Главная страница

_Кацудзо Ниши, Очищение души - уроки медитации. Очищение души уроки медитации (курс лекций и прак тических занятий). Спб. Издательство Вектор , 2009. 128 с. (Сер. Система здоровья Ниши) isbn 978-5-9684-1007-8


НазваниеОчищение души уроки медитации (курс лекций и прак тических занятий). Спб. Издательство Вектор , 2009. 128 с. (Сер. Система здоровья Ниши) isbn 978-5-9684-1007-8
Анкор_Кацудзо Ниши, Очищение души - уроки медитации.doc
Дата27.09.2017
Размер437 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла_Кацудзо Ниши, Очищение души - уроки медитации.doc
ТипУрок
#37540
страница1 из 6
Каталогid28471843

С этим файлом связано 97 файл(ов). Среди них: Trening_Dnevnik_uspekha_2_urok_Preodolenie_strakha_Yanovskiy_dz2, Chem_chistit_zuby_vmesto_pasty.pdf, _Кацудзо Ниши, Очищение души - уроки медитации.doc, Zapiski_syroeda.pdf, lechenie_i_zdorovye_s_pomoschyu_zdravogo_smysla.pdf, Zdorovye_organov_mochepolovoy_sistemy.pdf, Valeriy_Kratokhvil_-_My_-_inoplanetyane.pdf, Sedmoe_nebo_1998-02_18.pdf, Otkaz_ot_myasa.pdf, Prirodnaya_pischa_chelovka_1896_g.pdf и ещё 87 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

Кацудзо Ниши

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ: уроки медитации

(курс лекций и практических занятий)

Санкт-Петербург Издательство «Вектор» 2009

Ниши Кацудзо. - Очищение души: уроки медитации (курс лекций и прак­тических занятий). — СПб.: Издательство «Вектор», 2009. — 128 с. (Сер.: Система здоровья Ниши)

ISBN 978-5-9684-1007-8

Данная книга — литературная обработка лекций и практичес­ких занятий по освоению техник медитации, которые проводил для своих учеников К. Ниши.

Медитации — одно из самых естественных состояний че­ловека. Медитация возвращает нас к нашей истинной природе, успокаивает смятенный ум, духовно очищает и просвещает нас. Именно поэтому практика медитаций — одно из самых верных путей, ведущих к духовному и телесному здоровью.

ISBN 978-5-9684-1007-8 © Издательство «Вектор», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОЗЕРЦАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ 4

МЕДИТАЦИЯ: ВХОД В СОСТОЯНИЕ ИСЦЕЛЕНИЯ 5

ПРОБУЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ 12

ОБРЕТЕНИЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ — ОСНОВА ИСЦЕЛЕНИЯ 18

ИСЦЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ 24

МЕДИТАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ 36

Медитация, благотворно влияющая на нервы 37

з

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОЗЕРЦАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ 4

МЕДИТАЦИЯ: ВХОД В СОСТОЯНИЕ ИСЦЕЛЕНИЯ 5

ПРОБУЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ 12

ОБРЕТЕНИЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ — ОСНОВА ИСЦЕЛЕНИЯ 18

ИСЦЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ 24

МЕДИТАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ 36

Медитация, благотворно влияющая на нервы 37

СОЗЕРЦАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Спокойное созерцание — это то, что спасает, когда страдает тело и томится дух. Спокойное созерцание — это то, что дает надежду и показывает путь к выздоров­лению, когда, казалось, все пути отрезаны.

Находиться в состоянии спокойного созерцания — значит, уметь слышать и понимать себя. Значит, нахо­дить ответы на все свои вопросы — ответы, которые есть в тебе самом, только ты их не слышишь за суетой своей жизни и за бессмысленной толкотней своих мыс­лей. Наш организм мудр. Он знает все о жизни и о себе. Он знает в том числе и пути к исцелению. Толь­ко мы не даем ему воплотить это знание в жизнь. Мы не хотим слушать свой организм, мы предпочитаем много говорить сами и много суетиться. Дайте же сло­во своему организму Ему есть что вам сказать.

Если бы западный мир знал о том, что такое меди­тация, — насколько меньше было бы там больных лю­дей, насколько больше было бы людей счастливых и здоровых! Это поистине чудесное средство — основа здоровья.

В моем детстве у меня было много возможностей обучиться искусству сосредоточенного созерцания — медитации, потому что я был болен, неизлечимо бо-

б

лен. Так считали врачи. Так считали и мои родители. Преодолеть смерть мне помогла медитация. Я созер­цал зацветающую, цветущую и отцветающую сакуру, я видел, как уносит ветер опавшие розовые лепестки — и все же следующей весной дерево оживало вновь, и все начиналось сначала. И я понял, что в природе смерти нет — а есть только вечная, вновь и вновь воз­рождающаяся жизнь. А потому не должен бояться смерти и человек — ведь и он частица природы, и он живет по тем же законам. Я перестал бояться смерти, и с этого началось мое выздоровление. Можно ска­зать, что мое выздоровление началось с постижения истинных законов мира, законов природы — а пости­гал я их в медитации, только в медитации. Только в медитации постиг я тайны своего организма, услышал его ответы на свои вопросы — и нашел истинные сред­ства исцеления, которые нужны были мне. Не в книж­ках, не в беседах ученых мужей нашел я эти пути и средства исцеления — нашел я их внутри себя, нашел благодаря искусству сосредоточенного созерцания.

Выздоровление начинается с обнаружения нужного состояния — состояния исцеления — внутри себя. В это состояние невозможно войти в суете повседневной жиз­ни, когда мозг занят решением сразу нескольких проблем одновременно и не успевает переваривать все те мысли, которые одновременно хаотически движутся по его изви­линам. Состояние исцеления — состояние внутренней тишины. Состояние внутренней тишины дает нам только медитация.

Медитация — это так непросто для современного человека, особенно человека западного, отягощенного множеством каждодневных забот и проблем. Я не гово­рю, что надо отбросить все заботы. Я говорю, что надо найти иной подход к ним, как и иной подход к своему здоровью, к решению множества проблем. В состоянии взбудораженного, «болтливого» ума не найти решения проблем, как и не найти путей к здоровью. Внутренняя тишина, сосредоточенное созерцание — вот состояние, в котором приходит здоровье. Нет этого состояния — нет и здоровья. Успокойте свой взбудораженный ум, найдите в себе состояние внутренней тишины, состоя­ние, когда приходят ответы на все вопросы, состояние, в котором организм начинает исцелять себя сам. Най­дите в себе это сокровище — и вы будете здоровы.

МЕДИТАЦИЯ: ВХОД В СОСТОЯНИЕ ИСЦЕЛЕНИЯ

НАШ УМ — НАШ ДРУГ И ВРАГ

Человек отличается от животных прежде всего нали­чием мыслящего ума. Мыслящий ум дан нам эволюцией то ли за какие-то наши заслуги, то ли за грехи. Да, конеч­но, мыслящий ум — несомненный признак прогресса, это шаг вверх по эволюционной лестнице. Но вот только человек еще не дошел до той благословенной ступени эволюции, когда ум станет поистине его другом. Мы еще не научились пользоваться своим умом так, как хочет от нас Природа. И в этом смысле мы похожи на малолетнее дитя, которому дали поиграть сложным техническим приспособлением, таким, например, как телефон. Дитя еще не знает, как много пользы для себя он может извлечь из этого прибора, и делает его ни на что не годным, про­сто разобрав на части и разломав некоторые детали. Так­же и человек со своим умом — он еще не знает, сколь точ­ный и удивительный это механизм, как много пользы можно извлечь из него, — и использует его не на пользу, а лишь во вред себе.

Чтобы использовать ум себе на пользу, надо стать хозяином своего ума. Пока же большинство людей по­зволяют своему уму хозяйничать так, как ему хочется. Находясь в полном подчинении ума, они теряют свою власть над собой и своей жизнью.

Попробуйте проконтролировать, чем занят ваш ум — хотя бы в данный момент. Вы увидите, что он цепляется за все, что попадает в поле его восприятия, перескакивает с одного предмета на другой и создает в вашей голове полный сумбур, тогда как поистине важные для вас про­блемы не решаются. Ум не хочет решать проблемы — он хочет заниматься пустым цеплянием за все окружающее. И вы ему в этом потакаете, потому что не стремитесь дис­циплинировать его и призвать к тишине и спокойствию.

Любые мысли залетают в вашу голову как только захотят. И вы думаете о том, как накормить семью, как заработать деньги, как купить какие-то вещи, как выполнить работу, как всерьез заняться своим здоровь­ем, и все вперемешку сопровождается сожалениями о прошлом, страхами перед будущим, сомнениями, раз­очарованиями, обидами и еще множеством сочетаемых и несочетаемых меж собою чувств. И все мысли и чув­ства скачут, суетятся, сменяют друг друга, вот только вам от этого никакого толку. Мысли и чувства не предлагают вам решений ваших проблем — они про­сто занимают впустую вашу голову. Напротив — чем больше скачут и суетятся мысли и чувства, тем дальше вы от истинного решения ваших проблем. Пустая бол­товня мыслей в вашей голове заглушает голос Исти­ны — той Истины, что всегда живет в глубинах вашего существа и готова вам сообщить все ответы на ваши вопросы. Готова — если готовы услышать эти ответы будете и вы.

Если вы закроете глаза и овладеете искусством со­средоточенного созерцания — пустые скачущие мысли уйдут, и им на смену придут из глубины вашего су­щества истинные ответы на ваши вопросы, истинные решения ваших проблем. Ведь кроме скачущего сует­ливого ума у каждого из нас есть Разум — природная глубинная мудрость. Тот самый наш внутренний це

Я посмотрел на сад камней

И замер,

Услышав музыку, застывшую в веках

литель, который знает лекарство от всех наших хворей и проблем. Но скачущий поверхностный ум не дает природному Разуму сказать и слова. А он только и ждет, когда мы успокоимся и услышим наконец его. Услышим, чтобы постичь истинную суть вещей. Услы­шим, чтобы увидеть сущность своих проблем и их решений. Услышим, чтобы стать здоровыми.

Взгляните на Природу — на любое природное явле­ние. Природа спокойна и величественна — она всегда такова, даже когда бушует ураган на море или на суше, даже когда хлещет ливень и грохочет гром. Во всем этом есть величие и спокойствие. И еще во всем этом есть сила.

Человек — дитя природы — в процессе цивилизации стал прямой ей, природе, противоположностью. В его поведении нет силы, нет мощи — зато в нем огромное количество суеты и беспокойства.

Освоить искусство медитации — значит уподобить­ся Природе с ее мощью, силой, с ее спокойствием. А Природа всегда здорова — она никогда не болеет. Ос­воить искусство медитации — значит стать единым с великой, могущественной, спокойной и здоровой При­родой. Это значит самому стать таким, как Природа, — великим, могущественным, спокойным и здоровым.

Как успокоить ум и дать слово Разуму?

Однажды я сидел на берегу океана. Сомнения и страхи терзали меня, в голове крутились мысли о бес­смысленности и пустоте моего существования. И тут океан отвлек мое внимание от меня же самого, от пус­того бессмысленного круговорота мыслей — я взглянул на океан, проник взглядом в его глубины и увидел, кажется, самую его душу. И эта душа, душа океана, сказала мне: «Во мне есть лишь глубина и покой. А брызги над моей поверхностью — это то, что при­ходит и уходит. Так же и твои мятущиеся мысли — лишь то, что приходит и уходит. Глубина и покой твоей души — вот то, что истинно твое, вот то, что остается навсегда».

И я мгновенно почувствовал глубину и покой, кото­рые и есть моя истинная суть. Это бездонное пространст­во покоя внутри меня — вот то, что есть на самом деле я. А мои страхи, сомнения, тревоги — лишь брызги над по­верхностью океана, они приходят и уходят — они уйдут, уйдут, чтобы освободить место моему истинному Я, кото­рое скажет мне свое слово исцеления.

Отчаяние от болезни само вытолкнуло меня в со­стояние просветленной медитации. Отчаявшийся ум устал от бесплодных своих метаний и терзаний — и за­молчал, пораженный мощью океана. Я остановил свой ум — чтобы дать слово Разуму. Душа океана помогла мне в этом.

Но этого состояния можно достичь и сознательно. Если ум мечется и не хочет останавливаться — можно об­мануть его и заставить это сделать. Обмануть его можно, заняв чем-нибудь другим.

У края бездны Я стою.

Спиною к ней.

В душе не шелохнется Лепесток сомненья.

Это хайку XVI века. Вы чувствуете, как несколько строк повергают ум в столбняк? Уходит ум — приходит Разум, всеобъемлющий, всевоспринимающий. Прихо­дит состояние — вместо мыслей и суетливых сиюминут­ных чувств.

Знает это состояние тот, кто стоял у края бездны, — знаю его я, потому что чувствовал бездну спиной. Об­маните ваш ум, не дайте ему сомневаться! И вы обре­тете все блага исцеления внутри себя. И вы выживете на краю любой бездны.

НЕ УХОД ОТ ЖИЗНИ, А СОДРУЖЕСТВО С НЕЮ

Некоторые думают, что медитация — форма ухода от реальной жизни с ее заботами. Это не так. Нет ничего более жизненного и более реального, чем медитативное целительное состояние! Вам не нужно уходить от жиз­ни, чтобы выздороветь, — напротив, вам надо идти в са­мую гущу жизни, сотрудничать с нею, пропитываться ею и постигать ее во всей полноте, только тогда вы будете здоровы. Ничто так не соединяет нас воедино с реальностью, как медитация. Ничто так не отделяет нас от жизни, как суетливый блуждающий ум — бич большинства людей. Ничто не дает нам такой полноты и глубины проникновения в реальность, как медитация. И для этого даже нет необходимости уходить от своих обычных, будничных дел.

Есть древняя притча о том, как один монах во вре­мя завтрака спросил своего учителя: «Учитель, как мне достичь просветления?» «Ты уже позавтракал? — спро­сил учитель. — Тогда иди и помой свою миску».

Эта притча не о том, как учитель хотел просто от­махнуться от вопроса своего ученика — хотя западный ум предложит именно такое толкование. Нет, она о том, что просветление может таиться во всем — даже в таком простом занятии, как мытье миски после завтрака.

Если осознанно заниматься обычными житейскими делами, то и они могут дать нам высшие целительные состояния — состояния медитации и просветления. Мы можем осознавать свое тело и свое дыхание в практике медитации, но также мы можем осознавать и каждое движение руки во время мытья миски, каж­дое ощущение тела во время забивания гвоздя в стену. И обычные житейские дела станут медитацией, помо­гут вам больше узнать о себе и о мире, приблизят к исцелению. Жить осознанно — главнейшее правило здо­рового человека.

В отцовский сад камней Душистый чай принес И на ступени сел,

Не заходя вовнутрь.

Это о чем — разве только о чае? Нет, это о глубине каждого будничного момента жизни. Это — о том, что не объяснить словами, а можно лишь почувствовать.

Медитацией может стать что угодно: ритуал чаепи­тия или простое мытье миски. Не важно, что вы делае­те. Важно — как. Вот в этом «как» и есть секрет исце­ления. Если вы моете миску, или пьете чай, или сидите у моря, но мысли ваши далеко — они блуждают в про­шлом и будущем, они вселяют в вас страхи и надежды, сомнения и фантазии, они делают вас озабоченным и напряженным — то вы удаляетесь от здоровья с каждым мигом такого состояния. Вас не спасут даже два месяца безмятежного отпуска на берегу моря, если мысли ваши будут скакать по шумным и пыльным городам и весям. Вас могут спасти всего две минуты расслабленной пус­тоты ума в городской толчее или при выполнении ва­шего обычного будничного труда. Состояния молчания ума и расслабления каждым мигом приближают нас к здоровью.

Что такое медитация

Что же такое медитация? Что мы чувствуем в этом состоянии и как ощущаем мир? И что вообще проис­ходит?

Сначала мы расслабляемся и полностью сосредото­чиваем все свое внимание на чем-нибудь одном. На­пример, на ощущениях своего тела, на его движении, на каком-то предмете или мысленном образе, на соб­ственном дыхании, на молитве или мантре или на ка­кой-то задаче, которую нам предстоит решить. Состав­ление икебаны1 — это медитация, ибо человек полно­стью сконцентрирован только на том, что он делает. Созерцание явления природы — штиля или шторма на море, цветения сакуры — это медитация, если удается достичь состояния полной сосредоточенности на созер­цаемом.

Таким образом, объектом медитации может быть практически все что угодно: окружающий пейзаж, ико­на, картина, случайно избранная точка на стене, пусть даже воображаемая; многократно произносимый звук, нота, стихотворная строчка; аромат благовония; любая стоящая перед вами задача или обстоятельство жизни; любое абстрактное понятие — любовь, добро, справед­ливость; движение, которое выполняет ваше тело, на­чиная от простой ходьбы и заканчивая самым сложным спонтанным танцем.

Выбрав объект сосредоточения, мы удерживаем на нем все свое внимание в течение достаточно длитель­ного времени — это требует усилий, работы всего на­шего существа, так как ум будет пытаться отвлечься от поставленной задачи и переключиться на что-нибудь другое. По мере выработки дисциплины ума это будет даваться все легче и легче.

Если нам удалось заставить наш ум полностью сосре­доточиться на объекте медитации — далее мы входим в спокойное и ровное состояние созерцания, которое уже не требует никаких усилий. Открывается наша истинная

Поникли от мороза хризантемы, Но солнце чуть пригреетСеребрятся вновь

природа — ум отходит в сторону, давая нашей сущности раскрыться и проявить себя сполна. Вступает в силу го­лос природного Разума, знающий ответы на все наши во­просы.

Далее наступает более высокая ступень медита­ции — ощущение единения со всем сущим. Мир внут­ренний сливается воедино с миром внешним, и мы ощущаем себя частью Вселенной, а Вселенную — ча­стью1 себя. Мы обретаем свою истинную природу — единого со Вселенной существа — и получаем всю мощь и силу Вселенной, все ее здоровье. Это состоя­ние характеризуется ощущением высшего наслаждения, экстаза.

Следующая ступень медитации — просветление, или сатори. В этом состоянии мы получаем доступ к истинному знанию всех вещей — знанию без слов и мыслей. Сатори — это высший взлет духа, ощущение высшего смысла и высшего счастья. Это блаженство, которое приходит само, когда вы даже не стараетесь его достичь.

Конечно, начав практику медитации, вы не сразу дойдете до состояния сатори. Но постепенно вы будете продвигаться все дальше и дальше. И в один прекрас­ный момент испытаете проблеск просветления духа и получите высшее откровение — истинное знание без слов и мыслей. Это и будет сатори.

Чего ждать от медитации

Разве мы чего-то ждем от поэзии? От природы? От закатов и рассветов? От шума моря и цвета сакуры?

Чего мы ждем от здоровья? Только, чтобы оно бы­ло. Состояние медитации — это состояние здоровья. Поэтому медитация целительна. Но не надо применять ее как таблетки для излечения. Потому что медита­ция — это не лекарство, это и есть само здоровье. Ме­дитация — не горький порошок, прописанный врачом, а состояние светлой радости и полноты бытия.

Не ожидая от медитации ничего, кроме самой медитации — которая прекрасна сама по себе, как са­ма природа, как поэзия, как музыка, — мы получаем вместе с нею очень много. Получаем именно потому, что не ждем! Это очень важно усвоить. Тот, кто сразу же ждет результата, — тот не получает ничего. Тот, кто понимает, что главное — не результат, а само состоя­ние, сам процесс, — тот как раз и получает результат, который всегда превосходит наши ожидания, именно потому, что мы ничего не ждали.

Итак, если мы не ждем результата, то мы получаем его. И результат этот — ощущение свободы, избавление от недомоганий и серьезных болезней, от напряжен­ности и скованности, от страхов и обид на жизнь, от недовольства судьбой; обретение душевного покоя и гармонии с миром; ощущение полноценности жизни; умение контролировать свое поведение, владеть собой и правильно оценивать все события и явления жизни, а также самого себя в этом мире. Медитация — это обретение здоровья в самом широком смысле слова: и душевного, и физического.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом