Главная страница

Зайцев. Н. А. Зайцев письмо. Чтение. Счет


НазваниеН. А. Зайцев письмо. Чтение. Счет
АнкорЗайцев.DOC
Дата30.11.2016
Размер318 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаZaytsev.doc
ТипДокументы
#5399
страница1 из 12
Каталогid14965242

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: Lesson_plans_food.pdf, Integrating_concepts_about_nutrition_middle_school.pdf, IMG-20170308-WA0015.jpg, Kopia_zadacha_5-1.xls, Koran.doc, Commercial_Colour_Press_Grammar_With_Laughter.pdf, Koran.pdf и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Н.А. Зайцев

ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. СЧЕТ
I
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ
С какого возраста нужно начинать обучение грамоте? А грамота у всех народов, как отмечал еще

Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. В 1988 году, когда готовились к выпуску

“Кубики Зайцева”, обрадовало высказывание мудрого Б.П. Никитина: “Обучение грамоте с двух

лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребёнка”. После знакомства с

“Кубиками” Борис Павлович несколько изменил точку зрения: “А почему бы становление речи и

обучение чтению не могли идти параллельно, помогая одно другому?” Конечно! Только так и

должно быть! Родители, наделённые тонким педагоги ческим чутьем, и сотни лет назад начинали

обучение своих малышей чтению и счёту чуть ли не с пелёнок. Буквочки ещё до года покажут, а

пальчики целуют, приговаривая “раз-два-три...”, когда ребёнку и месяца не исполнилось.

Обучение грамоте в такой семье уже началось. Многие великие люди научились читать в два-три

года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились


великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить?
Возражения на тему: “А нужно ли начинать обучение чтению так рано?” исходят, в основном, от

методистов пединститутов, институтов усовершенствования, Академии педнаук и ее

подразделений. Во-первых, обидно, что сами за многие годы ничего путного не придумали, а

лишь осложнили обучение безбуквенными уроками, фонематическим анализом, вычерчиванием

даже родителям непонятных схем слова и проч. Во-вторых, потому, что придется самим

переучиваться, менять годами накатанные курсы, повторяемые в магнитофонном режиме, иначе

обучать студентов, вести переподготовку специалистов.
Тысячи подготовленных нами преподавателей успешно работают по новым технологиям в

разных концах страны. Их уже не вернешь к рекомендованным Академией программам. У многих

четырёх-пятилетние дети начинают читать через
несколько занятий. Там, где работают по “Кубикам”,-уже не удивляются читающим трёхлеткам и

даже двухлеткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность —

висят на канатах, ползают по шведской стенке и... как-то между прочим выучиваются читать. Не

испортишь осанки — сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения - буквы размещаются на

кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов — чёрного и красного на белом фоне,

что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63%

учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается

в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопеды

сообщают, что благодаря “Кубикам” значительно быстрее выправляются недостатки речи,

выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам дети с диагнозами ЗПР и ОНР. В

Ижевске и других местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают “Кубики”

тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге, Ижевске выучивают даже имбецилов.

Многие заметили, что дети, обучающиеся по кубикам, начинают больше рисовать. Не из одного

уже места сообщили, что с помощью “Кубиков” выводят в речь молчащих (аутичных?) детей.

Так в чем же сущность новой технологии, ее отличие от прежних?
Как никто и никогда, мы резко отказываемся от фонемного принципа и берём за основу

складовой (о котором подробно будет рассказано ниже). Кстати, это оказалось выгодным не

только при обучении чтению русскому, но и английскому, французскому, украинскому,

казахскому и татарскому. “Не хочется с Вами соглашаться, но, наверное, придется, — первой

поняла выдающийся фонетист Л.В.Бондарко. — Фонема при обучении чтению не нужна”. “Вы

на верном пути”, — одобрил сам Л.Р.Зиндер.
Отвергаем мы и широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать,

нужно знать названия букв, алфавит. Взрослые иностранцы любых национальностей, не

изучавшие прежде языка, не знающие названий русских букв, не позже, чем через полчаса,

складывают из наших кубиков, а потом и прочитывают десятки слов вроде: БУМАГА, ГАЗЕТА,

РУЧКА, КАРАНДАШ, МЕЛ, ТРЯПКА, СТОЛ, СТУЛ, СТУЛЬЯ, ОКНА, ДВЕРЬ, ДВЕРИ,

КНИГА, ТАБЛИЦА, КУБИК, КУБИКИ, РУБАШКА, КУРТКА, ПАЛЬТО, СУМКА, ЗОНТИК,

ШЛЯПА, СТАКАН, БУТЫЛКА, ЧАШКА, ЧАЙ, РУКИ, НОГИ и т.п. Я демонстрировал это

десятки раз перед различными аудиториями в России и США. Делают это и мои ученики. Один

из таких уроков с группой иностранцев заснят на видео в Петербургском университете высшей

педагогической квалификации (бывший ИУУ). “Вы знаете, а мы целый год учились читать, —

сказали потрясенные итальянские студенты, изучающие русский язык. — Хотя у нас был

русский преподаватель”.
Названия букв нужны для быстрого проговаривания алфавита про себя, при поиске слова в

словаре или списке слов, расположенных по алфавиту; для прочитывался аббревиатур. Учиться

читать названия букв только мешают. “Тэ-Ё-Тэ-Я. Тойота!” — “догадывается” ребенок, озвучив

буквы. Когда есть картинки, догадываться о прочитанном легче, но можно попасть и впросак.

“Ше-У — Шу, Бэ-А - Ба. — Что получилось? — Тулуп!” “Рэ-А - Ра, Мэ-А — Ма. — Что

получилось? - Сарай” . Последние два слова ребёнок отгадывает по изображениям предмета

меховой верхней одежды и рамы, прислонённой к углу сарая.
Мешают научиться читать и многочисленные азбуки с привязкой названий букв к картинкам:

аист - А, бегемот — Б, выдра — В, гусь — Г и т.п. Встретив то же слово ШУБА, к примеру,

ребенок непременно вспомнит шакала, утку, бегемота и аиста, которых нужно перекодировать в

предмет верхней меховой одежды. Для шарады совсем неплохо, но выход в чтение значительно

оттягивает.
Лишь отвлекают от дела изысканные ассоциации “Букваря XXI века” психолога А.М.Ильина

(“Хоть в Петербурге он, а всё ж с душой московской”):
“а — мячик и перевернутая клюшка, гиря с отпиленным куском от ручки;

б — половинка от очков стекло и дужка, лассо;

в — две книги положены друг на друга, удивлённые глаза;

ё — рот с глазами;

з — цифра три, наручники;

к — антенна, усы, торчащие из-под шкафа;

с — откусанный бублик;

ф — глаза филина, очки, лорнет;

х — козлы для пилки дров, ножницы, противотанковые ежи;

я — гордый человек, флаг с подпоркой”.
Московские педагоги и опять же психологи из ШРЧ (Школы рационального чтения) в книге

“Курс обучения чтению самых маленьких” мыслят еще тоньше:
Е — рот, в котором прямой язык приставлен к верхней губе-е-е;

Ё — рот с глазами, которые мигают и ресницами шлёпа-ют;

З — наручники, зз-вонко з-з-звенящие;

Р — флаг, тр-Р-репегцется на вет-р-ру;

С — отку-С-ссаный бублик;

Х — ножницы “С х-х-хрустом отрезающие бумагу”;

Ч — умывальник. Человек, машущий рукой: “Ч-чао” и т. д. и т.п.,

“в духе понятном для самых маленьких, для кого и предназначена книга, авторы которой более

пятнадгщтп лет работают над специальными методиками”.
Чтобы понять, что такое складовой принцип обучения чтению и что такое склады, рассмотрим

наши кубики и таблицы к ним.
В наборе “Кубиков Зайцева” 52 картонки, но навальцован-ным линиям легко собирающихся в

кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ

склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ,

М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ,

ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность

складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ,

содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.
Таким образом, общее количество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно сложить

любое слово, равно сорока.
Кубики и таблицы предъявляются двухлеткам, трёхлеткам более старшим детям и взрослым

иностранцам сразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова,

прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. Оттого, что вводятся сразу все буквы,

никто еще из наших учащихся с ума не сходил и заикаться не начинал. Заметим: в букваре

Эльконина, на наш взгляд, весьма претенциозном и безвкусном, первая буква предъявляется на

шестьдесят четвертой странице, а последняя -- на двухсот пятнадцатой.
Кубики распознаются: (1) по цвету: “золотой” - желтый, “железный” - серый, “деревянный” -

светло-коричневый, белый. По сочетаниям цветов: “железно-золотой”, “деревянно-золотой”,

“железно-деревянный”. По одно-дву-буквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого — Г

-для Гласных, Синего - С — для Согласных, Зеленого — 3 - для твёрдого и мягкого Знаков. В

целом, но двенадцати цветовым признакам. (2) По объёму: кубики большие и маленькие,

большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные по четырём признакам. (3) По

звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков:
“золотые”, “железные”, “деревянные”, “железно-деревянные”, отсутствие звука — по пяти

признакам. (4) По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик —

но четырем признакам. (5) По весу — десять различий, (6) По сочетаниям признаков — 12

различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:
1) “Большой золотой” А-0-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками

консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили “золотые” звуки.
2) “Маленький золотой” Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на жёлтом фоне. Заполняется как и

предыдущий, но меньшим количеством наполнителя.
3) “Большие железно-золотые” Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два кубика), В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два),

Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, 3-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ,

М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные

склады располагаются на гранях серого “железного” цвета, двубуквенные на “железно-золотых”

гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада,

издающими при встряхивании “железные” звуки.

4) “Большой двойной железно-золотой” Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ- ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух

кубиков таким образом. что на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются

по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЕ и ЖО. Каждый из кубиков

заполняете'' так же, как и кубики предыдущего сорта.
5) “Маленькие железно-золотые” БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БН, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ,

ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ ДЮ-ДИ-ДЕ (два кубика), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ

ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, НЬ-НЯ-НЁ-НК) НЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с

мягкими знаками размещаются на серых, “железных” гранях, остальные - на “железно-золотых”.

Каждый кубик заполняется четырьмя “лимонадными” крышечками.
6) “Маленький весь железный” Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик

отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутренне, по звучанию и весу.
7) “Большие деревянно-золотые” П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-П.Э (два кубика). Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ,

К-КА-КО-КУ-КЫ КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫ-ХЭ.

Однобуквенные склады располагаются на “деревянных” гранях, остальные — на

“деревянно-золотых”. В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора

толщиной. “Что там внутри?” - спрашиваю трёхлеток, встряхивающих кубики. “Деревяшки!”

отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из

очищенных от коры прутиков диаметром около сантиметра.
8) “Большие двойные деревянно-золотые” Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ ШИ-ШЕ и

Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенные из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в

каждом) таким образом, что по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ш-ШЬ,

ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются в одной плоскости па больших гранях.
9) “Маленькие деревянно-золотые” ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ,

КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ,

ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и

чуть больше сантиметра толщиной или пять колобашечек. Склады с мягкими знаками — на

“деревянных” гранях, остальные — на “деревянно-золотых”.
10) “Маленькие двойные деревянно-золотые” Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ и

Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенные из двух кубиков (по маленькой деревяшке или

пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному пишущиеся, но одинаково

произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.
11) “Большой железно-деревянный” БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой

(четырьмя колобашечками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками:
ЖЪ — межъевропейский; НЪ — конъюктивит, конъюнктура;
РЪ — контръярус; ХЪ — сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними

четырьмя складами можно пренебречь. Чуть позже они будут показаны учащимся в наших

грамматических таблицах в теме “Приставки”. •12) “Маленький беленький” со знаками

препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, чёрточкой и знаком

ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой.
В первую очередь соберите, заполните и склейте пять двойных кубиков. Заполните остальные

кубики железками, деревяшками, обрезками жести, бумагой, как сказано выше. Лучше, если

будете делать это вместе с ребятами, чтобы у них и.' возникало желания кубики разбирать.

Заклейте кубики, нанося клей типа “Момент” или ПВА кончиком ножа. Оставьте часть

наполнителя для показа ребятам, не участвовавшим в сборке, предотвращая тем самым их

попытки познакомиться с содержимым.
Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными

глазами.
Четырёх-пятилетки с удовольствием играют в “дурачка”, “тысячу”, “пьяницу” и прочие игры

хоть на 36, хоть на 52 картах. Карты предъявляются им все сразу и выучиваются ребятами вмиг.
А 33 буквы традиционными способами ни в садике, ни за несколько месяцев в школе, бывает, не

осваиваются.
Дело в том, что карты - гениальная дизайнерская и методическая разработка. Буквы маленькие,

все чёрненькие, не похожи, конечно, друг на друга, но не так-то легко различия между ними

улавливать и помнить. А карты мигом запоминаются -в них больше ярких, мгновенно

откладывающихся в памяти признаков-сигналов, делящих их на группы и разряды: 1)6. 7, 8, 9,

10, валет, дама, король, туз — 9 признаков; 2) пики, крести, черви, бубны 4 признака; 3)

картинки - не картинки; 4) дяди-тёти; 5) молодые — не молодые (дяди); 6) чёрные -красные; 7) в

правом углу количество фигур на карте обозначено цифрой и мелким изображением масти; 8)

валет, дама, король туз - метятся буквами В, Д, К, Т и также изображениями масти. Итого 30

признаков.
По 46 признакам различаются кубики. Предъявляйте ребенку их, как и карты, все сразу, а не по

одному-два-три кубика за занятие, как советуют настырно распространяемые методички

петербургского кооператива “Гармония”, извращающие и во многом другом суть наших методик

(авторы Алексеева, Труханова). Не имеют отношения к нашим методикам и “Складушки”

Воскобовича, отдающие откровенным плагиатом да еще и начиненные нелепыми стишками.
“Пока кубики собирали, он и читать начал”, — рассказывает мама о своем четырёхлетнем сыне.

Не все ребята будут так быстры, но бесспорно одно — обучение по новой технологии выводит в

чтение намного раньше и быстрее, чем по технологиям традиционным, на разные манеры

переталдычивающим фонемный принцип, растягивающим ввод букв с осени по весну,

наводящим тень на плетень схемами слов, слишком ранним, почти немедленным вводом

терминологии.
Последнее особенно настораживает, ибо здесь имеем дело с нарушением основополагающего

дидактического принципа: от конкретного к абстрактному (от конкретно-образного через

наглядно-действенное к словесно-логическому). Чем, как не чистейшей воды абстракцией,

являются предлагаемые учащимся схемы слов? Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все

выложили: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные (“С чем согласные?” —

размышляет ребенок), буквы, звуки, знаки. “Меня зовут Фонема!” — пританцовывает

методическая тетя в одном пособии.
Всякий термин условность, абстракция, обобщение; термином обобщают, заканчивают, а не с

него начинают.
На курсах по английскому языку я каждый раз выделяю группу ребят (лет восьми-одиннадцати)

или взрослых, ранее не изучавших языка. Через двадцать пять — тридцать минут учащиеся

знают все 44 транскрипционных знака и, пользуясь ими, отыскивают в размещённых на стене 16

листах нашего пособия “Техника чтения на английском языке” и записывают безошибочно на

доске такие слова, как table, chair, curtain, night, daughter, autumn, August, uncle, Thursday ,

rheumatism, through, threw, birthday и т.н. Разумеется, пишут уже не транскрипционными

знаками, а буквами. Интервал между произносимым и записанным учащимися на доске еловое

становится все меньше и доходит до 3-5 секунд. Работают с азартом, пишут без ошибок или тут

же их исправляют. Учимся слышать, правильно произносить, писать, набираем лексику. Урока

через 3-4 выходим в книгу. Гласные-согласные, звонкие-глухие, такие-сякие и прочие названия

дадим потом, оформив словесно-логически то, что хорошо ПОКАЗАНО цветом, формой,

объёмом, компоновкой, ПРЕДСТАВЛЕНО как система.
Не начинают с терминов и определений Е. Н. Ильин п И. П. Волков. Очень осторожно вводил

термины и выводил с учащимися определения талантливый петербургский преподаватель,

системщик, химик Борис Вольфович Цукерман*. Светлая ему память!
И. П. Волков, борясь с академической манерой начинать все с терминов и определений, вывел

“научное” определение ложки. Ложка-де, есть приспособление для перемещения пищевых

продуктов из ёмкостей, для них предназначенных, в полость рта. Изготавливается обычно из

металла (алюминий, нержавеющая сталь), реже из дерева, кости, пластмассы, полудрагоценных и

драгоценных металлов. По форме и т.д.
А в самом деле, почему ребятам так про ложку не расска зывают? — Да просто потому, что

ложка уже настолько хорош.) ребенку ПОКАЗАНА, что он узнает ее в любых обличьях

-алюминиевом, деревянном, стальном, пластмассовом, большую, малую, даже бриллиантами

осыпанную, отличие: от поварёжки и вилки.
Учеником первого класса я позволил себе не согласиться с учительницей, сказавшей, что

гласные “тянутся”, а согласные нет. “Рррррр! — продемонстрировал я ей. - Сссссс...” Почти

через полвека от мамы одного первоклашки из Подмосковья узнаю, что у ее сына те же

проблемы: сам выяснил, что из всех согласных только семь “не тянутся”, а остальные все

“тянутся”, и продемонстрировал это учительнице и маме.
Школьные правила, определения и рекомендации сплошь и рядом некорректны. Примеры можно

было бы приводить десятками. Чего стоит хотя бы это, годами переписываемое из учебника в

учебник: “Слова, отвечающие на вопросы кто? что? и обозначающие предмет, называются

существительными”. А куда подевались вопросы кого-чего? кому-чему? кем-чем? о ком-о чём? И

какой нормальный ребенок без протеста согласится, что ВЕТЕР, МЫСЛЬ, ВЕСНА, ЛЕТО,

АНГИНА, ГОД, НЕДЕЛЯ, ВРАНЬЁ - предметы. Нет, будем упорствовать и именно в таком виде

ЗАСТАВИМ определение выучить, как будто Боженькой, а не Академией оно спущено, годами

все небрежно делающей, кое-как, переписывая из книги в книгу и друг у друга. Перевели

когда-то с латыни, долго не думая, ОБЪЕКТ как ПРЕДМЕТ и успокоились.
УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ. Только три наречия пишутся без мягкого знака после Ж. Все

остальные — с мягким. А “всех остальных” — только НАСТЕЖЬ.
“ЧеэН-ЧеКа — без мягкого значка”, — стишок сложили, чтобы лучше запомнилось. А ЧТЕНИЕ,

ПОЧТА, ПОЧВА, ЧМОКАТЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, ЧВАНСТВО? А ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ,

который целым разделом внедрил это в учебник? Тоже с мягким значком? Не ЛУЧЬШЕ ли

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом