Главная страница

Ильин А.Н. - Наше потребительское настоящее - 2016. Монография Омск Издательство Омггту 2016 удк 366. 01 Ббк 66. 3 8)6 И46


Скачать 34.42 Mb.
НазваниеМонография Омск Издательство Омггту 2016 удк 366. 01 Ббк 66. 3 8)6 И46
АнкорИльин А.Н. - Наше потребительское настоящее - 2016.pdf
Дата10.04.2017
Размер34.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIlin_A_N_-_Nashe_potrebitelskoe_nastoyaschee_-_2016.pdf
ТипМонография
#30400
страница1 из 21

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Berezovskaya-Klimova_Metodichka.pdf, Klimova_Berezovskaya_Redaktirovanie_Obschiy_kurs.pdf, Ilin_A_N_-_Nashe_potrebitelskoe_nastoyaschee_-_2016.pdf, studio_d_A2_Sprachtraining.pdf, vk_gettoken, vk_gettoken, Demoversia_testa.png?extra=cO-GL7UAyh9XnhlRPavZIp_40WwP9UbXzYALf, vk_gettoken и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный педагогический университет
А . Н.
Ильин
НАШЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
НАСТОЯЩЕЕ
Монография
Омск
Издательство ОмГГТУ
2016

УДК 366.01
ББК 66.3(0.8)6
И46
Печатается по решению редакционно­
издательского совета Омского государственного педагогического университета
Рецензенты:
В. А. Буряковская,
др филол. наук, профессор кафедры английской филологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета;
В. В. Корнев,
др филос. наук, доцент кафедры социально-политических наук Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. МА. Бонч-Бруевича;
А. А. Штырбул,
др ист. наук, профессор кафедры всеобщей истории социологии и политологии Омского государственного педагогического университета
Ильин, А. НИ Наше потребительское настоящее : монография / АН. Ильин. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2016.-332 с В монографии представлен критический взгляд на культуру потребления. Рассматриваются такие связанные с консьюмеризмом явления, как фиктивные потребности, гаджетомания, быстрая смена модных трендов,
маргинализация труда, социальная атомизация, трансформация нравственных ценностей, деэкологизация сознания, кредитомания и т. д. Особое место отводится осмыслению рекламы и брендинга как факторов, стимулирующих потребительские мышление и поведение.

Работа адресована философам, культурологам, социологам, политологами широкому кругу читателей, проявляющих интерес к проблематике
консьюмеризма.
УДК 366.01
ББК Работа выполнена при финансовой поддержке Мин об р науки iiР ос сии государственное задание Ильин АН Омский государственный педагогический университет, 2016
Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
С окр ат ibВведениеbНаучные труды пишутся на совершенно различные темы. Некоторые из них являются номинально актуальными. Другие - свер­
хактуальными. В принципе, любое исследование можно назвать актуальным, так как стремление к истине является в науке основой. Стремление к истине необходимо, однако желательно, чтобы оно согласовывалось с экономическими, политическими, психологическими, этическими, социокультурными и другими реалиями текущего дня, с укладом нашей общей современности. Тогда истина становится непросто истиной, а истиной нынешнего времени, касающейся каждого из нас. Все-таки вести речь о подлинной актуальности некоей работы позволительно тогда, когда заложенные в ней идеи охватывают сегодняшний день, описывают его, объясняют, являются полезными для понимания каких-либо метаморфоз современности.
Эта книга не является продуктом абстрактного кабинетного философствования, ибо тема потребления сегодня - одна из самых животрепещущих. Она связана с жизнью как отдельного человека современной цивилизации, таки целого общества сего многообразными проблемами. Поэтому в адекватности выбранной автором тематики реалиям сегодняшнего дня сомневаться не приходится. Предлагаемый текст - проявление внимания не к отвлеченности, а именно к реальности нынешнего социокультурного бытия.
Современный этап капиталистического развития создал новый тип культуры. Развилась целая индустрия, заполонившая визуальную среду города массивом рекламных сообщений, которые - хотим мы или нет - завладевают нашим вниманием, проникают в ментальное пространство каждого человека. Бизнес, занятый как производством товаров и услуг, таких рекламированием, сформировал систему ценностей, связанных с расточительством, с необходимостью тратить все заработанные деньги на. На что
Ильин АН. Наше потребительское настоящее
На предметы, которые далеко не всегда отличаются своей функциональной полезностью. Экономическая система конституирует культуру потребления, и культура становится коммерциализированной, поставленной на поток вездесущим рынком. Мода, реклама, пиар, маркетинг - основные средства формирования культуры потребления и типа человека, которого называют потребляющим.
Хотя, казалось бы, общество и культура потребления давно уже нашли свое описание в трудах прежде всего социологов и философов, только на первый взгляд может создаваться впечатление, что науке, учитывая богатый академический (и не только) послужной список, в осмыслении потребительства уже все ясно, и ей можно отдыхать. Кроме того, несмотря на солидное поле исследований консюмеризма, проявляются настолько разные исследовательские позиции авторов в отношении этого явления, что говорить о монолитной теории потребления не приходится.
Тема консюмеризма - одновременно стара и нова. Инфраструктура потребления постоянно развивается. Реклама находит новые способы влияния, с ее помощью формируются новые потребности. Наука как процесс исследует движение явления в реальности его существования. По мере развития явления все существенно новое, с чем сталкивается научный взгляд, осмысливается как модус изменчивости явления и определяется в своих последствиях. Возникает проблема успевания науки следовать заявлением, проникать в его процессуальность, выявлять его изменчивость и событийность. Предмет нашего исследования, постоянно трансформируясь, как бы идет впереди науки, а последняя влачится за ним следом предмет занимает настоящее время, а наука - прошлое. Она не успевает отрефлексировать все перемены в индустрии потребления. Появляется проблема адаптации науки к постоянно меняющейся реальности. Теория не может окончательно сформироваться и монументально застыть над неизменностью своего предмета. Ведь предмет трансформативен. Абсолютно полная законченность знания, которое исчерпывало бы все эмпирические подробности такого трансформативного предмета, в принципе недостижима. Научное представление явления складывается из наблюдения за его движением, за особенностями его функционирования в дина

Введение
5
мической взаимосвязи с внешними факторами. Так - в движении - явление становится тенденцией, и от теории требуется непросто единожды стать, сформироваться, ас та нови т ь с я, отражая темпы динамики своего предмета. Тренды потребления принимают новые формы, и потому накопленные результаты изучения прошлой истории консюмеризма не охватывают данное явление в полном смысле. Несмотря на то, что культуре потребления посвящен огромный массив исследований, следует признать, что не все, о чем много написано, является познанными понятым. Соответственно, для изучения консюмеризма необходим динамический подход.
Так как культура - это сложная многомерная изменяющаяся система, методология ее осмысления требует системных представлений и выхода на полидисциплинарность. Здесь неуместно использование статического подхода, который рассматривает изучаемый объект в его неподвижности, как имеющий точные и не подвергающиеся изменениям параметры своего существования. Более осмысленно использование динамического подхода, отражающего процесс изменения, становления, развития изучаемого предмета с учетом «процессных» закономерностей.
Поскольку тип культуры - одна из главных особенностей жиз­
неустройства общества, его изменение происходит вовремя изменения этого жизнеустройства (в самом широком смысле, в условиях социальных, политических и экономических трансформаций. Перестроечный этап российской истории являлся такого рода переломным моментом, повлекшим изменение типа культуры. Максимально масштабная трансформация социального жизнеустройства влечет максимально серьезное по своей глубине изменение культуры.
Что такое потребление Как выглядит архитектоника потребительских пространств Что такое практики антипотребления? Как функционируют мода и реклама в обществе потребления Эти и другие вопросы будут актуализированы в данной книге, и автор постарается дать на них более или менее полные ответы. Отчасти такие ответы уже были даны в наших предыдущих монографиях, учебном пособии и статьях. В этой работе мы постараемся еще более углубиться в осмысление культуры потребления и рассмотреть новые тенденции консюмеризма.
Глава 1. Посмотрите на меня - оцените меня в погоне за восторженными взглядами
Заметим, что сама формулировка культура (или общество) потребления выглядит недостаточно точной в терминологическом смысле. Ведь потребление можно понимать как рациональное и необходимое для поддержания жизнедеятельности поведение по присвоению материальных и духовных благ в нужном для человека объеме. И нередко данное явление понимают именно так. Следовательно, любой человек, потребляющий хотя бы минимальное количество благ, уже является потребителем, и не-потребителей просто не существует. Значит, любой общество является обществом потребления, и тогда значение этого понятия размывается. Термин потребительство (или «перепотребление») характеризует поведение, выходящее за рамки разумного потребления. Поэтому наименование потребительство или «перепотребительское общество
(«перепотребительская культура) выглядит более подходящим для использования при раскрытии интересующей нас проблематики. Термин «консюмеризм» является синонимом терминов потребительство или «перепотребление» и, соответственно, несет в себе иной смысл, чем укоренившееся в научной и публицистической литературе потребление. Прок он сю мер и зм следует говорить тогда, когда речь идет не оп от р еб лени и как средстве жизни, а оп от ре б лени и как ее смысле. Однако мы в процессе повествования, используя стратегию разумного консерватизма, будем оперировать привычной и сложившейся (пусть и несовершенной) терминологией, не используя четкого разграничения приведенных терминов, но имея ввиду именно перепотребительские общество и культуру.
П от ре бите ль ст во- это включенная в каждый акт покупки поддержка производства знаков, тотальная сем гю т и за ц и яре аль ­
ност и С помощью этих знаков консюмер подчеркивает свое социальное положение, статус. Мы добиваемся лишь того, что желают другие, что ценно в их глазах, что намагничено чужим интересом
Глава. Посмотрите на меня - оцените меня
7
завистью и ревностью. В этом смысле потребительские стратегии имеют экстравертированную сущность и заставляют приобретать самые модные и дорогие вещи, чтобы выставлять их напоказ и тем самым ловить восторженные взгляды окружающих. Как писал Т. Веблен, богатство или власть нужно сделать очевидными, ибо уважение оказывается только по предоставлении доказательств. И свидетельство богатства не только служит тому, чтобы внушить людям представление о своей важности и поддерживать ощущение своей значимости в других людях, - оно едва лине также полезно в поддержании своего самодовольства. Потребитель реализует себя идиотически-нарциссически-истероидным удовольствием от фокусирования внимания на самом себе. Соответственно, потребление кон ст и туи р у е т с я фактом существования в ним ан и й разных людей, потребление как форма поведения основано на привлечении социального внимания, культура потребления актуализирует и гипертрофирует внешнюю референцию, потребность в признании. Эти многочисленные внимания кооперируются в некую собирательную фигуру Другого. Культура потребления- свойственный современному капиталистическому укладу тип культуры, в которой ценно ст нос мыс лов ы м ядром выступает символизм вещей, стимулирующий поведенческие практики демонстративной само презентации Потребительские желания трудно назвать аутентичными, личными, так как они навязываются инфраструктурой и коррелируют с желаниями массового Другого. Иными словами, они - суть отраженные желания других людей, вовлеченных в потребкульт. Чем в большей степени рекламируется тот или иной продукт, чем сильнее навязывается некая потребность, чем больше мода проповедует некий стиль, наконец, чем большее количество людей эта все начинает желать, тем желаннее все это становится для нас. Еще Г. Маркузе
1
Корнев В. В. Философия повседневных вещей. М. : Юнайтед Пресс,
2011. С. 19.
2 Цит. по Зарубина Н. Н Культура богатства в дискурсе неравенства особенности в современной России // Общественные науки и современность. 2012. № 6. С. 65.

8
ИльинА. Н. Наше потребительское настоящее писал об индустриальной цивилизации, которая превращает в потребность неумеренное потребление, где общественный контроль коренится в создании новых потребностей. Можно сказать, что инфраструктура потребления - это мегамашина производства желания, машинерия смыслопроизводства. Она не столько удовлетворяет желания, сколько их формирует, диктует, что именно следует желать, чему отдавать предпочтения. Она одновременно питается желаниями и производит/воспроизводит их. И если в современном Марксу буржуазном обществе человек превратился в товар непосредственно, как рабочая сила, то сегодня человек такой же товарно его сущность иная - желание. Именно желание становится той точкой, на которой сконцентрированы безжалостные удары медийной индустрии - этого новейшего изобретения общества продажи потребления. В развернувшейся войне без боя, где слабое и беззащитное сознание человека становится мишенью, дойной коровой, для системы есть только один закон - закон эффективных продажи парадокс заключается в том, что система не считается с человеком»4.
Инфраструктура потребления, сложная машинерия производства потребительских желаний, представляет собой целую систему повседневного бытия, погружающую личность в мир символов определенного образа жизни. В нее включается, с одной стороны, многообразие товаров и услуги, с другой стороны, их символическая насыщенность, культурная надстройка. Любые товары могут М аркузе Г Критическая теория общества Избранные работы по философии и социальной критике / перс англ. А. А. Юдина. М. : ACT:
Астрель, 2011. 382, [2] с М аркузе Г Одномерный человек. М. : Ермак,
2003.342 с
Маркузе Г Преобладание репрессивных потребностей // Кризис сознания сб. работ по философии кризиса. М. : Алгоритм, 2009. СИ слам ов Э
А.
Философия как возможность эзотерической свободы в ситуации отчуждения современного человека // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гумаяит. науки. 2012. № 1. С. 67. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-kak-vozmozhnost-ezotericheskoy-svo- body-v-situatsii-otchuzhdeniya-sovremennogo-cheloveka (дата обращения
25.12.2015).
Глава 1. Посмотрите на меня - оцените меня
9
определенным образом читаться, так как каждый обладает знаком качества не столько себя, сколько своего владельца. Товар приобретает форму символа, а символ - товара. Вполне справедливо представить потребление в целом как текст, который поддается чтению. Так, когда мы видим, как человек одет, как он использует некий гад­
жет, мы делаем вывод о его социальном положении, о его цивилизованности, модности, современности. Его поведение - это текст, который мы читаем, исходя из определенной системы координат. Сам человек приобретает черты текстуальности, читаемости.
Инфраструктура потребления - система производства товаров и услуг, их продвижения и наделения знаково-символическими характеристиками. Также это система производства смыслов, точнее, бессмыслицы, симулякров, которые выдают себя за смыслы и находят свое обличье в императиве потребляй как можно больше. В ней значимым является не столько производство товаров, сколько формирование многообразия предложений и призывов к покупке. Мода и реклама являются одними из главных составных частей инфраструктуры потребления. Производимые ей смыслы надежно защищены от подлинности, но обретают форму самодостаточности. Я покупаю, следую за модой, занимаюсь шопин­
гом, следовательно, существую - эта фраза не вербализуется, не выкрикивается на каждом углу, но становится основой жизни по умолчанию, истиной, которой следуют, но которую не принято открыто декларировать. Инфраструктура потребления создает идентичности, убеждения, ценности и поведенческие стереотипы. Она выступает своеобразным возбудителем нервной системы. Возбуждение проявляет себя постоянно в жизни каждого жителя мегаполиса, который одновременно становится созерцателем рекламы и человеком, вовлеченным (выражаясь экзистенциально, заброшенным не по собственной воле) в потребительскую инфраструктуру современного антропного пространства. Современное общество находится в тотальной незащищенности от инфраструктуры потребления. Ее институты сл)окат нечеловеческим потребностям, а дурному производству потребностей, которые отчуждены от человека, нов чем и заключается хитрость - не представляются ему отчужденными
Ильин АН. Наше потребительское настоящее
«Итогом совокупно поднятой волны стало формирование у населения развитого потребительского сознания (те. представлений о том что, где и как потреблять хорошо и правильно) при полном отсутствии рефлексии на тему настоящих целей, принципов и границ потребительской активности. Потребительские ценности рентабельности, успешности, престижа, выгоды, кайфа, выгодной самопрезентации перед другими, эффективности распространяются на все аспекты жизни труд, досуг, спорт, творчество и т. д. Некогда различные сферы деятельности и системы смыслов обретают своеобразное единство в потреблении. Происходит некая тотализация, давление призывов, символов, того, что именуется общественным мнением. Впрочем, само это общественное мнение формируется при помощи данной реп­
рессивности. С одной стороны, реклама, хитро отсылая к неким нормальным потребностям, отождествляя безудержный консюме­
ризм с удовлетворением первичных, естественных, жизненно важных потребностей и пропагандируя лживую идею все хотят это купить, стимулирует в нас жесточайший консюмеризм. С другой стороны, ведь действительно взращивается почти всеобщее стремление это купить. И человек пускается в потребительский пляс, покупая не то, что ему действительно нужно, а то, что эффективно презентируется в медиа-пространстве как действительно нужное, статусное, элитарное. Реципиент, испытывая принуждение к потреблению, все сильнее социализируется в обществе консю- меров, а, сильнее социализируясь, привыкает к этому принуждению, к правилам игры.
Логика потребления строится в основном не на извлечении из вещи пользы, удовлетворения потребностей, а на знаковой стоимости товара, сводящейся к демонстрации места в дифференцирующей системе престижа. Собственно, совокупность вещей с характер
Корнев В. В Потребление потребления Н Лабиринт. 2012. № 4. С. 5.
6 См
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / перс фр. Д. Кралечкин. М. : Академический Проект, 2007. 335 с Ерофеев МА, Федоров А. А Производство и потребление изображений в цифровую эпоху // Лабиринт. 2014. №
2.
С. 147-157.
Глава 1. Посмотрите на меня - оцените меня
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21