Главная страница

Программа-Внешняя политика современной России. Программа дисциплины Внешняя политика современной России для направления 030200. 62 Политология


Скачать 73,05 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Внешняя политика современной России для направления 030200. 62 Политология
АнкорПрограмма-Внешняя политика современной России.docx
Дата13.01.2017
Размер73,05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаProgramma-Vneshnyaya_politika_sovremennoy_Rossii.docx
ТипПрограмма дисциплины
#8167
страница1 из 3
Каталогd.belskiy

С этим файлом связано 51 файл(ов). Среди них: Spiski_1_kursa-2011.xlsx, Lektsia_-_Natsia_i_natsionalizm.docx, Programma_kursa_Ekonomicheskaya_istoria.doc, Spisok_literatury_dlya_prochtenia.docx, Spiski_1_kursa-2011.xlsx, Spiski_1_kursa-2011.xlsx, IME-6_Ekonomicheskoe_razvitie_kapitalisticheskikh.docx, Voprosy_dlya_kontrolnoy_raboty.docx, Spiski_1_kursa-2011_2.xlsx, Programma_distsipliny_Istoria_mirovoy_ekonomiki.docx и ещё 41 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Социально-гуманитарный факультет

Программа дисциплины

Внешняя политика современной России

для направления 030200.62 Политология

Автор программы: Офицеров-Бельский Д.В., кандидат исторических наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com



Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2013 г
Зав. кафедрой А.А.Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ – Пермь «___»_____________2013 г.
Председатель Г.Е. Володина ________________________






Пермь, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Современные проблемы международной безопасности».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утверждённым 24.06.2011;

Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 030200.62 «Политология»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров по направлению 030200.62 «Политология», утверждённым в 2011г.
2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Современные проблемы международной безопасности» являются:

- дать системное представление об основных закономерностях и направлениях развития международных отношений.

- постановка вопроса о месте России в этом процессе.

- понимание эволюции внешней политики России, её постоянных и изменчивых элементах.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой политики и отечественной внешней политики;

- основные понятия и категории науки о международных отношениях, закономерности развития общества и мышления;

предмет и метод науки о международных отношениях, конфликтологии и основные ракурсы современных исследований проблем безопасности;

роль внешней политики в обеспечении развития общества;

основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.

Уметь

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных

и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

применять полученные теоретические знания для анализа международной политики;

использовать на практике полученные знания для оценки результатов внешнеполитических действий.

Иметь навыки (приобрести опыт)

- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

- аналитического изложения материала.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системная


СК-Б4


Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза


Лекционный курс

Семинарские занятия

Выполнение домашних заданий

Самостоятельная работа

Системная

СК-Б6


Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)


Семинарские занятия, дискуссионные технологии; работа с рекомендованной литературой; выполнение письменных работ.

Системная

СК-Б7


Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества


Семинарские занятия; выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом; выступления с докладами; самостоятельная работа.

Системная


СК-Б11


Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде


Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа

Социально-личностная

СЛК -Б6


Способен понимать и анализировать мировоззренческие, Социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе


Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа

Социально-личностная

СЛК – Б9


Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.


Самостоятельная работа, индивидуальные консультации у преподавателя.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла гуманитарных и социальных дисциплин. Курс «Внешняя политика современной России» предназначен для студентов дневного отделения 4 курса бакалавриата и является предметом по выбору. К началу изучения данного курса от студента достаточно освоения исторического материала, а также истории политической мысли на уровне знаний и компетенций, требуемых от студента-старшекурсника.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке к сдаче государственных экзаменов.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке к сдаче государственных экзаменов.

Краткая характеристика данной дисциплины.

Дисциплина является одновременно практической и теоретической. Анализ современных проблем безопасности важен сам по себе, но также является материалом для теоретических обобщений, используются в качестве иллюстрации излагаемых закономерностей. Обзор эволюции содержания таких понятий как «внешняя политика», «безопасность», «сила», «национальные интересы» и др. приводит к пониманию взаимосвязи вопросов внешней политики с другими многообразными явлениями политической, экономической и социальной действительности.

В курсе применяются следующие формы обучения: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная внеаудиторная работа обучаемых. Основными видами занятий по данной дисциплине являются лекции и семинары. В ходе лекций преподаватель дает учащимся общее представление об основных историко-экономических структурах и тенденциях их изменения, как реализовавшихся в действительности, так и оставшихся в сфере возможного. При этом акцент делается на установлении взаимосвязи между экономикой прошлого и хозяйственными проблемами современности.

На семинарах учащиеся выполняют аналитические задания, показывают степень усвоения лекционного материала и выполнения домашних заданий, обсуждают концепции экономического развития, делают доклады, посвящённые отдельным эпизодам экономической истории, историческим формам экономики и тенденциям их изменения.

После изучения курса желательно, чтобы каждый учащийся имел четкое представление о главных исторических формах экономики и тенденциях трансформации экономической жизни, понимал связь исторической и современной экономической проблематики.


№ П/п

Тема

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего часов

1

Холодная война и ее современное наследие


4




6

10

2

Специфика российской стратегической культуры и дипломатии

4




6

10

3

Россия и кризис американской гегемонии

2




6

8

4

Кризисы и конфликты во внешней политике России 1990-2010-х годов

2




6

8

5

Россия как посредник в международных конфликтных процессах

2




6

8

6

Вопрос экономической зависимости России в сферах продовольствия, технологий, инвестиций, трудовых ресурсов и др.

2




6

8

7

Глобальные проблемы - распространение болезней, миграция и т. д.

2




6

8

8

Отношения со странами БРИКС

2




6

8

9

Политика России в восточной Азии. Цели, инструменты, ресурсы, ограничения. Китай во внешней политике России

2




6

8

10

Россия и периферийные государства третьего мира (латинская Америка, юго- восточная Азия и Африка)

2




6

8

11

ОДКБ и таможенный союз - интеграционные институты или институциональные оболочки?

2




6

8

12

Арктика и морские пространства во внешней политике России

2




6

8

13

Модернизация армии и вооруженные конфликты будущего

2




6

8

14

Информационно- пропагандистский ресурс российской внешней политики

2




6

8

15

Территориальные споры России




6

10

16

16

Россия и ЕС




6

8

14

17

Конкуренция и соперничество на постсоветском пространстве




6

8

14

18

Эволюция политики России на постсоветском пространстве




6

8

14

19

Россия и исламский мир




6

8

14

20

Трансграничное сотрудничество




6

8

14

21

Анализ дипломатических текстов




4

10

14




Итого:

32

40

144

216



6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Период проведения

Формат работы

Объем, длительность

Проверяемые компетенции

Текущий

Контрольная работа

2 модуль


Письменная работа в аудитории по вопросам, предлагаемым преподавателем

2 аудиторных часа

ОНК-1, ПК-1

Эссе

2 модуль

Письменная работа объемом 15-20 тыс. знаков




СЛК – Б9

Работа на семинарских занятиях: выступления, доклады, ответы на вопросы преподавателя, участие в обсуждениях и дискуссиях на семинарах.

1 модуль

2 модуль

Выступления по теме занятия.
Ответы на вопросы преподавателя
Чтение материалов по теме.


Не более 5 мин.
Не более 5 мин.

В рамках времени, отведённого на самостоятельную работу студента.

ИК-1, ИК-2

ПК-1, СЛК-1,

СЛК-3,СЛК-4 СЛК-7
СЛК-1, СЛК-3, СЛК-4, СЛК-7

Итоговый

Экзамен


2 модуль

Устный, по билетам.

Время- 90 мин.

ОНК-1, ПК-1,

ИК-1, ИК-2,

ПК-1, СЛК-1, СЛК-3,СЛК-4, СЛК-7

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом