Главная страница

О. В. Алексеева. Практикум. Анализ совр. урока рус. яз. М. МГОУ, 2016. 80 с.. Практикум анализ современного урока русского языка Учебно-методическое пособие Москва 2016


Скачать 0,58 Mb.
НазваниеПрактикум анализ современного урока русского языка Учебно-методическое пособие Москва 2016
АнкорО. В. Алексеева. Практикум. Анализ совр. урока рус. яз. М. МГОУ, 2016. 80 с..pdf
Дата11.11.2017
Размер0,58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаO_V_Alexeeva_Praktikum_Analiz_sovr_uroka_rus_yaz_M_MGOU_2016_80_
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#47118
страница1 из 6
Каталогid23492950

С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: perevod_ballov.pdf, 1kak_obuchat_rebenka_shesti_let_po_azbuke.pdf, Список лит. на лето. 8 кл. Коровина.docx, Met_rez_Stand_mater_dlya_promezhut_attest_5_klass_Varianty_1_2_M, argumenty_voyna_mir.pdf, Список лит. на лето. 7 кл. Коровина.doc, analiz_tipichnykh_oshibok_sochinenie.pdf и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

О.В. Алексеева
Практикум:
анализ современного урока
русского языка
Учебно-методическое пособие
Москва 2016

2
УДК
811.161.1(07)
ББК
81.2 Рус.я72
А47
Р е ц е н з е н т ы : доктор педагогических наук Еремеева А.П. (Москва, МПГУ) учитель русского языка Второва А.В. (Воронеж, МБОУ лицей №7)
А47
Алексеева О.В.
Практикум: анализ современного урока русского языка: учебно- методическое пособие / О.В. Алексеева. – Москва: МГОУ, 2016. – 80 с.
В центре учебного пособия современный урок русского языка с точки зрения содержания обучения, методики его проведения, реализации новых подходов – текстоориентированного, функционального, культуроведческого.
Пособие предназначено для студентов-бакалавров, изучающих дисциплину
«Методика обучения по профилю «Русский язык».
ISBN 978-5-4218-0293-8
© Алексеева О.В., 2016
© Издательство МГОУ, 2016

3
ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебного пособия, предназначенного для проведения лабораторных занятий по курсу «Методика обучения по профилю «Русский язык», представляют конспекты уроков и практикумы по их анализу. Авторами конспектов уроков являются учителя – участники
Всероссийского фестиваля педагогических идей
«Открытый урок» (http:www.1september.ru) и учителя – авторы методических пособий.
При анализе урока неправильно сказать «это мне не понравилось», оценка должна быть научной, поэтому в пособии определённое место занимают «методические справки», в которых обосновываются критерии оценки того или иного аспекта урока.
Пособие поможет студентам-филологам сделать первые шаги в освоении методики преподавания русского языка: практикумы по анализу уроков включают задания на формирование опознавательных методических умений
(например, выделить структурные компоненты урока данного типа), а также задания на сравнение фрагмента урока с «методической нормой» (выполнение таких заданий опирается на «методические справки»). Творческие задания нацелены на расширение методического опыта
(познакомьтесь с системой упражнений по данной теме в школьных учебниках) и создание собственного проекта
(разработайте авторскую систему упражнений).
Современный урок русского языка – это прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика. Способствуют этому и новые подходы в практике преподавания – текстоориентиро- ванный, функциональный, культуроведческий (примеры

4 реализации их в практике преподавания отражены в конспектах уроков).
Сегодня среднее звено школы работает над реализацией
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В данном пособии рассматриваются компоненты современного урока: организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина; целевой – постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы; мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе; коммуникативный – уровень общения учителя с классом; содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы; технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса; контрольно-оценочный
– использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса; аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Урок 1
Задание 1. Проанализируйте урок русского языка по теме
«Имя прилагательное как часть речи». Задача анализа: установить, соответствует ли урок современным требованиям преподавания грамматики.

5
Тема урока: Прилагательное как часть речи.
Учитель: Самарова Наталья Николаевна, МОУ СОШ
«Комплекс
«Гармония»
с
углубленным
изучением
иностранных языков, г. Великий Новгород (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
Цели педагогической деятельности учителя:
Образовательные:

актуализировать знания учащихся об имени прилагательном,
– познакомить учащихся с определением имени прилагательного по трём признакам – значение, морфологические признаки, синтаксическая роль,
– дать понятие о речевой функции имён прилагательных,
– формировать учебно-языковые умения опознания имен прилагательных в тексте и определения морфологических признаков.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, осознание связей языковой системы.
Воспитательные: развивать интерес к изучению языка через использование занимательного материала
(инсценировка) и содержательные формы работы
(групповое решение нестандартных задач).
План урока
1.Оргмомент.
2. Роль прилагательных в тексте: а) чтение текстов, б) сравнение текстов по употреблению имён прилагательных (беседа), в) вывод о роли прилагательных в языке.
3. Определение темы урока. Формулировка целей.
4.Орфографическая пятиминутка:
– анализ орфограмм в термине «прилагательное»,
– словарный диктант,

6
– взаимопроверка.
5. Переход к изучению нового материала. Актуализация знаний о прилагательном: а) значение прилагательного, б) грамматические признаки, в) синтаксическая роль.
6.Изучение нового материала. Самостоятельный анализ языковых материалов в группах.
Группа А – работа с терминами по теме.
Группа Б – составление паспорта имени прилагательного.
Группа В – решение проблемной задачи: грамматическое значение прилагательного.
7. Презентация итогов самостоятельной работы групп.
8. Практическая работа: осложненное списывание с грамматическим заданием. Фронтальная проверка.
9.Подведение итогов урока.
10. Дача домашнего задания.
Конспект урока
1. Комментированная запись числа, классной работы.
2. Прочитайте тексты, ответьте на вопросы.
Текст №1.
Вечер. Синь становится все заметнее в зареве заката.
Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.
Текст №2.
Летний вечер. Поднебесная синь становится все заметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая

7 длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Вопросы к тексту:
– Какой текст понравился больше? Почему? (Второй, потому что он более образный, эмоциональный.)
– С помощью каких слов создается яркая, образная картина?
(Поднебесный, багряный, плаксивые, каштановые, длиннохвостые…)
– К какой части речи относятся данные слова?
(Прилагательные.)
– В этом тексте примерно 59 слов, а сколько в нем прилагательных? (14 прилагательных.)
– Обратите внимание: каждое четвертое – прилагательное.
Прилагательное по частоте употребления занимает 5 место после существительного, глагола, местоимения, предлога.
3. Определение темы урока: «Прилагательное как часть речи» и постановка целей урока.
- Определим, над чем будем работать сегодня на уроке.
- Учащиеся дают ответы, из которых учитель выбирает существенные, и на экране постепенно появляется запись: определить грамматическое значение прилагательного; вспомнить морфологические признаки; определить синтаксическую роль и речевую функцию.
4. Орфографическая пятиминутка: а) орфографический разбор слова-термина
«прилагательное»:
– Назовите и объясните орфограммы в термине
«прилагательное». (Приставка при-, т.к. значение присоединения. Корень -лаг- , т.к. есть суффикс -а-.) б) Запись словарного диктанта на данные орфограммы:
Прибалтийский, преломлять, пригнуться, престарелый, примчаться, приклеить, предполагать, изложить.

8 в) Взаимопроверка (На обратной стороне доски записаны слова и выделены орфограммы).
5. Переход к изучению нового. Актуализация знаний учащихся об имени прилагательном.
– Вернемся к теме урока. Попробуйте объяснить лексическое значение термина «прилагательное». (К чему- то присоединяется, прилагается. От чего-то зависит.)
– А теперь познакомимся с точкой зрения литературного героя Митрофанушки из произведения Д.И. Фонвизина
«Недоросль» (инсценируют дети).
Действие 4, явл.8
Правдин. Чему ж, например, тебя выучили?
Митрофан. Вот, грамматике.
Правдин. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много, существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот в чулане дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Правдин. Так потому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо.
– Согласны ли вы с мнением Митрофана? (Частично.)
– Есть ли в его словах истина? (Прилагательное находится в вечном союзе с существительными.)

А в чем проявляется согласование между существительным и прилагательным? (Прилагательное принимает форму рода, числа, падежа существительного.)

9
– Какая форма для прилагательного является начальной?
(М.р., ед.ч., И.п.)
– Определите роль имени прилагательного в предложениях:
По небу двигались пласты лохматых туч. (Определение.)
Ночь была темная. (Сказуемое.)
6. Изучение нового материала. Самостоятельный анализ языковых материалов.
Задания на карточках по группам.
1 группа: Выбери правильные значения и, опираясь на них, дай определение имени прилагательного:
Действие; сколько; подлежащее; признак предмета; склонение; обстоятельство; род; число; падеж; предмет; определение; время; наклонение; возвратность; какой? чей?
2 группа: Составьте паспорт имени прилагательного.
Имя прилагательное – это … , которое обозначает … , отвечает на вопросы … . Начальной формой является ... .
Морфологические признаки прилагательного: … , … , … , и зависят они от … . В предложении прилагательное является чаще всего ... , а может быть … .
3 группа: Могут ли прилагательные иметь окончания -ово,
-ии, -ом, -ем? Докажите, приведите примеры.
7. Подведение итогов работы в группах:
– прослушивание ответов учащихся;
– сравнение результатов;
– дополнения;
– исправление ошибок.
8. Практическая работа. Задание: выписать из текста № 2 прилагательные с существительными, от которых они зависят, выделить окончания; определить грамматическое значение прилагательного (род, число, падеж).
Фронтальная проверка:
Летний вечер (м.р., ед.ч., И.п.)
Поднебесная синь (ж. р., ед.ч., И.п.)
В багряном зареве (ср.р., ед.ч., П.п.)

10
Фиолетовой дымкой (ж. р., ед.ч., Т.п.)
Звонкие сумерки (мн.ч., И.п.)
И т.д.
9. Подведение итога урока:
–Что вы узнали о грамматическом значении прилагательного? Его начальной форме?
–Какими морфологическими признаками обладает прилагательное?
–Какую синтаксическую роль в предложении играет прилагательное, какова его речевая функция?
10. Домашнее задание: составить текст (тема указывается) из 5-7 предложений, над прилагательными надписать род, число, падеж.
Ключ ответа
Тема урока «Имя прилагательное как часть речи» является грамматической темой, поэтому содержанием урока должны быть знания
(понятие имени прилагательного, определение имени прилагательного, способ действия) и умения
(опознавательные, классификационные, аналитические).
Современный уровень преподавания определяется функциональным подходом к изучению грамматики, поэтому к целевым установкам темы относятся:
– изучение основных особенностей единиц языка;
– ознакомление с их функционированием в речи;
– формирование учебно-языковых умений.
Задание 2. Дайте оценку целям учебного занятия.
Методическая справка
Современный школьный курс русского языка имеет познавательно-практическую направленность, т.е. даёт

11
знания о языке и речи и формирует различные языковые и речевые умения
1
Познавательные цели
Выделяются три основные познавательные цели обучения русскому языку:
- формирование
у
школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
- вооружение учащихся основами знаний о языке и речи
(языковая компетенция);
- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Практические цели
– формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
– вооружение учащихся нормами литературного языка;
– развитие умения связно излагать свои мысли.
На всех учебных предметах в школе, в том числе на уроках русского языка, реализуются следующие общедидактические (или общепредметные) цели:
– воспитание учащихся;
– развитие логического мышления;
– обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Задание 3. Сформулируйте результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные – в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта.
Методическая справка
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения
1
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.23-52.

12 обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным,
включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

13
Задание 4. Определите, соответствует ли план урока типовой модели урока изучения нового.
Методическая справка
СТРУКТУРА УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этапы урока
Характеристика компонента
1.Оргмомент
Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке
2.Проверка домашнего задания
Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала
3.Переход к изучению нового
Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение новых знаний
4. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируется формулировка правила
(понятия), данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале связных текстов
5. Первичное закрепление знаний.
Применение новых знаний на новом языковом материале
Выполнение упражнений коллективно, с разбором на доске или комментированием. Построение устных рассуждений
6. Дальнейшая работа по закрепле-нию и обобщению приобретенных знаний и умений
Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями.
Выполнение упражнений в режиме полусамостоятельно/самостоятельно с проверкой, работа со словарями

14 7. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Оформление знаний, полученных на уроке, в виде устных или письменных заданий, повторение алгоритмов действия по распознаванию понятия по применению правила
8. Задание на дом
Формулирование задач выполнения упражнения, сопутствующие комментарии
Задание 5. Обоснуйте выбор методаизучения нового материала.
Методическая справка
Методика преподавания русского языка располагает следующими методами обучения
2
:
– для преподнесения знаний в готовом виде – сообщение
учителя;
самостоятельный
анализ детьми лингвистического текста;
– для добывания знаний на основе наблюдений над языковыми явлениями – беседа; самостоятельный анализ языковых материалов.
Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого явления, которые должны быть усвоены школьниками. Совместная деятельность будет реализована при условии, если учащимся будет дано задание внимательно слушать и запомнить существенные признаки нового языкового явления языка. За сообщением следуют вопросы учителя, с помощью которых он выясняет, что запомнили дети, как поняли изложенный материал.
2
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т.Баранова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – С.140-142.

15
Самостоятельный
анализ учащимися лингвистического текста как метод ознакомления с новым материалом требует установки на разбор его содержания при чтении. С этой целью предлагается, читая текст, выявить существенные признаки нового явления и запомнить их, выписать (структурировать таблицу). При проверке самостоятельной работы учитель ставит вопросы и даёт задания, которые помогают выявить, какие существенные признаки характеризуют изучаемое языковое явление.
К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и заранее подготовленные вопросы, отвечая на которые учащиеся выяснят существенные признаки изучаемого лингвистического явления. Источником для наблюдения может быть собственно языковой материал, таблицы и схемы, рисунки.
Самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения как метод обучения требует от преподавателя разъяснения специфики этого материала, а от детей – поиска существенных признаков. Завершается работа ответами школьников на вопросы учителя, который выясняет с их помощью, какие и все ли признаки дети определили.
Перечисленные методы обучения применяются отдельно и в сочетании друг с другом. Выбор одного из них или какой- то комбинации из них зависит от следующих условий:
– степени знакомства с изучаемым языковым явлением;
– особенности самого языкового явления (чёткости его членения на группы, простоты или сложности понятия);
– общей подготовленности класса.
Задание для самостоятельной работы: оцените выбор метода изучения нового на данном уроке через эксперимент: объяснение нового методами «сообщение учителя»,
«беседа»,
«самостоятельный анализ лингвистического текста».

16
Урок 2
Задание 1. Познакомьтесь с конспектом урока изучения нового материала по орфографической теме. Ключевой вопрос анализа урока: отличается ли структура урока изучения нового по орфографии от структуры урока изучения нового по грамматике? Сформулируйте цели каждого этапа урока.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом