Главная страница

Младшего школьного возраста


НазваниеМладшего школьного возраста
Анкорpomshv.doc
Дата11.12.2016
Размер66 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpomshv.doc
ТипДокументы
#7175

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: 11.pdf, DNEVNIK_letney_pedagogicheskoy_praktiki.doc, 10.pdf, Esse_Razvyornuty_plan_otveta.pdf, pomshv.doc, Tema_1_Obschestvo.pdf, Spisok2.pdf, Spisok1.pdf, surok.wav.
Показать все связанные файлы

СЛУГИН В.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успех педагогической деятельности основывается на знании возрастных особенностей детей . Особенностью деятельности детских лагерей является то обстоятельство, что вожатые работают с самыми сложными детскими возрастами, но часто не готовы к этому личностно и профессионально. Кроме того , вожатыми являются юноши и девушки по возрасту относящиеся к ученическим возрастам, то есть сами являются подопечными, воспитанниками высших или средних специальных учебных заведений.

И это при тех обстоятельствах, когда чрезвычайно важна личностная, интеллектуальная и нравственная зрелость воспитателя, взрослого, взаимодействующего с детьми. Особое значение вышесказанное имеет применительно к младшему школьному возрасту. Значение взрослого для этих детей тотально, всеобъемлюще . В нем заключена самооценка детей, мерило окружающих явлений, людей, сверстников, счастье и несчастье.

Младшие школьники доверчивы и некритичны, слова взрослого понимаются буквально и безоценочно. Взрослый является эталоном, объектом подражания, любви, привязанности. Ребенок видит и оценивает себя глазами значимых взрослых - родителей, учителей , а в лагере - вожатых. Можно с полной уверенностью утверждать - взрослый опосредует отношения младшего школьника с окружающим миром. Он в буквальном смысле стоит между ребенком и окружающей действительностью.

Отсюда становится понятным огромная значимость правильного кадрового подбора вожатых для работы с детьми этого возраста. Вожатый должен являться гуманной личностью , носителем нравственных ценностей, познающим субъектом, любящим и понимающим детей. Основные качества такого вожатого - доброта, эмпатия, уважение и безусловное принятие личности любого ребенка. В идеале вожатый должен быть педагогической личностью Ребенок должен являться для него целью, а не средством самоутверждения.

При нормально складывающихся отношениях дети тянутся к вожатому, нуждаются в нем как защитнике, источнике информации. Они доброжелательны, веселы, контактны, проявляют инициативу в общении. Детям важно чувствовать себя любимыми, признанными. Одиночество, чувство собственной ненужности воспринимается детьми как трагедия. Вожатый должен быть особо внимательным к форме выражения критики в адрес детей. Необходимо особо и постоянно помнить: критиковать следует только действия и поступки, ни в коем случае не перенося их на личность ребенка. Не ''лентяй'', а ''ленишься''. Не ''ты драчун'', а ''ты дерешься''.

Мнение вожатого оказывается решающим и в процессе формирования межличностных отношений младших школьников . Оценки детьми друг друга строятся по критериям взрослых; добрый, умный, смелый талантливый. Дети стремятся дружить с теми кого выделяет и одобряет взрослый. Именно поэтому вожатый должен создавать условия для самореализации и формирования положительного отношения сверстников к себе для каждого ребенка. У взрослого безусловно могут быть предпочтения и симпатии к некоторым детям, но он не должен их демонстрировать и проявлять бурно и бесконтрольно,так как это будет травмировать других детей.

Проще говоря у вожатого не должно быть любимчиков. Необходимо найти положительные привлекательные качества в каждом ребенке и помочь другим детям в отряде увидеть их. Для многих младших школьников детский лагерь является первым опытом и он не должен стать негативным подтверждением своего низкого школьного статуса для одних детей; ''я и здесь плохой'', и в то же время лагерь не должен стать полем утверждения неоправданно завышенной , ''звездной'' самооценки для других. Работа с младшими школьниками в лагере тем и важна, что она может скорректировать негативно складывающийся статус ''отверженного '' и помочь ребенку сформировать позитивный опыт общения в коллективе сверстников.

Ни с каким другим возрастом у вожатого нет таких потрясающих возможностей формировать гуманное отношение к людям вообще и к сверстникам в частности. Никогда больше вожатого не принимают и не любят так самозабвенно и безоговорочно. Никогда больше вожатый не является для детей в буквальном смысле всем. Так слепо любить могут только матери своих детей и это накладывает особую ответственность на вожатого младшего отряда.

Говоря о собственно психологических особенностях младшего школьного возраста, следует отметить, что в этот период происходит постепенное, эволюционное, внешне не наблюдаемое развитие. Дети испытывают живой непосредственный интерес к самому процессу жизни, находятся в ''психологическом настоящем'', ''здесь и сейчас''. Они живут каждым конкретным днем. Их радости и заботы полностью в проживаемом сегодня дне, если, конечно, не ожидают праздника, подарка, дня рождения.

Младшие школьники поглощены огромным, интересным и увлекательным окружающим миром - растительной природой, животными, людьми. Настоящего интереса к себе как к личности еще нет, но он появляется к десяти годам с началом полового созревания. Фактически, в норме младший школьный возраст счастливейшее время детства со сформированным осознанным интересом к окружающей жизни, со стабильным образом жизни, обязанностями и радостью повседневного бытия. Затишье перед бурей подростничества, накопление опыта, знаний и умений.

Детям интересно все материальное - игрушки, куклы, животные, растения. Часами и без устали наблюдают за интересными явлениями природы, с удовольствием соглашаются на экскурсии, походы, прогулки.

Одним из любимейших развлечений младших школьников являются подвижные спортивные игры, танцы. Здоровые дети этого возраста двигаются постоянно и много, не уставая часами, Это связано с интенсивным развитием мелкой и крупной моторики. Мероприятия должны быть коллективными, командными. Дети остро реагируют на победы и поражения, последние больно бьют по их самооценке..

Именно поэтому педагоги должны не оставлять без внимания исключительно всех детей. Необходимо поощрять всех участников мероприятий - индивидуально или командно. Подчеркиваем это особо. Старание должно вознаграждаться независимо от результата. Для младшего школьника оценка чрезвычайно важна. Он рассматривает оценку своих усилий прежде всего как оценку своей личности в целом и не способен пока отличить одно от другого.

Необходимо учитывать завышенную самооценку младших школьников. По уровню успеваемости школьника можно довольно уверенно судить об уровне самооценки. Чем ниже школьные оценки, тем ниже самооценка и наоборот - удобный способ первичной диагностики. Завышенная самооценка, впрочем как и заниженная может и должна корректироваться через конкретную практическую деятельность. Младшего школьника необходимо учить реально оценивать свои силы и возможности через реальный опыт его собственной деятельности: художественно - творческой, спортивной, трудовой, учебной и т.д. Оценка, контроль и рефлексия - необходимые качества личности и их формирование довольно успешно осуществляется в экспериментальном развивающем обучении.

Этот процесс вполне возможен и в условиях летних детских лагерей. Главное условие - дети должны быть не объектами воздействия педагогов, а полноценными субъектами жизни лагеря. Детям необходимо предоставить возможность планировать свою жизнь в течение смены, вносить коррективы, подводить итоги и т.д.

Необходимо учитывать, что для большинства младших школьников летний лагерь - первая серьезная разлука с семьей. Первый опыт самостоятельной жизни для многих является серьезным испытанием. Дети начинают скучать по близким даже в условиях интересной, насыщенной жизни лагеря, не говоря о скучных сменах с непродуманной программой деятельности.

В этом состоит еще одна чрезвычайная сложность работы с младшими школьниками. Рекомендуя коллективные формы работы следует подчеркнуть важность и необходимость индивидуального общения, участия, теплоты и заботы. Вожатые не имеют права быть официальными взрослыми. Они должны стать старшими братьями и сестрами - понимающими и добрыми.

Часто приходится слышать о ''вреде'', наносимым родителями, которые приезжают навестить своих детей. Ребенок, по мнению вожатых, привыкает к новым условиям своей жизни, а родители приезжая лишь расстраивают ребенка, который начинает плакать и проситься домой. Эти факты имеют место и никто не вправе запретить родителям видеть своих детей. Оптимальным было бы предварительно встречать родителей кому - то из вожатых, который должен знать и знает эмоциональное состояние ребенка. При этом родители могли бы незаметно, со стороны понаблюдать за ребенком и убедиться в его благополучном состоянии. И затем уже совместно с администрацией решить - целесообразна ли встреча.

В принципе, противодействовать встречам не следует. Ребенок должен быть спокоен - родителей он сможет увидеть всегда, как только пожелает, если это, конечно, возможно. Более того, администрации крайне важно знать намерения родителей уже во время заезда - они отдают ребенка на всю смену и намерены заняться собой, а , значит, ребенка преднамеренно исключают из ситуации или они хотели бы действительно интересного, оздоровляющего отдыха для него, но ''как получится'' и готовы в любой момент его забрать.

Известны многочисленные случаи побегов детей из лагеря, а также буквальное ''доживание из последних сил'' до конца смены. При этом дети были абсолютно уверены в том, что в лагерь они больше никогда не поедут. Но на следующий год ехали вновь и уже в этот раз проживали смену легко и с удовольствием. Скорее всего это связано с началом подросткового возраста, с возникающими новыми потребностями и интересами, которые могут быть оптимально удовлетворены именно в условиях летнего лагеря отдыха.

Знание индивидуальных особенностей детей и социально - бытовых условий их жизни - необходимое условие обеспечения позитивных результатов пребывания ребенка в лагере. Уже во время заезда важно получить первичные данные о ребенке от родителей. Можно предложить родителям заполнить небольшую анкету, в которой они укажут особенности здоровья и эмоциональной сферы ребенка, особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, контактность и коммуникабельность ребенка, другие особенности, которые по мнению родителей стоит знать и учитывать. В первые же дни вожатый должен индивидуально побеседовать с каждым ребенком, расспросить о возникающих проблемах, попытаться понять общее состояние . Рутина школы не должна смениться рутиной лагеря.

Собранная информация должна стать основой планирования лагерных и отрядных дел. Проектирование деятельности должно осуществляться не вообще, а именно для конкретных детей, то есть с учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей. Например, физическую и эмоциональную нагрузку надо планировать на основе состояния здоровья приехавших детей, а не только на основе общеизвестных возрастных нормативов.

Вожатый должен постоянно учиться. Прошлый опыт, безусловно, важен, но он может оказаться недостаточным или вообще непригодным. То, что получалось с сельскими детьми может не получиться с городскими. Пример работы с теми и другими может не подойти в работе с детдомовцами или детскими спортивными и творческими коллективами. Такие примеры известны.

. СЛУГИН В.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростки составляют основную возрастную группу отдыхающих в летнем лагере детей. Знание особенностей их психологии - основное условие успешной организации педагогической деятельности. В детской психологии сложнее и противоречивее возраста нет. Не существует и одинакового понимания его особенностей. Общепринятые возрастные рамки: 10(11) - 15(16) лет, но каждый ребенок входит в пору отрочества индивидуально в соответствии со своим ''темпом'' возрастного развития. Именно применительно к подросткам принято говорить об акселерации (быстром созревании) и ретардации (отставании или замедленном возрастном развитии).

Некоторые авторы склонны считать весь период подростничества одним большим и хроническим кризисом. Подросток становиться конфликтным, эмоционально неуравновешенным, непредсказуемым, склонным к негативизму. Общеизвестны склонность подростков к правонарушениям, раннему сексу, алкоголизму, наркомании. Все вышеперечисленное зачастую и называют кризисом, видя в нем только негатив. Поэтому часто встречается устаревшая педагогическая точка зрения о том, что кризис - следствие серьезных упущений и просчетов в воспитании.

Ребенок превращается во взрослого анатомически и физиологически в предельно короткий срок. Психика не имеет таких темпов развития - возникает противоречие между физиологией и личностью, между ''хочу'' и ''надо'', между желаемым и возможным. Подросток уже не ребенок , но еще и не взрослый . В подростке все нелогично и непропорционально как в кривом зеркале. Многие люди, вспоминая этот возраст, переживают новый стресс и говорят о том, что ненавидели себя и хотели стать либо сразу взрослыми или наоборот не хотели взрослеть и жаждали вернуться в детство.

В том и состоит сложность работы с подростками, что они вызывают в первую очередь раздражение взрослых, в то время как на самом деле нуждаются в сочувствии, понимании и поддержке.

В детской возрастной психологии выделяют две фазы подростничества: негативную (10 - 12 лет) и позитивную (13 - 15 лет). Иногда называют наиболее сложные периоды - 11,13 и 15 лет и наиболее стабильные, спокойные - 10,12 и 14 лет . По нашим данным , наиболее сложным является период 11 - 12,6 лет на который приходится пик возрастного кризиса перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Вожатый должен постоянно помнить о ''групповой психологии'' подростков. То совершенно новое явление неведомое и несвойственное младшим школьникам. Подростки создают свою автономную культуру, среду, они уходят от взрослых в их собственный мир, представляющий собой часто страшную в своей пародийной, гротесковой и пародийной правоте проекцию стержневых сущностных сторон реальной взрослой жизни. Здесь все по максимому - любовь и ненависть, правда и зло, величие и ничтожество, справедливость и подлость. Взрослые называют это ''юношеским максимализмом'', а подростки обвиняют взрослых во лжи, лицемерии, трусости и ничтожности.

Спорить с подростком бесполезно, если вы не являетесь для него авторитетом, примером для подражания. Становится понятно кем должен быть вожатый для подростка. Завоевать его любовь и доверие сложно, если у подростка есть негативный опыт и легко, если его у подростка такого опыта нет. Однако, в любом случае потерять доверие и уважение подростка невероятно легко. Будет достаточно одного негативного примера в виде даже одной нечаянной фразы. С подростком нельзя притворяться - обман не прощается.

Противоречивость подростка проявляется в своеобразной двойственности его натуры - он совершенно разный в группе сверстников и наедине без свидетелей при взрослом. Это одна из ключевых особенностей подростка, подсказывающая как надо общаться или воздействовать на него. Потерять собственное лицо, достоинство на глазах сверстников - для подростка равносильно смерти. В том и особенность подростка, что он всеми силами стремится утвердиться, завоевать авторитет и уважение своих ровестников. Их мнение на долгие годы становится решающим, главным. Если подростку приходится выбирать между взрослыми и сверстниками, он выбирает последних, даже если внутренне не хотел бы этого. Именно поэтому многие подростки вынуждены принимать участие во многих сомнительных и криминальных ситуациях - боятся невыгодных для себя и тяжелых последствий.

Необходимо помнить - социальное расслоение в обществе особо остро сказалось на подростках. Идет жесткое противостояние между детьми разных социальных слоев. Дружат по ''положению родителей''. Деление на своих и чужих стало нормой жизни.

Среди подростков немало тех, чей жизненный опыт гораздо богаче опыта вожатых. Это уже не дети по образу жизни, так как они практически сами ''обеспечивают ''и защищают себя, имеют полный набор атрибутов взрослой жизни: секс, алкоголь, деньги. Для детства характерен набор детских атрибутов - взрослые, воспринимающие детей как объект заботы; учеба, игрушки, детская ментальность. Если этого нет, ребенок на самом деле маленький взрослый, , несущий полную ответственность за самого себя . Вожатый должен знать - кто перед ним. Попробовав хоть однажды сладкой и запретной взрослой жизни - подросток будет стремиться к ней вновь и вновь. Лагерь для такого подростка - не концерты и походы, не дискуссии и купание, а тайные вылазки за территорию, поиск своих ''пацанов'', драки с местными и прочее ''по полной программе''.

Основное психологическое качество подростка - ''чувство взрослости''. Именно оно должно помочь вожатым. Подросток принимает все, что позволяет ему ощущать себя взрослым и не принимает того, что ставит его в позицию ребенка. Все , что позволяет чувствовать себя самостоятельным и ответственным - льстит самолюбию подростка. Вспоминается опыт Всероссийского лагеря ''Орленок'', который практиковал выезд детей на уборку яблок, а в ночное время - дежурство у костров, которые должны были поддерживаться всю ночь для обеспечения безопасности палаточного лагеря.

Вожатый, работающий с подростками не имеет права быть посредственностью. В середине 80 - х г. в ''Артеке'' неизменной популярностью обладали вожатые, физруки - афганцы и просто отслужившие в армии. В настоящее время таких вожатых единицы во всей России, но тогда нужно помнить - подростки тонко и внимательно оценивают взрослых. Ценить будут тех, кто что - то умеет и делает это ''классно''.

В условиях школы лидерами в классе являются, как правило лишь несколько человек. При этом качество лидерства зависит от персонального состава, а, значит, от системы ценностей подростков конкретного класса. Это означает, что лидером может быть либо самый сильный, либо самый эрудированный или самый ''крутой'' и т.д.

В лагере будет происходить то же самое, но специфика лагерной жизни может помочь раскрыться каждому подростку. Были бы достоинства. Именно это и следует делать. В идеале должно быть много ситуативных лидеров, которые в школе просто не могут о себе заявить. Физическая и эмоциональная выносливость, творческое воображение, умение вышивать или готовить, знание ягод и грибов, трав и цветов, ориентирование на местности, умение плавать и строить сооружения из песка, интересные рассказчики прочитанного и пережитого, умение наблюдать и запоминать необычное, умение слушать и сопереживать - все должно быть востребовано и проявлено. Здесь вновь обнаруживается необходимость хороших знаний личностных качеств детей и в этом вновь могут помочь родители подростков.

Такой подход к организации взаимодействия и общения детей оздоровит отношения между ними, привнесет в них гуманность и духовность. Вожатый должен своим примером показывать и этим самым учить детей полноценному общению и взаимопониманию. Должно быть четко усвоено - нельзя оставлять подростков наедине с их проблемами, ибо начнутся другие процессы и лидерами могут стать подростки с деформированной, травмированной личностью. Начнут формироваться и процветать нормы ''дикого'' сообщества.

Наиболее привлекательными и заметными среди подростков становятся истероиды с демонстративными чертами характера. Поскольку в этом возрасте характер зачастую акцентуирован, то флегматики кажутся замкнутыми, нелюдимыми и вечно спящими, сангвиники - не способны умолкнуть хоть на минуту. В этих условиях одни подростки получают изначальное преимущество, а другие обречены на второстепенные роли. Вожатый должен сознательно обращать внимание на каждого, помогая незаметным подросткам проявлять себя.

Не менее деликатная тема - половое созревание девочек и возможное начало менструальных циклов в период летнего отдыха. Вожатые должны быть личностно зрелыми людьми, готовыми оказать психологическую поддержку в этих ситуациях. Известны случаи, когда вожатые терялись в беседе с подростками, так как были не готовы обсуждать некие интимные проблемы.

Отдых в лагере должен обеспечивать психологическую и физическую безопасность детей. Многие подростки в силу возрастно - физиологических причин находятся в постоянном стрессе. Это связано с гормональной перестройкой организма. Многие испытывают раздражение, постоянное бессилие и усталость, частое повышение температуры без видимых причин. Часто дети не только не чувствуют себя отдохнувшими, но и теряют в весе. Эти факты имели место в лагерях с перегруженной сеткой мероприятий спортивного или двигательного плана.

Здесь полезно исходить из пожеланий детей. Можно и нужно предложить им составить план мероприятий на смену. Однако, лучше всего предложить анонимную, индивидуальную форму планирования. Например, каждый ребенок пишет свои пожелания на листочке и отдает вожатому, при этом он может указать свое авторство или не делать этого. Вожатые получат конкретный состав мотивационных предпочтений каждого отряда. Это позволит строить работу более адресно, конкретно.

Следует помнить - отдых в лагере всего лишь эпизод и детям предстоит возвращаться в свою обычную среду. Подросток должен увидеть себя лучше, чем был, но он не должен потерять способность к адаптации в своей среде. Известны случаи, когда подростки начинали конфликтовать с учителями и родителями вернувшись из лагеря, замыкались, уходили в себя, пытались покончить с собой.

Лагерь должен стать средой, в которой подростки могут обсудить проблемы своей повседневной жизни, увидеть возможные альтернативы поведения в своей ситуации. Лагерная смена должна стать школой жизни, а не сказкой. которая была и страшно, если ее не больше никогда не будет. Подросток должен иметь возможность увидеть свои сильные и слабые стороны, честно взглянуть на свои недостатки. Это можно сделать лишь в условиях доверительных и честных отношений. На это должны быть направлены основные усилия вожатского коллектива.