свои работы по записям на доске и под руководством учителя проводят работу над ошибками, если они есть.

Следующим по степени трудности видом работы является составление предложений по отдельным картинкам, причем подбираются такие картинки, где были бы предметы, уже известные детям. Хорошо, если вначале изображено одно действие (кошка лежит на диване; мама варит обед; бабушка вяжет шапку). Составляется 4-6 предложений, и на этом же уроке анализируются ошибки, если они есть у учащихся. Работая так, дети постепенно приучаются серьезно относиться к написанию каждого слова и фразы.

Следующая задача - научить детей восстанавливать деформированный текст по картинному плану. Желательно брать тексты, которые позже послужат образцом для самостоятельного составления рассказов по сериям. Главное - приучить учеников к последовательности изложения, к вдумчивому рассматриванию картины. Дети вспоминают, что раньше они лишь списывали текст с помощью картинок, а теперь надо самостоятельно составить рассказ по этим же картинкам. Картинки расставляются учениками в нужной последовательности, задается несколько вопросов на выяснение содержания. Трудные для написания слова пишутся на доске. Нецелесообразно устно составлять рассказ, так как при такой форме в значительной мере теряется самостоятельность выполнения задания.

Основные направления работы по развитию письменной речи:

Работа с деформированным текстом

Дети с тяжелыми нарушениями речи лишены полноценной речевой практики, а потому большую роль в развитии их письменной речи играет образец. Имея перед собой образец восстановленного текста, ориентируясь на него, они производят определенные мыслительные операции. Цель этого важного этапа развития письменной речи - обучать детей связно и последовательно излагать свои мысли. Он способствует более результативному формированию грамматического строя речи, а в конечном итоге - умению писать сочинения и изложения. Работа будет более эффективной, если проводить ее систематически.

Понимание речи опережает возможности выражения мысли, поэтому лексика деформированного текста может быть богаче планируемой. Это позволяет вести словарную работу. Однако тексты должны быть понятны детям, соответствовать их возрасту и развитию, чтобы слишком много времени не уходило на объяснение трудных слов.

Основными видами работы с деформированным текстом во 2-4-х классах являются: восстановление текста по картинному плану; восстановление текста по демонстрации действий и инсценировкам; восстановление текста по личным впечатлениям.

Рекомендуемые виды работы с деформированным текстом способствуют развитию навыков последовательного изложения, обогащению словаря, развитию логического мышления. Могут решаться и иные задачи, их реализация зависит от этапа обучения, уровня речевого развития, от навыков пользования письменной речью.

Восстановление деформированного текста по картинному плану

Чтобы подготовить детей к данному виду работы, целесообразно заранее выполнить ряд упражнений. Учитель располагает картинки в заданной последовательности (1-й класс). Вначале дети не рассматривают каждую картинку в отдельности, чтобы не переключалось внимание. Учитель вначале ставит вопрос, который выявляет понимание учениками сюжета всей серии, затем предлагает рассмотреть каждую картинку, обращая при этом внимание на главное, связанное с сюжетной линией. Работа в начальный период включает:

1) расстановку картинок по порядку и их нумерация;

2) чтение с доски верного варианта текста и сопоставление его с деформированным;

3) нумерация частей деформированного текста в соответствии с пронумерованными картинками;

4) чтение деформированного текста в правильной последовательности с ориентировкой на картинки.

Перечисленные подготовительные упражнения учитель использует в работе по восстановлению деформированного текста. Позже достаточно будет вывесить картинный план, по которому учащиеся самостоятельно восстанавливают текст (после обязательной словарной работы).

В 3-4-х классах работа усложняется, предлагается картинный план с одной пропущенной картинкой, затем с двумя (остаются лишь опорные). И наконец, дети восстанавливают текст по самостоятельно сделанным зарисовкам, которые и представляют собой картинный план. Рассмотрим пример фрагмента урока по первоначальному знакомству с упражнениями по восстановлению деформированного текста. Текст составлен по серии картинок «Утро». На одной стороне доски записан правильный текст, на другой половине доски записан текст иного содержания. Оба варианта временно закрыты. Учитель в беспорядке вывешивает картинки и предлагает расставить их правильно, т. е. проводит уже знакомую игру, попутно объясняя слова: будит, тянет, раньше, теперь, которые написаны на доске. Затем учитель открывает образец, дети читают хором. Затем, посмотрев на первую картинку, дети читают первую часть текста и прикрепляют к ней соответствующую картинку. Аналогично ведется работа с остальными частями. Потом открывается деформированный текст. Ученики читают, рассматривают картинки и убеждаются, что части текста расположены непоследовательно. Дети ищут предложения, которые подходят к первой картинке, находят нужную часть и прикрепляют к ней картинку. Такая же работа проводится с остальными частями, которые нумеруются соответственно картинкам.

Восстановление текста по демонстрации действий и при помощи инсценировок.

События происходят на глазах у детей. Материал увязывается с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Можно использовать, например, сценки из жизни класса. Усложняется работа постепенно. В трудных случаях деформированный текст сопоставляется с правильным текстом.

Вначале предлагается текст, деформированный по частям. Затем весь текст деформируется по частям, а одна часть - по фразам, затем две части по фразам и т. п. (т. е. ведется постепенный переход к деформации всего текста по фразам). Демонстрацию действий может выполнять сам учитель или ученик. Предварительно проводится словарная работа. На первых уроках можно даже сначала прочитать текст, а затем уже его инсценировать. Можно раздать детям карточки с 3-4 фразами, которые они должны расположить последовательно, следя за инсценировкой.

Восстановление текста по впечатлениям, событиям из лич­ного опыта

Восстановление текста по впечатлениям готовит учащихся к самостоятельному, связному и последовательно­му изложению своих мыслей. Дети соотносят свои впечатле­ния с их письменным выражением. Такой работе предшеству­ют различные подготовительные упражнения:

• перед экскурсией, которая впоследствии станет темой текста, составляется устный и затем письменный план пред­стоящей деятельности;

• после экскурсии предлагается сделать несколько зари­совок, последовательно отражающих ее ход.

Можно предложить правильный и неправильный тексты описания экскурсии, а ученики установят, где экскурсия опи­сана правильно, а где нет. Но такая помощь предлагается толь­ко на первых порах. Словарная работа проводится на матери­але экскурсии.

Восстановление текста по словесному плану

Логическим продолжением предыдущих видов работы является восстановление текста по словесному плану. Важно, чтобы учащиеся поняли необходимость словесного плана.

Вначале план состоит из вопросов, которые предполагают ответ из одного-двух предложений. Позже план дается в фор­ме повествовательных предложений. В данном случае само­стоятельность в ответах будет повышаться при выполнении письменной работы. Для обучения планированию используются тексты из книги по чтению, и работа может идти на уроке чтения. При чтении сюжетных рассказов можно предложить детям разделить их на части, поставить к ним вопросы, озаглавить их и т. д. Учащиеся постепенно знакомятся со следующими видами работы: восстановление текста по картинному плану, по инсценировкам. Можно одновременно вводить и словесный план, а затем уже предлагаются задания по восстановлению текста по словесному плану, без картинного. С целью достижения более глубокого понимания значения плана можно применить такое задание: на доске написан деформированный по частям текст, но одна часть пропущена. Рядом с планом выставляется вся серия картинок. По картинкам и плану надо восстановить текст.

Упражнения по обучению планированию помогают обучению внимательному отношению к тексту, составлению предложений по картинкам, умению строить вопросительные и повествовательные предложения.

Сочинение

Сочинение - один из видов работы по развитию письменной речи. В нем учащиеся раскрывают заданную тему, излагают свои мысли. Сочинение заставляет вдумываться в то, что ребенок пишет, приучает к самостоятельности, самоконтролю, развивает мышление, способность рассуждать и обобщать, учит работе с книгой. Существуют два основных типа сочинений:

• образный (творческий). Это рассказы, описания, личные наблюдения;

• связанные с изучением литературных произведений и выражающие личное отношение к произведению, к его героям.

В начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи программой предусматриваются сочинения, основанные на опыте детей: сочинения-рассказы (по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по инсценировкам), сочинения-описания (описание природы, события, фильма, спектакля и др.).

В самом начале обучения ведется работа над сочинением с использованием наглядных средств. Предъявляется ряд требований к детским сочинениям. Они должны соответствовать теме, выполняться самостоятельно, иметь правильное построение, быть аккуратно оформлены и грамотно написаны.

Уже во 2-м классе (2-е полугодие) дети усваивают, что сочинение - это не отдельные слова или предложения к картинке или картинкам, а связное высказывание, имеющее сюжет, тему. Внимание учащихся обращается лишь на те ошибки, которые объясняются плохим усвоением изученных грамматических закономерностей. Поощряется стремление детей писать полнее, задавать больше вопросов. Учитель помогает оформить рассказ, сделать заключение.

В 3-м классе учащимся предлагается план сочинения. Увеличиваются требования к содержанию и последовательности изложения, описанию признаков, выражению своего отношения к происходящему, к наличию выводов.

В 4-м классе требования еще более возрастают. Обращается внимание на соблюдение структуры сочинения (вступление, основная часть, заключение). На отдельных примерах-образцах показывается соотношение этих частей (примерно один к трем и к одному). Хорошо, если дети творчески дополняют предыдущими или последующими событиями то, о чем пишут. В 4-м классе учащиеся составляют план сочинения сначала коллективно, под руководством учителя, а затем самостоятельно.

Сочинение по серии сюжетных картинок

После подготовительных упражнений (расстановки картинок в нужной последовательности, рассматривания, выделения главного, составления предложений к каждой картинке) учащимся показывается, как в письменном виде выразить то, что они делали устно. Для этой цели полезно провести анализ образца, записанного на доске. Иначе дети, приученные к составлению предложений по картинкам, напишут не связный рассказ, а 2-4 предложения по картинкам.

Обучение проводится в такой последовательности:

1) объясняются цели работы (полное и последовательное изложение темы, соблюдение составных частей, употребление новых слов и выражений, планирование);

2) ведется работа с образцом сочинения (ее последовательность рассматривалась ранее), дети пишут уже подготовленную письменную работу;

3) самостоятельное написание сочинения;

4) работа над ошибками

Сочинение по одной сюжетной картинке.

Серия картинок представляет собой своеобразный план к сочинению. Написать сочинение по одной картинке значительно труднее, чем по нескольким. Дети должны самостоятельно представить и описать начало и конец эпизода, изображенного на картинке, установить логические связи. Важно научить внимательно рассматривать, выяснять основное содержание.

В зависимости от уровня речевого развития работа постепенно усложняется путем применения более содержательных картинок.

Примерная схема работы:

1) предлагается одна картинка из сюжетной серии;

2) рядом пишется текст к ней, две другие картинки (например, начало и конец сочинения) перевернуты обратной стороной;

3) учитель анализирует содержание картинки, опираясь на текст;

4) затем детям предлагается передать в рисунках предыдущие и последующие события.

Анализируются рисунки, выбираются лучшие, потом открываются перевернутые картинки и сравниваются. Учитель предлагает выполнить уже знакомое задание: написать сочинение по серии картинок, использовав вместо первой и третьей рисунки, которые нарисовали сами.

В зависимости от степени речевой готовности цели задания могут быть более или менее сложными.

Сочинение по закрытой картинке

Сочинение по закрытой картинке очень полезно для активизации интеллектуальной деятельности, развития фантазии, памяти, логического мышления, формирования грамматического строя речи.

Основные методические приемы обучения сочинениям по закрытой картинке (в 3-4-х классах) сводятся к следующему:

• учитель говорит, что у него интересная картинка, но он ее не показывает. Узнать, что там нарисовано, можно путем постановки вопросов и ответов на них учителем. Он отвечает на них так, чтобы у детей возникло представление о содержании. Затем учащимся предлагается самим нарисовать картинку, далее идет сравнение, анализ. Дети пишут сочинение по своим уточненным картинкам;

• учащиеся не делают зарисовок, а после беседы сразу пишут сочинение.

Работа над сочинением по закрытой картинке позволяет наглядно убедить детей в надобности плана, что является эффективным средством обучения планированию.

Сочинение на основе личного опыта учащихся

Сочинение на основе личного опыта учит детей логично и точно описывать факты, понимать события окружающей жизни, делать обобщения, высказывать собственное мнение. Выбор тематики зависит от уровня речевого развития детей, общей подготовки и интересов. В младших классах можно предложить детям описать явления природы, животных и растения, предметы и т. д.

Основной методический совет к данному виду работы -актуализация личного опыта детей, его обогащение. Можно провести экскурсию или вспомнить события, проверить знания необходимой лексики, провести дополнительную словарную работу, вспомнить беседы на уроках чтения, труда, рисования и др. Перед работой учащимся важно напомнить, что следует писать после того, как все уже обдумано.

Важным методическим требованием является работа над планом будущего сочинения: вначале составляется план анализируемого сочинения-образца, затем коллективно - план сочинения (можно начать с картинного) и осуществляется переход к словесному плану (сначала в форме вопросов, потом в виде повествовательных предложений). Постепенно учащиеся приучаются составлять план самостоятельно.

Описание и сравнение предметов

Одной из важнейших задач начального этапа обучения является знакомство учащихся с самой природой слова.

Описание

Описать - значит сообщить о том, что мы видим, осязаем, обоняем или ощущаем на вкус. Приемы обучения описанию могут быть разнообразными. Это вопросы, использование текстов-образцов, беседы, разбор словаря, описание по аналогии. При ознакомлении с заданием учитель следит за грамматически правильным употреблением слов, за согласованием существительных с прилагательными. Слова для справок можно давать в начальной форме. Такие упражнения побуждают детей мыслить.

Вначале предлагается описать основные признаки предмета, не углубляясь в детали. Не стоит рассматривать на первых уроках по описанию много предметов. После того как учащиеся усвоят понятие «описание», они практически знакомятся с такими обобщающими понятиями, как цвет, вкус, величина, форма. Можно предложить детям для длительного пользования таблицы-опоры.

Для работы также можно использовать ориентировочные карточки.

Для побуждения к самостоятельному описанию полезно использовать проблемные ситуации.

Для создания воображаемой ситуации важно так сформулировать задание, чтобы оно послужило стимулом для его выполнения. Предлагается ряд заданий, помогающих ребенку с тяжелым речевым нарушением и вследствие этого с ограниченной речевой практикой почувствовать своеобразие описания, его важность и необходимость для общения людей.

Сравнение предметов

Начинается работа с обучения нахождению сходства предметов. Предлагаются предметы, которые могут быть охарактеризованы учащимися, т. е. учитывается уровень развития детей. Ученикам показывается письменный образец. Форму записи можно разнообразить. Спустя некоторое время, можно усложнить задание.

Примерный план.

1. Предметы, одинаковые по форме.

2. Предметы, одинаковые по материалу.

3. Предметы, одинаковые по цвету.

Вначале следует сравнивать предметы одного и того же вида. Детям с тяжелыми нарушениями речи трудно без помощи учителя последовательно сравнивать предметы, поэтому предлагается готовый план (или он составляется коллективно). Очень важны упражнения, которые покажут учащимся значение сравнения в речи. Овладев навыком сравнения в элементарном виде, учащиеся приступают к более глубокому описанию и сравнению предметов, их деталей, устанавливают не только сходство, но и различия.

Письмо

Большое значение для детей с тяжелыми нарушениями речи имеют умения пользоваться деловыми бумагами, написать письмо, заявление. Задача учителя заключается в раскрытии значения и жизненной необходимости делового письма.

Наиболее доступным для учеников начальных классов и жизненно необходимым является умение написать письмо. Овладевая им, дети учатся правильно употреблять местоимения, практически усваивают роль уменьшительно-ласкательных суффиксов, осознают, что такое обращение, тренируются в умении задавать вопросы, понимать значение предложного падежа, форму будущего времени глагола.

Перед уроком хорошо провести экскурсию на почту, встречу с почтальоном, организовать словарную работу (слова: письмо, конверт, адрес, адресат, почтальон, почтовый ящик, марка и т. п.). Очень полезен разбор образца письма. Можно предложить примерный план письма:

1. Обращение.

2. Сообщение (содержание письма).

3. Вопросы, просьбы.

4. Пожелания.

5. Подпись.

6. Дата.

Учитель в работе с учащимися раскрывает смысл каждого пункта плана.

Роль письменной речи в развитии детей огромна, так как она способствует развитию словесно-логического мышления. Формируя навыки пользования письменной речью, учитель привлекает детей к большой речевой практике. Если работа ведется систематически и целенаправленно, то достигается более высокий уровень и в общем речевом развитии.

Изложение по тексту

Изложение - основной вид самостоятельных письменных работ. Из общих требований методики проведения изложений можно выделить:

• целевую установку;

• первичное знакомство с текстом;

• работу над усвоением содержания текста (в том числе словарно-орфографическая);

• написание черновиков изложения с последующим контролем и индивидуальной помощью учителя;

• запись текста в тетрадь;

• самопроверка;

• коллективный анализ (после проверки учителем работ).

Чтобы избежать заучивания текста сильными учениками и активизировать учеников с низким уровнем речевого развития, предлагается, с одной стороны, сократить этап коллективной проработки текста (пересказа), а с другой - использовать методический ход, позволяющий переключить внимание учеников с прямого механического воспроизведения на поиск способов выражения изображенных событий языковыми средствами. Этот процесс можно представить в виде цепочки: услышать (или прочитать) текст - перевести мысленно (или наглядно) в предметно-понятийный план - выразить языковыми средствами.

Для методики массовой школы характерны следующие виды работ:

1) воспроизведение по вопросам;

2) связный пересказ прочитанного;

3) придумывание заглавий;

4) составление плана;

5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов и др.

Данный уровень оказывается для учеников специальной школы очень сложным. В обучение учащихся с тяжелыми нарушениями речи включается промежуточный предметно-наглядный уровень. Этого можно достичь с помощью последовательных схематических рисунков по тексту. Пригодны тексты описательного или повествовательного характера. Одновременно с учениками работает и учитель.

Однако далеко не все тексты могут быть переведены в рисунки, но в таком случае текст может быть приближен к действительности, поэтому при подготовке возможно использование элементов драматизации и инсценировки.
перейти в каталог файлов
связь с админом