Главная страница
qrcode

Организация художественного пространства в поэзии М. И. Цветаевой и прозе И. С. Шмелёва


Скачать 15,01 Kb.
НазваниеОрганизация художественного пространства в поэзии М. И. Цветаевой и прозе И. С. Шмелёва
Дата07.11.2019
Размер15,01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОрганизация художественного пространства в поэзии М.docx
ТипДокументы
#109236
Каталог

Организация художественного пространства в поэзии М.И.Цветаевой и прозе И.С.Шмелёва

Наиболее очевидная точка соприкосновения творчества М.Цветаевой и И.Шмелёва, в чьих судьбах немало общего,-художественное пространство.

Художественное пространство романа Шмелёва «Лето Господне» организовано по принципу расширяющихся концентрических кругов: дом на Калужской улице-Замоскворечье («Милое моё Замоскворечье…»)-Москва-Россия. Первый круг-самый маленький, являющийся для Вани центром его маленькой Вселенной,-это дом. Дом держится на отце- олицетворении живого, деятельного начала, пример жизни «по совести». Второй круг-двор, Калужская улица. Третий круг-Москва, душа России. Четвертый круг, объемлющий собой все другие,-это Россия.

У Шмелёва пространство разнонаправленное: горизонтальное и вертикальное. Радость земного бытия, дающая ощущение присутствия чего-то высшего: «и видится мне везде святое…Бог»,- рождает возможность парить. Да и пушкинский текст, избранный для эпиграфа, с его любовью к «родному пепелищу» и к «отеческим гробам» объемлет весь космос Шмелёва.

Пространство же «московской» поэзии Цветаевой однонаправленное- оно вертикально. Оно являет собой вмещённость микромира в макромир: внутреннее «я» лирической героини (самой участницы событий в цикле «Стихи о Москве» и сторонней , надвременной наблюдательницы в цикле «Лебединый стан»)-её отношение к родине-венчающий всё колокольный звон, проносящий «надо всей землёй над Московскою»,- выход во Вселенское пространство («но выше Вас, Цари, Колокола…»), где душа обретает покой, где всё справедливо.

Устремленность ввысь у Цветаевой-это попытка вознестись над трагичностью бытия, воспарить над обыденностью.

Таким образом, «московская» тема, в которой у М.Цветаевой и И.Шмелёва, одинаково «крещенных чужбиной», сконцентрировалась их вечная любовь и вечная память,- объединяя их, и «разъединяет», о чём наиболее убедительно свидетельствует мастерски сконструированное обоими художественное пространство.


перейти в каталог файлов


связь с админом