Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новосафоновская средняя общеобразовательная школа утверждаю


НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение Новосафоновская средняя общеобразовательная школа утверждаю
Анкорyunyi_ekolog.doc
Дата14.10.2017
Размер205 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаyunyi_ekolog.doc
ТипПояснительная записка
#41480
страница1 из 3
Каталогid26068115

С этим файлом связано 66 файл(ов). Среди них: К теме 8.docx, Yunyi_issledovatel.doc, tehnologiya_4_klass.docx, К теме 7.docx, yunyi_ekolog.doc, russkiy_yazyk_4_klass.docx, rabota_s_bukvoy_n.doc, К теме 6.docx, strana_etiketa.doc, osnovy_svetskoy_etiki_4_klass.docx и ещё 56 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосафоновская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Новосафоновская СОШ»»

_______________Л.А. Машкина

«___» ________________2010 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Юный эколог
Автор-составитель:

Барзылович Н.Н., учитель начальной школы

МОУ «Новосафоновская СОШ»

Ахметзянова Г.Ю., заместитель директора по НМР МОУ «Новосафоновская СОШ»

Прокопьевский район, 2011
Пояснительная записка

Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения


Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

Тематический план

1-й год обучения

раз-

дела

за-

нятия

Тема

Теория

Практика

1




Введение

1







1

Что такое экология?

1




2




Мой дом за окном

6

4




2

Мой дом

1







3

Дом, где мы живём

1







4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»




1




5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1







6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»




1




7

Деревья твоего двора

1







8

Экскурсия по территории школы




1




9

Птицы нашего двора

1







10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»




1




11

Дорога из дома в школу

1




3




Я и моё окружение

7

4




12

Моя квартира

1







13

Моя семья

1







14

Соседи-жильцы

1







15

Мой класс

1







16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»




1




17

Дом моей мечты

1







18

Комнатные растения в квартире, классе

1







19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»




1




20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»




1




21

Экскурсия в лес




1




22

Животные в доме

1




4




Гигиена моего дома

8

4




23

Уход за квартирой

1







24

Гигиена класса

1







25

Практическое занятие «Гигиена класса»




1




26

Бытовые приборы в квартире

1







27

Экскурсия в школьную кухню




1




28

Природа в квартире и в классе

1







29

Наша одежда и обувь

1







30-31

Русская народная одежда

2







32

Практическая работа «Уход за одеждой»




1




33

Экскурсия в школьный музей




1







Итого: 33 часа








Учебно-тематический план

2 –й год обучения

1




Вода – источник жизни

7

3




1

Вода в моём доме и в природе

1







2

Стихи, рассказы о воде и природе

1







3

Экскурсия к водоёму




1




4

Весна в нашем селе

1







5

Экскурсия в лес




1




6

Вода в жизни растений

1







7

Вода в жизни животного мира

1







8

Вода и здоровье человека

1







9

Личная гигиена

1







10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»




1




11-12

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»




2

2




Солнце и свет в нашей жизни

7

3




13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1







14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1







15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света




1




16

Отношение к свету и теплу различных животных

1







17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»




1




18

Электрический свет и тепло в моём доме

1







19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1







20

Телевизор в моём доме

1







21

Сколько стоят свет и тепло

1







22

Итоговое занятие




1

3




Воздух и здоровье

1

1




23

Воздух и здоровье человека

1







24

Практическое занятие «Уборка в классе»




1

4




Мой край

3

2




25

Растительный мир области

1







26

Животный мир области

1







27

Исчезающие растения и животные родного края

1







28

Экскурсия в краеведческий музей




2

5




Весенние работы




5




29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву




2




31-33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними




3




34

Итоговое занятие




1







Итого: 34 часа






  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом