Главная страница

Вивекананда Свами - Раджа-Йога. Курс лекций - 2012. Настоящая публикация подготовлена к печати Йогом Раманантатой


Скачать 6.72 Mb.
НазваниеНастоящая публикация подготовлена к печати Йогом Раманантатой
АнкорВивекананда Свами - Раджа-Йога. Курс лекций - 2012.pdf
Дата10.05.2017
Размер6.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVivekananda_Svami_-_Radzha-Joga_Kurs_lektsiy_-_2012.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#32973
страница1 из 18
Каталогsutra78om

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Vivekananda_Svami_-_Radzha-Joga_Kurs_lektsiy_-_2012.pdf, Abkhinavagupta_-Gitartkhasangrakha_Kommentary_A.pdf, Svyataya_nauka_Svami_Yukteshvar.pdf, vechny_poisk.pdf, Dzhozef_Merfi_Zhivite_polnotsennoy_zhiznyu.djvu, Paramakhamsa_Jogananda_Karma_i_reinkarnatsia_Mu.pdf, Otkroy_v_sebe_Bozhestvennuyu_silu.doc, Sviash_Alexandr_-_Kak_Poluchit_informatsiyu_iz_to.doc, Rinpoche_Kniga-zhizni-i-praktiki-umiraniya_7798.zip и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
вами В
Св а ми В иве кана н да РАДЖ АЙ О ГА перевод с английского ЯК. Попова
под редакцией и с комментариями Йога Рама на н таты

УДК 796.853.262:1
ББК 75.715
В41
Настоящая публикация подготовлена к печати Йогом Раманантатой.
В издании сохранены характерные особенности авторской орфографии, пунктуации и стиля.
Свами Вивекананда
В41
Раджа-Йога. Курс лекций./Перевод с английского ЯК. Попова под редакцией ЙогаРаманантаты. — М Старклайт,
2 01 2 .-2 4 0 с 978-5-9633-0069-5
«Раджа-Йога» великого индусского проповедника и Учителя человечества Свами Вивекананды (1863-1902 гг.) — бесспорно, одна из самых необходимых и самых лучших книг о йоге и самопознании.
Предлагаем новое прочтение старого русского перевода. Русский текст сверялся с английским оригиналом по изданию “Vedanta
Philosophy.” Lectures by the Swami Vivekananda on Raja Yoga and other subjects. N.Y., The Baker & Taylor Company, 1913.
УДК
796.853.262:1
ББК 75.715
© Общая концепция, составление, редакция Йог Раманантата, 2006
ISBN 978-5-9633-0069-5
© 'Оформление. ООО «Старклайт»,
2012
СИЛА ИЛЛЮЗИИ И МОГУЩЕСТВО
САМОПОЗНАНИЯ
(ПРЕДИСЛОВИЕ РУССКОГО ИЗДАТЕЛЯ)
В жизни нашей есть много вещей, которые представляются благами в глазах тех, кто видит одно только настоящее и не знает законов, управляющих Вселенной.
Чем бы мы ни занимались в жизни, куда бы мы ни пошли, чтобы ни случилось снами в пути, всегда и везде всякое внешнее событие будет нам лишь поводом для встречи с самими собой, со своими неразреш ённы ми проблемами. Поступки наши, хорошие и дурные, влияют на всю нашу дальнейшую судьбу. Люди не желают признавать этого, но это закон природы. Это совершается. Всё в этом мире устроено так, что всякое зло, нами содеянное, рано или поздно обращается против нас, и чем позже, тем хуже и всякое добро, нами сотворённое, рано или поздно возвращается к нами чем позже, тем лучше. Поэтому всякий творящий зло — палач самому себе, а заблуждающийся — свой тюремщик. Все мелкие и крупные проблемы нашей жизни, в конечном счёте, сводятся к одной-единственной великой проблеме незнанию себя.
Проблему самопознания, обсуждаемую сегодня, я предпочитаю рассмотреть стр х сторон говоря об иллюзии, о ложной идентификации и реальной, те. не мнимой, подлинной собственности.
Особенность мыслящего существа, в отличие от произрастающего и бегающего, заключается в его глубоком убеждении по поводу того, что наличествующая данность нуждается в объяснениях. Полагать, будто данность есть нечто в объяснениях не нуждающееся — признак детскости ума. Почему
Потому что необходимое условие для возникновения иллюзии таково, что её жертва должна принимать иллюзию за реальность. Мы все загипнотизированы действительностью, которая в действительности (те. на самом деле недействительна.
Да, главная беда человечества в том, что оно находится во власти иллюзии, а стало быть, пребывает в невежестве, подчиняется неправде и лжи и занимается самообманом.
Почему оно так делает Да потому, что его это устраивает. Это устраивает всех и каждого, потому что целью всех людей в целом и каждого человеческого индивида в отдельности является погоня за чувственными, а значит, мимолётными и иллюзорными удовольствиями. Ничто более ясно не говорит о непроходимом невежестве человечества. И грустно, и больно, и стыдно говорить об этом. Из-за того, что людям так привычно лгать, у них извращена способность различать правду и ложь, истину и заблуждение, добро и зло.
Увы, глупость или пошлость, сказанная куклой, которая у всех на виду, сулит больший барыш, чем суждения мало кому известного мудреца. Поэтому в нынешнюю годину остервенелого царствия Маммоны* антропологические знания находятся в крайнем упадке, ведь никто из толстосумов, равно как и среднестатистический гражданин, вкусы и интересы которого набивают информационным торгашам их карманы, таковыми материями не интересуются.
Все бегут, спешат, торопятся, наступают друг другу на ноги, словно у людей только и заботы что о том, как бы поспеть куда-то вовремя, обогнать кого-то на долю секунды или на долю дюйма. Радио и реклама повсюду, вплоть до уборных. Вы просыпаетесь под их болтовню, потому что во всех квартирах радио и телевизор надрываются с раннего утра до глубокой ночи. Всё это преследует вас в собственном доме, у соседей, на улице, во всех магазинах, в учреждениях, в кафе и даже — когда вы спускаетесь в метро или садитесь в такси или поезд. Оно орёт как резаное, требует, приказывает, уговаривает, поучает, вставляет вам в уши клинья Радио постоянно бубнит вам свою нудную, очень точно отщ ёлки­
*
Маммона (обычно пишется со строчной буквы и с одним м — ма­
мона, что неправильно) — в Новом Завете злой дух, разжигающий в людях пагубную страсть к богатству и наживе. Й. Р
ваемую, преступно-примитивную мелодийку — всегда одну и туже, идущую сквозь вас и не остающуюся по счастью в вашей памяти. Миллионы разноцветных лампочек с вечера и до утра выплясывают какие-то замысловатые световые картинки, рассчитанные на самое незатейливое детское воображение и любопытство.
И ради чего всё это Вся эта суета, шуми грязь Что может нам дать такая цивилизация — вот вопрос, которым следует задаться.
Если внимательно, глубоко, непредвзято всмотреться в суть того, что на протяжении истёкших полутора столетий именуется прогрессом, понять основные тенденции и перспективы этого процесса, то станет ясно, что комфорт — вот, собственно, и всё, что нам может дать современная цивилизация. Душа же человека в этих условиях обречена страдать и маяться, потому что непросто проблемы её игнорируются, но и само существование её всерьёз не признаётся. Ей отведено всего лишь призрачное бытие в жизни сей она не более, чем словесная абстракция, простой символ, которым можно играть как и прочими словами.
Но душа каждого — это не игрушки. Ибо душа у человека есть, это нечто до ужаса реальное. Её можно предать, купить, продать, променять. Её можно отравить или спасти. У каждого из насесть душа.
И человек способен погубить собственную душу. Это чудовищно реально, это сегодня происходит почти на каждом шагу. Но что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?
Роковая ошибка современных мироощущения и философии состоит в том, что они пренебрежительно относятся к личности человека и рассматривают всё с позиции коллективов и общества. Между тем, реальным кирпичиком духовного мироздания является отнюдь не какое-то общество, сообщество, но именно индивид. Как приход каждого из нас в этот мир был индивидуален, так индивидуален и его уход из него, индивидуальна участь и программа каждого впоследствии, а коллективы, стада и стаи тут ни прич м.Смысл жизни — неудовольствие, не наслаждение и даже несчастье, но самосовершенствование. В этом великая тайна
жизни. И лишь достигнув определённых степеней совершенства, человек может статьи счастливым. Люди же нимало не думают о совершенствовании, стремятся к одному лишь наслаждению, хлопочут над глупым или бесполезными потому безысходно несчастны.
Уклад современной жизни таков, что люди целиком погружены в материальные дрязги, тем самым они считают вопрос о смысле жизни вполне для себя решённым: смысле в занятиях, которыми они занимаются — и баста Чистота души и жизнь вечная, для них, — фантазии, которыми тешат себя неудачники. Те же, кого вещи эти интересуют, вполне довольствуются шаблонными и поверхностными объяснениями, которые предлагает им таили иная официальная религия, таили иная разрешённая или запрещённая секта, основанная или руководимая, как не раз уже выяснялось, мошенниками, кои без зазрения совести эксплуатируют свои обрывочные знания, украденные ими из оккультных источников, для далеко неблаговидных целей.
Беда людей в том, что они слишком серьёзно принимают навязываемые им обстоятельства, начинают слишком серьёз­
но играть навязываемые им роли и никогда не бывают самими собой. Если б только они умели держаться последнего, то глупый фарс, в который их постоянно втягивают, так никогда бы и не начался.
Право, глядя на ничтожный уровень запросов, убогость умственных горизонтов и на более чем скромные духовные достижения так называемого среднего человека, составляющего массу современного человечества, поневоле начинает казаться, не слишком ли многого Мы требуем и ждём от этого земного человека. Наши предложения ему неравнозначны литому, как если бы Мы вдруг взяли и подошли к орангутангу и, положа руку ему на плечо, спросили его, глядя в глаза Слушай, друг, чего же ты это книжки-то не читаешь?»
Засилье вздорной наукообразности и ложной науки привело к тому, что нынешняя думающая часть человечества охотно и вполне серьёзно изучает такие вопросы, как катары желудка у инфузорий или профилактика перелома ногу тараканов и блохи предпочитает эти исследования размышлению о глубоких тайнах души человеческой. В итоге интеллигенция даже
не знает, есть ли у человека душа и склоняется к бездумному утверждению того, что её нет, и потому с достойной последовательностью изучает всякий недостойный вздор и предаётся унизительной глупости.
«Познай самого себя — эти слова дельфийской прорицательницы стали смыслом жизни для Сократа, величайшего мудреца всех времён и народов. И, помысли Платона, его гениального ученика, человек, посвятивший себя этим исследованиям, занят в жизни делом, не заставляющим раскаиваться. Хотя завет Сократа ил г во главу угла всего здания европейской цивилизации, но сколько-нибудь серьёзного развития и претворения в жизнь он не получил.
«Человек! Ты сам — последняя из всех тайн — вот что должно стать нашим девизом сегодня. Проникновение в наш собственный внутренний мир является единственной и узкой дверью к истине. Никакого другого пути к этому, безусловно, не существует.
Если пристально смотреть в себя, то обнаружишь, что смотришь в бездну, а она, как известно, начинает всматриваться в того, кто вглядывается вне. Так задаются вопросы и получаются ответы.
Самопознание и забота о душе являются главной задачей человека, основной целью его жизни, как здешней, таки последующей. Что может для человека быть важнее знания самого себя Ни дела житейские, ни удовольствия, никакая бы тони было деятельность не могут сравниться сознанием себя, ибо это — основа основ, ибо это — знание добра и зла ибо это — выход из царства теней и иллюзий.
Самопознание — единственный источник счастья. Оно ведёт к совершенству и свободе. Вы можете искать свободу, но каким образом вы её приобретёте, если вы стали рабом страха и земных условий Вы — часть Божества. Почувствуйте и поймите это ваши узы спадут, ивы станете свободны.
Претензии официальной науки, официальных философий и религий на знание истины — это толкования слепца о природе, качестве и свойствах солнечного света и будут оставаться таковыми, пока человек не исполнит дело самопознания.
Вот мы, наконец, подошли к проблеме ложной идентификации
Встречаются два человека, долго друг друга не видевших, и каждый про себя отмечает попово д у другого Как он постарел Как изменился или Как он прекрасно выглядит И каждый, рассуждая таким образом, даже не замечает представшей передним проблемы, не понимает и не видит, сколь ошибочно расставлены здесь акценты.
Каждый человек сегодня, даже верующий или знающий, машинально идентифицирует себя со своим телом. Такое вот самопознание. Задай я сейчас вопрос любому из вас, здесь сидящих Что такое человек Вот вы, г-н Иванов, чем вы являетесь Что вы такое, и, я уверен, никто сначала не поймёт, о чём идёт речь, потом поймёт не тоне совсем то или совсем не то. И, наконец, после наводящих вопросов уразумев, о чём спрашивают, сильно изумится и скажет Я — это я моя голова, мои руки и ноги. Итак далее, те. здесь подразумевается физическое тело.

А между тем всякий оккультист знает ничем непоколебимая уверенность большинства людей в том, что человек есть тело, нелепа и наивна, как семь смертных грехов. Она вполне соответствует уровню самосознания животных, но совершенно неуместна у человека и недостойна его.
Тело не есть сам человек. Человек есть душа или Истинное Я. Тело — это только вещь, вверенная человеку во временное пользование, а потому отожествлять человека с телом — самое непролазное невежество, грубейшая ошибка. Вот она — главная оккультная истина для начинающих. Вот исходный пункт для всякого исследователя, вставшего на путь реального зна­
ния.
Утверждать, что человек есть не душа, а тело, это всё равно, что утверждать, будто тело его не есть тело, но покрывающая его одежда. Каждому принадлежит лишь то, что есть он сам. Человек есть душа, стало быть, только душа и принадлежит человеку.
Мы, таким образом, подошли к проблеме собственности.
Категория собственности имеет несколько уровней. Первый уровень — человеку принадлежит душа душа, таким образом, — его принадлежность. Тело принадлежит не человеку, оно принадлежит душе. Тем самым тело для человека — принадлежность его принадлежности (это второй уровень
собственности. Одежда не принадлежит душе, она принадлежит телу стало быть, для души одежда — принадлежность её принадлежности (это третий уровень собственности. Обилие одежды, богатство, всевозможные материальные предметы, движимость и недвижимость ещё более далеки от души, а значит, и самого человека, и т.д. Первый уровень собственности — действительный, те. подлинный, остальные — опосредованные и всё более мнимые. Такова оккультная иерархия ценностей.
Человеку, чтобы вступить в бессмертье ещё при этой жизни, необходимо научиться видеть себя не в изменчивом теле, нов нетленном духе необходимо перестать отожествлять себя с телом, но отожествлять себя единственно с духом. Ему необходимо каждую минуту своего существования понимать и помнить то, что тело его, со всеми его органами, есть неон сама всего лишь его орудие, которым он пользуется, пока оно в исправном состоянии, и которое он, по мере своих сил, поддерживает в этом исправном состоянии, но которое он оставит после того, как оно не сможет больше служить ему орудием. Пониманье всего этого жизненно важно для человека, оно обеспечивает его действительный прогресс в жизни этой и подводит его к жизни иной, совершенно к ней подготовлен­
ным.
Сказанным, собственно, можно и ограничиться, так как его достаточно, чтобы возбудить в ваших умах плодотворные размышления, которые приведут к не подлежащим каким-ли­
бо сомнениям выводам.
Но педантам этого, разумеется, мало, им охота ещё сосчитать по пальцам, сколько тел имеет душа, помимо физического. Нив коей мере не стремлюсь удовлетворять подобное любопытство. Во-первых, потому, что задачей оккультизма является не праздное умствование, а нравственное развитие и совершенствование человека. И, во-вторых, потому, что разные школы оккультизма таки не определились до сегодня в вопросе о том, сколько же тел имеет душа, помимо физического. Тем не менее, не вызывает сомнения, что их несколько, как минимум — пять эфирное, астральное, каузальное, ментальное и спиритуальное, из которых эфирное и астральное являются лишь более тонкими двойниками физического, причём
эфирное тело служит связующим звеном между физическими астральным телами и как и первое относится к физической плоскости.
Вместе стем, такое влиятельное направление, как кар- денизм, или спиритизм Аллана Кардека, обходится вообще одним — периспритом, — в триаде «тело-перисприт-душа», и этого вполне довольно, чтобы разрешить все философские, религиозные, научные и моральные трудности и противоре­
чия.
Ключом для отмыкания антропологической тайны является Спиритизм. Учение Духов служит стержнем, к которому должна прирастать ткань и плоть всех антропологических знаний. Спиритизм — единственно верная, истинная точка отсчёта, идя от которой мы можем решить все антропологические проблемы и, как минимум, недвусмысленно уразуметь, что такое человек, в чём его смысли цель.
Спиритизм — это совсем не то, что люди в наивности своей полагают. Это не верчение блюдечек или столов, и даже не способ общения с умершими и приблизительно идентифицированными собеседниками. Отнюдь не то и не это. Спиритизм — это одновременно философия, религия и наука, их сложный комплекс, в котором — и это важно — примиряется извечная вражда последних двух и начинается их плодотворное сотрудничество. Спиритизм — это учение о человеке, о его истинной природе (которая духовна), о законах и движущих силах Вселенной, о бессмертии и космической беспредельности. Это мировоззрение, которое объемлет собою всё ив котором всё находит себе логичное обоснование. Но, прежде всего, это учение нравственное, имеющее задачей духовное совершенствование человечества.
При этом, всякий разговор о спиритизме, где нет благодарного упоминанья имён Аллана Кардека и Леона Дени, представляет собой некомпетентную, дилетантскую болтовню. Спиритизм по-русски значит духовное учение, а также — ученье духов, учение о духах, либо же, одним словом, —
«духоведение» или «духовничество».
Следует помнить, что весь этот скорбный мир — лишь последствие наших дурных коллективных мыслей, и вся наша личная судьба — последствие наших мыслей индивидуальных. Мысли суть вещи, воплощающиеся в мире видимом из мира невидимого, подобно тому как духи, воплощаясь в мире видимом, делаются земными людьми.
В конце концов, когда человек последует совету Дельфийского оракула и действительно познает самого себя, то он, в частности, перестанет смотреть на себя как на тело, ибо пой­
мёт, что он — дух. Но постарайтесь и сегодня усвоить себе простую и ясную мысль, как выражена она, насколько я знаю, у
Прокла: «Homo est anima utens согроге tanquam instrumento». — Человек есть душа, пользующаяся телом как орудием».Поэто- му от себя могу сказать spiritorum philosophiam nescire — hoc est semper puerum Предисловие к настоящей книге лучше всего закончить так:
Человек никогда не умирает, он лишь покидает эту землю — наш материальный мир Если бы только, хоть на мгновение наши зрение, слухи осязание сделались несравненно более совершенными, то мы убедились бы, что смерть не разрушает и не уничтожает человека, но лишь делает его — для нас — невидимым, неслышимыми неосязаемым».
Ш
р
p5c^5RSRT5TS
Всякая душа потенциально божественна.
Цель жизни состоит в проявлении в себе этой божественности путём подчинения своей внутренней и внешней природы.
Достигайте этого трудом, молитвой, психическим управлением или философией — одним из этих способов, несколькими из них или всеми — ивы достигнете духовной свободы.
В этом вся сущность религии учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы — всё это только второстепенные детали.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов
связь с админом