Главная страница

Кравченко Игры и упражнения со звуками и ловами.... Посмотри внимательно


Скачать 406.5 Kb.
НазваниеПосмотри внимательно
АнкорКравченко Игры и упражнения со звуками и ловами..
Дата06.12.2016
Размер406.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKravchenko_Igry_i_uprazhnenia_so_zvukami_i_lovami.doc
ТипДокументы
#6477
страница1 из 3
Каталогtopic22963785_23913949

С этим файлом связано 95 файл(ов). Среди них: chast_1_glava_1.doc, Tetrad_2_dlya_starshey_gruppy.doc, Shipitsyna_L_M.doc, Logopedicheskaya_nastolnaya_igra_Gnomik_na_lesno.doc, Prilozhenie10.doc, Linkleyter_K_Osvobozhdenie_golosa.doc, Kolominskiy_Ya_L_-_Psikhicheskoe_razvitie_detey_v.pdf, Organizatsia_logopedicheskoy_raboty.doc, Tarakanova.docx и ещё 85 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3


АССОЦИАЦИЯ АВТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ "ТАНДЕМ" Серия "Опыт работы практического педагога"

И.А. Кравченко

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ

Пособие для воспитателей и родителей

Москва 1999


13

Глава 2. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ 13

Игра№ 13. "ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО" 23

Игра № 14. "НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК" 23

Глава 3. ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ 24

ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ 24

Глава 4. УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ 32

Глава 5. НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ! 36

Раздел II. МОДЕЛИРУЕМ СЛОВА И ЧИТАЕМ 40

Глава 1. УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ 41

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА 41

Глава 2. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ С БУКВАМИ 45




ББК 74.1 К 78

Кравченко И. А.

К 78 Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Издательство "Гном-Пресс", Новая школа, 1999. - 64 с. - (Опыт работы практического педагога). ISBN 5-89334-085-Х

В пособии собрано около 140 игр и игровых упражнений многих замечательных дошкольных педагогов и методистов начальной школы. Этот игровой материал поможет воспитателю сделать занятие по подготовке к обучению грамоте увлекательным для дошкольников. Очень важно то, что осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т.п., то есть развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки. Все дети начинают читать, причём с интересом и без принуждения. Игры, помещенные в сборнике, доступны дошкольникам. Разумеется, при подготовке игрового материала к занятию следует учитывать уровень подготовленности детей.

Пособие будет полезно воспитателям, родителям и их маленьким детям.

ББК 74.1

Издатель - А. Казаков Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Редактор - А. Панова Компьютерная верстка - Е. Капнулина

Лицензия № ЛР 064388 от 10.01.96 г. Сдано в набор 01.11.98 г. Подписано к печати 20.11.98 г. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл.п.л. 4. Тираж 5000. Заказ 3134

Издательство ООО "Гном-Пресс",125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 54а, офис 43 Тел./факс: (095) 151-74-91, 280-02-07.

ISBN 5-89334-085-Х © Кравченко И.А., 1997

О Оформление. Гном-Пресс, 1998

Предисловие

Чтение есть воссоздание звуковой формы снова на основе его графического обозначения.

Д.Б.Элъконин

Данный сборник состоит из разнообразных игр и игровых упражнений (140), направленных на обучение грамоте дошкольников от 4 до 6 лет. Его можно рассматривать как вспомогательное пособие к курсу обучения грамоте, обеспечивающее игровой характер этого обучения, помогающее закрепить свойственный детям в этом возрасте интерес к звуковой стороне речи.

Пособие структурировано по содержательным задачам в соответствии с особенностями возраста ребенка. Предлагаемый сборник игр является ярким примером творческого отношения педагога к изучаемому предмету, заслуживает, безусловно, положительной оценки.

Преимуществом его перед другими сборниками является и то, что в него включены как игры, хорошо известные практике, так и собственные наработки, не разрушающие содержательной стройности материала и обогащающие его занимательными играми и упражнениями. Таким образом, решается задача познавательной мотивации детей в курсе обучения грамоты.

Кроме того, данное пособие может быть рекомендовано для любой программы, где уделяется внимание развитию фонематического слуха и формированию звукового анализа.

Сборник окажет помощь педагогу-практику в работе с детьми по обучению их грамоте - одному из сложнейших разделов образовательной программы.

Варенцова Н. С. - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории способности и творчества ИЦ семьи и детства Российской Академии Образования.

Раздел I. УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК

Глава1. ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ

Игра № 1. "ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"

Правила игры: Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы? — Тик-так.

Как подзывают цыплят? - Цып-цып.

Как чикают ножницы? - Чик-чик.

Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Эх и т.п.

А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? - Ж-Ж-Ж

Как воет волк? - У-У-У

Как паровоз выпускает пар? - Щ-Щ-Щ

Как поют комарики? - 3-3-3

Как рычит мотор? - Р-Р-Р

Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А

Как фыркает кот?- ф-ф-ф

Как выходит воздух из шара?- С-С-С

Как пыхтит каша? - П-П-П

Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш и т.д.

Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.

Вариант этой игры.

"Звуковые загадки"

Называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.

Кто (что) издает такой звук: 3-3, Ш-Ш, Р-Р? и т. д.

Игра № 2. "ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ"

Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

Игра № 3. "ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК"

Игровой материал:2-3 кубика с картинками.

Правила игры:На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

Таких кубиков, если этот вариант игры понравится детям, может быть 2-3.

Игра № 4. "СКАЖИ, КАК Я "

(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал:мяч.

Правила игры:Дети стоят в кругу, а взрослый - в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.

Игра № 5. "ПОДБЕРЁМ ИГРУШКИ"

(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал:игрушки, кукла, картинки с изображе
ниями животных и птиц.

Правила игры:В комнате на видных местах лежат предметы, в названии которых есть звук Ж:

флажок, кружок, ножницы, ёжик, жираф и т.д.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).

Как зовут куклу? - (Женя, Жанна)

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть , тоже звук Ж. Какие игрушки дадим кукле?

Если дети затрудняются ответить, то ищем нужные предметы в комнате.

Примечание: Звук Ж очень хорошо интонируем, т. е. выделяем голосом.

Варианты этой игры:

1. "Ищем песенку жука в словах"

Как разговаривает жук? - Ж

Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж) аба, мо

ро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.

А в слове суп есть песенка жука?

А в слове торт?

А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.

Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.

2. "Найди картинку"

На столе лежат картинки с изображениями животных или птиц. Просим выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названиях которых есть звук Ж. Играем несколько раз. Всякий раз меняем звук.

Игра № 6. "ДЯТЕЛ" Правила игры: Ребенок рассказывает потешку:

"Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит ".

После этого он изображает дятла: бьёт кулаком кулак, приговаривает: Д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости - мягкости согласного:

папа-дятел долбит - Д-Д-Д, а маленький птенец дятла стучит Д'-Д'-Д'.

Игра № 7. "ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНКА"

Правила игры: Перед началом игры мы с детьми договариваемся о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто змею, кто листочек, кто дятла и т. д.

Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчелки.

Мама-воспитатель гуляет, собирает цветы, а ребенок изображает пчёлку: летает, жужжит, собирает пыльцу.

Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: З-з-з, а чем ближе к маме, тем громче слышно: З-з-з.

Мама отмахивается от комаров, ходит по поляне, ищет ягоды. Вдруг под кустиком увидела ёжика. Ёжик-ребенок "пугает" её колючками и возмущенно фыркает: Ф-ф-ф.

А может маму испугала змея? Ребенок старательно ползет, как змея, и злобно шипит: Щ-щ-щ.

Иногда с деревьев срывается и тихо кружится листочек: Ш-ш-ш.

Раздается звук дятла: Д-д-д и т.д.

Количество персонажей зависит от Вашей звуковой фантазии. Но обратите внимание: дети часто путают звуки С - 3; Ш - Ж; Ш - Щ и т.п. А в этой игре, изображая подряд змею (Щ) и листочек Ш-ш-ш, комара З-з-з и жука Ж-ж-ж и других персонажей, ребенок вынужден очень внимательно относиться к звукам и употреблять только нужный. Так в игре приходит сложный навык дифференциации, т.е. различения звуков.

Сразу выделяем ёжика -Ф и ежонка

Ф", комара - 3 и комарика -3' т. е. вводим и мягкие, и твердые согласные.

Игра № 8. "КОМАРЫ И ОСЫ"

Различение звуков 3 - С

Игровой материал:картинки.

Правила игры: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Предлагаем детям:

"Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет ".

Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал:зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.

Варианты этой игры:

1. "Слушай внимательно" Различение звуков С - 3

У ребенка в руках две картинки: свисток и звонок. Свисток свистит С, а звонок звенит 3.

Говорим слова со звуками С и 3, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит 3.

Различение звуков ЧЩ

Объясняем:

Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук,

изобразите, как двигается паровоз; Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал:число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.

Различение звуков Ч-Ц

Ч-Ч-Ч - поехал паровоз.

Ц-Ц-Ц - махнула хвостом белочка (рукой изображаем

взмах хвоста).

Затем произносим слова, а дети показывают, какой звук услышали.

Словарный материал: читатель, цветок, чаща, цирк, чулан, царь, цепь, щель, чулок, цифра, цемент, щука, цыпки.

2. "Прогулка на велосипедах"

Различение звуков Щ-Ш

Мы едем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины.

Слабо надуты, ещё подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.

Хорошо накачали, только слышим - воздух шипит Щ-Щ-Щ.

Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.

Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.

А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.

Дети имитируют все действия с насосом и шиной.

Игра № 9. "ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА"

Игровой материал: иллюстрации (этот вариант игры легко показать на иллюстрации в книге Л.П. Успенской и М.Б.Успенского "Учитесь правильно говорить").

Правила игры:Этот игровой приём всегда вызывает интерес у детей. Удачен он и в методическом плане, потому что по-

зволяет одновременно различать трудные звуки и определять согласные по мягкости - твердости. Спросите у детей:

"Умеют ли картинки разговаривать?" "Конечно, нет", - не задумываясь отвечают дети.

Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку:

если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать.

И рассказываем по картинке:

"На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы всё нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С'-С'-С, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: 3-3-3 радостно звенит большой, З'-З'-З' - вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: "Не стыдно прятаться?" и т.д.

Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток тихо посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.

Такие рассказы с элементами звукоподражания и опорой на иллюстрацию с интересом слушают (и воспроизводят) не только малыши, но и старшие дошкольники.

Игра № 10. "СЕРДИТЫЙ ВОРОН"

(Выделение первого звука)

Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.

В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.

Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.
Просим детей помочь зверятам.

Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.

Вариант этой игры:

"Помоги кукле"

Каждому ребенку даем куклу, которая может совершать определенные действия (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовёт первый звук своего имени. За куклу говорит ребёнок.

Игра № 11. "ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК"

(Формирование навыка выделения последнего звука)

Игровой материал: кукла. Правила игры:

Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выгова
ривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М) и т. д.

Игра № 12. "ЗООПАРК"

(Различение мягкости - твердости согласных)

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель,

предметы, фишки. Правила игры: На столе картонный дом. Это зоопарк. В него

привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всемне уместиться. Поэтому в нём поселятся только те животные, в названии которых есть (Л').

Ослику можно войти в зоопарк? Почему? Льву, леопарду, лисице и козлёнку готовы удобные клетки, а вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

Вариант этой игры:

"Кто заметил?"

Молча рассматриваем игрушки, мебель, предметы, находящиеся в комнате. Ищем такие, в названии которых есть звук Р: корова, пирамида, ролики и т.д. Затем предметы, в названии которых есть Р': рябина, ринг, кресло и т.д.

За правильный ответ выдаем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Аналогично играем с любыми парными согласными.

Игра № 13. "ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ" (Первоначальный навык выделения ударного гласного)

Игровой материал: куклы, игрушки-зверята.

Правила игры:В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их зовёт, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

М-и-и-ша -(И) Р-ы-ы-бка - (Ы) К-о-о-тик - (О) Э-э-дик - (Э) и т. д.

Постепенно проигрываем все гласные звуки.

Игра № 14. "ЧИТАЕМ ПОТЕШКУ"

Игровой материал: книга с потешками.

Правила игры: Читаем потешку, выделяя голосом определенный звук. Ребята слушают и запоминают слова с этим зву-ком. Побеждает тот, кто запомнил больше слов с нужным звуком. Например:

Горкой,горкой, горочкой Шел маленький Егорочка. Протоптал Егорочка Тропочку до горочки.

Какой звук чаще всего слышим в этой потешке? В каких

словах?

Вариант этой игры: Читаем потешку 2-3 раза без задания детям и без явного интонирования звуков. А потом просим назвать слова с каким-то определенным звуком. Например:

Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной. Ребятишек дюжина Ожидает ужина.

Просим детей назвать слова со звуком Ж.
Примеры потешек и стихотворений.

* * * * * *

Огорченная сорока Грачиха говорит грачу:

Возвращается с урока. "Слетай с грачатами к
Весь урок болтала с сойкой врачу,

И домой вернулась с Прививки делать им пора

двойкой. Для укрепления пера."

*** * * *

Мышка сушек насушила, Слонёнок удивил ребят,

Мышка мышек пригласила. Слонёнок встал на самокат.

Мышки сушки кушать стали, Немножко покатался -

Зубы сразу же сломали. Самокат сломался.* * * * * *

Лена искала булавку, Молодого злого пса

А булавка попала под лавку. В нос ужалила оса.

Под лавку залезть было лень, "Не скули, - сказал я псу, -

Искала булавку весь день. Прогони скорей осу."

* * * * * *

Лежебока - рыжий кот Щука добрая была,

Отлежал себе живот. Дружбу с рыбами вела.

Кушать хочется, Из морской капусты щей

Да лень ворочаться. Щука наварила,

Вот и ждёт ленивый кот, Окуньков, бычков, лещей

Может миска подползёт?! Щами угостила.




  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом