Главная страница
qrcode

ЦИ 3-2. Мученического подвига в живописном круге катакомб


НазваниеМученического подвига в живописном круге катакомб
Дата21.11.2020
Размер0,57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЦИ 3-2.docx
ТипДокументы
#113275
Каталог

Кейдунова Т.Н. 1 курс ИО

«Тема мученического подвига в живописном круге катакомб»

Истоки христианской настенной живописи следует искать в античных фресках, подобных тем, что сохранились в Помпеях. Тематически христианское искусство в течение II—V веков постепенно отходило от античных образцов, но в плане живописной техники христианские художники продолжали античные традиции.

Становление раннехристианской живописи можно проследить на примере настенных изображений в римских катакомбах. Эти изображения, датируемые периодом со II по VI век, могут быть условно разделены на три категории: 1) символы и символические изображения; 2) изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе; 3) картины на христианские и библейские сюжеты. Все эти изображения имеют нравственно-дидактический характер и призваны отразить основные истины христианского вероучения. Большинство изображений выполнено в технике фрески, однако встречаются и мозаики (в частности, в катакомбах Домициллы).


Каково же было назначение катакомб, помимо собственно упокоения усопших?

С первых времен распространения христианства в Риме, последователи новой религии собирались в своих подземных кладбищах к могилам мучеников в день их смерти, украшали их цветами, зажигали около них небольшие глиняные лампы с различными символическими изображениями, и на гробницах этих героев веры, вспоминая их подвиги, подкрепляли себя их примером, и молились. За этим следовали общественные братские пиршества, называемые «agape» (слово, означающее на греческом языке – любовь, милосердие). А, так как агсоsolium можно было высекать в туфе только в низшем ярусе гробниц, непосредственно над землей, то таинства совершались над прахом мученика (если он лежал в arcosolium, а не в обыкновенной гробнице loculus) на мраморной доске, называемой mensa, которая покрывала саркофаг или, если его не было, гробницу arcosolium. Эти доски не всегда были крышами; их переносили с одной гробницы на другую, в день поминовения умершего, как это видно по кольцам, часто прикрепленным к ним.

Так, вошло в обыкновение, принятое впоследствии во всей церкви, совершать таинство над мощами мучеников или святых, и в катакомбах следует искать первоначальный тип христианских престолов. Очень редко совершали таинство не над прахом мученика, а на мраморной доске, нарочно вделанной возле его гробницы в туфе.

В первые времена христианства, только одно желание покоиться вместе, отдельно от язычников, всего более соединяло верующих после смерти, но в последующие века, как видно по надписям, увеличивается забота приблизиться своим прахом к святому месту. Гробницы мучеников делаются центрами, около которых теснятся могилы христиан, и погребение в подземных кладбищах Рима продолжается больше столетия после Константина. Во многих катакомбных эпитафиях сказано, что умерший погребен «ad sanctos» – возле святых; «ad martyres» – возле мучеников; или «ante» – перед, «supra» – над, «retro» – сзади – «sanctos», святых.

Т.о. мы понимаем, что центральное место в христианских катакомбах занимали именно мученики. И их захоронения можно отличить от остальных по выбору места захоронения, оборудованию для богослужения, и также по характеру росписей.


Кем же были первые христианские мученики?

Мученичество за веру в христианстве появилось на самой ранней стадии формирования этой религии. Вскоре после казни Иисуса Христа римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в Иерусалиме разъяренная толпа, не дождавшись приговора синедриона, устроила самосуд над диаконом Стефаном, забив его камнями (
В христианской традиции мученики всегда считались христианскими героями, которые на деле ценой своей жизни доказали верность и преданность учению Иисуса Христа, христианским ценностям. В глазах христиан мученики являлись истинными свидетелями веры, отсюда и сам термин μάρτΰς (от μάρτΰρέω – «свидетельствую», «доказываю», «подтверждаю»). Вокруг них формировался ореол святости, их почитали как святых. 

Своими поступками мученики стремились подражать Иисусу Христу, глубоко веря, что будут воскрешены. Об этом свидетельствуют надписи в утвердительной форме на могилах мучеников ««ты со Христом», в отличие от эпитафий, в которых выражено только скромное желание, чтобы скончавшийся находился в вечном блаженстве, вроде следующей: «Да примет тебя Христос».

Кровь пострадавших за веру считалась у первых христиан величайшей святыней; они собирали ее с большой заботой, приписывали ей особенную чудотворную силу, передавали ее из рода в род, как, вообще, мощи, и искали в ней покровительства домам своим, себе и потомкам, в этой и в будущей жизни. Из деяний мучеников видно, что христиане сопровождали своих братьев, идущих на казнь, бросались в арены между дикими зверьми, собирали кровь мучеников губками или мочили в ней края одежды; многие из них делали это перед глазами палачей и, иногда, платили жизнью за подобную смелость. Потом эту святыню сохраняли в сосудах (ampullae), на дне которых еще видны иногда куски высохших губок, или берегли предметы, окрашенные ею.

Чтобы выделить захоронение мучеников среди других, помимо эпитафий использовались определенные сюжеты живописи. Каковы же эти сюжеты?

Так, например, в катакомбах на Виа Латина (IV век) можно увидеть небольшой цикл фресок, посвященных подвигам Геракла. Там можно увидеть изображения второго (Сражение с лернейской гидрой), восьмого (В саду Геспирид) и одиннадцатого (Геракл выводящий из подземного царства Алкесту) подвигов Геракла.

В мифологии Геракл — герой, т. е. Сын Бога (Зевса) и земной женщины, этим образ Геракла созвучен образу Христа. Геракл совершал подвиги, Христос дело нашего Спасения, Геракл вывел из подземного царства Алкесту, Христос вывел все души из ада. Вчерашним язычникам, благодаря такому сопоставлению, миссия и образ Христа становились понятнее.

Рассмотрим подробнее эти сюжеты.


Гидра, как змееподобное чудовище, символизирует человеческие грехи, пришедшие в мир в виде змея-искусителя, А также все трудности, возникающие в борьбе с этим злом. Мученики, как воинство Христово, вступают в борьбу с человеческими страстями.


Горгоны-змееволосые, змееподобные чудовища, сёстры дракона Ладона, охранявшего сад с яблоками Гесперид. Согласно Еврипиду, они охраняли Пуп Земли -сакральный центр вселенной, источник гармонии и порядка.

Их мы можем рассматривать, как преграду, отделяющую человечество от блаженной жизни. С этими преградами и сражался Иисус Христос, а вместе с ним и мученики, которые своими подвигами вдохновляют христиан.


В древнегреческих мифах Острова блаженных (Элизиум, Элизий), где обитали Геспериды -страна на крайнем западе, где находят вечное пристанище люди, получившие бессмертие от богов, или те из смертных, чью жизнь судьи загробного мира признали праведной и благочестивой.

Является символом христианского Рая, и соответственно местом обитания мучеников.


Чтобы отсрочить смерть своего мужа Адмета, Альцеста согласилась сойти вместо него в царство мертвых -Аид. Геракл сумел освободить ее из царства мертвых и вернул Адмету. У ног Геракла укрощенный им Цербер –трехголовый пес, страж Аида, не позволяющий умершим возвращаться в мир живых.

Аид здесь символизирует христианский ад. А сам подвиг – сокрушение ворот ада, и спасение душ Иисусом Христом.

Учитывая, что душа мученика сразу после смерти отправляется ко Христу, думаю, что ее можно ассоциировать со спасенной Альцестой.

Помимо античных сюжетов, на захоронениях мучеников присутствуют картины на христианские и библейские сюжеты.

Рассмотрим их.


Самсон происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлянами. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.

До зачатия Самсон уже был посвящен Господу на служение, и его назорейство стало источником его силы, благодаря действию в нем Духа Святого. До установления Таинства Крещения, Дух Святой сходил на только на избранных людей, и Самсон был одним из них. Т.о. его изображение на могилах мучеников символизирует то, что они также действовали силой Святого Духа.

Еще одно сходство Самсона с христианскими мучениками состоит в том, что как он положил свою жизнь на борьбу с язычниками - филистимлянами, так же и мученики посвятили свою Торжеству христианства и победе над язычеством в целом.


Елисей получает мантию от пророка Илии как видимый знак преемства пророческого духа в момент вознесения Илии на небо. Елисей стал ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, в деле обличения царей в нечестии и склонности к идолопоклонству. Елисей пророчествовал более 65 лет, при шести царях израильских. Елисей был сыном зажиточного пахаря. Изображая обстоятельства прежней жизни Елисея, сцена символизирует тем самым его переход в новый статус пророка.

Для изображения этой сцены на могиле мученика, есть две причины. Во-первых, вознесение Илии, как награда за праведность. И, во-вторых, «перерождение» Елисея из жизни материальной, с ее житейскими заботами, в жизнь посвященную Богу - духовную, что в свое время сделал каждый из мучеников.

Т.о. мы видим, что в катакомбах зарождались первые христианские храмы с престолами на мощах мучеников, с росписями, и т.д. А также формировались основы богослужений.
перейти в каталог файлов


связь с админом