Главная страница

Русский язык 3 класс рабочая программа. Пояснительная записка


Скачать 0,63 Mb.
НазваниеПояснительная записка
АнкорРусский язык 3 класс рабочая программа.doc
Дата12.10.2017
Размер0,63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРусский язык 3 класс рабочая программа.doc
ТипПояснительная записка
#41012
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место предмета в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

В 3 класс на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета русский язык.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является дарственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное пред­ставление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом

социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результат

обучения по другим, школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирова­ния следующих общих личностных результатов:

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;

  • осознавание своей этнической и национальной при­надлежности;

  • развитие чувства любви к Родине, её народу, исто­рии, культуре и гордости за них;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому язы­ку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уров­не положительного отношения к школе, к изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление, элементов коммуникативного, социаль­ного и учебно-познавательного мотивов изучения рус­ского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, язы­ковой деятельности, к чтению и читательской деятель­ности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных ин­формационных объектов и др.;

  • развитие способности к самооценке на основе крите­рия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной дея­тельности;

  • ориентация на развитие целостного, социально ори­ентированного взгляда на мир в его органичном един­стве и разнообразии природы, .народов, культур, религий;

• развитие этических чувств (доброжелательности, со­чувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседни­ков; сочувствие другим людям, сопереживание;

  • понимание нравственного содержания собственных по­ступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • осознание ответственности за свои поступки и слова;

  • осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие дру­гим людям, сопереживание чувствам других людей;

• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пей­зажных зарисовок репродукций картин др;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе со­вместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношений к материальным ценностям.


Метапредметные результаты

Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирова­ния регулятивных УУ

  • принимать и сохранять в памяти цель и учебную за­дачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учеб­ные задач,

  • овладевать способами решения учебной задачи, вы­бирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образ­ном и словесно-логическом уровнях, проявлять позна­вательную инициативу;

  • планировать свои действия для решения-задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках инфор­мации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — памятках); .

• выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

• контролировать процесс и результаты своей деятель­ности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы

оценивать свои достижения, определять трудности,
осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

• адекватно воспринимать оценку своей работы учите­лями, товарищами, другими лицами.
Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния познавательных УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных посо­биях и учебной справочной литературе (с использова­нием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учеб­ных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобрази­тельной, графической форме, переводить её в словес­ную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомитель­ное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;

• воспринимать смысл читаемых текстов, выделять - существенную информацию из текстов разных видов

(художественного и познавательного), передавать уст­но или письменно содержание текста;

• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одно­классников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

• пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;

• анализировать изучаемые языковые объекты с вы­делением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • овладевать общими способами решения, конкретных лингвистических задач;

• ориентироваться на возможность решения отдельных 5 лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистиче­ской задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации из­учаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставле­ние, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных призна­ков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвисти­ческой задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать при­чинно-следственные связи, делать выводы, формули­ровать их.


Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния следующих коммуникативных УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и пись­менной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию об­щения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последователь­ность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства

  • для решения различных коммуникативных задач; понимать за­висимость характера речи от задач и ситуации общения, участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с парт­нёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; задавать вопросы, необходимые для организации соб­ственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в со­трудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; оценивать мысли, советы, предложения других лю­дей, принимать их, во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом по­ставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом