Главная страница
qrcode

Моисеенко Е. Нужно ли изучать зарубежную литературу в школе


НазваниеМоисеенко Е. Нужно ли изучать зарубежную литературу в школе
Анкор30 - - .doc
Дата24.10.2017
Размер1,58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла30__-______-______.doc
ТипДокументы
#43446
страница2 из 34
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

 
 
 
 
 
 
Тематическое планирование
 изучения зарубежной литературы по классам

Класс

Раздел

Колич.
часов

Тематика уроков

8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11
 

Античная литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература Средневековья
 
 
 
 
 
Литература эпохи Возрождения
 
 
 
 
 
 
 
 
Классицизм, барокко, просвещение (XVII–XVIIIв.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Романтизм, реализм (XIXв.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература ХХ века.

16 часов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7 часов
 
 
 
 
 
14 часов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12 часов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11 часов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15 часов

  1. Мифология – основа мировой литературы

  2. Мифы разных народов о сотворении мира

  3. Мой любимый миф: обзор древнегреческой мифологии

  4. Загадка Гомера: урок – диспут

  5. «Илиада» и «Одиссея» - сопоставление поэм

  6. Анализ отрывка «Одиссей у циклопов». Сопоставление с русской народной сказкой «Лихо одноглазое»

  7. Самостоятельный анализ отрывка Гомера

  8. Античная лирика. Катулл. Гораций

  9. Понятие вольного перевода. Сопоставление стихотворений разных авторов (Гораций, Державин, Пушкин)

  10. Рождение театра. Разновидности античной прозы

  11. Творчество Эсхила «Прометей Прикованный»

  12. Творчество Софокла «Царь Эдип»

  13. Творчество Эврипида «Медея»

  14. Обобщение и повторение: развитие античной драматургии

  15. Интегрированная игра - «погружение» «Ступень к Парнасу»

(МХЛ, МХК, история)

  1. Контрольная работа по теме

 
 

  1. Литература Средневековья. Общая характеристика и источники влияния

  2. Эпос как наследие Средневековья

  3. Рыцарская литература.

  4. Данте Алигьери.  Маргинальность творчества

  5. Художественные особенности «Божественной Комедии»

  6. Различные модели мира (Данте, Д. Андреев, П. Ершов, В. Шаламов)

  7. Тестовая и творческая работа «Моя модель мира»

Итоговый контроль по теме
 
 

  1. Интегрированный урок «Тот, у кого нет музыки в душе, способен на грабеж, измену, подлость» Шекспир (МХЛ, МХК, история)

  2. Сонет: особенности и эволюция жанра

  3. Итальянское Возрождение. Ф. Петрарка

  4. Нидерландское Возрождение. Э. Роттердамский

  5. Французское Возрождение. Франсуа Рабле

  6. Испанское Возрождение. Мигель Сервантес

  7. Комедия Возрождения в разных видах искусства (литература, театр, кино)

  8. Английское Возрождение В. Шекспир. Периодизация творчества

9-10. «Ромео и Джульетта» История создания и художественные особенности трагедии
11-12. Урок – читательская конференция по творчеству В. Шекспира

  1. Интегрированная игра «погружение» «Искусство, ты таишь в себе огонь эпохи» Ф. Шуберт

  2. Контрольная работа по теме

 
 
 

  1. Классицизм и барокко17 векакак основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия.

  2. Пьер Корнель (1606-1684)величайший французский драматург . Трагедия  «Сид». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.

  3. Жан Расин (1639-1699)-второй великий драматург французской классицистической сцены. «Андромаха» и «Федра». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.

  4. Жан Батист Мольер (1622-1673) -великий французский комедиограф. Комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».Черты классицизма, проблематика, система персонажей.

  5. Восемнадцатое столетие  как эпоха Просвещения. Выдающиеся мыслители и художники и их гуманистические идеи.

  6. Бомарше(1732-1799). «Севильский цирюльник».Проблематика, система персонажей, художественные особенности.

  7.  Даниэль Дефо (1660-1744) и его«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»и Джонатан Свифт (1667-1745) и его  «Путешествия в разные отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».

       8. Французские просветители-энциклопедисты.
          Д. Дидро и Ж.     д'Аламбер.
      9. Вольтер. Самые значительные произведения Вольтера.
    10. Трагедия «Фауст» – это не только философская трагедия, оперирующая  отвлеченными понятиями, но это и изображение конкретной реальной жизни Германии.
    11.Фридрих Шиллер (1759 – 1805)- немецкий поэт, драматург, философ и историк.
    12. Контрольная работа по теме.
 
 

  1. Вальтер Скотт (1771 – 1832)и романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард»

  2. Виктор Гюго (1802 – 1885)и  роман «Собор Парижской Богоматери»

  3. Романтики: интерес к истории и фольклору.. Сказка - канон для новеллистов. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822), Эдгар Аллан По (1809 – 1849), Ханс Кристиан Андерсен.

  4. Английский поэт и драматург Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788 – 1829)- кумир всех романтически настроенных читателей,  олицетворение романтизма.Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда»

  5. Генрих Гейне (1797 – 1856)- последний поэт романтизма и первый его критик.

    6.Первый французский реалист Фредерик Стендаль (1783 – 1842) :
романы «Красное и черное» (1830) и «Пармский монастырь» (1839),
    7.Самый выдающийся писатель раннего этапа критического реализма      Оноре де Бальзака (1799 – 1850).
    8. Проза Гюстава Флобера (1821 – 1880), «Госпожа Бовари».
    9. Ги де Мопассан (1850 – 1893) и  романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и многочисленные новеллы.
    10.Творчество Эмиля Золя (1840 – 1902).
    11.Итоговое занятие.
 
 
 
 
1. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм
2. Генрих Манн (1871 – 1950) и роман «Земля обетованная» (1900) - карикатура на берлинских нуворишей, которые сколачивали грандиозные капиталы финансовыми аферами.Томас Манн(1875 – 1955). Автор «Будденброков» (1901)
3.  Бертольт Брехт (1898 – 1955) - выдающийся немецкий драматург, теоретик драмы, режиссер, прозаик и поэт. «Трехгрошовая опера».
4-5.Эрих Мария Ремарк (1898 – 1970) и роман «На Западном фронте без перемен», потрясающий своей правдивостью.  «Три товарища» (1939). Романы Ремарка «Возлюби ближнего своего» (1940) и «Триумфальная арка» (1946) – это злоключения беглецов, чудом вырвавшихся из лап гестапо. Роман «Время жить и время умирать» (1954).
6. Марсель Пруст (1871 – 1922)Франц Кафка (1883 – 1924) – великие модернисты 20 века.
7. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980)- французский философ и прозаик.
8. Альбер Камю (1913 – 1960) - единомышленник и оппонент Сартра. Трактат «Миф о Сизифе» (1942). Роман «Чума» (1947).
9. Жоржи Амаду (1912 – 2001) и романы «Дона Флор и два ее мужа» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Тьете из Агресте» (1976), «Похищение святой» (1989)..
10-11. Габриэль Гарсиа Маркес (род. 1928)- Лауреат Нобелевской премии (1982) колумбийский писатель,  повесть «Полковнику никто не пишет» (1956).
Знаменитый роман «Сто лет одиночества» (1962).
12-15. Итоговые занятия обобщающего характера. Тестирование. Анкетирование. Ученическая конференция по современной зарубежной литературе.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по литературе

«Зарубежная литература: от античности к романтизму»

для 8 класса

Составитель:

Кузьменкова Т. А.,

учитель высшей категории

2013  2014 учебный год

Пояснительная записка

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, к сожалению, не входит в полной мере литература зарубежных стран, которая должна способствовать расширению и углублению гуманитарных знаний школьников.

Изучение зарубежной литературы в школе открывает возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Программа факультативного курса «Зарубежная литература: от античности к романтизму» разработана на основе авторской программы по зарубежной литературе Михальской Н. П.

(Михальская Н.П. Зарубежная литература.5  11 кл.: Программа для образовательных учреждений гуманитарного профиля.  М.:Дрофа, 2003) и учебного плана школы.

Программа факультатива «Зарубежная литература: от античности к романтизму» предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 34учебных часа, из расчета 1час в неделю.

Освоение богатств мировой литературы – важная сторона формирования мировоззрения школьника, его духовного обогащения, развития личностной оценки. Зарубежная классика является инструментом духовного самопознания, и, следовательно, самовоспитания.

Опыт показывает, что учащиеся практически не знакомы с литературой зарубежной. Их читательский кругозор ограничен произведениями школьной программы по литературе, а интереса к дополнительному знакомству с классическими произведениями учащиеся не испытывают.

Так как учащиеся школы уже достаточно знакомы с русской литературой с древнейших времен до наших дней, целесообразно для их дальнейшего развития с разной степенью полноты вводить элементы истории зарубежной литературы.

Цели курса:

формировать интерес и положительную мотивацию учащихся к изучению произведений зарубежной литературы.

способствовать углубленному и расширенному изучению школьниками литературы как учебного предмета;

Задачи курса:

дать представление об основных этапах развития мировой культуры;

познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями западноевропейской литературы;

совершенствовать и развивать умения аналитического чтения, интерпретации художественного произведения;

развивать читательскую самостоятельность и потенциальные творческие способности учащихся;

способствовать формированию нравственных идеалов на примере гуманизма произведений зарубежных авторов.

Композиция курса подчинена хронологии литературного процесса, показывает развитие зарубежной литературы в движении от эпохи к эпохе, позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран, связь художественного произведения с особенностями эпохи или художественного мира автора, соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.

Данный факультативный курс дает возможность закрепления литературной базы, полученной учащимися к 8-му классу, а также закладывает «фундамент», обеспечивающий более продуктивное восприятие курса литературы в 9 – 11 классах; открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы, дает возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Курс «Зарубежная литература: от античности к романтизму» построен на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения предложенных произведений. Такой подход позволяет более эффективно решить поставленные задачи.

В рамках курса изучаются произведения Античности, Средневековья, Возрождения, литература XVII — XIX веков. Таким образом, у учащихся в конце изучения курса складывается весьма убедительная картина смены культурных эпох от Античности до Романтизма.

Реализация программы курса даёт возможность развивать интеллектуальные, творческие способности, нравственные и моральные качества учащихся, формировать их стремление к самообразованию, а также прививать вкус к самостоятельной и исследовательской работе.

Содержание элективного курса предполагает различные методы активизации познавательной деятельности школьников, а также разнообразные виды и формы организации работы учителя и учащихся: лекции монологического характера с элементами беседы, лекции с демонстрацией компьютерных презентаций, постановку проблемных вопросов и поиск ответов на них, аналитическую работу с текстами произведений, сообщения учащихся, выполнение самостоятельных творческих работ, работу в группах.

Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество. С этой целью могут быть предложены задания творческого характера: письменные сочинения, отзывы, создание презентаций. В рамках этого предполагается консультативная работа учителя по оказанию помощи в подборе материала, критической литературы, корректировке выполненных заданий. Желательно проводить последующее обсуждение и оценку самостоятельной деятельности ученика.

При изучении курса больший акцент делается на совместный анализ произведений. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного своеобразия изучаемых текстов. Это помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, подталкивает их к самостоятельному творческому поиску.

Важную роль в осуществлении программы факультативного курса играют межпредметные связи с историей, мировой художественной культурой, русской литературой. Для проведения занятий предполагается использование современных информационных технологий.

В результате изучения факультативного курса учащиеся должны знать:

основные этапы развития зарубежной литературы;

содержание изучаемых произведений, их основные проблемы, важнейшие идейно-художественные и нравственные особенности;

сведения о жизни и творчестве западноевропейских писателей, представленных в программе курса;

определения основных литературных понятий, обсуждаемых в процессе изучения факультативного курса;

В результате изучения факультативного курса учащиеся должныуметь:

интерпретировать произведение в контексте определенной эпохи;

охарактеризовать и оценить главных героев произведений;

оценить произведение с позиции современности и показать связь западноевропейской литературы с произведениями русской художественной литературы;

грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, участвовать в беседе по вопросам литературы и общественной жизни, выполнять творческие задания;

уметь сопоставить произведения литературы с произведениями живописи (иллюстрациями к ним), с экранизациями, с музыкальными произведениями, созданными на их основе;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов


связь с админом