Главная страница

Проект Удивительные камни Информационно-познавательный, разновозрастная группа (4-6 лет)


НазваниеПроект Удивительные камни Информационно-познавательный, разновозрастная группа (4-6 лет)
Анкорudivitelnye_kamni.doc
Дата27.11.2017
Размер156 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаudivitelnye_kamni.doc
ТипДокументы
#50378
Каталогid175789566

С этим файлом связано 88 файл(ов). Среди них: perv_shag_malishi.pdf, Kondak_Uspeniyu_glas_2-y_napev_Zosimovoy_pustyni.pdf, Voskresenie_Khristovo_videvshe_Kiev_rospev.pdf, Betti.pdf, osennie_shablony_dlya_podelok.pdf, stretching.pdf, Kassiopeya_Orion.pdf и ещё 78 файл(а).
Показать все связанные файлы

МДОУ детский сад «Сказка»

р.п. Дергачи Саратовская область

Проект

«Удивительные камни»

Информационно-познавательный,

разновозрастная группа (4-6 лет)

Тип проекта: познавательный.

Признак проекта: экологический.

По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.

Основные направления проекта:

- познавательно-исследовательское.

- речевое развитие.

- художественно-эстетическое.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.
Методы, используемые в реализации проекта:

• Исследовательские: наблюдения в природе;

• Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

• Слушание музыкальных произведений;

• Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

• Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

• игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

• художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);

• трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);

• НОД.
Ресурсное обеспечение проекта:

• Методический инструментарий.

• Наглядный материал:

• а) камни настоящие и искуссвенные, на иллюстрациях;

• б) настольно-печатные игры по экологии;

• в) дидактические игры по экологии;
План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.

1. Подбор литературы о камнях.

2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

- предложить родителям принести для мини-музея поделку из камняи краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.

2 ЭТАП – реализация проекта


Этапы

Формы работы

Беседы

«Мир камней», «Какие разные камни», «Этиудивительные камни», «Камни и свойство камней»

Опыты

«Волшебный мир камня и дерева», «Самый твёрдый или мягкий», Самый большой и самый маленький.

Чтение художественной литературы

П.П.Бажова "Каменный цветок".

Дидактические игры

«Опиши камень», «Что лишнее?», «Гора и камешки», «Найди свой камень»


Художественное творчество

Выкладывание контурных рисунков камешками.

Конструктивное творчество

«Из чего построить дом?».

Итог:

Организация мини-музея «Мир камней».



3 ЭТАП – заключительный.

  • Организация мини-музея «Мир камней».


Тема: «Мир камней».

Образовательная область«Познавательное развитие».

Цель: Познакомить детей со свойствами камней, расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое».

Оборудование и материалы«коробка ощущений», набор камней деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, салфетки, большой камень, молоточек, схема - помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня, шапки бакалавров, презентация «Мир камней».

Ход:

Воспитатель: - Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим, кто будет мне помогать (Считалочка)

-Может из вас кто знает интересную считалочку?

Пожалуйста,  посчитай и выбери ведущего для игры.

Игра «Коробка ощущений».

Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.

Вопросы:

-Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?

-Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?
-Верно, это камень…показываем детям…

-Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?
Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый-

Выходит к детям.

-Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?

-Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней.

-Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями, возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

-Камни одинаковые или разные?

-Чем ваши камни ребята отличаются?. (Они большие и маленькие)

-Какого цвета камни у вас?.

-А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)

-Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)

-Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание).

-Как вы думаете, на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета). Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

-Что вы можете рассказать о своём камне(Камень показать всем-ответы детей)

-Верно, камни разные потому что…. ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер, форма.

Молодцы!

-Ответе мне на вопрос: Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)

-Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?

-Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.

-Что с камнем произошло?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.

-Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость.

-Иди подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь).Верно эта картинка означает твёрдость.

-Продолжим разговор о камнях…

-Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей).

- А почему вы так думаете (рассуждения детей)

-Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

-Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности, а камень опустился на дно.)

-Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий).

-А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)

-Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня….

-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.

-Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов).

-Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде.

-Но есть огромные горы, которые состоят из камней.

-Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)

Физкультминутка.

Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)

Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место).

-Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.

-Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.

-А как мы сможем проверить?. (пробуют: стать на камень, ударить камень о камень)

- Попробуем стукнуть по камню молотком…

- Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать, тем кто не проверял прочность камня)

-Какой можно сделать вывод? (камни прочные, он не крошится, не ломается)

-Да. Камень остался невредим!

Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.

Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)

Да, замок позволяет прочно закрывать двери.

Молодцы.

-Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня)

-Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни, пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.

Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.

Слайд5 –Камни служили украшением, оберегом и просто игрушкой.

Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим

Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.

Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.

Слайд10 – В строительстве фонтанов.

Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные.

Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!

Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!

Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней(показ коллекции).

Вам понравилось у меня в гостях?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях.

На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит).
Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.

Тема: «Какие разные камни».

Задачи:

Образовательные: Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.

Развивающие: Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная: Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Методы и приемы:

• Словесные: вопросы, художественное слово.

• Наглядные: презентация, посылка с камнями.

• Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: чтение произведения «Серебряное копытце» П. П. Бажова, Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций горкамней.

Продуктивная деятельность:

* Экспериментирование «Какие бывают камешки»

*Рисование

Оборудование:

Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, камни разной величины, одноразовая посуда, деревянный кубик, листы бумаги, цветные карандаши. Компьютерная презентация «Камни».

Ход

Воспитатель приглашает детей в лабораторию, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

- Ребята! Что это?

Дети: посылка

А давайте прочитаем для кого эта посылка?

От кого?

(Открываем, достаём шкатулку и письмо)

Предлагаю детям присесть на коврик я прочитаю письмо

«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель. - Давайте рассмотрим камни в посылке.

Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, для чего нужны камни человеку?

Дети. Они нужны для строительства домов, дорог.

- Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать ее и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.

- Что вы слышите? Расскажите свое представление.

Дети. Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места на место, стучат друг о друга.

Воспитатель. 1. Кто-нибудь из вас был на море?

2. Какой берег там был: каменистый или покрытый песком?

3. Вы брали в руки камешки, рассматривали их?

Сегодня мы с вами, будем тоже рассматривать разные камни, и узнавать о них кое-что новое и интересное.

Воспитатель. Я предлагаю вам отправится в лабораторию и провести некоторые эксперименты. Сесть за стол.

(На столах стоит поднос, на нем камни - по 2 на каждого ребенка) .

Воспитатель. Найдите на подносе морские камешки и положите на салфетку.

1. Что помогло узнать, что это морские камешки?

2. Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?

Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.

- Почему они такие? Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга, вода со временем оттачивает у них края.

Воспитатель. – А теперь предлагаю вам найти обычные камешки и рассмотреть. Что можно сказать об этом камне.

Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.

- Постучите, камень о камень, что происходит?

Дети. Мы слышим звук.

- Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?

Дети. Положить на солнышко, согреть в ладонях.

Воспитатель. Так есть отличие между морскими и обычными камнями(Ответы детей)

Давайте немного отдохнем и проведем игру-эстафету.

Подвижная игра-эстафета «Обычные и морскиекамни»

Воспитатель. Разделимся на две команды. В обруче рассыпаны камешки, среди них есть и обычные и морские камешки, их одинаковое количество. Когда зазвучит музыка, одновременно 1комада будет собирать морские камни и складывать их в свою коробочку, а 2-ая команда собирает только обычные камешки и относит их в свою коробочку. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все камешки не окажутся в своих коробочках.

Выигрывает команда быстрее и правильнее справившаяся с заданием.

Звучит музыка с быстрым темпом.

По окончании игры проверить точность выполненного задания.

Воспитатель. Я предлагаю немножко отдохнуть и всем размяться.

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка,

До небес макушка

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает,

Стоит гора, страдает, камешки теряет

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы!

Ребята! Подойдите к столу и встаньте вокруг него. Возьмите в руку камень и крепко сожмите его… Камень изменил форму?

Почему?

Как вы думаете, дерево тверже, чем камень? (ответы детей) Я возьму деревянный брусочек, молоток и гвоздь. Попробую в дерево вбить гвоздь. Получилось? (ответы детей)Теперь я попробую вбить гвоздь в камень. Я смогла забить в камень гвоздь. (ответы детей) Что произошло с гвоздем? (ответы детей) А что произошло с камнем(ответы детей) А теперь предлагаю вам опустить камень в воду. Что произошло с камнем(ответы детей) А теперь возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что с ним происходит? (ответы детей) Почему? (ответы детей) А почему деревянный брусочек плавает? (ответы детей) Обратите внимание на камень, который находится в воде. Какой он? (ответы детей) Правильно, он мокрый. Сравните его с камнем на салфетке. Чем они отличаются? (подвести детей к выводу, что они отличаются цветом, мокрый камень более темный, чем сухой. Правильно!

Итак, с помощью различных экспериментов мы многое узнали о свойствах камней.

Предлагаю вам присесть и поиграть в игру «Правильно - не правильно»!

1. Камень тонет в воде?

2. Камень прозрачный как стекло?

3. Камень легкий как пух?

4. Мокрый камень темнее, чем сухой?

5. Камень тянется в разные стороны как резинка?

6. Обычный камень шершавый, а морской гладкий?

7. Из камня можно вылепить любую форму?

8. Камень может плавать в воде как дерево?

9. Камень рвется как бумага?

10. Мокрый камень становится мягким?

11. Все камни одинакового размера?

12. Камень можно разрезать ножницами?

Воспитатель:- Хозяйка Медной горы приготовила ещё один сюрприз

Презентация «В мирекамня».

Воспитатель: - Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем? Что она любит?

Детикамни

Воспитатель: Она любит все камни! А вы нарисуйте камни, какие вам нравятся!

Приглашаю детей за стол.

Продуктивная деятельность

Давайте покажем наши разноцветные камни, пусть гости полюбуются.

Дети встают в круг.

Итог: 1. Для чего нужны камни?

2. Где можно встретить, увидеть камни?

3. Итак, какие бывают камни?

Рефлексия:

1. Вам понравился наш эксперимент?

2. А что больше всего вам понравилось?

3. А что интересного вы узнали?

4. Вам понравилась наша работа?

5. Вы активно работали?

(Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»

Тема: «Эти удивительные камни»

Программное содержание:

Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.

Учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой,средний, маленький); рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный, горячий); вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный).

Закрепить представление детей об органах чувств, и их назначении: орган зрения - глаза помогают определить цвет, размер, форму предметов, материал; орган осязания - рука помогает определить структуру, форму, вес, температуру, размер предметов; орган слуха - уши помогают услышать различные звуки; орган обоняния - нос определяет различные запахи. Активизация словаряколлекцияколлекционер, экспонаты.

Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, рассматривание камней, иллюстраций из книг, энциклопедий. Организация музея камней в группе. Беседа с детьми о том, где можно встретить камни, где камни принесенные нашли. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова "Каменный цветок", игры с пуговицами, ракушками.

Ход:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее!

Воспитатель: Какое у тебя настроение по цвету?

Какое у тебя настроение по цвету?

Какое у тебя настроение по вкусу?

Какое у тебя настроение по вкусу?

Какое у тебя настроение по запаху?

Какое у тебя настроение по запаху?

Воспитатель: Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.

-Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?

Коллекция - это систематизированное собирание, каких либо предметов.

А коллекционирование- это целенаправленное собирание, собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать?

Дети: фантики, значки, книги, марки, значки, игрушки, магнитики, картины, оружие.

Воспитатель: Кого называют коллекционерами? Да людей, которые что-то собирают. Ребята, а чтобы узнать о какой коллекции мы сегодня с вами будем говорить (на столе стоит большая коробка с камнями, покрытая салфеткой, нужно отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли у дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Воспитатель: Вы правильно догадались наши экспонаты сегодня - камни.

-Ребята, а откуда у нас столько камней?

Дети: Это мы собрали, принесли.

Воспитатель: А где вы нашли такие камни?

Дети: На море, на дороге, на речке, в горах.

Воспитатель: Нас можно назвать коллекционерами?

Дети: Да мы тоже коллекционеры.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно камни и выберите себе любой.

Подумайте, что вы можете о нём рассказать?

Камни все одинаковые?

Если затрудняетесь, можно взять в помощники карточку (модель обследования объекта)(Один ребёнок рассказывает, остальные дети слушают и задают уточняющие вопросы, если рассказывающий ребёнок о чём-то не сказал).

Воспитатель: Дети, скажите, какие помощники помогали нам рассматривать камни и определять признаки?

Дети: Глаза помогли определить, цвет, размер, форму камней.

Руки, помогли определить какие камни на ощупь по рельефу, форме, весу, температуре, помогли определить размер камней.

А какие ещё органы чувств помогают нам обследовать объекты?

Дети: Уши, нос, язык. (Воспитатель уточняет.)

Физминутка. Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять!

Будем в парке вдоль тропинки, чудо камни собирать.

Вот камень круглый, словно мяч.

А этот точно блин.

Вот тот на зайчика похож

А этот как дельфин.

Мы чудо камни соберём

И в детский садик отнесем.

Воспитатель: Ребята, а удобно нашу коллекцию рассматривать? Почему?

Дети: Потому что она хранится, лежит в одной коробке и некоторые камни не видно.

Воспитатель: А что вы можете предложить?

Дети: Разложить в разные коробочки, разделить, высыпать камни.

Воспитатель: А как вы предлагаете разложить камни, как можно разделить камни, по каким признакам?

ДетиКамни можно разложить по цвету, размеру, форме.

Воспитатель: - Ребята, а по месту нахождения камни все одинаковые?

-Камни были найдены в одном месте?

А как ещё можно разделить наши камни по месту нахождения(речные, морские, горные).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие коробочки я для вас приготовила. Коробочки разные или одинаковые? Разные коробочки, по какому признаку? А что у них одинаковое? Я вам предлагаю разложить в них камни. (Дети раскладывают камешки по указанным на коробочке признакам, в каждой коробочке разные камни).

Итог занятия (вопросы к детям):

Ребята, что вы сейчас делали?

Кому хочется рассказать о своей коллекции?

Кто такие коллекционеры?

Расскажи, какие бывают камни по признаку места?

Какие помощники нам помогали рассказать о признаках камня?

Ты собирала камни в коробочку, по каким признакам?

Для чего нужны камни?

Тема: «Камни и свойство камней»

Интеграция образовательных областей«Познание»«Коммуникация»«Чтение художественной литературы»«Художественное творчество».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цели: Дать понятие о камнях и их свойствах.

Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.

Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь. Активизация словаря: аметист, сапфир, малахит, яшма, гранит, агат. Выполнять задуманное до конца.

Планируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, гуашь, кисти, салфетки, заготовки из гипса по количеству детей.

Предварительная работа: чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.

Содержание организованной деятельности детей

Стук в дверь.

Воспитатель: - Ребята кто к нам пришел, давайте посмотрим. В группу входит гостья.

Хозяйка горы: Здравствуйте, дети! Я - хозяйка горы. Узнала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой маг превратил все мои камни самоцветы в золу, и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства колдовство не рассеются.

Воспитатель: Ну что же, мы поможем тебе, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

Дети подходят к столу. На столе лежат камни разные. Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются (ответы детей). Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Воспитатель показывает камни и знакомит с названиями детей.

Индивидуальная работа с несколькими детьми. - Катя посмотри на этот камень он называется? Опиши его какой он (ребенок описывает форму, цвет, окрас, размер)

А теперь давайте теперь проведём несколько опытов:

1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях).

2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях).

Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? (ответы детей)

Молодцы, а теперь давайте поиграем!

Физминутка.

Вот идем мы по дороге (ходьба на месте)

Иу нас устали у нас ноги.

Мы нагнемся раза три (наклоны из стороны в сторону)

Повернемся раза три (повороты из стороны в сторону)

Руки к солнышку потянем (руки в верх потянуть)

На носочки сразу встанем (встать на носочки)

А теперь уже присядем (присесть на корточки)

Повторить 2 - 3 раза.

Воспитатель: - А теперь ребята проходите за наши столы и посмотрите, что у нас здесь лежит интересное. Перед вами формы круглые, овальные сделанные из гипса посмотрите они все белые.

И сегодня мы с вами будем раскрашивать их в разные цвета. Хотите, что бы они были яркие и красивые. Дети выбирают «камни» которые нравятся и раскрашивают по своему желанию. Индивидуальная работа детей.

Итог занятия.

Выставка работ - Посмотрите ребята, какие у нас красивые камешки получились! Что мы сегодня делали? (ответы детей) Дети, вам интересно было сегодня? (ответы детей)

Хозяйка горы благодарит детей за помощь, угощает их конфетами «морские камушки». - Мне пора уходить, но мы еще встретимся.

Молодцы! Занятие закончено.

«Волшебный мир камня и дерева»

Опыт №1

Цель:

Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням и дереву, материалу, к исследовательской работе.

Познакомить детей с различными видами камней.

Доказать свойства камней и дерева экспериментальным путем.

Оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток, две коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень.

Ход экспериментальнойдеятельности:


Вопрос о изучении свойств камня и дерева возник в нашей группе после того как мы познакомили детей с историей автомобиля. Рассказали о том, что по улицам города ездили деревянные повозки, запряженные парой или тройкой лошадей. Дороги были из дерева, но шло время и улицы стали мостить булыжником. Как вы думаете, какие дороги лучше? Каменные или деревянные? Почему?

Дети садятся за столы, где лежат подносы с камнями, салфетки. Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Начнем нашу работу со знакомства с морскими камнями и увидим, чем они отличаются от обычных камней.

Воспитатель: Как вы думаете, можем мы отличить морские камни от простых булыжников? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Дети выбирают, рассматривают, делятся своими впечатлениями. Воспитатель при необходимости корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами.

Воспитатель: Какие они? Какой формы?

Какая у них поверхность? Какие края?

Ответы детейКамни гладкие, (разной формы – овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета и т. д.)

Воспитатель: Да, гладкими их сделало море, морские волны. Камни в море бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в следующую лабораторию.

Дети подходят к столу и становятся вокруг него.

Воспитатель: Теперь мы ученые – экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко – крепко. Изменил он форму?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Верно, нет. Почему?

Ответы детей: Он твердый.

Воспитатель: Теперь сожмите крепко в руке деревянный кусочек. Изменил он форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?

Ответы детей: Гвоздь вошел в дерево.

Воспитатель: А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но ну что, смогла я забить гвоздь в камень? А как вел себя камень?

Ответы детей: Забить гвоздь не получилось. Камень остался целым.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Ответы детей: Камень тверже дерева.

Воспитатель: Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камня и дерева(камень и дерево нельзя сжать в руке ; дерево мягче, чем камень.)
«Волшебный мир камня и дерева»

Опыт №2

Цель:

Развивать интерес к камням и дереву, умение обследовать их новые для детей свойства (тонет- не тонет в воде, цвет.) Развивать познавательные способности, связную речь и логическое мышление.

Оборудованиекамни и деревянные брусочки, сосуды с водой, салфетки тряпочные и бумажные, письмо.

Ход экспериментальнойдеятельности:


Воспитатель: Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? (Ответы.) Верно, по адресу. Значит письмо предназначено нам. (Читает письмо.)«Здравствуйте дети! Пишут вам три поросенка. Помогите узнать, из какого материала (камня или дерева) нам лучше построить плот, чтобы лучше и быстрее переплывать через реку от злого волка.»

Воспитатель: Давайте поможем поросятам!

Дети садятся за столы. Сейчас мы с вами узнаем как камень и дерево будут вести себя в воде. Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет?

Ответы детейДерево плавает.

Воспитатель: Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним?

Ответы детей: Камень тонет.

Воспитатель: Почему (Ответы.) Камень тяжелее воды. А почему дерево плавает(Ответы.) Оно легче воды.

Воспитатель: Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его из воды. Какой он?

Ответы детей: Мокрый.

Воспитатель: Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?

Ответы детей: Цветом.

Воспитатель: Да, цветом. Мокрый камень темнее сухого. Ребята, мы с вами провели два опыта, какой ответ мы дадим трем поросятам? Что нового мы узнали о камнях и дереве.

Ответы детей: Поросятам нужно строить плот из дерева, так как оно не тонет в воде. Мокрый и сухой камень отличаются по цвету.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами узнали еще о новых свойствах дерева и камня, помогли поросятам. Нас с вами ждут еще новые и новые открытия!

Стихе У. Алексеева:

Я иду по берегу,

Плещется волна,

А сквозь воду камушки

Мне видны со дна.

Вдруг блеснуло золото-

Это только миг.

Наклониться хочется

К каждому из них.

Разглядеть получше

Я их захочу,

Вытащу на сушу,

На солнце разложу.

Что случилось с ними?

Белый сероват,

Красный стал

Коричневым,

Камни не блестят.

Камушки волшебными

Кажутся в воде,

А сухие камушки

Не видны нигде.


Тема: «Волшебный мир камня»  

Цель:обучить педагогов приемам проведения элементарных опытов с детьми дошкольного возраста по теме «Неживая природа. Камни».

Выбор участников:  Уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе приглашаются педагоги, которые  по гороскопу являются овном, близнецом, раком, рыбами, водолеем, скорпионом, (по одному человеку на знак зодиака). Этот выбор не случаен, об этом  вы узнаете в конце нашей встречи.

Индуктор.

К нам в гости пришел Гном, почему именно Гном сегодня у нас в гостях? Каким образом это связано с темой мастер-класса?  Обратите внимание на слайд (варианты).

Я принимаю все ваши ответы.

          Согласно старинным приданиям в горных пещерах живут сказочные гномы, они очень любят морковь. Когда-то люди верили: если вечером  оставить ее в лесу, то на утро в этом месте обнаружишь драгоценный камень. Гномы подземные обитатели, всегда боялись  человека. Они прятали свои клады и выходили на поверхность земли только ночью, забирали морковку и в благодарность оставляли какой–нибудь ценный камень из своих запасов.

 

  

Задание 1.

А нам, какие камни оставили гномы, давайте посмотрим? Это драгоценные камни? Какие? Кто знает?

Опыт№1 

Каждому предлагается по 2 камня.

Как вы считаете, из чего  состоят камни? (варианты)

Давайте проверим.

- Постучим камушками друг о друга. От них отталкиваются маленькие кусочки, песчинки. Значит, из чего состоит камень? (песка, глины, земли, растений).

Ваши предположения подтвердились.

Таким же образом мы с детьми проводим исследовательские действия и узнаем, из чего состоят камни.

 

Задание №2

Как вы считаете, камни бывают одинаковые? Чем они отличаются?

Могут ли быть камни разноцветными?

Хотите узнать, почему камни бывают разноцветными? (варианты ответов)

 

Опыт №2: предлагается три кусочка пластилина разного цвета. Из них нужно скатать шарики и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Рассказываем: «Проходило, время… миллионы лет… каменные пласты давили, друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»

          С помощью стеки разрезают  пластилин и рассматривают полосатые срезы. Найдите на подносе камни, которые образовались подобным образом.

          Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

 

Задание №3.

Игра «Найди свой камень»

          Каждый выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, название, трогает его поверхность. Затем все камни перемешиваются, складываются в одну кучу. Задание - найди свой камень с закрытыми глазами.

 

Такие игры с камнями способствуют формированию представлений  об особенностях  камней и развивают тактильные ощущение у детей, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

 

Задание  №4.

Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)

Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк? Зарисуйте каждый пиктограммой.

 

Игра  «Гора и камешки»

Стоит гора  - старушка

Поднимают руки вверх

До небес макушка

Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

Прикладывают ладошки к щекам и качают головой

И камешки теряет

Встряхивают в воздухе руками

Раскатились камешки

 

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы

Развести руки в стороны

 


перейти в каталог файлов
связь с админом