Главная страница
qrcode

реферат. Опыт Российской Федерации в формировании национальной системы оценки качества общего образования


Скачать 23,56 Kb.
НазваниеОпыт Российской Федерации в формировании национальной системы оценки качества общего образования
Дата27.08.2019
Размер23,56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат.docx
ТипРеферат
#107988
Каталог
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический

университет»
Реферат

на тему:
«Опыт Российской Федерации в формировании национальной системы оценки качества общего образования»
Выполнила:

Клецкова Ю. В.

магистранка первого курса ОЗО

Проверил:

Новиков С.Г.


Волгоград 2018

Введение
Основой процветания государства, общества и экономики во многом является доступность и качество образования. В настоящее время в Российской Федерации уделяется особое внимание развитию отечественного образования, созданию единой системы оценки качества образования.

В 2016 году было отмечено 15-летие Единого государственного экзамена, благодаря которому выпускники российских школ могут получать достоверную оценку своих знаний, поступать в ведущие вузы страны независимо от места жительства. Объективное проведение ЕГЭ явилось действенным стимулом для школьников, мотивирующим учиться.

Наряду с ЕГЭ уделяется особое внимание проведению государственной итоговой аттестации в 9-х классах. Развиваются различные формы оценки качества образования: Национальные исследования качества образования, Всероссийские проверочные работы, Российская Федерация участвует в ряде международных исследований оценки качества образования. Ведется разработка модели комплексной оценки эффективности деятельности школ.

Использование результатов данных исследований в первую очередь ориентировано на принятие управленческих решений по вопросам корректировки учебных программ, модернизации педагогического образования, содержания переподготовки и повышения квалификации учителей.

Система оценки качества школьного образования в России
Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур.

Первая и самая важная процедура этой системы – национальный экзамен, который сдают выпускники 11 класса. Этот экзамен называется «единый государственный», и проводится уже 15 лет в России.

Общее количество сдающих ЕГЭ в Российской Федерации составляет в настоящее время 650 тыс. человек ежегодно. Экзамен проходит в пяти с половиной тысячах пунктов по всей России. Обязательными для сдачи предметами являются русский язык и математика. Остальные предметы – по выбору в зависимости от требований вуза. Как правило, выпускники выбирают 2–3 предмета. Результаты единого государственного экзамена засчитываются при поступлении в высшие учебные заведения.

В 2013 году были серьезные проблемы с объективностью экзамена. В последующие два года мы приложили все усилия, чтобы единый государственный экзамен проходил объективно.

Для этого привлекаются общественные наблюдатели, работает система видеонаблюдения в аудиториях и пунктах проведения экзамена. Сегодня мы уверены в объективности результатов ЕГЭ. Реальные результаты выпускников позволили нам определить проблемные вопросы с качеством образования по ряду предметов в разрезе регионов, муниципальных образований и даже школ.

Эти данные должны использоваться институтами повышения квалификации, так как очевидно, что результаты оценочных процедур во многом зависят от результатов работы учителей.

Результаты ЕГЭ необходимо, прежде всего, использовать для внутренней работы и реализации точечных проектов по повышению качества образования.

Поэтому по результатам единого государственного экзамена в течение этого учебного года был реализован проект «Я сдам ЕГЭ» по повышению качества образования по русскому языку, математике, обществознанию в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Так, по итогам сдачи ЕГЭ в 2014–2015 гг. число участников, не набравших минимальные баллы для получения аттестата об окончании школы по русскому языку, составляло от 20 до 40% в зависимости от школы. Это достаточно большие значения.

Результаты реализации проекта позволили существенно улучшить качество образования. В 2016 году в 3 раза сократилось число участников экзамена, не набравших минимальные баллы.

На качество образования влияет и форма экзамена. Поэтому за последние два года из структуры заданий единого государственного экзамена исключена часть с выбором вариантов ответов и в следующем году такой части не будет практически по всем предметам. Также введена устная часть при сдаче экзамена по иностранным языкам, и разрабатывается технология сдачи устной части по русскому языку. При этом время на обработку результатов за счет совершенствования технологии экзамена не меняется. Например, срок обработки результатов 650 тысяч участников ЕГЭ по русскому языку составляет 10 дней.

Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов. По ее результатам школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Сегодня 1,2 млн. выпускников 9 классов сдают государственную итоговую аттестацию. Когда ЕГЭ проходил не объективно, то почти все ребята по окончании 9 классов продолжали обучение в школе. Число поступивших в учреждения СПО было минимальным.

В настоящее время из 1,2 млн. человек только порядка 600 тыс. человек поступают в старшие классы и затем сдают ЕГЭ для дальнейшего поступления в вузы, а остальные 600 тысяч человек получают среднее профессиональное образование.

Процедуру государственной итоговой аттестации 9-х классов проводят региональные органы управления образованием на основе федеральных требований и федеральных измерительных материалов.

По данной процедуре мы еще не достигли такого уровня объективности, как по единому государственному экзамену.

Решение этой проблемы мы видим в осуществлении контроля за объективностью результатов экзамена посредством выборочного мониторинга итогов сдачи ГИА-9 в различных муниципальных образованиях одного региона, получения объективных результатов в этих муниципалитетах и сравнении их с результатами в других муниципалитетах с принятием соответствующих административных мер.

На протяжении нескольких лет при прохождении итоговой аттестации по окончании 9 классов обучающиеся сдавали только два обязательных экзамена по русскому языку и математике. Это привело к невостребованности предметов по выбору и, как следствие, к снижению качества обучения по необязательным для сдачи предметам. Так, например, в 2015 году всего 0,8% выпускников выбирали историю для сдачи в 9 классе (ранее это было 25%), 0,6% – литературу (ранее – порядка 20%).

Поэтому было принято решение вернуть практику обязательности сдачи еще двух предметов по выбору. Возможно, число экзаменов для обязательной сдачи по выбору будет увеличиваться, а мы будем добиваться максимальной объективности и в этой процедуре, чтобы можно было корректно использовать данные результаты.

Результаты участия нашей страны в исследованиях PIRLS, TIMSS достаточно хорошие.

В исследовании PISA результаты участия России были менее успешными. Однако блестящими оказались результаты участия московских школ в данном исследовании.

Долгое время кроме ЕГЭ, государственной итоговой аттестации в 9-х классах и международных оценочных процедур в нашей стране фактически не существовало других действенных инструментов оценки качества образования.

В составе Российской Федерации 85 регионов и понятно, что ситуация с качеством образования в каждом из этих регионов неоднородная.

Поэтому было принято решение о проведении национальных исследований оценки качества образования в разрезе регионов России.

Это аналогичные международным исследованиям срезы знаний, которые мы проводим по предметам. В прошлом году такие срезы были проведены по математике, русскому языку, окружающему миру в 4 классах и по информатике и ИКТ в 8–9 классах.

Результаты исследований используются в совершенствовании педагогического образования, в работе региональных институтов повышения квалификации и, при необходимости, для корректировки образовательных программ. Но одно из важных направлений использования этих результатов – калибровка заданий для проведения всероссийских проверочных работ.

Всероссийские проверочные работы – это широкомасштабный проект, который мы начали реализовывать также в прошлом году, представляющий собой контрольные работы, которые пишут школьники по завершении обучения в каждом классе. Но для них задания разрабатывают не сами школы, как это было раньше, а на федеральном уровне в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. При этом задания не содержат части с выбором вариантов ответов. По технологии проведения этой процедуры школы заносят свои результаты в федеральную информационную систему, что позволяет проводить нам анализ этих данных.

В 2016 году участие школ было добровольным в проведении всероссийских проверочных работ. Контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру писали учащиеся 4 классов. Тем не менее, из 46 тысяч школ в России 30 тысяч школ приняли участие в данном проекте. Это говорит о достаточно большой потребности у российских школ в его реализации.

Проведение проверочных работ дает возможность школам проводить самодиагностику, выявлять пробелы в знаниях у учащихся для проведения последующей методической работы, чтобы выявлять проблемы не по завершении школы, а после каждого года обучения и точечно работать со школьниками на следующей ступени обучения, вовремя диагностируя педагогическую защищенность и принимая соответствующие решения.

Хотя сравнение результатов национальных исследований качества образования, проведенных по сопоставимым заданиям с ВПР, и самих всероссийских проверочных работ свидетельствует о наличии доли необъективных результатов. Сейчас в этом направлении проводится определенная работа с регионами и школами с целью повышения объективности ВПР.

В этом учебном году участие школ в проведении Всероссийских проверченных работ в 4 классе будет обязательным, а для учащихся 5 и 11 классов – добровольным.

По нашим исследованиям мы выявили тенденцию, когда ученики не уделяют необходимое внимание предметам, по которым не планируют сдавать ЕГЭ. Это негативно сказывается на качестве образования по данным предметам. Поэтому было принято решение провести ВПР и для 11 классов по всем предметам. Это позволит выявить проблемы с качеством образования по тем предметам, которые школьники не выбирают для сдачи ЕГЭ, и оценить уровень освоения учащимися 11 классов образовательной программы, совершенствовать технологии обучения.

Результаты объективных оценочных процедур и выявленные в связи с этим проблемы стимулировали к проведению исследований аналогично международному исследованию TALIS внутри страны.

В 2015 году были проведены исследования профессиональных компетенций учителей по русскому языку, математике, истории.

По итогам была выявлена корреляция предметных знаний учителей и результатов ЕГЭ. Сегодня мы прорабатываем вопрос разработки на основе результатов данных исследований содержания аттестации учителей не на региональном уровне, как это происходит сегодня, а на федеральном уровне. Этот проект называется «национальная система учительского роста».

В заключение хочу отметить, что мы не сравниваем школы по результатам ЕГЭ, но для нас важна оценка эффективности деятельности школ. Сейчас ведется работа над соответствующим проектом. В рамках предложенной модели оценка школ осуществляется не по результатам индивидуальных образовательных достижений учеников школы, а по другим параметрам (результат участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников, массовость достижения базовых результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды).

Таким образом, речь идет о создании единой системы оценки качества образования в Российской Федерации, включающей в себя результаты международных исследований, национальных исследований качества образования, национальных экзаменов. Данная система позволит проводить школам самодиагностику, оперативно решать выявленные проблемы, которые возникают у учащихся на каждой ступени школы, а также осуществлять диагностику знаний школьников на всех этапах обучения в разрезе предметов, школ и регионов.

Мы будем иметь полное представление о качестве образования в стране, родители будут иметь достоверную информацию о качестве знаний своих детей.
Заключение
Эффективное управление качеством образования возможно лишь на основе применения объективных оценочных процедур. Корректность оценки определяется качеством измерительных материалов, достоверностью собираемых данных, обоснованностью интерпретации и использования получаемой информации.

Но направления совершенствования процедур оценки образовательных достижений обучающихся отражают лишь часть тех задач, которые необходимо решить для эффективного функционирования общероссийской системы оценки качества образования.

Для общего образования одним из важных направлений развития является использование опыта международных сравнительных исследований.

С 1995 года Россия участвует в международных мониторинговых исследованиях качества образования. PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS, TALIS, PIAAC, ICILS – долгие годы их результаты позволяют выявлять и сравнивать изменения, происходящие в сфере образования в разных странах.

Российская Федерация с 2014 года проводит и собственные национальные исследования качества образования (НИКО).

Объективное оценивание ситуации в образовании дает нам возможность работать, в том числе, над устранением имеющихся проблем путем корректировки образовательных программ, повышения квалификации учителей, адресной работы со слабыми школами, а также привлечения общественного внимания к вопросам образования.
перейти в каталог файлов


связь с админом