Главная страница
qrcode

План Введение. С. 3


Скачать 130,37 Kb.
НазваниеПлан Введение. С. 3
Дата30.11.2019
Размер130,37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат.docx
ТипДокументы
#109587
страница1 из 2
Каталог
  1   2












Студента группы ТН-18-02

Морковкина Кирилла Петрович

Научный руководитель:

к.и.н., доц. Т.К. Овчинникова


ПЛАН:

Введение. С.3

Глава 1. Становление. С.4
Детство и юношество. С.4
  • Военные годы. С.5
  • Студенческие годы. С.7
    Глава 2. Ректор университета. С.9

    2.1 Научная деятельность. С.9

    2.2 Управление университетом. С.10

    2.3 Новатор. С.16

    2.4 Наследие Виноградова. С.18

    Заключение. С.20

    Список использованных источников и литературы. С.21

    Приложение. С.22

    Введение.
    В.Н. Виноградов одним из первых сделал науку поистине материальной силой. На средства, поступавшие институту от внедрения научных разработок, строились учебные корпуса и жилые дома на Ленинском проспекте, а затем и в районе Новых Черёмушек»

    «Велики его заслуги в подготовке инженерных кадров для нефтегазового комплекса и развитии научных исследований в этой области»
    Н.К.Байбаков
    «От Сталина до Ельцина»1
    В наше время молодёжь в поисках примера для подражания начинает следовать за актёрами, артистами, музыкантами, известными личностями современности. Но зачастую учиться у этих людей либо нечему, либо навыки, которые можно у них получить не приведут к известности, карьерному росту или каким-то серьёзным достижениям. Молодое поколение культурно и морально разлагается, не желая получать образование. Они ищут способ получать деньги за ничего не делание. Но дело всё в том, что надо обратить их внимание на реальные перспективы обучения. Необходимо просвещать школьников и студентов, преподносить им историю своей страны и истории людей, о которым мало говорят, но которые были значимы для страны в своё время.

    Одним из таких людей является Владимир Николаевич Виноградов, о котором, на удивление, мало кто знает из студентов в университете. Поэтому моя задача: дать подробную и доходчивую информацию о том, что за человек он был и какие заслуги имеет перед страной и нашим университетом.

    В своей работе я основывался на статьях из газет, разных документах и словах его знакомых и коллег. Пообщавшись с теми, кто его знал, кто с ним вместе работал убеждаешься в том, что человек он был непростой, умный и достойный высших похвал. Люди отмечают его трудолюбие, любовь к студентам и большую силу воли, которой он обладал.

    Цель мой работы заключается в том, чтобы донести до читателя важную истину: не надо быть богатым или везучим от природы, чтобы добиться признания и успеха, всё, что необходимо – это выработать в себе качества истинного лидера, научиться делать что-либо не для себя, а для окружающих, слушать людей, относиться к ним с добротой и понимаем, находить возможные способы осуществления задуманного и всегда доводить дело до конца.

    Реферат состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы и приложения.

    Глава 1. Становление.Детство и юность.Владимир Николаевич Виноградов родился 25 февраля 1923 года в маленьком посёлке Немчиновка Кунцевского района Московской области в семье рабочего-железнодорожника. Главой семьи Виноградовых был Николай Андреевич, мать звали Варвара Васильевна. Жили Виноградовы в доме бывшего помещика, переданного Н.А. Виноградову во временное пользование. Дом был большой: 2 этажа, 2 веранды, 12 комнат, большой сад, красивая сосновая аллея. В том доме и родился Владимир Николаевич. Жизнь в немчиновском доме была счастливой, в семье никогда не повышали голос на детей, хотя отец имел строгие жизненные принципы. Здесь же в Немчиновке Володя пошёл в школу. «Ему удалось проучиться только 2 месяца в первом классе, его сразу перевели во второй класс, потому что он уже умел писать, он уже умел считать».2
    Так как в посёлке была неполная средняя школа, Володя продолжил учёбу в Москве. «Учился он безобразно плохо, в каком отношении: учился он очень хорошо, на отлично, но он дома ничего не делал. Но когда наступали экзамены, то тут в него вселялось что-то необыкновенное: он залезал на чердак, к нему туда уже никто не подходил, никто к нему не залезал, и часами, ночи на пролёт он мог сидеть, корпеть над учебниками, потому что экзамены все в школе он сдавал только на отлично. Дедушка, бабушка ему пробовали, советы давали, что мол: “Володя, может быть ты пойдёшь учиться в ФСУ получишь и образование и специальность”,- и вот тогда он резко настоял на своём, и сказал: “Вы хотите сделать из меня ремесленника, а я хочу знать больше: я хочу больше видеть, больше знать, больше учиться”».1 Владимир твёрдо решил получить высшее образование и поступил в Московский нефтяной институт.

    «В геологоразведочном институте документы не приняли. К счастью, в приёмной комиссии нашлась добрая душа, парню посоветовали: “Иди в нефтяной институт имени Губкина, там многим помогают…” Виноградов послушался совета, так судьба связала его с институтом, которому посвятил всю дальнейшую жизнь».3
    «Владимир Николаевич пришёл в наш институт и поступил на геологоразведочный факультет».4

    «Он всегда был нацелен на результат и любое дело рассматривал «как обычную работу», за которую отвечал лично. Наверное, это было главной чертой его натуры – обострённое чувство ответственности за любое дело и за людей, которые были рядом. Такие качества проявлялись в нём ещё в юности».5
    В 1937 году в их счастливый дом в Немчиновке пришла беда: отец по доносу был арестован как «американский и японский шпион», но беда, как известно, не приходит одна.
      июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
      1.2 Военные годы.
      Война застала будущих инженеров на летней практике. Вместе с другими студентами и преподавателями их отправили строить оборонительные сооружения на подступах к городу: противотанковые рвы и огневые точки. У Владимира была бронь и можно было уехать с институтом в эвакуацию, но он решил иначе.

      «Он добровольцем пошёл на фронт»6
      В колонне, где оказался Виноградов, собрались в основном студенты-гуманитарии, а для этой работы требовались хотя бы элементарные инженерные знания, кто-то должен был взять на себя руководство строительной ротой. Когда прозвучал вопрос, кто готов, Виноградов выступил вперёд. Так в восемнадцать лет ему довелось принимать решения и отвечать не только за себя, но и за других.

      А в октябре вместе со своими товарищами он уже принимал боевое крещение. Тогда формировались коммунистические рабочие дивизии, в одну из них, 4-ю переименованную впоследствии в 155-ю стрелковую, зачислили Виноградова. Командиром взвода был Эдуард Петрович Либман – кандидат геолого-минералогических наук, до войны работавший заместителем начальника геологического управления. Молодой солдат многому научился у него, у других бойцов дивизии.

      «Какие условия у солдата в пехоте? Мороз, ночёвка в палатке. Всё снаряжение - а оно тяжёлое! - надо нести на себе. Дороги - болота или снег по пояс. Словом, пехота, есть пехота. Такая это была работа, обычная, солдатская. Ничего особенного не выделишь»,-вспоминал Владимир Николаевич.

      Вот и очередное задание, которое получил Виноградов, было рядовым: надо было заминировать дороги, по которым шло снабжение находившихся поблизости немецких частей. Эта операция едва не стоила Виноградову жизни, за её успешное выполнение он был отмечен благодарностью командования. Потрёпанный от времени документ со словами «За храбрость в бою…» Виноградов бережно хранил как бесценную реликвию военных лет.

      Зимой 1942 года наши войска освобождали город Нелидово. «Это было 20-е числа, января месяца сорок второго года. Вот, наши войска наступали со стороны Асташково»89 «…Который успешно окончил, и на котором он защитил и кандидатскую и докторскую диссертации, но всё время Владимир Николаевич вспоминал, что изначально он – геолог».11
      Да, из-за инвалидности пришлось распрощаться с геологией, осваивать другую специальность. Но это была не единственная трудность, потому что война ещё продолжалась и надо было брать на свои плечи то, что не успели, не смогли сделать его товарищи, оставшиеся на фронте. Он учился и одновременно занимался общественной работой. Он был ещё аспирантом, когда институт избрал его секретарём своей партийной организации, это была довольно серьёзная нагрузка. Кандидатскую диссертацию писал, уединившись на ночь в ванной комнате тесной коммуналки, где у него была комната на четверых…

      Конечно, таких подробностей нет в «Автобиографии», как ничего не говорится в ней и о письме, полученном Виноградовым из лагеря, когда вернулся с войны в Москву. Отец сообщал: здоровье его сильно пошатнулось, жить, возможно, осталось недолго, и больше всего на свете ему хотелось бы ещё раз увидеть сына. Виноградов отпросился в институте и поехал на свой страх и риск к отцу. Эту удивительную историю про то, как он несколько суток ехал в общем вагоне, как повстречал в поезде человека, долго расспрашивавшего его, а потом сказавшего, на какой станции сойти и какой дом отыскать, сегодня в университете рассказывают словно легенду. Люди, близко знавшие Виноградова, уверяют: может быть, какие-то детали этой истории и обросли подробностями, но то, что вчерашний солдат, едва оправившийся после ранения, на костылях отправился искать отца, так оно и было. Человек, повстречавшийся Виноградову в поезде, каким-то образом оказался связан с лагерем, где сидел отец, он помог устроить им встречу.

      В те страшные годы, когда иные дети отказывались от своих репрессированных родителей, поехать на свидание в лагерь – это был мужественный поступок. Можно представить, как непросто было многие годы писать в анкетах: «Мой отец, Виноградов Н.А. 1886 г.р. в 1937 году был арестован, по причинам мне неизвестным…» Может быть, в этом кроется одна из причин, почему виноградов не любил рассказывать о своей жизни? Людям, пережившим подобные ситуации, наверняка это понятно. К счастью, его отцу всё-таки довелось вернуться из ссылки, дождаться реабилитации, после этого он ещё несколько лет прожил в Немчиновке, куда Владимир Николаевич любил ездить на выходные.

      1.3 Студенческие годы.
      Немногие из поколения, ушедшего на фронт18-летними необстрелянными бойцами, впервые в жизни взявшими в руки боевое оружие, выжили в той страшной войне с фашистами. Но те, кому суждено было выжить, выстоять и победить, оказалось, наделялись особой силой и энергией, жили за себя и за тех парней, что полегли на полях сражений. Они поднимали страну из руин, заново строили не только дома, заводы, фабрики, вузы, но и её духовность. Решительные, по-боевому собранные, не знавшие компромисса в вопросах чести, общественно настроенные, преданные своему делу, готовые бороться за него, нацеленные на победу…

      Таким был и Владимир Николаевич Виноградов. Но суровость времени, в которое довелось ему жить и действовать, нисколько не притупила в нём остроту восприятия окружающего мира, умения замечать и откликаться на его тонкие вибрации, на особые нематериальные составляющие действительности. А военная пора даже обострила эти его качества. И оказавшиеся с ним на одной студенческой скамье сверстники, да и люди постарше, чувствовали это. Он, по воспоминаниям знавших его губкинцев, умел зажечь ребят на выполнение грандиозных проектов тогдашнего комсомола и одновременно мог стать душой песенной компании молодёжи, подержать разговор о новостях отрасли или о недавно прочитанном литературном бестселлере, увиденной художественной киноленте. Володя Виноградов сразу оказался в молодёжных лидерах. Студенты неоднократно выбирали его своим комсомольским вожаком. Он знал толк и в учёбе, и в делах общественных, и в организации молодёжного досуга.

      А кроме того, начиная с 1947 года, В.Н. Виноградов избирался депутатом Моссовета 14 созывов подряд.

      Учёбу постоянно приходилось совмещать с общественной работой. В августе 1949 года вожака студенческой молодёжи перевели на работу в аппарат Московского городского комитета ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи). Учёбу пришлось продолжать уже на заочном факультете. Так, бывшему фронтовику довелось закончить вуз лишь в 1950 году.

      В. Виноградов получил специальность инженера-механика. А затем способному выпускнику предложили поступить в аспирантуру. В.Н. Виноградов возвратился на партийную работу в губкинский университет. С головой окунулся в научную работу, блестяще защитил кандидатскую диссертацию.12Глава 2. Ректор университета.
      2.1 Научная деятельность.
      Страна поднималась из военной разрухи, Виноградов проходил этот путь шаг за шагом, поднимаясь по ступенькам высшей школы: студент, аспирант, старший преподаватель, доцент, декан.

      Начало 50-х годов, характеризуется бурным развитием нефтегазодобывающей отрасли, активная разработка целого ряда уникальных месторождений в Западной Сибири, Средней Азии и Поволжья, требовало резкого увеличения скоростей бурения, глубина скважин стала превышать тысячу метров. Остро встал вопрос о повышении стойкости бурового инструмента.

      «В зону бурения попали высокотвёрдые породы, и стойкость бурового инструмента стала определяющим вопросом в эффективности бурения»13
      Молодой учёный занялся изучением проблемы из нашего не бурового инструмента.

      «Вокруг Владимира Николаевича начинает формироваться группа исследователей, занимающихся вопросами повышения стойкости бурового инструмента».11 «Известные профессора: Геннадий Константинович Шрейбер, Лев Семёнович Лившец, Георгий Матвеевич Сорокин. Никто этого никогда не делал, никогда не проводил подготовку таких специалистов». 14
      Чтобы найти решение проблемы, было создано уникальное оборудование. «Специфические установки, камеры быстрой съёмки, специально стреляли, определяли под каким углом меньший износ происходит».12 И вот, достигнут результат, сделано научное открытие.

      «Был открыт совершенно новый вид изнашивания, который назывался ударно-абразивным износом».1511

      Это открытие позволило разработать ряд новых износостойких материалов и создать новую научно-педагогическую школу. «Так вот он считается основателем этого нового научного направления».17
      «Почти одна треть мировых энергетических ресурсов расходуется на преодоление сил трения».12 «Сказать, что актуальность этих исследований исчерпана на данный момент, нельзя ни в коем случае».11

      Многое в науке успел сделать В.Н. Виноградов. Результаты исследований и разработок, выполненных при непосредственном участии и под руководством Владимира Николаевича, обобщены в 9 монографиях, опубликованы в более, чем 200 печатных работах. Научная и практическая новизна разработок подтверждена 49 свидетельствами на изобретения.

      2.2 Преобразование университета.
      В 1962 году в Институте произошло уникальное событие, которого не знала высшая школа Советского Союза. «Это были первые выборы в высшей школе, выборы ректора. Когда учёный совет единогласно проголосовал за молодого Виноградова и Владимир Николаевич в 39 лет стал самым молодым ректором Москвы». Молодому ректору предстояло достроить главный корпус института на Ленинском проспекте, но это было только начало. «И он планомерно все эти годы развивал институт, планомерно». «Ну фактически все здания, в которых сейчас университет расположен, они были построены построены или освоены именно при Владимире Николаевиче».1817 «Построено пять корпусов общежитий и пять жилых домов»16 «Дворец культуры, то есть, конечно можно сказать, что Владимир Николаевич создатель всего этого комплекса».2021

      «В институте и стены должны воспитывать»,-говорил Владимир Николаевич. Не жалея ни сил ни средств, он строил здания института с размахом и фундаментально. «Вы видели наши стены в коридорах на 3-ум, на 4-ом этаже. 5-том, туф армянский, это, так сказать, оттуда привезённый сюда, он очень хорошо обрабатываться, это на века!»17 «Сделано это действительно фундаментально, и это не стыдно за эти здания, за эти коридоры и сейчас. Нужно было иметь смелость превышать те нормативы, которые тоже существовали, бюджетные. Что нужно всё скромно сделать, аккуратно, но Владимир Николаевич всегда говорил, что высшее учебное заведение – храм науки, и это должно выглядеть соответственно»18 «Студенты, в то время когда они учились в этом институте, это всё оставляло какие-то следы в их характере, они уже учились понимать, что такое красивая архитектура, это становилось их сущностью».23
      Росли не только этажи института, необходимо было думать и тех, кто буде учить в этих стенах. «Жилья то нет у преподавателей, молодых преподавателей много, а жилья нет. И Виноградов поставил тогда вопрос: как построить дом?»2424 «И первый дом строил Мац. Первую пятиэтажку, куда переехали молодые преподаватели вуза»25. «Стройка продвигалась быстро, мы уже через год въехали в дом, и все были рады. То жили в коммуналках, а тут получили отдельные квартиры».2525 «Боря надо вот то. За паркетом в Майкоп, за мрамором в Ереван» .24 «Я считаю, что это проницательность Владимира Николаевича, что он нашёл такого человека, который умело руководил этими строительными объектами, очень. Мы просто иногда любовались».26 «Я думаю, что вы понимаете, что 60-е годы построить для преподавателей вуза целый дом, это фантастика, Владимир Николаевич умел это и мог это сделать. Вот, это калибр!».25

      Как учёный и руководитель вуза, В.Н. Виноградов уделял особое внимание сочетанию фундаментальных и прикладных исследований, а также внедрению в практику преподавания передовых методов подготовки кадров. Значительная часть научных работ вузовских учёных была включена в планы важнейших исследований РАН.26
      «Слава института не в зданиях, а в наличии учёных»,-говорил Владимир Николаевич. «Сила а в профессорского-преподавательском коллективе, его квалификации».28
      Но как собрать сильную команду профессионалов? «Не стеснялся Владимир Николаевич приглашать наиболее выдающихся профессоров, преподавателей, иногда даже ректоров для работы здесь». «Промысловая геофизика профессор Дохнов – это основатель этой науки. Он стал работать в вузе, он не заканчивал этот вуз, но стал работать здесь. Лев Александрович Рябинкин – это основатель полевой разведочной геофизики». «Из Уфы, например, два-три ректора он перетащил сюда. Не потому что они хорошие люди были, а потому что он понимал, надо укреплять этот вуз, приглашая с периферии вот таких вот сильных мужиков».3032 «На самом деле шли к Виноградову. Н вызывал доверие людей, поэтому сформировался коллектив замечательных учёных».32
      Одной из наиболее успешных для коллектива вузовских учёных стала выполненная ими комплексная программа развития Оренбургского газодобывающего комплекса. Губкинский университет приобрёл статус базового высшего учебного заведения нефтяной и газовой промышленности.

      В советском союзе несколько институтов выпускали специалистов для нефтегазовой отрасли и в каждом из низ была своя система подготовки. Для координации научной деятельности и создания единых учебных программ Владимир Николаевич предложил создать содружество нефтегазовых институтов – учебно-методический совет.

      «Создаётся такое объединение этих вузов, во главе которых стоят ведущие ректоры этих вузов, и головным вузом, и это единодушным мнением всех вузов, всех ректором, стал наш вуз, и мы таким образом стали головным вузом вузов нефтегазового профиля». «Что это такое значит? Это значит, что он объединил подходы к образованию, к подготовке кадров высшей квалификации, кадров. Которые открывали новые месторождения, строили новые города, строили самые мощные нефте- и газопроводы. Каждый вуз уже не стал просто самостоятельным, а стали проводить совместные конференции, совместные научные исследования, совместные монографии, учебные пособия. Он замышлял масштабные работы, которые были не только в пределах одного института, отдельно взятой маленькой территории, а они в масштабах государства».

      Учебно-методический совет возник впервые в Советском союзе, многое, что начинал ректор нефтегазового института, было новым для высшей школы.

      Бывает в жизни так, что от одного взгляда в окно зависит судьба многих людей, и то, что собиралось десятилетиями может рухнуть в одно мгновение.

      «Известный случай, когда Никита Сергеевич Хрущёв, проезжая по Ленинскому проспекту, обратил внимание на красивое здание. И говорит: “Что это?” “Нефтяной институт”. “А что, тут нефть добывают, что ли? Ну ка их убрать!”. Никита Сергеевич решил выселить нефтяной институт: “Нефтяной институт, какого чёрта ему делать в Москве?”» «Хрущёв решил, что такого рода отраслевые вузы, они должны быть не в Москве, а должны быть там, где сама эта индустрия производится. Поэтому торфяной уехал ближе к торфяным болотам, к Твери. Цветмет-золото уехал в Красноярск и такой меч над нами был вознесён».33
      Виноградов понимал, что выселить институт из Москвы – это подрубить высшее нефтяное образование под корень. Он решил не допустить этого.

      «В том, что московский нефтяной остался в Москве, Владимира Николаевича огромная его роль в этом, я думаю, что основная». «Он тогда поднял всех министров высшего и образования, и нефтяной, и нефтеперерабатывающей промышленности, и нефтяного машиностроения. Все они стояли за то, чтобы не трогать институт». «В общем, объяснили, что этот вуз специфический, он концентрируется на новых отраслях, которые только вот появляются. Тогда же была химизация, которой дополнялась электрификация, для построения коммунизма. И вот нефтехимия была базой, и мы стали институтом нефтехимической и газовой промышленности. И газовая тоже была новой промышленностью, поэтому ещё рано в регионы отправлять. И мы таким вот образом спаслись».35

      Переименованный в институт нефтехимической и газовой промышленности, Губкинский опять открыл двери по адресу Ленинский проспект 65. Правда из-за этого случая было изменено главное здание института:

      «Из-за инцидента с Хрушёвым, пришлось не только переименовать институт, но и убрать из проекта часть здания. Изначально планировалось, что главный корпус будет иметь 16 этажей, а не 8, и шпиль, выше, чем у МГУ. Само здание то проектировал тот же архитектор, что МГУ. Пришлось компенсировать вторым-лабораторным корпусом, и третьим, уже 10-тиэтажным. Впоследствии Владимир Николаевич хотел сделать итальянский дворик: там где заводское здание, снести его и соединить третий корпус со вторым и образовать замкнутый квадрат. В центре сделать небольшой уютный садик и накрыть это всё стеклянным куполом. Но наступили 90-е, которые были трудным временем для университета».35
      «Очень многим людям он дал старт в жизнь, путёвку в жизнь, как раньше говорили. Потому что у него было чутьё очень хорошее на талантливых людей, которым он давал возможность какое-то дела самостоятельно начать делать, подправлял, и человек обретал какие-то крылья, которые дальше помогали ему хорошо расти».36
      Виноградов создал мощную сеть подготовки специалистов на периферии, куда выезжали с лекциями московские преподаватели. Будущим специалистам старались максимально помочь обрести новейшие знания.38
      «Он 2 года следил за парнем, когда он учился в филиале, где-нибудь в Альметьевске, а на третий, четвёртый, пятый курс он переводил его в Москву и насыщал его теми возможностями, которыми располагала Москва». «Не жалел усилий, чтобы поддерживать эту молодёжь. Ну кто я ему особенно такой? Ну я закончил, я провинциальный парень, приехал в Москву учиться, ну закончил. Представляете, что такое в то время, оставить в Москве, дать квартиру. Всё, пошёл и туда и сюда, и нас и прописали, и квартиру на Ленинском проспекте дали. У меня жена думает: “Как так?”-она удивлялась: “Да ты что, мы будем жить на Ленинском проспекте?”-вот, живём до сих пор».

      «Помимо чисто профессиональной подготовки, очень больше внимание уделялось культурно-массовой работе и спортивной работе. Достаточно сказать, в 60-е годы команда КВН наша гремела по всей стране».41 «Не, мне в общем довелось оказаться в этом коллективе и Виноградов относился к нам с большой нежностью, теплотой в общем, он был у нас главным попечителем».

      «Спортсмены наши занимали первые места. У нас учились и хоккеисты из сборной советского союза».39
      «Он всё делал для студентов, всегда шёл им на встречу. Он сам очень любил лыжи и сам, не смотря на травму, каждую зиму ходил на лыжах. По его приказу в этот сквер, на улице Дмитрия Ульянова, навозили снег и прокладывалась лыжня. И вот он и студенты по всему скверу могли зимой ходить на лыжах».40
      «Во-первых, он ярый болельщик хоккея, он очень любил хоккей. А во-вторых, это хорошая пропаганда здорового образа жизни, отношения к культуре, идти к победе, потому что каждый студент он идёт своим путём к победе. Неважно в хоккее, в спорте, в науке, каждый человек хочет побеждать, завоёвывать какие-то вершины. И вот они интересовались: как это? Что нужно сделать, чтобы быть великим человеком? Что нужно сделать, чтобы попасть в сборную? Что нужно сделать, чтобы стать чемпионом мира?-такие вопросы задавались. И мы им отвечали: это работа, трудолюбие, дисциплина и так далее и так далее. А вот это план к успеху».46 «Нельзя замыкаться только исключительно на своём профессиональном росте. Человек должен развиваться гармонично».45 «У нас был потрясающий джаз оркестр. Я никогда не забуду здесь выступление здесь Тарковского. Поэтические вечера удивительные были».4148 «То, что вот заложено было в подготовку кадров в нашем вузе, это остаётся до сих пор. То есть мы не только готовим специалистов, мы готовим граждан, мы готовим граждан своей страны».

        1   2

      перейти в каталог файлов


  • связь с админом