Главная страница
qrcode

Пикассо сегодня. Коллективная монография


НазваниеПикассо сегодня. Коллективная монография
АнкорПикассо сегодня.pdf
Дата30.01.2017
Размер9,32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPikasso_segodnya.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМонография
#17225
страница1 из 20
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Коллектив авторов
Пикассо сегодня. Коллективная монография
Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=18322066

«Пикассо сегодня. Коллективная монография Прогресс-Традиция; Москва 2016
ISBN 978-5-89826-444-4
Аннотация
Искусство Пабло Пикассо рассматривается в широком художественно-историческом контексте. Анализируются многообразные аспекты творчества мастера – живописца, графика, скульптора, сценографа, керамиста, ювелира. Показаны его связи с различными пластами мирового художественного наследия. Затрагивается тема влияния Пикассо на творческие поиски художников ХХ столетия. Освещаются новые аспекты темы «Пикассо и Россия.
Пикассо сегодня. Коллективная монография Коллектив авторов, 2015
© НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2015
©
ГМИИ им. АС. Пушкина, 2015
©
Прогресс-Традиция, 2015
* * * Книга посвящается светлой памяти Валерия Стефановича Турчина
(1941–2015) – крупнейшего исследователя искусства Нового и Новейшего времени
Предисловие
В заметках Семидневный смотр французской живописи 1922 года Владимир Маяковский отмечал Первая мастерская, в которую нужно пойти в Париже, это, конечно, мастерская Пикассо. Это самый большой живописец по своему размаху и значению, которое он имеет в мировой живописи. История подтвердила слова великого поэта. Он, впрочем, хотел, чтобы Пабло Пикассо, подобно многим мастерам русского авангарда, переходил от станкового творчества, от делания картин к жизнестроению, к агитационному и производственному искусству, и был разочарован, понимая, что мечты эти несбыточны. Непредсказуемость судьбы, однако, заключается в том, что именно
Пикассо суждено было создать самое знаменитое агитационное произведение ХХ века – полотно
«
Герника», а впоследствии уделить много сил и времени таким прикладным сферам творческой деятельности, как плакат и керамика.
Маяковский был не первым российским автором, особо выделившим Пикассо из блестящего созвездия парижских художников – зачинателей искусства новой эпохи. Десятилетием ранее московские критики, живописцы, писатели, философы, богословы, знакомясь с творениями основоположника кубизма в доме Сергея Ивановича Щукина, собравшего лучшую в те годы коллекцию работ молодого Пикассо, уже ясно понимали, что имеют дело с одним из самых крупных, глубоких мастеров, которому предстоит кардинально преобразовать искусство своего времени. Весомым доказательством справедливости подобной оценки для нынешней эпохи стала беспрецедентная по размаху ретроспективная выставка Пикассо, проходившая в 2010 году сначала в Государственном музее изобразительных искусств им. АС. Пушкина, а затем, несколько вином
Маяковский В. В Сочинения в двух томах. Том второй. Поэмы. Пьесы. Проза. М Правда, 1988. С. 654.
2
Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж. Государственный музей изобразительных искусств имени АС. Пушкина. 25/02/2010–23/05/2010. Главный редактор каталога Анн Бальдассари. Научные редакторы Ксения Богемская, Виталий Мишин. М Красная площадь, 2010.
составе, – в Государственном Эрмитаже 3 . Любопытно, что показ творений признанного революционера и бунтаря проходил на самом высоком официальном уровне экспозиция Пикассо открылась под патронатом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Президента Французской Республики Николя Саркози в рамках Года России во Франции и Года Франции в России 2010»4. Интерес к выставкам Пикассо в обеих российских столицах был огромен. Это неудивительно, ибо никогда ранее произведения франко-испанского мастера не экспонировались в нашей стране столь полно и широко. Были великолепно представлены практически все периоды творчества
Пикассо и почти все сферы приложения его необычайно многогранного гения. Хотя такие области, как керамика, графика, книжная иллюстрация, плакат на этот раз остались в тени (впрочем, наш зритель уже имел возможность знакомиться сними, но зато российская публика впервые по-настоящему смогла оценить творения Пикассо-сценографа ив особенности, – скульптора. Общеизвестно, что именно Национальный музей Пикассо в Париже обладает самой лучшей в мире коллекцией скульптур мастера – более 150 произведений, созданных на разных этапах его творческого пути.
23 мая 2010 года в ГМИИ им. АС. Пушкина прошла научная конференция «Пикассо сегодня к выставке произведений художника из Национального музея Пикассо в Париже, организованная музеем и НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Сделанные на ней доклады и легли в основу данной коллективной монографии. Цель конференции и нынешнего издания – продолжить осмысление творчества Пикассо – взятого и само по себе, ив контексте художественной культуры ХХ столетия. Публикуемые статьи различны по проблематике и жанру некоторые основаны на пристальном изучении произведений мастера из отечественных и зарубежных музейных собраний, другие посвящены определенной тематике, волновавшей Пикассо, в части статей рассматриваются уже ставшими традиционными для наших исследований проблемы диалога художника с мировым наследием, в первую очередь с Античностью и живописью старых мастеров. Объектом специального анализа в книге явились такие пока еще мало изучавшиеся у нас сферы творчества Пикассо, как скульптура, керамика, создание ювелирных украшений. Исследуется также тот отклик, который получило искусство
Пикассо у русских художников и критиков в е годы, и позднее – у американских абстрактных экспрессионистов и у французского писателя, критика, общественного деятеля А. Мальро. Наконец, в некоторых статьях авторы предлагают свои ответы на самые сложные вопросы – о сути творческого метода великого испанца, о своеобразии разработанного им пластического языка и сотворенного им образа мира и человека. Беседуя в 1935 году с издателем журнала «Cahiers d’art» Кристианом Зервосом, Пикассо высказал такую мысль Картину не задумываешь и не определяешь заранее, она изменяется вовремя работы, следуя течению мыслей. Законченная, она изменяется еще больше, в зависимости от настроения того, кто на нее смотрит. Картина, как живое существо, живет своей жизнью, и на нее влияют все изменения нашей каждодневной жизни. Это естественно, поскольку картина живет через того, кто на нее смотрит. Хочется надеяться, что в интерпретациях творческого наследия Пабло Пикассо, предлагаемых в данной книге, мы следуем этому завету Мастера. МА. Бусев

3
Пикассо. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж. Государственный Эрмитаж. 17/06/2010–05/09/2010. Главный редактор каталога Анн Бальдассари. Научный редактор Альберт Костеневич. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 2010.
4
Бусев М Ретроспектива Пабло Пикассо в Москве // Искусство в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. МС Мастера искусства об искусстве. Том пятый. Первая книга. Искусство конца XIX – начала ХХ века. Под ред. ИЛ. Мàца, Н. В. Яворской. МС Становление гения

А.
А.
Бабин
О
процессе работы пикассо над
картинами х годов из
российских собраний и
парижского музея художника
6
Пабло Пикассо не признавал академическую законченность картины. Порой кажется, что его произведения находятся в процессе динамического становления и включают фактор времени. Время здесь – это не длительный этап завершения полотна, а короткие промежутки между различными стадиями его исполнения. Художник нередко менял свой первоначальный замысел и переписывал на холсте раннюю композицию, что было особенно заметно в е годы. В данной статье я хочу обобщить опыт исследований в рентгеновских и инфракрасных лучах ранних и кубистических работ
Пикассо. Меня привлекают не столько рентгенограммы сами по себе, сколько процесс создания
Пикассо картины. При этом будет обращено внимание не на незначительные исправления технического характера, а на существенные переделки, влекущие за собой изменения образного строя и пластического решения в его произведениях. Мне представляется, что трансформации картин – это не единичные случаи, а взаимосвязанные явления, раскрывающие творческое кредо
6 Текст данной статьи основывается на тексте моего доклада, прочитанного 24 мая 2010 года в Москве, на конференции в ГМИИ имени АС. Пушкина под названием «Пикассо сегодня к выставке произведений художника из Национального музея Пикассо в Париже.

Пикассо. Необходимо учитывать, что Пикассо работал очень быстро и мог написать картину за один день. Поэтому иногда он исправлял картину по непросохшим краскам, в результате чего авторские изменения явственно проступали сквозь верхние слои живописи и со временем становились все более заметными. Для понимания смысла и иконографии полотен художника также важны источники, которые использовал Пикассо или заимствовал у предшественников. Поэтому целесообразно затронуть в статье вопрос об источниках его творчества. В статье будут использованы, преимущественно, материалы моих наблюдений наряду с исследованиями других специалистов по творчеству Пикассо. Для меня самым существенным моментом является анализ процесса работы художника над картиной а именно, возникновение идеи и ее развитие от эскиза к завершенному произведению. Интересно также рассмотреть оборотные стороны некоторых полотен, которые порой скрывают от зрителей первоначальный замысел или композиционные эскизы, впоследствии записанные Пикассо. Например, изучая оборот эрмитажной картины Пикассо Любительница абсента в конце
1970- х годов, я обнаружил эскиз Пикассо 7. Набросок в левом верхнем углу оборотной стороны холста изображал женскую голову в профиль, сохранившуюся лишь фрагментарно. Фрагмент отдаленно напоминает центральный персонаж на графическом листе с несколькими набросками
Пикассо. Этот рисунок под названием Испанская женщина, был, вероятно, исполнен весной
1901 года в Мадриде 8 . Возможно также, что обнаруженная голова являлась подготовительной работой к картинам на сюжет Женщина в кафе или Певица (танцовщица, чтица) на сцене. В качестве одной из аналогий к фрагменту на обороте Любительницы абсента можно назвать картину Девушка с красным цветком в волосах, на которой женское лицо изображено в профиль лето 1901 года, коллекция г-жи и г-на Жака Гельмана; экспонируется в Музее Метрополитен в Нью-Йорке)9. Фрагмент относится к более раннему времени, чем Любительница абсента, написанная осенью 1901 года в Париже. Тогда как эскизна обороте исполнен, по-видимому, летом 1901 года в Париже и стилистически связан с произведениями Пикассо, демонстрировавшимися в июне – июле этого года в Галерее Воллара. На обнаруженном мною наброске видно женское лицо с крупным носом, ярко накрашенными губами и массивным подбородком, тип которого можно назвать
«
лотрековским». Это объясняется тем, что эскиз создан в манере Тулуз-Лотрека, под воздействием которого Пикассо находился в 1900–1901 годах, то есть в течение времени, которое предшествовало его голубому периоду. Оборотная сторона этого полотна, на которой сохранился лишь фрагмент женской головы, первоначально была лицевой и представляла собой загрунтованный холст, что было выявлено в результате анализа эрмитажной картины в рентгеновских лучах. Тогда как нынешняя лицевая сторона полотна вначале была оборотной и была использована Пикассо для композиции Любительница абсента.
7 Подробнее см Бабин А. А Об оборотной стороне картины Пикассо Любительница абсента // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л, 1978. Вып. 43. С. 21–23.
8 Воспроизведение рисунка Испанская женщина см. в кн A Life of Picasso. Volume I: 1881–1906, by John
Richardson, with the collaboration of Marilyn McCully. New York, 1991. P. 195 (далее Richardson 1991).
9 Воспроизведение см. в каталоге выставки De Matisse à Picasso. Collection Jacques et Natasha Gelman. Fondation Pierre
Gianadda, Martigny, Suisse, 1994. P. 92–93.
10 Вероятно, Пикассо стремился записать изображение на оборотной стороне холста, поскольку считал его недостаточно оригинальными слишком зависимым от работ Лотрека. Поэтому обнаруженный нами эскиз уцелел лишь случайно. В поисках новых решений Пикассо предпочел уничтожить, а не исправлять намеченную работу, оказавшуюся неудачной по композиции. Нижняя часть оборотной стороны покрыта мазками темно-синего цвета, который появляется в картинах Пикассо осенью 1901 года. В это время происходит переход к новому голубому периоду, свидетельствующему о начале своеобразного этапа творчества художника. Эти особенности наглядно проявились в Любительнице абсента, созданной накануне голубого периода и отмеченной новой, сугубо пикассовской, темой трагического одиночества человека.
11 Картина Любительница абсента написана по промасленному холсту, но без обычного в таких случаях грунта
Аналогичная история связана с картиной Пикассо Девочка на шаре (1905) из ГМИИ имени АС. Пушкина в Москве. Как и Любительница абсента, Девочка на шаре была написана на оборотной стороне полотна, тогда как первоначально на его лицевой стороне находился мужской портрет более раннего периода, впоследствии записанный Пикассо. В 1979 году рентгенограммы с картины были любезно предоставлены мне Мариной Бессоновой, являвшейся в то время хранительницей работ Пикассо в московском музее и внесшей большой вклад в их изучение. На основании этих рентгенограмм я высказал предположение, что на раннем портрете изображен
Франсиско Итуррино, испанский (баскский) художник, с которым молодой Пикассо имел совместную выставку в парижской Галерее Воллара летом 1901 года. Основанием для подобной гипотезы стало сделанное мною сравнение фотографии с рентгена мужского портрета и Портрета
Итуррино» кисти Дерена (1911), который я в 1979 году сопровождал из Эрмитажа в ГМИИ имени АС. Пушкина. Портрет Итуррино» Дерена находился среди других картин из Национального музея современного искусства Центр Помпиду» в Париже, предоставленных на выставки в Ленинград и Москву. Однако Марина Бессонова имела другую точку зрения (она считала, что первоначальное изображение – это портрет отца художника, исполненный в конце х годов. Поэтому она не согласилась со мной и, более того, критиковала в своей рецензии намою кандидатскую диссертацию тот ее раздел, где я говорило Портрете Итуррино» на обороте картины Девочка на шаре) 12 . Точку зрения Марины Бессоновой разделяли Анатолий Подоксик. АС. Подоксик считал, что на обороте Девочки на шаре изображен отец Пикассо, Хосе Руис
Бласко, а портрет, по его мнению, был исполнен между ми годами. Эта ошибочная точка зрения нашла отражение в книге АС. Подоксика «Пикассо. Вечный поиск. Произведения художника из советских музеев, опубликованной в 1989 году, после смерти автора, и вышедшей под редакцией Марины Бессоновой 13 . Правда, у меня не было тогда веских доказательств, подтверждающих высказанную в 1979 году гипотезу о Портрете Итуррино» на обороте Девочки на шаре. Дополнительные данные обнаружились в книге Джона Ричардсона (1991) 14 , опубликовавшем, в частности, фотографию Пикассо на фоне Портрета Итуррино» 1901 года в мастерской художника на бульваре Клиши, рядом с коллекционером Пере Маньяхом 15 и каталонским художником Антони Торресом Фюстером). Фотография 1901 года говорит о том, что, в отличие от фрагментарного изображения на обороте Любительницы абсента, Портрет
Франсиско Итуррино» представлял собой цельное, законченное произведение. Любопытно, что Мэрилин Мак-Калли, соавтор книги Ричардсона, вовремя моей встречи с ней в Лондоне, с гордостью показывала мне репродукцию этой фотографии 1901 года, преподнося ее как важное открытие. Мэрилин Мак-Калли была удивлена, услышав о моей более ранней гипотезе, не зная, конечно, и о моей неопубликованной диссертации 1982 года, написанной на русском языке. Позднее я сообщил Марине Бессоновой о новом материале в книге Джона Ричардсона и Мэрилин Мак-Калли. В конечном итоге, в каталоге ГМИИ, опубликованном в 2001 году, Марина Бессонова согласилась стем, что на обороте Девочки на шаре первоначально был изображен портрет Франсиско из мела. Оборотная сторона Любительницы абсента дает также некоторое представление окрасочной палитре и живописной манере Пикассо в середине 1901 года, тогда как сравнение найденного фрагмента женской головы с самой картиной показывает интенсивный процесс формирования молодого художника в самостоятельного мастера.
12 Изложенная точка зрения М. Бессоновой зафиксирована в соответствующем документе – в отзыве московского музея, в целом положительном, намою диссертацию 1982 года.
13 Эту точку зрения разделяли Анатолий Подоксик. См Подоксик АС Пикассо. Вечный поиск. Произведения художника из советских музеев. Научный редактор М. Бессонова. Л, 1989. Сил. См. также каталог выставки «Picasso. The Early Years, 1892–1906». Edited by Marilyn
McCully. National Gallery of Art, Washington, and Museum of Fine arts, Boston, 1997–1998. P. 143.
15
Пикассо в 1901 году написал портрет Пере Маньяха, который первоначально был изображен в костюме тореадора. Авторские переделки на этом портрете были исследованы в статье Энн Хёнигсвальд. См Hoenigswald A. Works in Progress: Pablo Picasso’s Hidden Images // In the exhibition catalogue: Picasso: The Early Years, 1892–1906 (1997–1998).
P. 299.

Итуррино16. Как и Девочка на шаре, московская картина Арлекин и его подружка, или Странствующие гимнасты (осень 1901) написана на полотне, использованном ранее Пикассо для другой живописной работы, но уже не на обороте холста, а поверх прежней композиции. И произошло это не через четыре года, как в случае с двумя произведениями на московской картине
1905 года, а через небольшой промежуток времени, спустя несколько месяцев. Персонажи на полотне Арлекин и его подружка располагаются в столь узком пространстве между столом и стеной, которого было недостаточно даже для одного персонажа в эрмитажной картине Любительница абсента. Может быть, поэтому фигуры Арлекина и его подружки выглядят как сросшиеся, тогда каких головы разведены в разные стороны, поскольку в мыслях они далеки друг от друга. Их бледные лица имеют следы грима и приобретают маскообразные черты, словно они носят маски, навеки приросшие к лицу актера. Женское лицо на московской картине отдаленно напоминает лицо Жермены Пишот, урожденной Гаргалло (на фотографии около 1900 года) 17 . Неразделенная любовь к Жермене стала причиной гибели в феврале 1901 года Карлоса Касахемаса, друга Пикассо. Персонажи на московском полотне 1901 года предвосхищают героев картины Автопортрет в костюме Арлекина, или Автопортрет в кафе Проворный кролик (1905.
Нью-Йорк, Музей Метрополитен, в которой, бесспорно, изображены Пикассо и Жермена Пишот зеркально по отношению к московской картине. В каталоге французской живописи XIX–XX века в ГМИИ, вышедшем в 2001 году, Марина
Бессонова отметила следующее Картина Арлекин и его подружка написана поверх другого пастозного живописного слоя, то есть перекрывает неизвестную нам более раннюю картину
Пикассо, исполненную, видимо, летом того же года 19 . Поскольку рентгенограмма полотна Арлекин и его подружка ясно не читается, остается только гадать о том, что представляла собой предшествующая ему работа. Возможно, это была картина, исполненная в стиле Воллара». Другое же суждение – уже чисто умозрительная гипотеза. Судя по некоторым деталям, видимым невооруженным глазом, я предполагаю, что здесь художник записал живописный набросок, относящийся к композиции на тему Погребения Касахемаса» (Париж, Городской музей современного искусства. В частности, это некое подобие обнаженной женской фигуры, относящейся к нижнему слою живописи. Контур этой фигуры, записанной впоследствии художником, проступил сквозь верхний слой, и женщина словно парит над бокалом, относящимся к новой композиции – Арлекин и его подружка. В пользу моего предположения говорит и изображение на завершенном полотне женщины, похожей на Жермену Пишот, ставшей невольной причиной гибели Касахемаса.
Пикассо создал несколько живописных композиций на тему смерти Касахемаса. Первый вариант Погребения Касахемаса», уничтоженный художником, был более крупного формата, чем парижская версия (Городской музей современного искусства. Этот вариант видели описал А. Сириси Пельисер в книге о молодом Пикассо (1950) 20 . О нем можно судить также по графическому эскизу, хранящемуся в Музее Пикассо в Париже. Символистский по характеру
16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов


связь с админом