Главная страница
qrcode

Программа саморегуляции456кл. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа 152 им. А. Д. Березина


Скачать 24,59 Kb.
НазваниеМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа 152 им. А. Д. Березина
Дата07.11.2019
Размер24,59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрограмма саморегуляции456кл.docx
ТипДокументы
#109234
Каталог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №152 ИМ. А.Д. БЕРЕЗИНА»

660131, Россия,Красноярский край, ул. Ястынская 9 «д»,

Контактные телефоны: приемная 276-36-80, бухгалтерия 276036-81, е-mail: scool152@list.ru

ИНН 2465297206, КПП 246501001, ОГРН 1132468043476

Утверждаю:

Директор МАОУ СШ № 152

____________С.А. Гуторина

Приказ №_____от____20__г.

Коррекционно-развивающая рабочая программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у школьников 4, 5, 6 классов.

Педагог-психолог

Маслова В.В.

Г. Красноярск

2019

Актуальность

Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем и среднем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что данный возрастной период (9-12 лет) является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего и среднего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.

Учебная деятельность порождает у школьников напряженных, стрессовых ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности недостаточно.

Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, насколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность адаптации ребенка в социуме.

«Вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов...

А деятельное сопереживание обогащает личные чувства, при этом создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди равных себе.

Объект изменений: процесс формирования навыков эмоциональной саморегуляции у школьников 4, 5, 6 классов.

Предмет изменений: процесс формирования эмоциональной саморегуляции у школьников 4, 5, 6 классов, посредством игр, упражнений, методов арт-терапии, сказкотерапии.

Понятийный аппарат:

программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у школьников 4, 5, 6 классов направлена на снижение школьной тревожности, поднятие самооценки и сохранение психического здоровья детей, где учащиеся научатся:

- правильно реагировать на стрессовые ситуации;

- способам конструктивного выхода из возникших конфликтных ситуаций;

- правильно выражать свои чувства и понимать чувства других;

- сформируются навыки эффективного общения.

Анализ ресурсов: учебно - методические ресурсы,наглядные пособия: «Наши чувства и эмоции», проективная методика «Переход» ассоциативно-метафорические фотокарты, ассоциативно-метафорические карты «Мастер сказок», подборка детской познавательной газеты «Непоседа» для коллажей, «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», конверты для поднятия самооценки для каждого учащегося.

Цель: повышение психологических возможностей обучающихся младшего и среднего школьного возраста в успешной адаптации к условиям начальной и средней школы за счет совершенствования его индивидуального эмоционального развития.

Задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у школьников;
  • подобрать диагностический инструментарий;
  • провести первичную и повторную диагностику, определить её эффективность;
  • обобщить результаты системы занятий и определить их эффективность.
    Целевая аудитория: обучающиеся 4, 5, 6 классов, испытывающие эмоциональные затруднения.

    Срок реализации проекта: ноябрь 2019 - декабрь 2019г.

    Этапы реализации проекта:
    Подготовительный этап – подбор диагностических методик, проведение диагностических мероприятий;
  • Основной – разработка иапробирование развивающих занятий;
  • Заключительный – диагностическая работа в целях отслеживания динамики.
    Учебный-тематический план
    № п/п
    Наименование тем
    Всего часов
    В том числе
    Форма контроля
    теоретич.
    практич


    1
    Знакомство.

    Диагностика входящая

    -

    Диагностические методики
    2
    Умение выражать свое эмоциональное состояние
    1 ч
    0,25 ч
    0,75 ч
    Коллаж «Хорошее настроение»; пиктограммы основных эмоциональных состояний
    3
    Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние.

    Мандалотерапия.
    1 ч
    0,25ч
    0,75ч
    Беседно-дискуссионная. Рисунок мандалы.
    4
    Умение общаться со взрослыми и сверстниками. Сказкотерапия.

    0,25 ч
    0,75 ч
    Беседно-дискуссионная
    5
    Умение снимать эмоциональное напряжение.

    Коррекция страхов.
    1 ч
    0,25 ч
    0,75 ч
    Общий рисунок-коллаж «Дерево счастья»
    6
    Умение оценивать свои потенциальные возможности. Сказкотерапия.
    1 ч
    0,25 ч
    0,75 ч
    Беседно-дискуссионная.

    Рефлексивные отзывы
    7
    Диагностика итоговая

    -

    Диагностические методики
    Итого:
    7 ч
    1,25 ч
    5,75 ч


    Механизмы, средства и способы реализации проекта

  • групповая;
  • наполняемость –
  • возрастные группы – 9-10 и 11-12 лет.

    проведение занятий – 1 раз в неделю;

    продолжительность каждого занятия – 40 мин. (учитывая смену видов деятельности).

    Структура занятий:

    1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.
    знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
  • работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.
    2.Основная часть. Работа по теме занятия.
    рассказ психолога по теме занятия;
  • вопросы для обсуждения;
  • психологические игры и упражнения.
    3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
    снятие психоэмоционального напряжения;
  • рефлексия.

    Сценарии занятий планируется составить по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
  • Темы занятий должны отражать личностные проблемы детей данного возраста, поэтому, (в дальнейшем) они могут использоваться не только с коррекционной целью для «проблемных» учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.
  • Большое внимание следует уделить обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
  • На таких занятиях у учащихся есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личностные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
    Основные направления реализации проекта.

    Диагностическая работа проводится:

    - по отзывам учителей, классных руководителей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода «проблемы» в эмоциональном поведении, а именно:

    - агрессия;

    - неуравновешенность;

    - неуверенность в себе;

    - трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т.п.

    Ожидаемые результаты:
    Предполагается, что после проведения занятий результаты отразятся на двух уровнях психической реальности: во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общенииво-вторых – в улучшении адаптации к школьным условиям и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
    наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных способностей и повышении содержательности познавательной деятельности;
  • повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
  • снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
  • сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
  • снятие барьеров в общении.
    Критерии оценки результатов реализации проекта.

    Оценка результатов психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы проводится с использованием методик психологического обследования детей, собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.


    - метод включенного наблюдения;

    - качественная оценка выполненных заданий;
    - обратная связь, рефлексия.
    - анкетирование и собеседование с родителями детей.

    Ресурсное обеспечение: для реализации коррекционно-развивающей программы дополнительных финансовых ресурсов не потребуется.

    Список использованных источников и литературы:

    1.Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2006.

    2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей».- Ярославль: Академия развития, 1997.

    3.Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие».- М.: Айрис-пресс, 2004.

  • перейти в каталог файлов


  • связь с админом