Главная страница
qrcode

Освоение элементов письма


Скачать 31,29 Kb.
НазваниеОсвоение элементов письма
АнкорTema12.docx
Дата31.03.2018
Размер31,29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTema12.docx
ТипДокументы
#68034
Каталог

Тема: ОСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПИСЬМА

Цели:

- образовательные: освоение основных правил письма: соблюдение правильной посадки, наклонное расположение тетради, умение держать ручку; усвоение понятий «рабочая строка» и «нерабочая строка»; ориентирование на листе в линейку; знакомство с новой формой самооценки выполненного задания с помощью линеечки;

- развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, координации кисти руки; освоение опыта контрольно-оценочной деятельности при осуществлении самооценки и взаимооценки; развитие общеучебных умений и навыков: умения пользоваться письменными принадлежностями, соблюдать правила гигиены учебного труда;

- воспитательные: воспитание культуры письменной речи; освоение культуры общения в паре в процессе взаимооценки.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока

- Ребята, в течение первого месяца учебы вы должны многому научиться. На уроке вам предстоит узнать три основных правила письма, которые соблюдают все школьники.

Хозяйка урока – Ручка, которая знает все секреты письма. На доске – рисунок Ручки (УНП, рис. 6).

2. Игровая ситуация «Поздравительная открытка»

Учитель раздает учащимся поздравительные открытки, написанные каллиграфически правильным почерком.

Учитель обращается к первоклассникам:

- Рассмотрите поздравительные открытки. Вы еще не умеете читать письменные буквы, но можете ли вы что-нибудь сказать об авторе этих открыток? (Их писал очень старательный человек, так как все буквы написаны очень красиво.)

Учитель зачитывает текст поздравительных открыток, в которых учащихся поздравили с началом учебы в школе и выразили надежду, что к концу учебного года они все научатся писать так же красиво.

3. Знакомство с правилами посадки при письме

Мотивация учащихся.

Учитель сообщает детям, что они обязательно научатся правильно и красиво писать, если будут соблюдать определенные правила. Самое первое правило — научиться правильно сидеть при письме. От правильной посадки зависят здоровье и красивая осанка.

На доске — плакат «Правильная посадка ученика за партой» (УНП, рис. 28).

Практическое освоение правил посадки.

Объяснение и демонстрация каждого правила, регулирующего посадку учащихся при письме: -

1) сидеть нужно прямо, не прислоняясь грудью к краю парты; способ самоконтроля: расстояние от груди до парты – ширина детской ладони;

2) спина опирается на спинку стула (касается стула нижней частью спины);

3) ноги согнуты под прямым углом и твердо опираются на пол или на подножку парты (подставку);

4) плечи должны быть на одинаковой высоте, нельзя поднимать одно плечо и опускать другое, чтобы не искривить позвоночник;

5) голову необходимо держать немного наклоненной вниз, а не вбок; способ самоконтроля: расстояние от парты до глаз проверяется рукой (от локтя, стоящего на парте, до кончиков пальцев, касающихся виска);

6) локти должны немного выступать за край стола и находиться на небольшом расстоянии от туловища (не прижимать и не отодвигать далеко);

7) кисть правой руки должна находиться напротив середины груди; левая рука придерживает тетрадь снизу (по мере заполнения страницы — сверху).

4. Знакомство с правилами расположения тетради на парте

Мотивация учащихся. Эксперимент с наклонным письмом.

Учитель еще раз просит рассмотреть открытки, которые и учащиеся. Обращает внимание на наклон букв и предлагает провести эксперимент.

- Кто из вас умеет проводить прямые линии сверху вниз? (Все умеют)

- Проверяем: листы бумаги располагаются без наклона, проводятся прямые линии сверху вниз (движение – «на себя»). Взаимопроверка в парах. На доске – знак «Работа в паре» (УНП, рис. 8).

- Какие линии получились – прямые или наклонные? (Прямые)

- Переворачиваем лист бумаги и меняем его положение на парте: правый верхний угол сдвигаем вверх, левый нижний – вниз. (Обязательно проверить правильность расположения листа у всех учащихся.) Проводим прямые линии сверху вниз.

Взаимопроверка в парах:

- Положите листы прямо перед собой. Какие линии получились? (Наклонные.)

- Вывод: чтобы писать с наклоном, нужно научиться право располагать на парте тетрадь, на доске – плакаты «Правильно держи ручку и располагай на парте тетрадь» для учащихся, которые пишут правой рукой, учащихся, которые пишут левой рукой (УНП, рис. 29, 30).

Практическое освоение правил расположения тетради на парте.

Учитель организует пошаговое коллективное выполнение действий:

1 шаг: открыть тетрадь и положить ее прямо перед собой;

2 шаг: правую ладонь – на правый верхний угол, левую – на левый нижний угол;

3 шаг: развернуть тетрадь (положить под углом, под наклёвом) - правая рука движется вверх, левая – вниз: правый угол немного поднимается вверх, левый нижний угол немного опускается вниз;

4 шаг: левый нижний край тетради («уголок») передвинуть к середине груди.

Учитель знакомит учеников с правилами расположения тетради:

1) тетрадь лежит под углом;

2) левый край тетради находится на уровне середины груди (то, что мы пишем, находится напротив середины груди);

3) край тетради не должен выступать за край стола, чтобы не загибаться;

4) тетрадь продвигается вверх по мере заполнения листа;

5) тетрадь сдвигается влево для письма на правой странице тетради (то, что мы пишем, находится напротив середины груди). ;Щ$г <*\. Л* о $ Р I

Для учащихся, которые пишут левой рукой, учитель дает пояснения: «При расположении тетради на столе левый верхний угол должен быть выше, нижний правый – ниже».

5. Знакомство с правильным положением ручки

1. Учитель демонстрирует правильное положение ручки и комментирует:

- Ручку держат три пальца правой руки – большой, указательный и средний; ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца; указательный палец придерживает ручку сверху; большой палец придерживает ручку с левой стороны.

- Все три пальца слегка согнуты и не сжимают ручку сильно.

- Указательный палец может легко подниматься, при этом ручка не падает.

- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца небольшое (около 2 см).

- Верхняя часть ручки направлена в правое плечо.

- Во время письма рука опирается на мизинец.

Для учащихся, которые пишут левой рукой, учитель дает пояснения:

- Ручку держат три пальца левой руки – большой, указательный и средний: ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой палец придерживает ручку с правой стороны.

- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца чуть больше (около 3-4 см).

- Верхняя часть ручки направлена в левое плечо.

2. Учитель просит учащихся выполнить следующие действия: «Представьте, что на левой ладошке горка соли. Правой рукой возьмите с ладошки щепотку соли – зафиксируйте положение трех пальчиков. Покажите. Теперь возьмите тремя пальчиками ручку».

3. Проверка. Ученики ставят руку на локоть, показывают, как держат ручку.

6. Закрепление основных правил письма

Заучивание наизусть стихотворения.

Учитель предлагает выучить стихотворение, которое сопровождает выполнение действий и будет напоминать ученикам три основных правила письма.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою —

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Работа по учебному пособию (с. 14).

Учащиеся открывают учебное пособие, рассматривают рисунки «Сиди прямо», «Правильно держи ручку», «Правильно располагай на парте тетрадь», пробуют по рисункам вспомнить и рассказать три правила письма.

7. Пальчиковая гимнастика

Мотивация учащихся.

Учитель рассказывает, что перед письмом нужно подготовить пальчики к работе. Люди придумали специальную зарядку – гимнастику для пальчиков. После зарядки пальчики становятся послушными, гибкими, они готовы выполнять все упражнения в тетрадке.

Разучивание стихотворения и выполнение пальчиковой гимнастики.

В качестве опоры для разучивания и воспроизведения движений используются рисунки (УП, с. 14).

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашем классе

Рис.1

Обхватить левую ладонь правой ладонью, затем правую ладонь левой ладонью

Девочки

Рис.2

Девочки указывают на себя (две ладони на груди), мальчики – на девочек (две ладони вытянуты вперед, повторяют в сторону девочек)

И мальчики.

Рис.3

Мальчики указывают на себя (две ладони на груди), девочки – на мальчиков (две ладони вытянуты вперед, повторяют в сторону мальчиков)

Мы подружим с вами,

Маленькие пальчики.

Рис.4

Ладони сжимать в кулаки и разжимать

1,2,3,4,5 –

Рис.5

Поочередно соприкасать кончики пальцев обеих рук, начиная с больших пальцев

Начинай считать опять.

Рис.6

Хлопки руками

1,2,3,4,5 –

Рис.5

Поочередно соприкасать кончики пальцев обеих рук, начиная с больших пальцев

Мы закончили считать.

Рис.9

Хлопки руками

8. Знакомство с разлиновкой

Введение понятий «узкая (рабочая) строка» и «широкая (нерабочая, дополнительная) строка», или межстрочное пространство.

Учитель обращает внимание учащихся, что они впервые будут работать на линеечках, предлагает их рассмотреть. Уточняет:

- Линеечки в тетради образуют строки. Все ли строки между линеечками одинаковые? (Нет. Есть широкие и узкие.)

- Узкая строка – рабочая, основная. На узкой (рабочей) пишутся все основные элементы букв, слова, предложи. Широкая строка – нерабочая, дополнительная, она определяет рабочие строчки, оставляет между ними расстояние, чтобы буквы не сливались.

Закрепление понятий «рабочая строка» и «нерабочая строка».

На доске – знак «Поднятая рука» (УНП, рис. 7).

Учащиеся называют геометрические фигуры, расположенные на широкой (нерабочей, дополнительной) строке, затем – на узкой (рабочей) строке. Учитель называет геометрическую фигуру (не по порядку), учащиеся отвечают, где она находится – на узкой (рабочей) или широкой (нерабочей) строке (УП, с. 14).

9. Подготовка руки к письму. Рисование на листе с разлиновкой. Развитие речи

Мотивация учащихся.

Учитель сообщает, что Ручка приготовила для первоклассников задание – научиться рисовать по ее образцу. Ученики рассматривают рисунки, которые им предстоит воспроизвести (УП, с. 14).

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки-лучи

Очень горячи. (Солнце.)
Серебряные нити

Сшивают землю и небо. (Дождь.)
Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже –

Тем дождик ближе. (Туча.)
Кто со мною в дождик вышел,

для того я вроде крыши. (Зонт.)

Коллективное составление рассказа.

Все предметы (солнышко, туча с дождиком, зонтик) можно объединить одним рассказом, который коллективно составляется учащимися под руководством учителя. Например: «Ярко светит солнышко. Оно улыбается всем людям, дарит им свое тепло. Вдруг в небе появилась грозная туча. Она закрыла солнышко, и на землю посыпались капли дождя. Но люди не испугались грозной тучи и раскрыли зонтики, чтобы спрятаться от дождя. Они знали, что ветер прогонит тучу, дождик пройдет, а солнышко опять будет радовать их своими лучами».

Выполнение рисунков по пунктирным линиям. Последовательность работы:

1) школьники показывают, как нужно правильно сидеть, держать ручку, располагать на парте тетрадь;

2) учитель обращает внимание учащихся на исправление возможных ошибок. Напоминает, что при выполнении заданий ручкой нужно быть особенно внимательными. Ошибку, допущенную ручкой, можно исправить зачеркиванием (демонстрирует на доске образец исправления ошибки). Выполнять исправление ошибки нужно аккуратно;

3) ученики объясняют, в какой строке (рабочей или нерабочей) они будут выполнять рисунок;

4) учитель воспроизводит рисунок на доске;

5) учитель поясняет, что в начале и конце строки в тетрадке даются образцы рисунка. Ученики, которые пишут правой рукой, ориентируются на образец в начале строки. Ученики, которые пишут левой рукой, ориентируются на образец в конце строки (во время письма левой рукой образец в начале строки детям не виден). После того как работа выполнена, дети могут сверять свою работу с любым образцом, работать так, как им удобно;

7) учащиеся делают пробный рисунок через кальку;

8) ученики рисуют по пунктирным линиям. Учитель хвалит всех учащихся и предлагает им научиться оценивать свою работу с помощью линеечки.

10. Контрольно-оценочная деятельность

Введение новой шкалы для самооценки.

Учитель обращает внимание, что на полях появились незнакомые значки (УП, с. 14). Учитель поясняет, что это линеечки самооценки, они будут учить детей правильно (справедливо) оценивать свою работу. Педагог чертит на доске три линеечки и подробно объясняет, как осуществляется самооценка:

- Если работа выполнена очень хорошо, без ошибок, нужно ставить крестик в самом верху линеечки (учитель сопровождает объяснение действиями – ставит крестик вверху первой линеечки).

- Если работа выполнена с ошибками, нужно ставить крестик посередине линеечки (учитель сопровождает объяснение действиями – ставит крестик посередине второй линеечки).

- Если работа выполнена плохо, допущено много ошибок, или вообще ничего не получилось, крестик ставится в самом низу линеечки (учитель сопровождает объяснение действиями – ставит крестик внизу третьей линеечки).

Закрепление. Проверка понимания использования шкалы.

Учитель поясняет, что у школьников в тетради есть образец (такой же, как на доске) – три линеечки с отмеченными крестиками. Учащиеся находят образец в тетради и отвечают на вопросы учителя:

- Когда нужно поставить крестик вверху?

- Когда нужно поставить крестик посередине?

- Когда нужно поставить крестик внизу?

Выбор критерия. Осуществление самооценки.

Под руководством учителя определяется критерий - сходство рисунка с образцом. (Критерий должен быть один, так как для каждого критерия необходима своя шкала.)

Учащиеся оценивают свою работу по выбранному критерию.

Проверка адекватности самооценки. Оценка учителя.

Учитель поясняет, что эти линеечки « волшебные». Они рассказывают не только о том, как ученики выполнили работу (правильно или неправильно, много ли ошибок допустили), но и о том, как школьники могли справедливо себя оценить.

Учитель объясняет, что он тоже будет проверять работы первоклассников. Если он согласится с оценкой ученика, то обведет ее красным кружком. Если будет не согласен с тем, как ученик оценил свою работу, красным цветом поставит свой крестик выше или ниже (демонстрирует с помощью цветных мелков на доске).

Учитель выполняет проверку непосредственно на уроке или переносит данный вид деятельности на следующий учебный день – выделяет время и планирует специальный этап для анализа работ учащихся на одном из уроков.

11. Подведение итогов урока. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и ее результатов

- Ребята, что нового вы узнали на уроке? Чему научились? В результате рефлексии своих действий на уроке учащиеся должны осознать, что они узнали, чему научились.

- Урок подходит к концу. Цель урока достигнута – вы познакомились с основными правилами письма: знаете, как правильно сидеть, как располагать на парте тетрадь и как держать ручку. А сейчас урок закончен.
перейти в каталог файлов


связь с админом