Главная страница
qrcode

Курсовая новая. Оглавление Введение Глава Теоретические основы развития связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста


Скачать 269,24 Kb.
НазваниеОглавление Введение Глава Теоретические основы развития связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста
Дата16.07.2020
Размер269,24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая новая.docx
ТипДокументы
#112076
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....2

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста……………………………………………….5
Теоретические и методологические подходы к проблеме развития связной речи воспитанников дошкольного возраста……………………….5
  • Особенности речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………...8
  • Потенциальные возможности дидактических игр как средства развития воспитанников дошкольного возраста……………………………………..12
    Выводы по главе 1……………………………………………………………...16

    Глава 2. Опытно-практическая работа по выявлению педагогических условий развития связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр…………………………………..17

    2.1 Выявление педагогических условий развития связной речи воспитанников среднего дошкольного возраста………………………………22

    2.2 Выявление актуального уровня развития связной речи воспитанников среднего дошкольного возраста………………………………………………...22

    2.3 Разработка и частичная апробация комплекса дидактических игр, направленных на развитие связной речи воспитанников среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...26

    Выводы по главе 2……………………………………………………………...29

    Заключение……………………………………………………………………...31

    Список использованных источников и литературы………………………33

    Приложение 1…………………………………………………………………...36

    Введение


    В среднем дошкольном возрасте особо актуальны игровые формы обучения и воспитания, так как именно игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. Ее особая значимость состоит в том, что она является средством воспитания умственной активности, активизирует психические процессы, развивает речь: осуществляется пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013г, определяет содержание, направление работы и предъявляет ряд требований к реализации образовательной области «Речевое развитие» [ФГОС ДО п. 2.6]. Следует помнить об интеграции в развитии связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе мы предлагаем формировать связную речь у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр, так как, игра является основным и ведущим видом деятельности воспитанников дошкольного возраста.

    Различные аспекты проблем развития связной речи рассматриваются в трудах: Л.С. Выготского, В. П. Елухова, А.Н. Леонтьева, Е.М. Ляминой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой.

    Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у воспитанников среднего дошкольного возраста связной речи позволил выявить существующее
    Наличие данного противоречия позволило обозначить


    Цель: выявление педагогических условий развития связной речи воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

    Для реализации цели исследования необходимо решить следующие
    - изучить и обобщить теоретические и методологические подходы к проблеме развития связной речи воспитанников дошкольного возраста;

    - изучить особенности речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

    - теоретически обосновать потенциальные возможности дидактических игр как средства развития воспитанников дошкольного возраста;

    - изучить и обобщить практический опыт создания педагогических условий и выявить актуальный уровень развития связной речи воспитанников среднего дошкольного возраста;

    - разработать и частично апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие связной речи воспитанников среднего дошкольного возраста.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы - анализ и синтез психологической, педагогической, и методической литературы, обобщение;
  • практические методы - экспертная оценка.
    Теоретико-методологическая база исследования: научные труды современных исследователей: Л.В. Ворониной, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Ладыженской и др.

    Теоретическая значимость заключается в обобщении педагогических условий развития связной речи воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.


    Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста

    1.1 Теоретические и методологические подходы к проблеме развития связной речи воспитанников дошкольного возраста

    Важность изучения процесса формирования связной речи у детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где заложен один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в качестве приоритетной задачи речевого развития дошкольников.

    Образовательная область «Речевое развитие» включает в свое содержание владение речью как средством общения и факта культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, ее звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, речевого творчества [1, с. 47].

    Как отмечает М. М. Алексеева язык, являясь главным средством общения людей и познания действительности, служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения [2, с. 5].

    Обратимся к терминологии понятия «связная речь». А.М. Бородич под связной речью понимает «смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей».

    Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими [8, с. 31].

    Связная речь рассматривается в единстве ее содержания и формы. Б. Н. Головин считает, что существенными качествами связной речи, соответствующими норме, являются: содержательность и точность (хорошее знание предмета, соответствие слов предметам и явлениям действительности); логичность и последовательность (смысловые связи между отдельными элементами речи); уместность (соответствие целям и условиям речевой коммуникации); краткость; богатство (разнообразие используемых лексических и грамматических средств); чистота и ясность [12, с. 20].

    Психологическая природа связной речи, ее механизмы и процесс становления анализируются многими исследователями (С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. И. Жинкин и др.). Л. С. Выготский отмечал, что речь играет главную роль в формировании психических процессов. Основным путем изучения развития высших психических функций является исследование психических процессов, которые формируются под влиянием речи. Согласно Л. С. Выготскому, единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности [7, с. 12].

    А. А. Леонтьев, говорит о том, что связная речь - это не только простое воспроизведение слов и предложений в определенной последовательности это, прежде всего последовательность мыслей, связанных друг с другом [18, с. 54]. В связной речи наглядно прослеживается понимание ребенком дошкольного возраста речевого действия. Произвольно выстраивая собственное утверждение, он должен понимать и логику выражения мысли, и последовательность речевого изложения.

    Большой вклад в изучение вопросов и выстраивания методики формирования связной речи детей внес К. Д. Ушинский. Народные сказки, рассказы, написанные, обработанные им, применяются в практике дошкольных учреждений и в наше время [24, с. 6].

    Ф. А. Сохин в своих исследованиях развития речи детей выделил три основных направления [21, с. 83].
    структурное, включающее в себя исследование фонетической, лексической, грамматической стороны речи;
  • функциональное, рассматриваются непосредственно процесс развития связной речи и общения, умение вести диалог и монолог;
  • когнитивное, формирование у детей представлений и пониманий, что такое собственно «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят, звуковой состав слова.
    Основная функция связной речи - коммуникативная. Ее реализация ярко проявляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

    Диалог - это первичная естественная форма языкового общения. Для него характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения [2, с. 23].

    Монологическая речь представляет собой более сложную структуру. Монолог - это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей [2, с. 20].

    В настоящее время развитие связной монологической речи является одной из приоритетных задач дошкольного образования и характеризует уровень как речевого, так и умственного развития.

    Давая характеристику монологической речи, Т. А. Ладыженская указывает на то, что: «...она является одной из основных форм, в которых осуществляется массовая коммуникация». Автор подчеркивает значение связной речи для развития одной из важнейших ее функций - коммуникативной [19, с. 65].

    Также мы согласны с мнением Н. Ф. Виноградовой и О. С. Ушаковой о неотделимости связной речи и мира мыслей: «... связность речи - это связность мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его» [23, с. 36].

    Расширяют и дополняют технологию развития монологической речи работы Е. А. Смирновой и О. С. Ушаковой, в которых описаны способы развитии связной речи [23].О. С. Ушакова говорит о том, что такие факторы как: социальное окружение, речевая среда, семейное благополучие, индивидуальные особенности психического и физического здоровья ребенка и т.п. следует принимать во внимание в ходе целенаправленного речевого развития детей [23, с. 14].

    Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь, в большинстве случае имеет характер разговора, связанный с конкретной наглядной ситуацией, говорящий, при этом использует жесты и мимику. Контекстная речь отождествляется с монологической, высказывания строятся с опорой на языковые средства.

    Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержание работы воспитателя над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической речи детей в каждой возрастной группе.
      1   2   3

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом