Главная страница

Н.Н. Ростовцев, Н.И. Лошаков, Е.П. Титов, Методика преподавания рисования в I и II классах. НИ. Лошаков, Н. Н. Ростовцев, Е. П


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеНИ. Лошаков, Н. Н. Ростовцев, Е. П
АнкорН.Н. Ростовцев, Н.И. Лошаков, Е.П. Титов, Методика преподавания рисования в I и II классах
Дата18.02.2018
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаN_N_Rostovtsev_N_I_Loshakov_E_P_Titov_Metodika_prepodavania_riso
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#64728
страница1 из 4
Каталогo5taras

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: uchebnik_matematika_1god.pdf, rd2_174.pdf, Listovka_Pensionny_vozrast.pdf, Galtsov.pdf, 2018-01-30_Pismo_NIPIgrada_na_otmenu_ZPZ_observatorii.pdf, 2018-01-30_Dogovor_na_otmenu_ZPZ_observatorii.pdf, N_N_Schepetova_L_A_Karpinskaya_Metodicheskie_ukazania_k_knige_dl, G_A_Khokhlov_N_I_Loshakov_red__Izgotovlenie_naglyadnykh_posobiy_, репертуар с 12.02 по 18.02.2017-1.docx, M_Bogdanov_Istoria_odnogo_plenuma_i_sezda.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4
Общероссийская общественная организация защиты семьи Родительское Всероссийское Сопротивление МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ в мим классах Москва
РВС
2017

НИ. ЛОШАКОВ, Н. Н. РОСТОВЦЕВ, Е. П. ТИТОВ Методика ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ в I и II классах ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва ПРЕДИСЛОВИЕ РВС Настоящее пособие предназначено для учителей, обучающих детей рисованию в первом классе по классической отечественной методике и использующих учебники пори- сованию для 1 и 2 классов начальной школы (автор Н. Н. Ростовцев), переработанных и изданных Общероссийской общественной организацией защиты семьи Родительское Всероссийское Сопротивление. Пособие поможет им правильно организовать учебный процесс. В данном издании пособия советских методистов НИ. Лошакова, Н. Н. Ростовцева и Е. П. Титова были произведены минимальные правки, связанные с изменениями текста и нумерации страниц учебника, орфографических и типографских норм. Наш коллектив счёл целесообразным оставить содержание вводной главы без изменений, хотя она и весьма насыщена идеологическим содержанием, так как в ней показаны объективные сложности, с которыми столкнулись авторы пособия, и объясняются поставленные ими цели и задачи, а также – поскольку с помощью данной главы преподаватель может провести параллели с нынешней ситуацией в отечественном образовании и сравнить подходы к решению сходных проблем. В конце методического пособия указан список рекомендованной дополнительной литературы. Пособия будут доступны для скачивания на нашем официальном сайте rvs.su ив наших группах в социальных сетях по мере оцифровки. Из текущей версии методического пособия нами исключено примерное поурочное распределение материала за й класс и некоторые ссылки на учебник го класса. Полная версия пособия будет выложена, после того, как учебник будет переиздан.
ГЛАВА I ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ШКОЛЕ Перед советской школой поставлены большие задачи подготовить всесторонне развитых и образованных членов общества, способных принять активное участие враз- личных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни. Эти задачи практически могут быть осуществлены на основе повышения уровня всей учебно- воспитательной работы школы ив частности, повышения качества преподавания рисования. Владея элементарными навыками в рисовании с натуры, человек может зарисовать деталь машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму вновь открытого микроба. Выдающиеся деятели науки и культуры не раз указывали на огромное значение рисунка для практической деятельности человека. Так, например, МИ. Калинин писал «... умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов. Рисование и черчение приобретает теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но ив деревне»
1
Н. К. Крупская водной из своих работ писала Кроме черчения, которое теснейшим образом должно быть связано с программами по труду, с моделированием, необходимо поставить во всех группах самым серьезным образом рисование, развивающее зрительную память, помогающее точности образного мышления, что для овладения техникой, для развития политехнического кругозора, для творческой работы в области техники имеет исключительное значение»
2
Умение рисовать необходимо и архитектору, и инженеру-строителю, и врачу, ибо- танику, и географу, и геологу-разведчику. Выполнение упражнений по рисованию в начальной школе оказывает большое влияние на формирование у учащихся четких представлений об окружающих его предметах и явлениях. Запас представлений способствует умственному развитию ученика, выработке у него материалистического миропонимания. Воспитывая у учащихся ясные образные представления на уроках рисования, мы тем самым влияем и на развитие их памяти. В жизни человека велика роль образной памяти, и именно она в первую очередь развивается на уроках рисования. Но уроки рисования оказывают влияние не только на развитие образной памяти учащихся. Значительно их влияние на развитие и других видов памяти двигательной, эмоциональной и словесно- логической. На основе в первую очередь ясных представлений о предметах и явлениях развива-
1
МИ. Калинин, О коммунистическом воспитании и обучении, изд-во Академии педагогических наук РСФСР, МЛ, стр. 108—109.
2
Н. К. Круп с ка я , К вопросу о программах политехнической школы (к Всероссийской конференции по производственному обучению в ФЗС), Наркомпрос РСФСР, Учпедгиз, 1931, стр. 9—10.
ется у ученика и способность воображения. Умелое разрешение задачи развития воображения учащихся имеет большое значение для осуществления политехнического обучения в школе, для дальнейшего развития научной, технической и художественной культуры нашей родины. Процесс изображения дает детям возможность глубже познать те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только лишь их созерцанием. С процессом изображения тесно связан процесс наблюдения. Несомненно, что целенаправленное рассматривание предмета развивает наблюдательность ученика. Но значительно больше активизируется его наблюдательность вовремя работы над рисунком. Стремясь изобразить какой-либо предмет, ученик изучает его пропорции, внимательно рассматривает не только его общую форму, но и ее более мелкие детали, без знания которых невозможно реалистическое воспроизведение формы предмета на изобразительной поверхности. Не изучив те качественные особенности, которые характерны для данного предмета, не сумев вскрыть влияние окружающей обстановки на предмет, ученик не смог бы никогда создать реалистически грамотный рисунок. Чем больше развита наблюдательность ученика, тем точнее, правильнее изображает он натуру. Процесс изображения, требуя от ученика постоянного внимания, развивает у него это очень ценное качество. Ученик приучается наблюдать. Ребенок не сможет достаточно овладевать в школе основами наук, если с самого начала не будет обращено внимание на развитие его способностей к наблюдению. Способность наблюдать оказывает влияние не только на успешность овладения учащимся основами наук в общеобразовательной школе. Эта способность оказывает влияние на формирование в сознании ребенка предпосылки для научно- исследовательской работы, воспитывает в нем те качества, которые позволяют ему в дальнейшей практической деятельности творчески подходить к разрешению тех или иных производственных операций. Наблюдение является особым видом преднамеренного восприятия. Правильно организованное оно оказывает большое влияние на развитие зрительного восприятия. Существует прямая связь между развитием восприятия ребенка, его органов чувств и общим процессом эстетического воспитания ребенка в школе. С. Г. Бережков в статье Эстетическое воспитание справедливо отмечает Развитие органов чувств, развитие восприятия и на основе его — эмоциональной жизни воспитуемых — это первая задача, это фундамент, без которого все здание эстетического воспитания было бы призрачным замком, фикцией»
3
В познании объективно существующего мира большое место принадлежит зрению. Процесс познания объективной реальности при помощи зрения во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Большими возможностями для развития у детей таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, располагает рисование. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. Сложный процесс изображения включает в себя восприятие предмета (зрительный анализ его формы, окраски, положения в пространстве, освещенности, нанесение вначале на изобразительную поверхность обобщенных очертаний предмета, прорисовку всего предмета с большим вниманием к его деталям (анализ) с целью более полной характеристики его, заключительный этап — обобщение (синтез. Входе выполнения этой сложной работы воспитывается не только образное мышление ученика, но и элементы абстрактного мышления. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом.
3
С. Г. Бережков. Эстетическое воспитание, журн. Советская педагогика, 1938, № 10, стр. 5
Кроме вышеперечисленных качеств, рисование воспитывает в ребенке волю и целеустремленность. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ребенок имеет перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Очень часто па пути к ней встречаются препятствия. Бывают случаи, когда ученик пасует передними, заявляя я не умею рисовать, у меня не выходит. Но чаще видишь, как он, напрягая все свои возможности, старается преодолеть вставшие передним трудности и достигает определенного успеха. Умение сосредоточить свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая целеустремленность в ребенке в процессе работы над рисунком, мы тем самым уже на школьной скамье вырабатываем в нем очень важную способность для его дальнейшей жизни и для жизни всего общества. Преподавание рисования в школе имеет огромное значение и для эстетического воспитания учащихся. Воспитание ребенка в духе коммунистической нравственности — процесс сложный и длительный. Ведущее место в этом процессе занимает школа. Именно в школе в основных чертах формируется моральный облик советского человека. Школа располагает огромными возможностями систематически, последовательно, глубоко вкладывать в сознание человека все величие новых коммунистических норм отношения людей друг к другу, к обществу. Содержание воспитания коммунистической морали включает в себя воспитание детей в духе советского патриотизма, национального и расового равноправия, любви к советскому человеку, коллективизма, сознательного отношения к труду. Методы и приемы нравственного воспитания в начальных и средних школах значительно отличаются друг от друга. Особенности детского мышления в возрасте от 7 до
10 лет (его образный, конкретный характер) обусловливают и соответствующую методику нравственного воспитания. Нравственные качества в этом возрасте в основном воспитываются на наглядном, конкретном материале. В связи с этим на первое место в начальной школе должно быть выдвинуто рисование, так как этот предмет опирается на конкретный образный материал, содержащий неисчерпаемые возможности для воспитания учащихся в духе коммунистической морали. Значение рисования для нравственного воспитания учащихся огромно. Для примера мы попытаемся показать, какое влияние оказывает рисование на развитие у учащихся хотя бы двух категорий коммунистической морали. Определяющей чертой морального облика советского человека является советский патриотизм. Попытаемся рассмотреть, каким же образом в начальной школе на уроках рисования можно воспитывать у учащихся советский патриотизм или, говоря иными словами, сознательную любовь к нашей советской родине. Воспитание советского патриотизма в начальной школе начинается с ознакомления учащихся с природой нашей родины, ее, людьми, городами, искусством. Глубокий след оставляют переживания детских лет в жизни человека, и то, что глубоко запалов сердце его в те годы, долго, а часто и всю жизнь, сопутствует ему. Впечатления детства имеют большое значение для формирования чувства любви к родине. На познавательную деятельность ребенка огромное влияние оказывают чувства. Чем в более яркой, эмоциональной форме предстанет передним то или иное событие из жизни нашей страны, ее пейзажи т. д, тем больше чувств вызовут они в ребенке, тем более рельефно отпечатаются в его сознании. Когда на уроке рисования учитель показывает репродукцию с картины какого-либо русского или советского художника, в которой выражено отношение художника к родной природе, это вызывает соответствующую реакцию у ребенка. Эмоциональность восприятия способствует более глубокому пониманию учащимися находящихся передними предметов, событий и т. д. Ученик более основательно изучает все, что связано сего родиной. К сказанному выше надо добавить, что картина (или в данном случае репродукция с нее, определенным образом формируя отношение учащихся к изображаемому, формирует и соответствующее отношение учащихся к тому, что послужило прообразом для картины. В наиболее выдающихся произведениях художников, как в фокусе, собраны типичные явления жизни нашего народа. Содержание многих этих картин при умелом руководстве учителя с достаточной полнотой раскрывается перед учащимися начальной школы. Из картин дети узнают очень многое о прошлом и настоящем своей родины. Картины, согретые чувством художника, учат детей любить свою родину. Мы привели пример того, как на уроках рисования осуществляется воспитание советского патриотизма. Но знакомством учащихся с картинами не ограничивается роль рисования в этом важном процессе. Советский патриотизм воспитывается также на уроках рисования с натуры, тематического и декоративного рисования. Приведем один пример того, как рисование в начальной школе способствует воспитанию другой черты коммунистической морали — дружбы и братской взаимопомощи между народами. Как воспитанию советского патриотизма способствуют все виды школьного курса рисования, так все они способствуют и воспитанию учащихся в духе мира, дружбы и взаимопомощи между народами. Мы не будем рассматривать, каким образом каждый из этих видов оказывает влияние на воспитание учащихся в указанном направлении. Для примера ограничимся только декоративным рисованием. На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, продолжают овладевать техническими навыками работы акварельными красками и карандашами, знакомятся с орнаментальным народным творчеством. Учащиеся изучают орнаментальное творчество не только русского народа, но и других народов, населяющих территорию Советского Союза. Иногда им показывают образцы декоративного творчества народов зарубежных стран. Рассматривая узоры, которыми различные народы украшают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов. В большинстве случаев узоры, правильно отобранные учителем, нравятся детям. У них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти узоры. Такое проявление дружественного отношения к культуре других народов в дальнейшем при активном воздействии школы превратится в одну из основных черт морального облика советского человека. Мы только упомянули о том, какое значение имеет рисование в начальной школе для нравственного воспитания учащихся, взяв для примера вопрос о воспитании советского патриотизма на уроках рисования и вопрос воспитания детей в духе дружбы и взаимопомощи между народами. Не менее значительно влияние рисования на формирование и других категорий коммунистической морали. Недостаточное внимание уделяется сейчас рисованию и как одному из средств трудового воспитания. Многие навыки трудовой деятельности можно прививать детям на уроках рисования, начиная с 1 класса. Организация рабочего места, уход за инструментами, планирование процесса работы и т. д. — для воспитания всех этих общих элементов трудовой культуры рисование предоставляет большие возможности.
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Рисование в школе, как и любой другой учебный предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. На учебный рисунок возлагается определенная задача — научить детей правильно наблюдать и правильно передавать средствами рисунка видимую натуру. В учебном рисунке детине развлекаются, а приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки. Отсюда попятно, что руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить внимание ученика на самое основное, указать путь наибыстрейшего усвоения учебного материала. Основной формой организации учебного процесса является урок. От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок по рисованию должен быть законченным целыми в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами курса. Урок рисования в первых и вторых классах начальной школы мало чем отличается от уроков по другим предметам. В уроке рисования также имеются организационный момент, объяснение нового материала, закрепление пройденного и подведение итогов. На различных годах обучения время, отводимое на ту или другую часть урока, меняется. Уроки не должны быть однообразными. На уроках рисования это условие легко выполнимо ввиду того, что богатство окружающего нас материала безгранично, а изобразительный язык настолько увлекателен, что некоторые повторения учащимися, как правило, не замечаются. При организации любого урока, будь то рисование с натуры, рисование декоративное или рисование на темы, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок имеет определенную структуру и делится на несколько частей
1. Организация занятий Сюда входят отметка присутствующих в классном журнале, наведение порядка в классе, организация рабочего места, раздача моделей по партам. На первом уроке, вначале занятий, нужно объяснить ученику, как надо правильно сидеть, объяснить правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение доски с бумагой. Рисунок надо держать от себя на известном расстоянии. Поворачивать рисунок вовремя работы нельзя. Когда рисунок лежит перед учеником прямо, руководителю легче объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, горизонталь.
2. Просмотр домашних заданий
Если на предыдущем уроке было дано на дом задание, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки следует исправлять.
3. Сообщение нового материала Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Демонстрирует на классной доске последовательность построения изображения и учит анализировать натуру.
4. Самостоятельная работа учащихся После объяснения нового материала учителем дети приступают к выполнению рисунка. Теперь необходимо следить заходом работы. Обычно дети, несмотря на предварительные объяснения, делают очень мелкие рисунки. Учитель должен вторично напомнить, какого размера следует намечать изображение на листе бумаги, некоторым ученикам подсказать, как лучше расположить рисунок на листе взять лист в длину или в ширину. Чаще указывать на ошибки в пропорциях.

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом