Главная страница

Правовая культура 2. Правовое государство и правовой статус личности Основы конституционного строя и его принципы Конституционный строй и конституционное государство


Скачать 50,3 Kb.
НазваниеПравовое государство и правовой статус личности Основы конституционного строя и его принципы Конституционный строй и конституционное государство
АнкорПравовая культура 2.docx
Дата23.12.2017
Размер50,3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПравовая культура 2.docx
ТипСтатья
#55704
Каталог

Правовое государство и правовой статус личности

Основы конституционного строя и его принципы

Конституционный строй и конституционное государство

Конституционный строй – определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

Основы конституционного строя основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

Политические и духовные основы конституционного строя. Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия – такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономические и социальные основы конституционного строя. Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России


Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими.

Российская Федерация – Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления народовластия являются:

- референдумы и свободные выборы;

- опросы общественного мнения;

- обсуждение проектов законов;

- формирование органов местного самоуправления.

Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.

Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по Закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силойсреди всех норм российской правовой системы.

Основные принципы конституционного строя


К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

По своему содержанию эти принципы могут быть разделены на:

- принципы – основы организации государственной власти;

- принципы организации и функционирования гражданского общества;

- принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;

- принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

В первую группу (основы организации государственной власти), кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей.

Демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития.

Конституция провозглашает Россию республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа

По Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством.

Для правового государства характерными признаками являются:

- верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

- реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

- взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;

- строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

- разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве. Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Чётко проведён в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного Суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться.

Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство России. Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; даёт возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов. Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации (ст. 5).

Россия является суверенным государством. Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст. 4). Важно и то, что именно федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч. 1 ст. 11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ч. 4 ст. 3 Конституции «Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

К принципам организации и функционирования гражданского обществаследует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством.

Экономический плюрализм. Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX века, явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы. Следует обратить внимание на порядок перечисления этих форм. Вопреки обычно избираемому алфавитному порядку Конституция ставит на первое место частную форму собственности, тем самым подчеркивая ее особую роль и значение в новый период развития российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.

В ст. 35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство.

Идеологический плюрализм. Запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие(ст. 13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь.

Политический плюрализм. В России признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыв безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч.ч. 3, 4, 5
ст. 13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни.

Провозглашая Россию светским государством, Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст. 14).

Провозглашая Россию как социальное государство, Конституция ставит перед ней задачу и цель направить свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека

Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека, закреплены в ст. 2, 3, 6, 7, 13 гл. 1 Конституции РФ.

Определяя цель государства в его взаимоотношениях с человеком и гражданином, Конституция устанавливает в ст. 2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, укрепляется вера, что придет время, когда не человек будет для государства, а государство будет существовать для человека, для обеспечения его прав и свобод.

В ст. 6 Конституции закрепляются важные положения, касающиеся:

- единства российского гражданства;

- равенства всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства;

- равенства прав и обязанностей граждан;

- запрета лишения гражданства;

- подтверждения права граждан изменить свое гражданство и на основании международных договоров иметь двойное гражданство.

Данное положение дополняется установленными в ст. 61-62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция не только увеличила количество прав и свобод, но и произвела определенную переориентацию в приоритетах этих прав, поставив на первое место те из них, которые связаны непосредственно с личностью человека. Важным конституционным положением является закрепление неотчуждаемости прав и свобод от человека и принадлежность их каждому от рождения. Провозглашая равенство всех перед законом, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения и других обстоятельств (ст.19), Конституция гарантирует и контроль за их реализацией. Важен и закрепляемый Конституцией и имеющий также всеобщий характер принцип, гласящий, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17).

Принципы, определяющие положение Российской Федерации в мировом сообществе

К принципам, определяющим положение Российской Федерации в мировом сообществе, относятся нормы, закрепленные в ст. 4, 13, 15. Россия строит свою внешнюю политику, отношения с мировым сообществом, исходя из принципа невмешательства в дела других государств, мирного сосуществования с другими государствами и одновременно целостности и неприкосновенности своей территории и самостоятельного решения своих внутренних проблем. В России запрещены партии, выступающие за нарушение целостности Российской Федерации, разжигающие расовую и национальную рознь как внутри государства, так и по отношению к народам других стран.

Важное значение для конституционного права Российской Федерации имеют международные:

- договоры, заключенные с соседними странами об урегулировании государственных границ;

- договоры об обоюдном признании двойного гражданства (например, с государством Израиль);

- двусторонние договоры о признании за гражданами обоих государств на их территории общечеловеческих прав и свобод.

Россия считает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные ею с другими странами.

В ст. 15 Конституции РФ записан принцип, по которому за нормами международного договора, подписанного и ратифицированного Россией, признаётся приоритет перед внутренними законами, если их правила расходятся.

Следует еще раз напомнить, что согласно предписанию ст.16 Конституции, положения, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало больше половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Правовое государство и правовой статус личности

Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности в правовом государстве, провозглашаются в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя» и гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Эти конституционные принципы являются исходными, для формирования правового статуса личности в стране, как то: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; равенство всех перед законом и судом и т. д.

Формируя правовой статус личности, принципы правового статуса личности как признаваемые и охраняемые правом, государством начала, позволительно говорить о том, что, исходя из них, осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение его обязанностей, одновременно принципы определяют содержание самого правового статуса.

Таким образом, делаем вывод о том, что принципы правового статуса человека и гражданина – это основополагающие начала или руководящие идеи, провозглашаемые в нормативных правовых актах и охраняемые государством, положенные в основу реализации, осуществления, защиты и применения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Важно то, что основные принципы, положенные в основу содержания правового статуса личности получили свое закрепление именно в Конституции РФ 1993 г., хотя понятно, что это лишь некоторые, самые значимые, но не все.

Анализируя текст Конституции РФ, можно заметить, что одно из центральных мест занимает принцип равноправия (ст. 19), который означает не что иное, как то, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими субъектами права основаниях.

Принцип равноправия, являясь центральным и сложным, включает в себе следующие положения, а именно: равенство всех перед законом и судом, которое означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо самостоятельными и ведомственными посторонними соображениями и не принимать во внимание, не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Такое положение как равенство прав и свобод человека и гражданина может означать, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация ни по каким признакам в пользовании правами и свободами и ни по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса, указывая конституционно перечень таких оснований, а именно: равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Выделяя в Конституции равные права и свободы мужчины и женщины, а также и равные возможности их реализации, конституционная норма нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу за-щиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола, при этом текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа, хотя на практике организационная работа по его воплощению в жизнь требует осмысления, доработки и совершенствования.

Принцип равноправия как равенство прав и свобод человека и гражданина, должно пониматься как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Нельзя не видеть и не различать понятия «равенство» и «равноправие», поскольку первое означает не что иное как одинаковое положение лиц перед законом, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц, а второе означает совпадение объема только прав, хотя практически несмотря на такой подход, неравенство в использовании прав полностью не ликвидируется.

По этому поводу неплохо было бы вспомнить мнение В. Е. Чиркина, который, рассматривая названную проблему, пишет, что даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может, что относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве, при этом они могут быть неодинаковыми для различных групп людей, но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковыми для всех ее членов. При этом каждый отдельный человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни изначально, что означает существование особенностей у каждого индивида, особенно при реализации прав и обязанностей.

Однако законодательство может и должно закреплять особые права для той или иной категории граждан, оказывать преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы, например, дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др., предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в коей мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

Непосредственное действие прав и свобод, как принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, при этом они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в силу нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод в общем виде воспринимается как принцип недопустимости произвольно-го ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определённых случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулированы в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав в создании условий для их беспрепятственной реализации.

К числу основных конституционных принципов, заложенных в структуру правового статуса личности неминуемо следует отнести такой принцип, как осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), что, если вдуматься, является самым решающим и крайне необходимым для восприятия и понимания, а также применения каждым здоровым членов человеческого общества. Понятно, что ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие и поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотребления со стороны других лиц, что, несомненно, касается всех и каждого.

Вместе с тем, правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Обратим особое внимание на то, что данный универсальный принцип находит своё выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие могут быть выражены в моральном аспекте или в виде общественного долга. Так, например, в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, а в ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Характер общественного долга имеют, на наш взгляд, такие права, как право на образование, избирательные права, и др. Рассматриваемый нами принцип отображен в ст. 6 Конституции РФ и обращен именно и только к гражданину Российской Федерации, причем, подчеркнём, что названная статья находится в гл. 1, которая определяет основы конституционного строя, при этом в ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Со стороны правового государства также реализуется принцип гарантированности прав и свобод, что означает не что иное как, обязанность государства обеспечить человеку и гражданину, при возможности создания соответствующих экономических, политических, правовых условий, реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. Данный принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности, что еще предстоит осмыслить и применить, как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции.

И в заключение надо отметить, что в концепции либерализма правовое государство является одной из главных ценностей, поскольку обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, права на образование, свободы вероисповедания и свободы слова.

Международное сотрудничество государств в области прав человека

Основой правовой системы гражданского общества и государства являются прежде всего права человека, реализация которых обеспечивает жизнедеятельность любого общества. А само общество обязано признать и охранять эти права. Вполне понятно, что права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов. А также деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местное самоуправление обязаны обеспечивать, защищать, охранять основные права человека и гражданина. Именно подобное положение с правами личности в государстве дает возможность обществу и государству именоваться правовым.

Естественно, возникает вопрос: о каких же правах человека идет речь? В юридической литературе и нормативных правовых документах международных и внутригосударственных по данному вопросу обычно подразделяют все права человека и гражданина на: экономические, гражданские, политические, социальные и культурные. Вполне возможны и иные классификации названных прав.

В настоящее время в международной практике принята Теория «трёх поколений» прав человека, которая в определенной степени условна по своему названию, но выявляет динамику развития прав человека.

Первое поколение прав человека появилось в период Великой французской революцией 1789–1794 гг. До этого события в течение значительного времени после него, под правами человека понимали в основном гражданские и политические права. Однако постоянные нарушения прав человека и гражданина, прежде всего, права на жизнь были обычной практикой завоевателей чужих земель, особенно в Соединенных Штатах Америки. Один из известных в США лиц, а именно: политический и общественный деятель Клод Лайтфут опубликовал в 70–80-е годы XX века ряд исследований, посвященных разоблачениям деятельности кампании «прав человека". Исследование К. Лайтфута под названием «Права человека по-американски» подтвердило и доказало то, что становление демократии в США изначально сопровождалось беспощадным уничтожением коренного населения страны – индейцев, порабощением и физическим истреблением темнокожего населения и представителей других национальных меньшинств1.

Второе поколение прав человека связано с предложениями СССР в период подготовки к принятию Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, тогда в понятие этих прав европейцы и американцы вынуждены были включать социально-экономические и культурные права. Именно в этот период развития международного права усилилось влияние СССР и ее союзников, одержавших победу во Второй мировой войне, на процессы установления мирового правопорядка, в центре которого не могли не оказаться проблемы соблюдения основных прав и свобод как человека, так и гражданина.

Если обратиться к истории, то дальнейшее развитие международного права прав человека, особенно в последние годы XX века, получило со стороны развивающихся стран, которые по-своему рассматривали неразрывную связь прав человека и прав народов. Эти процессы привели к появлению третьего поколения прав человека. На Западе это поколение называют правами солидарности. В тот сложный для многих государств период тщательно анализировались и продолжают анализироваться основные проблемы реализации права на жизнь во взаимосвязи с борьбой за мир, за здоровье и счастье, за разоружение, за развитие права на гарантированную окружающую среду и другие общепризнанные права. В современный период времени разработка прав третьего поколения продолжается, однако ученые все чаще ставят вопрос о признании четвертого, пятого и уже шестого поколений прав человека.

Международное право прав человека следует характеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека, как в мирное время, так и (что особенно важно) в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество любых государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих соответствующую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

В компетенцию международных органов по охране и защите прав человека входит рассмотрение:

1) докладов государств-участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;

2) сообщений государств-участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;

3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы2.

Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

В последнее время становится заметно, что в общественном сознании прочно утвердилась идея прав и свобод человека и гражданина, что закономерно связано с проходящими процессами демократизации стран в эти годы. О правах и свободах человека и гражданина много говорят и пишут, активно обсуждают проблемы гарантий, защиты прав и свобод на всех уровнях – от президентов до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее дискуссионных не обходит стороной страницы газет и журналов, экраны телевизоров, сайты интернета, повсеместно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, в докладах участников различных научных сообществ и конференций. Этому вопросу уделяется внимание и на уровне вводимых в образовательную деятельность учебных дисциплин.

Современная концепция прав человека, исходит из того, что человек – это часть общества, и он, вступая в определенные общественные отношения в социуме, проявляет себя как самоценная личность, от признания и реализации прав и свобод которой, непосредственно зависит характер этих самых социальных отношений.

Прежде чем говорить о конституционном статусе личности, следует конкретно разобраться с понятиями «правовой статус личности», «конституционный статус личности», «правовое положение личности», «конституционные права, свободы и обязанности личности», которыми мы постоянно пользуемся, зачастую путая их или подменяя одно другим. Более того, есть еще и понятие общественного статуса личности, а также правового статуса юридического лица.

В официальной юридической литературе можно встретиться с самыми различными взглядами и суждениями на этот счет. Однако попытаемся рассуждать по законам логики.

Общеизвестно и не вызывает сомнений то, что правовой статус личности – это не что иное, как нормы различных отраслей права, которые регулируют деятельность личности. Эти нормы, в свою очередь, представляют собой часть общественного статуса личности и относятся к существенным качественным характеристикам человека и гражданина. Таким образом, правовой статус личности определяется для людей, в отличие от правового статуса юридических лиц.

Общепринято различать следующие виды правового статуса: общий или иначе говоря, конституционный статус человека и гражданина; специальный или родовой статус определенной категории граждан; индивидуальный статус, который характеризует определенную категорию граждан в зависимости от пола, возраста и т. д.

Так, например, специальный (родовой), статус, по мнению Н. И. Матузова, отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, школьников, военнослужащих, учителей, инвалидов и т. д.). Указанные социальные слои, группы, базируются на общем, конституционном правовом статусе гражданина, но при этом могут иметь свои особенности, дополнительные права, обязанности, предусмотренные соответственно действующим законодательством.

Если обратиться к пониманию индивидуального статуса, то он определяет конкретно особенность отдельного лица, в зависимости от пола, возраста, семейного, должностного положение, работы, участия в управлении общественными, государственными делами, а также включает и иные характеристики. Вернее всего, индивидуальный статус – это совокупность прав и обязанностей гражданина четко персонифицированных. Индивидуальный правовой статус подвижен и изменчив и изменяется на протяжении всей жизни человека. Позволим предположить, что индивидуальный статус личности не зависит от принадлежности самой личности к гражданству какого-либо государства.

Совершенно понятно, что любой человек может иметь несколько статусов одновременно, а именно: статус гражданина своего государства (конституционный статус); может принадлежать к определенной группе, т. е. обладает специальным статусом; а также может быть неповторимой уникальной личностью, при этом иметь индивидуальный статус. При этом следует понять, что конституционный статус граждан в любом государстве один, родовых статусов – достаточное множество, а вот индивидуальных – столько, сколько людей на планете.

Теперь несколько моментов о правовом положении, а именно: правовое положение – это совокупность прав, свобод и обязанностей из числа конституционных, но реализуемых личностью. Данное понятие всегда отличается от правового статуса, в частности по понятным причинам оно меньше по объему. Само собой, конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере, что в жизни так и случается зачастую.

Следует иметь в виду, что конституционный статус личности в каждом демократическом государстве основывается на определенных принципах, закрепленных конституционно, таких как: человек, его права и свободы – высшая ценность; все граждане имеют права и свободы от рождения; граждане имеют равные права и несут равные обязанности; основные права и свободы граждан не отчуждаемы; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; основные права и свободы гарантированы государством. Не представляется возможным выделить один из названных принципов, как решающий, главный для личности, все принципы равны. Однако, уважительно относясь к себе и своим правам, человек, если он человек, должен помнить, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), тогда и его права и достоинство будут реализованы.

Однако следует помнить, что названные принципы и иные называются конституционно-правовыми по той причине, что закреплены в Конституции:

- наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 17, статья 45, 46, 48, 49, 51, 52, 53 Конституции РФ);

- неотчуждаемость и неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина (часть 2 статья 17 Конституции РФ);

- принцип равенства всех перед законом и судом и равноправие всех субъектов конституционно-правовых отношений (статья 19 Конституции РФ);

- принцип гуманизма (статья 21 Конституции РФ);

- принцип демократизма (статьи 28, 29, 30, 31, 32 Конституции РФ).

При изучении материала конституционного права каждому следует понять, что именно названная отрасль выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Именно в Конституции государство закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п. Таким образом, можно говорить и о соотношении правового статуса вообще, конституционного статуса в частности и правового положения реальной личности в реальной жизни.

Напомним, что конституционный статус – это закреплённые в Конституции РФ основные права, свободы и обязанности личности, при этом конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод. Отсюда понимание общепризнанных прав человека и конституционных прав человека, которые различны по своему объему этих самых прав и свобод личности.


1 Вот, к примеру, выдержка из документального отчета Уильяма Мейера, которая приводится в исследовании К. Лайтфута: “28 ноября 1864 года Сенд-Крик стал местом массивного уничтожения индейцев племени шайен 3-м полком волонтеров штата Колорадо под командованием полковника Гивануона. Последний приказ: “Убивайте и скальпируйте всех – взрослых и детей”. Женщин, молящих о пощаде, расстреливали, других рубили саблями на части, детей, выбегавших с белыми флажками, убивали, а беременным женщинам вспарывали животы”. См.: Lightfoot Claude M. Human Rights US Style. From Colonial Times Through the New Deal. International Publishers. № 7, 1978, P., T. 3.

2 См.: Чепурнова Н. М. Международное право: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. С.167-289.

перейти в каталог файлов
связь с админом