Главная страница
qrcode

Консультация народные игры. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 20 Олимпийская сказка


Скачать 56,65 Kb.
НазваниеМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 20 Олимпийская сказка
Дата10.01.2020
Размер56,65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонсультация народные игры.docx
ТипСказка
#109985
Каталог

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Олимпийская сказка»

г. Балаково Саратовской области


Консультация для педагогов
«Народные игры в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Кагакова М.А.
2018 г.
О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседнего двора.

За мной явилась мать, но даже маме

в лапту случалось заиграться с нами».

В. Берестов
План:

1. Значение народных игр в жизни ребенка.

2. Классификация народных подвижных игр.

3. Выбор игры.

4. Организация и проведение игры.

5. Практическая часть.
1.Значение народных игр в жизни ребенка.

Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Что скажут о них потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Знакомство дошкольников с национальной культурой может даже не требовать специально организованных занятий. Национальный компонент может естественным образом интегрировать в образовательный процесс ДОУ.

В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.

Воспитать ребёнка без игры невозможно. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, способ познания окружающего мира. Народные игры многообразны.

Отдельно хочется остановиться на . Потребность ребёнка в движении была отмечена очень давно. Движение – это жизнь. Подвижные игры способствуют развитию физических качеств и умственных способностей ребёнка.

Воспитательное значение народных подвижных игр оценил К.Д. Ушинский, который считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

2. Классификация народных подвижных игр. Все народные игры можно разделить на сюжетные и бессюжетные подвижные игры.


Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно связаны с сюжетом и определяют поведение играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайцы и волк» и др.)

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет использовать игры в разных условиях и с разными целями. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Дети приучаются к коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.

Такие сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада.

наличие правил, ответственных ролей
(ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. При этом детей приучают выполнять правило - двигаться, не наталкиваясь, друг на друга. Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве.

Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость.
3. Выбор игры.

При выборе игр необходимо постепенно повышать переход от простых игр к более сложным, учитывать индивидуальные особенности детей, например, дети, которые бывают очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению, быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли, но для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них.

С детьми этой группы можно организовать игры, где ребята совершают простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий (игра «Городки). При проведении игр необходимо, чтобы дети точно выполняли правила игры.

А бывают дети более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит от скорости и аккуратности движений (игра «Водочерпалка»), от сосредоточенности и ловкости (игры «Рыбак и рыбки»), либо от развития психических процессов (памяти, внимания, требующихся в игре «Водяной»).

С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков.

При подборе игр надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка), а с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям.

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей также подвижные игры, более простые по содержанию. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.).

Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня.

5. Организация и проведение игры.

Место для игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей.

Перед игрой необходимо обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповую комнату проветрить, а на участке детского сада следует освободить от посторонних предметов территорию.

Важное значение имеет одежда и обувь играющих. Перед игрой надо по возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи, переобуть их в чешки, если игра проводится в помещении.

Проведение игр зависит от времени года и погоды. Заранее нужно знать содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Объяснение игры должно быть кратким, четким, но понятным. Всегда, когда есть возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры. Готовясь к игре, необходимо учитывать, какой для них понадобится инвентарь (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек, место, где сидит кот и пр.).

Маленьких детей, особенно третьего года жизни, необходимо предварительно ознакомить с теми предметами и движениями, которые будут использованы в игре. Надо дать им возможность рассмотреть пособия, игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть, с тем чтобы при выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от их главной цели. Такая подготовка помогает более быстрому усвоению смысла и правил игры.

Для детей четвертого года жизни также очень важно ознакомление с обстановкой, в которой будет проходить игра. Иногда бывает необходимо заранее познакомить детей с персонажами игры и их движениями, которым они будут подражать. Непосредственно перед началом игры детей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий.

Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

- каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

- желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;

- дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

- все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу;

- как ведущий, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать

условия игры.

Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников и отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом и осознает свои собственные просчеты.

1.Для организации детей может использоваться «зазывалки»
Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую не скажу!

Зазывалку расскажу.
2. Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются водящие. Игровая практика накопила примеры разделения ролей, таких, как жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т.п.
Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает:

Раз, два, три, четыре, пять…

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять…

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла!
3. Разделить всех игроков поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «ландыш душистый», а. другой — «одуванчик пушистый». Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут, чаще в форме рифмовки, например:

Выбирай:

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Или, например, игра «Кот и мышь»,

 


Правила игры. 
У медведя во бору
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит
.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Гуси
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!

- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
Народная игра живёт рядом, пришедшая к нам из глубины веков она актуальна в наши дни.

      Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.


Интернет –ресурсы:



Использованная литература:









перейти в каталог файлов


связь с админом