Главная страница

Программа для семей с детьми 5-7 лет 19 Павел суворов обучать или развивать Опыт проектной работы по психологии в школе метод в теории и на практике елена брилинг, Марина сизова


Скачать 11.73 Mb.
НазваниеПрограмма для семей с детьми 5-7 лет 19 Павел суворов обучать или развивать Опыт проектной работы по психологии в школе метод в теории и на практике елена брилинг, Марина сизова
Анкорpsy-2013-01-3929.pdf
Дата05.10.2017
Размер11.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpsy-2013-01-3929.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#39515
страница1 из 8
Каталогid149026757

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми.doc, Kulintsova_Korrektsia_detskikh_strakhov_s_pomoschyu.pdf, Skazochnaya_podgotovka_k_nastoyaschey_shkole.pdf, Виктор Конецкий - Полосатый рейс.DOC.doc, Bogolyubova_O_N__Galimzyanova_M_V__Kornev_A_N.pdf, Kartochki-tablitsy-umnozhenia-ot-1-do-10.pdf и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ- ПСИХОЛОГОВ ИЗДАЕТСЯ С 1998 г 1 (507)
1september.ru
январь
январь
2013 Подписка Роcпечать – 32898 (бумажная версия, 26122 (электронная Почта России – 79152 (бумажная версия, 12769 (электронная)
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО попытках гуманизации жизни детей в мире взрослых
Психолог на родительском собрании
Способствует ли демонстрация жестокости в СМИ и Интернете развитию порочных наклонностей Мнение независимого эксперта информационной продукции
Особенности работы с тревожными, замкнутыми, гиперактивными дошкольниками c. 4
c.27
c.52
c.14
CD
и код доступа к электронной версии внутри номера

58
КАЛЕНДАРЬ
60
КНИЖНЫЙ ШКАФ Борис КУПРИЯНОВ
Гуманизация воспитания как утопия
Психолого-педагогические аспекты книги Януша Корчака Король Матиуш В НОМЕРЕ январь 2013 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
8
Александр ШУВАЛОВ
Детский суицид попытка осмысления проблемы ТОЧКА ЗРЕНИЯ Марина СТЕПАНОВА
О благих намерениях и детских ожиданиях
Уроки психологии для родителей ГИЛЬДИЯ Ольга СИЛИНА
Мое государство
Игра для подростков ИГРОТЕКА Подписка Роcпечать — 32898 (бумажная версия, 26122 (электронная Почта России — 79152 (бумажная версия, 12769 (электронная К материалам, помеченным таким символом, есть дополнение на CD-диске.
К
27
Людмила ЩЕРБАКОВА, Алла КУПЦОВА,
Вероника ПОСПОЛИТА
Слагаемые успеха
Опыт работы с детьми с особенностями в развитии ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
40
Римма ПЛЕШАКОВА
Счастливое сердце семьи
Тренинговая программа для семей с детьми 5–7 лет
19
Павел СУВОРОВ
Обучать или развивать?
Опыт проектной работы по психологии в школе МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ Елена БРИЛИНГ, Марина СИЗОВА
Дмитрий ПАРНОВ
Семь проектов и одна система
Программа психолого-педаго-
гического сопровождения субъектов образовательного процесса ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
48
ИНФОРМАЦИЯ Любовь ОРЛОВА
В стране Портфелии
Напутствие первокласснику
32
Антонина ИВАШОВА
Истории про Паука, Зомби и Добрую фею
Коррекция детских страхов одного маленького мальчика
50
Анастасия АНТОНОВА, Екатерина ЛАВРИНЕНКО
Остров Программа по развитию коммуникативных УУД с учетом введения ФГОС для учеников го класса ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ИЗ ПЕРВЫХ РУК Ольга КАРАБАНОВА
С учетом возраста и контекста
Поможет ли новый закон оградить детей от жестокости и насилия ЛИРИКА

Ж.Ж. САМПЕ, Р. ГОССИНИ
Неизданные истории о малыше Николя
Теплые, нежные
воспоминания
П
О
Р
С

3 Игорь ВАЧКОВ главный редактор 3 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ январь ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Главный редактор:
Артем Соловейчик генеральный директор)
Коммерческая деятельность Константин Шмарковский
(финансовый директор)
Развитие, IT и координация проектов:
Сергей Островский
(исполнительный директор)
Реклама, конференции, техническое обеспечение Издательского дома Павел Кузнецов
Производство: Станислав Савельев
Административно-хозяйственное обеспечение Андрей Ушков
Главный художник Иван Лукьянов
Педагогический университет:
Валерия Арсланьян
(ректор)
ГАЗЕТА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА Первое сентября – Е.Бирюкова ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА Английский язык – А.Громушкина
Библиотека в школе – О.Громова
Биология – Н.Иванова
География – О.Коротова
Дошкольное образование – Д.Тюттерин
Здоровье детей – Н.Сёмина
Информатика – С.Островский
Искусство – М.Сартан
История – А.Савельев
Классное руководство
и воспитание школьников – М. Битянова
Литература – С.Волков
Математика – Л.Рослова Начальная школа – М.Соловейчик Немецкий язык – М.Бузоева Русский язык – Л.Гончар Спорт в школе – О.Леонтьева
Технология – А.Митрофанов
Управление школой – E.Рачевский
Физика – Н.Козлова Французский язык – Г.Чесновицкая Химия – О.Блохина Школьный психолог – И.Вачков
УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО ЧИСТЫЕ ПРУДЫ»
Зарегистрировано ПИ № ФС77-44311 отв Министерстве РФ по делам печати
Подписано в печать по графику 12.12.12, фактически 12.12.12 Заказ №
Отпечатанов ОАО Первая Образцовая типография Филиал Чеховский Печатный двор, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт www.chpk.ru, e-mail: sales@chpk.ru Факс 8(496)726-54-10, 8(495)988-63-87 АДРЕС ИЗДАТЕЛЯ ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165
Тел./факс: (499) Отдел рекламы
(499) 249-9870 ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОДПИСКА:
Телефон: (499) 249-4758
E-mail: Главный редактор
Игорь Вачков
Вып. редактор Э. Тахтарова
Дизайн макета и обложка И. Лукьянов
Спец. корреспондент О. Решетникова
Худ. редактор В. Солдатенко
Комп. верстка О. Анфиногенова
Корректор В. Фомичева
Иллюстрации: фотобанк РЕ ДАКЦИЯ:
Методический журнал для педагогов-психологов
Издается с 1998 г.
Выходит один разв месяц
Распространяется по подписке
Цена свободная Тираж 49298 экз.
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ
Роспечать: 32898 (бумажная версия (электронная версия)
Почта России 79152 (бумажная версия (электронная версия)
Тел. редакции (499) 249-3410
Тел./факс: (499) 249-3138
E-mail: psy@1september.ru psy.1september.ru школьныи
П
П
СИХОЛО
СИХОЛО
ГГ
аступил тринадцатый год двадцать первого века. Чего нам ждать от него Число тринадцать вроде бы не очень симпатичное, но, как показывает история, в прошедшие века в тринадцатом году не случалось особых катаклизмов. Если вспомнить хотя бы прошлое столетие, то встрясками нашего общества помечены другие даты четырнадцатый, семнадцатый, тридцать седьмой, сорок первый, девяносто первый…
Впрочем, психологам негоже быть суеверными. Дело не в датах, а в тех реальных обстоятельствах, в которых мы оказываемся и которые влияют не только на судьбу всего государства, но и на нашу индивидуальную судьбу. Для системы образования наступили не самые лучшие времена. Многочисленные реформы предыдущих лет не сумели добить российскую школу. Однако последние нововведения, похоже, направлены на то, чтобы довершить начатое. Вопрос в том, удастся ли нам устоять В частности, сумеет ли педагог- психолог сохраниться в школе Хочется верить, что да. Психологизация системы образования зашла настолько далеко, что без психолога эта самая система уже вряд ли сможет эффективно функционировать. Не только дети, но и директора школ, и учителя нуждаются в нас Желаю вам, коллеги, в новом году не только удержать позиции, но и продолжить свое развитие И если вычитаете этот номер Школьного психолога, значит, все в порядке. А мы по- прежнему будем с вами. Н

4 4
4 4 ГИЛЬДИЯ ноябрь 2012 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
Г ИЛЬ Д И Я январь 2013 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
одительские собрания зачастую пользуются недоброй славой учителя стараются донести всю правду о школьных успехах своих подопечных их мамами папам, в то время как последние либо не очень-то хотят ее знать, либо, наоборот, внимают каждому слову педагога, стем чтобы, придя домой и до конца не разобравшись, отругать, пристыдить, наказать и пр. Этим воспитание нередко и заканчивается, причем, как правило, без каких-либо ощутимых изменений в поведении того, на кого оно было направлено.
Понятно, что дети боятся родительских собраний и стараются избежать их вполне ожидаемых последствий, а потому ищут и успешно находят способы скрыть от родителей дату их проведения. А ведь учителя могут ошибаться в своих оценках происходящего и уж тем более прогнозах. Едва лине самая типичная и распространенная ошибка — обращать внимание на успеваемость ребенка. Причем с приближением ГИА и ЕГЭ эта тенденция становится все более заметной. Ситуация стала меняться с появлением в школе психолога, которого начали приглашать на родительские собрания, интуитивно полагая, что он может рассказать о чем-то не менее важном, чем четвертные отметки и результаты пробных ЕГЭ. Однако запрос к психологу со стороны как педагогов, таки классного руководителя носит довольно размытый характер. И тогда ему приходится самому отбирать те сведения, которые, по его мнению, представляют интерес для родителей. Не претендуя на полное и всестороннее освещение всех вопросов, обсуждаемых психологом на встречах с родителями, хочу остановиться лишь на тех, о которых никто другой (или почти никто, разве что классный воспитатель) рассказать немо- жет. Речь идет о детских чувствах, настроениях и переживаниях, нередко остающихся скрытыми и от педагогов, и от семьи. Причем едва лине главной особенностью нашего нынешнего разговора будет то, что он был подсказан самими детьми.
ПОДАРОК ДЛЯ ПСИХОЛОГА Накануне долгожданных зимних каникул беседа о приближающемся празднике Нового года, а заодно и праздниках вообще выглядела вполне естественно. Ответы и рассуждения детей оказались настолько содержательными, что позволили сделать важные заключения, правда, отнюдь не праздничного характера. В данном случае можно говорить о новогоднем подарке для психолога, который таким образом получил возможность определиться с собственными ближайшими планами и скорректировать уже имеющиеся. Мне почти не приходилось встречать детей, которые не любили бы новогодние праздники и связанные сними хлопоты. Маленькие верят в Деда Мороза, пишут ему письма и ждут подарков. Став постарше, они готовы включиться в подготовку к празднику вместе со взрослыми, для которых его приближение не всегда сопровождается приличествующими радостному событию чувствами. Причины тому самые разные, и наивно полагать, что существуют одинаково приемлемые для всех способы обретения веселого расположения духа или, как минимум, душевного равновесия. На О благих намерениях и детских ожиданиях
Уроки психологии для родителей
Марина СТЕПАНОВА
кандидат психологических наук,
доцент факультета психологии МГУ им. МВ. Ломоносова, руководитель психологической службы гимназии 1541, Москва В мужской школе… учатся только для того, чтобы стать какими-нибудь пронырами, заработать на какой-нибудь треклятый «кадиллак»…
Целые дни только и разговору что про выпивку, девочек и что такое секс… Попробуй с кем-нибудь поговорить по-настоящему.
Дж. Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи

Р

5 5
5 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ январь первый взгляд психологи в данном случае находятся в привилегированном положении, так как в состоянии помочь не только окружающим, но и самим себе. Это верно лишь отчасти. Хорошо известно, что среди медиков немало тех, кто не замечает у себя серьезных заболеваний, ау психологов и педагогов порой вырастают проблемные во всех отношениях дети. Однако психологи действительно обладают преимуществом им подолгу службы приходится работать с детьми, общение с которыми хотя и отнимает время, силы и энергию, нов немалой степени обогащает — догадками, идеями да и просто радостью от искреннего и доброго разговора. О том, как общение с детьми помогает в постановке профессиональных задач, — наш сегодняшний разговор.
ПРАЗДНИК ЕСТЬ ПРАЗДНИК,
КОГДА ОН ТВОЙ Детям нравятся не только сами новогодние праздники, но и разговоры о них. Эти нехитрые детские рассуждения представляют немалый интерес сточки зрения понимания не столько ребенка, сколько себя самого и своего места в его жизни. Это способствует осознанию, чего не хватает ребенку и что зависит от окружающих его взрослых (в данном случае педагогов, а что, увы, не в нашей власти. Вопрос о том, за что дети любят новогодний праздник, застал их врасплох — возникло ощущение, что они недоумевают по поводу того, что можно как-то иначе к нему относиться. Современные школьники, к сожалению, в своем подавляющем большинстве не читали светлой лирической повести Р. Фраерма- на Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви, а жаль, ибо атмосфера новогоднего праздника и его восприятие подростком описаны с удивительной точностью Новогодняя ночь приходила в город всегда тихая, без вьюг, иногда с чистым небом, иногда с тонкой мглой, загоравшейся от каждого мерцания звезды. А повыше этой мглы, над ней в огромном, на полнеба круге ходила по своей дороге луна.

Эту ночь Таня любила больше, чем самую теплую летом. В эту ночь ей разрешалось не спать. Это был ее праздник. Правда, она родилась не в самую ночь под Новый года раньше, но имеет ли это значение Праздник есть праздник, когда он твой и когда кругом тебя тоже радуются. Все опрошенные нами дети (а это были подростки от 11 до 16 лет) считали атрибутами праздника каникулы и подарки. Некоторые давали более развернутую характеристику побольше поспать и попозже лечь (об этом мечтают пятиклассники, стремящиеся как можно быстрее стать взрослыми, побыть дома вместе с мамой и папой, попробовать шампанского, погулять. Интересно, что чем старше дети, тем больше внимания они обращают на эмоциональные составляющие новогоднего праздника, который у них ассоциируется с запахом елки и мандаринов, улыбками и любимыми фильмами. В отличие от младших подростков, некоторые выпускники хотели бы сохранить атмосферу именно детского праздника, приводя этому отнюдь недетские обоснования Есть только миг между прошлыми будущим.
Именно он называется жизнь.
Кстати, фильм Земля Санникова» (в нем звучат приведенные выше слова) был назван подростками среди тех, которые они хотели бы посмотреть вместе с родителями. Вопрос о содержании подарков заслуживает отдельного рассмотрения. Условно подарки можно разделить на материальные и нематериальные. К первым относятся весьма осязаемые вещи — велосипед, телефон, ноутбук, лего и др, вторые тоже осязаемы, но как-то иначе. Дети просят котенка, щенка, кролика (одна пятиклассница назвала пони, иногда билет на елку и, наконец, самое интересное для психолога чтобы меня перестали ругать за тройки чтобы меня отсадили от…;


разрешили ходить в школу одному;

разрешили посещать художественную школу снижение успеваемости выступило основанием для отказа от школы, как мешающей успешному обучению»);

разрешили НЕ ходить на секцию озабоченные всесторонним воспитанием родители умудряются занимать ребенка ежедневно и ежечасно);

перевели в другую школу и др.
Главная особенность таких подарков в том, что они могут быть получены при непосредственном участии психолога. Высказанные детьми пожелания хороший материал для предстоящих родительских собраний и бесед с учителями.
КЛАССИКИ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ О психологических особенностях подростков написано множество статей и книг. Тем не менее и педагоги, и родители по-прежнему видят в детях впер- вую очередь учеников, главная задача которых — учиться, учиться и еще разучиться. Не оспаривая важности этого достойного во всех отношениях занятия, было бы большой ошибкой не учитывать наличия у подростков иных интересов, отвечающих их возрастным особенностям. Родителей, как правило, огорчает, когда их ребенок не прилагает достаточных усилий для овладения азами наук, но они довольно спокойно относятся к тому, что сын или дочь не видят в своей жизни ничего, кроме уроков и репетиторов. Нужно признать, что первое в отличие от второго естественно для возраста 14–16 лети это убедительно показали выдающееся исследователи детства.
Л.С. Выготский считал проблему интересов ключом к всей проблеме психологического развития

подростков.
В работе Педология подростка он

6 6
6 6 ГИЛЬДИЯ январь 2013 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ отмечал, что в подростковом возрасте происходит разрушение и отмирание старых интересов и появление новых. К числу доминирующих относятся интерес к собственной личности, установки на достижение отдаленных целей, тяга к волевым усилиями преодолению, что иногда проявляется в сопротивлении воспитательным авторитетами упрямстве, стремление к неизвестному — к приключениями героизму. Одним из важнейших новообразований этого возраста выступает мышление в понятиях, которое приносит с собой понимание действительности и

себя,
а развитие самосознания делает возможным понимание других людей. Под влиянием мышления перестраивается и воображение, которое становится направленным в интимную сферу, и, как замечал
Выготский, подросток охотнее признается в своих проступках, чем поделится фантазиями. Эти идеи получили развитие в исследованиях ЛИ. Божович, показавшей, что именно в подростковом возрасте возникает самосознание в собственном смысле этого слова как способность направлять сознание на собственные психические процессы, в том числе и переживания. А это в конечном счете приводит к становлению жизненной позиции, с которой подросток вступает во взрослую самостоятельную жизнь.
Согласно периодизации психического развития ДБ. Эльконина в подростковом возрасте происходит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. На этом этапе становятся выраженными такие трудности в общении с взрослыми, как упрямство и безразличие к оценкам успехов, на фоне которых заметно возрастает интерес к детским компаниям. Центр жизни подростка переносится из учебной деятельности в деятельность общения, главное происходит уже не на уроках, а на переменах. В этом возрасте ребенок начинает вести дневник, которому поверяет свои переживания, мысли, сомнения и наблюдения, иногда пишет очень личные по своему содержанию стихи. На пороге юности еще нет ощущения подлинной взрослости, но есть стремление быть и считаться взрослым. Наконец, интересно обратиться к идеям американского исследователя в области психологии развития Эрика Эриксона, известного своей теорией социокультурной обусловленности человека. Он выделил восемь стадий жизненного пути личности, каждая из которых соотносится с определенными ценностями и идеалами общества. В подростковом и раннем юношеском возрасте возникает задача первого цельного осознания себя и своего места в мире. В случае неудовлетворительного ее решения возникает неуверенность в понимании собственного Я — то, что Эриксон называл кризисом идентичности. Предупреждению кризиса способствует поощрение взрослым действий ребенка, атак- же достижение им поставленных целей и избегание постановки чрезмерно сложных и неопределенных задач СЧАСТЛИВАЯ ДЕВОЧКА Все описанное выше хорошо известно психологам, но зачастую недооценивается родителями. Именно об этом и нужно говорить на родительском собрании, ноне в виде скучной лекции и тем более нравоучительной беседы, а в форме ответов на вопросы, которые ставят сами дети. Не секрет, что благополучие ребенка, его душевное состояние напрямую зависит от поведения взрослых и от их отношения к детям.Сказанное, не отступая от новогоднего фона нынешнего повествования, может быть проиллюстрировано словами из книги Нины Шнирман Счастливая девочка. Автор описывает свои детские впечатления от новогоднего праздника 1941 года Я разглядываю елку, она очень большая и очень красивая И у всех веселые лица…

И все вокруг мелькает и сверкает это так хорошо И спустя год в эвакуации Открываю глаза — светло, справа в углу у окна стоит елка Она такая большая, такая красивая, на ней столько всего висит — даже с сундука видно. Я никогда не видела такой необыкновенной елки… На ней висят очень красивые игрушки, но они не круглые, а нарисованы на бумаге и вырезаны В данном случае комментарии излишни — не каждый взрослый может похвастаться такими теплыми детскими воспоминаниями. К этому можно добавить, что лишь немногие из числа опрошенных нами детей связали праздник Нового года и счастье. Было бы ошибкой для школы взять на себя ответственность за позитивную или негативную тональность восприятия окружающего ее учениками. Однако еще большей ошибкой будет расписаться в собственной беспомощности перед лицом задачи формирования мировоззрения. Беседы с мамами, папами и особенно бабушками убедительным образом показывают, что они порой недооценивают последствий побуждаемых благими намерениями действий.

7 7
7 7 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ январь А что, если попробовать об этом рассказать и поделиться некоторыми данными, почерпнутыми из разговоров с детьми Я ИДУ НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Просьба выступить на родительском собрании зачастую застает психолога врасплох. О чем говорить О школьной успеваемости рассказывают учителя- предметники, о поведении — классные руководители, о планах — школьная администрация. Все эти проблемы, безусловно, близки психологу, но особого внимания заслуживают те, которые касаются возрастных особенностей. Они имеют самое непосредственное отношение к тому, что наши классики называли психологическим содержанием возраста.
Чего хотят дети Не столько контроля, сколько участия. Не столько самостоятельности, сколько поддержки. Старшеклассники неоднократно подчеркивали, что неготовы к самостоятельному выбору вуза и профессии, но при этом не скрывали, что в равной степени опасаются исходящих от родителей директив и граничащей с равнодушием свободы.
В отрывке из романа американского писателя, взятом в качестве эпиграфа, подросток сетует на невозможность взаимопонимания со сверстниками. Рассказ летнего юноши о трудностях нахождения своего места в неуютном мире взрослых настолько искренен и откровенен, что в нашей стране был даже период, когда книгу изымали из школьных библиотек. Тем не менее изданный на родине в 1951 году, а спустя десятилетие переведенный на русский язык роман Над пропастью во ржи уже который год помогает взрослеющим душам почувствовать себя не одинокими в своих переживаниях и ожиданиях.
Чего боятся дети Непонимания со стороны близких людей, остаться один на один с собственными проблемами, одиночества.
Не оправдывающие родительских ожиданий подростки готовы идти на обман ради сохранения мира в семье. На память приходит давний случай, когда старшеклассник в прямом смысле этого словари- совал себе отметки в журнале (это происходило в эпоху, когда про электронные журналы никто еще не слышал, опасаясь гнева со стороны отца, ноне в собственный адреса в адрес матери, будто бы плохо воспитывающей сына. Он в силу непонятных причин не справлялся со школьной программой. Думаю, что психологам хорошо знакома ситуация, когда уставшие от взаимных претензий мама и папане находят взаимопонимания ив вопросах воспитания, за что расплачивается ребенок, посещая две одинаково ненавистные секции плавания и борьбы Чего недостает нашим детям Ежедневного внимания, которое нередко заменяется обменом дежурными словами о делах в школе. Занятые решением важных взрослых проблем, родители порой вспоминают о школьных делах сына или дочери лишь с приближением каникул ив дни родительских собраний, и место ежедневной искренней заботы занимает любовь большими порциями, когда на ребенка буквально обрушивается поток бранных слови наказаний. Неслучайно старшеклассники обращаются к психологу с просьбой рассказать, как предупредить обидные и, главное,несправед- ливые слова в свой адрес. Интересно заметить, что их волнует не столько как справиться с пробелами в знаниях, сколько как смягчить конфликт. Создается впечатление, что они не сомневаются в неизбежности наказания — родители обязательно найдут повод для воспитательных воздействий. А ведь без этого вполне можно и даже нужно обойтись, что потребует регулярной, а не от случая к случаю заботы О чем мечтают наши дети Этот непростой вопрос имеет много разных ответов, среди которых далеко не последнее место занимают мечты о теплом доме, в котором мама с папой не ругаются, не обманывают и не обижают друг друга, находят время для совместных занятий. Обобщая сказанное, нужно отметить, что психолог не справится с этими сугубо семейными или личными проблемами родителей, нов его обязанности входит рассказать о тех глубоких переживаниях, которые они вызывают у детей. Шестиклассник второй год подряд не может наладить отношения со сверстниками, имама, не желая признавать истинную причину этого, винит во всем жестоких одноклассников. Дети действительно настроены против мальчика, который всем своим видом показывает собственное превосходство (мамино воспитание. При этом маме невдомек, что не сегодня-завтра к переживаниям по поводу особости и непохожести прибавится негативное, а быть может, и агрессивное отношение сына к тому, кого он будет считать виновником своей несостоятельности, к ней самой СПРОСИТЕ У РЕБЕНКА Наверняка список психологических по своей природе вопросов, достойных обсуждения на родительском собрании, может быть продолжен. Моя задача состояла не в том, чтобы рассказать обо всех школьных проблемах, а в том, чтобы показать разговор с детьми источник важных и полезных сведений, даже если он ведется на такую вроде бы «непро- блемную» тему, как новогодний праздник. Это только в нашем представлении у детей меньше поводов для переживаний, чему взрослых. А они думают иначе. Это все взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребенка».

Неужели прав детский писатель Владимир Кисе- лев (Девочка и птицелет»)?

8 8 роблема суицида, в особенности детского сложная, страшная и, надо признать, рационально до конца необъяснимая. Детство, отрочество — это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно, когда каждый день полон новизны и очень хочется жить. К тому же в человеке заложен серьезный потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного, духовно противостоящего человеку метафизического фактора способно сломить инстинкт самосохранения в этом возрасте. Поэтому очень важно понять, что ослабляет, обезоруживает человека под давлением этой силы, а что укрепляет и защищает его.
Изучение проблемы суицида зачастую сводится к рассмотрению специальных аспектов есть люди, склонные к суицидальному поведению, соответственно, нужно уметь их выявлять и оказывать им своевременную помощь. Постараемся, не ограничиваясь рамками суицидологии, предпринять попытку анализа и осмысления проблемы с духовно- психологической и культурно-исторической точек зрения, чтобы в итоге ответить на два принципиальных вопроса
1.
Почему детский суицид в современной России не только возможен, но и, по сути, стал повседневным явлением Что мы — взрослые люди — все вместе и каждый в отдельности можем предпринять для его предупреждения ОБЪЕКТИВНАЯ СИТУАЦИЯ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Согласно информации, приведенной уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым, и другим экспертным данным, ситуация с детскими подростковым суицидом в России крайне неблагоприятна. Ежегодно у нас сводят счеты с жизнью от полутора до двух с половиной тысяч детей и подростков. В последние лет частота суицида в России составляет
19– 21 случайна тысяч подростков. Средний показатель в мире — 7 случаев на 100 тысяч. Поданным ВОЗ, Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и шестое место в мире среди всех возрастов. Это стабильная ситуация последних лет (!). Но если не ограничиваться этими оценками и обратить внимание на другие экспертные данные, то выясняется, что современная Россия занимает лидирующее место в мире:
● по количеству абортов;
● по числу разводов супружеских пар;
● по числу детей, брошенных родителями, и детей- сирот;
● по числу курящих детей;
● по масштабу детского алкоголизма
● по объему потребления героина;
● по числу нападений педофилов на детей. Суицидальные показатели как бы подытоживают эту картину, а совокупные данные дают основания поднять вопрос о более общей проблеме. Мы полагаем, что суициды являются одним из проявлений общего снижения жизнеспособности в рамках тотального антропологического кризиса. Антропологический кризис связан с отрывом человека от духовных первооснов бытия. Он затрагивает ментальность и духовный настрой современных людей и проявляется в снижении синергийности общественной жизни. Конкретно речь может идти о разрыве межпоколенных связей и разобщении ГИЛЬДИЯ ноябрь 2012 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
Т ОЧКА ЗРЕНИЯ январь 2013 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
Детский суицид попытка осмысления проблемы
Александр ШУВАЛОВ
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, руководитель психолого-логопедического отдела ГБОУ Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»
virtus@front.ru
П

9 9 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ январь старших и младших о снижении уровня взаимного доверия между людьми и десолидаризации общества в целом об ориентации значительной части граждан на постмодернистский идеал самодостаточного человека и соответствующую ему модель жизни об обесценивании человеческой жизни как таковой в современном социокультурном контексте О ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ
ПРОТИВОСТОЯНИИ В современном мире в духовно-мировоззренческой, социальной и культурной сферах ясно обозначились поляризация и противостояние двух сил традиционализма и постмодернизма.
Основу традиционализма составляет религиозное мировоззрение, ориентированное на мировые («ав- раамические») религии — христианство, иудаизм и ислам. Западная цивилизация, к которой мы себя причисляем, возникла в лоне христианской культуры. Российская государственность оформилась на ниве православной духовной традиции. Традиционализм предполагает определенный вселенский порядок, иерархическое устройство мира и особое положение человека в мире человек — венец творения. Согласно ветхозаветному Откровению человек был создан по образу и подобию Творца. При этом образ Божий человеку дан, подобие же задано. В этом состоит и присущий человеку дари наивысшая цель, которую каждому надлежит осмыслить и возвести к ней свои устремления. Традиционализм аккумулирует в себе предельные ценности и смыслы земной жизни, объединяет духовный опыт многих поколений, предполагает прочные межпоколенные связи, обеспечивающие духовное наследование и культурную преемственность. Традиционализм несет в себе мощнейший педагогический импульс, ориентирует человека на путь духовного возрастания, побуждает к сущностному познанию и осмыслению своей жизни, воодушевляет человека на благие делана служение не ради гордыни или обогащения, а ради торжества Добра и Истины.
Предтечей постмодернизма принято считать немецкого философа Ф. Ницше. В 1881–1882 гг. он пишет книгу Веселая наука. Один из персонажей книги — безумный человек, который в светлый полдень посреди рынка с зажженным фонарем ищет Бога и, не найдя его, заявляет, что Бог умер. Эта фраза не только выражает позицию самого философа, но отражает настроение того времени и становится афоризмом. В ней — предчувствие надвигающегося нравственного кризиса человечества, связанного с утратой веры в космический порядок ив абсолютные моральные законы. Люди отвернулись от Бога, ион умер в их сердцах. В это время Ф.М. Достоевский пишет Если Бога нет, значит, все можно».
Традиционализм теснится, с одной стороны, позитивной наукой, с другой — богоборческим гуманизмом. Ученые-естествоиспытатели заявляют, что они нив микроскопы, нив телескопы Бога не наблюдают, и обещают посредством научно-технического прогресса в самое ближайшее время снять все основные проблемы человечества. Наделе достижения науки используются в целях наращивания военного потенциала развитых стран. Новые виды оружия массового поражения приводят к многочисленным жертвам входе Первой и Второй мировых войн. Развитие науки и технологический бум порождают в человеке иллюзию всесилия, подталкивают к экспансивному характеру деятельности. Интенсивное и безоглядное вмешательство в природу, ма- нипулятивные действия в социокультурной сфере провоцируют экологические и этические проблемы, которые бумерангом возвращаются к человеку. В 1933 г. в США публикуется первый гуманистический манифест — программный документ апологетов гуманизма, главная идея которого состояла в необходимости создания новой, нетрадиционной гуманистической доктрины, которая должна прийти на смену традиционным вероучениям. Эта доктрина проповедует самоценность человеческой индивидуальности и ориентирует человека исключительно на мирские ценности.
Во второй половине ХХ века в условиях отпадения западного общества от ценностей традиционной культуры формируется постмодернизм — специфическое умонастроение и мировоззрение с претензией на переосмысление самой сущности культуры, места и назначения человека в мире. В смысловом переводе термин постмодернизм означает самая современная современность. В постмодернизме мир представляется как хаос иерархически неупорядоченным, лишенным причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Постмодернизм насаждает скептицизм и недоверие к традиционным конфессиям. Из культуры изымаются основополагающие понятия Добра, Единства и Истины. Вместо этого пропагандируется

10 10 ТОЧКА ЗРЕНИЯ январь 2013 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ равноценность любых, в том числе контркультур- ных, содержаний и форм. Взамен объединяющих людей ценностей предложены соблазны множественных горизонтов позиционирования и противопоставление традиционному укладу жизни.
Надо сказать, что человеческое бытие в постмодернизме получает весьма сомнительное толкование. Вслед за смертью Бога, провозглашенной Ф. Ниц- ше, постмодернисты заявляют о смерти Человека, имея ввиду уход с исторической сцены людей, ориентированных на традиционные ценности. Постмодернизм упраздняет нормы морали и раскрепощает человека все относительно и все допустимо вплоть до принципа ничего святого. Постмодернистский человек — это предельно индивидуализированный человек, для которого личные интересы приоритетны. В постмодернизме мир — это безграничное многообразие возможностей. Социальная реальность утрачивает для человека статус подлинности, обретая качества виртуального мира».
Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже х гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться на просторах глобального мира, затрагивая все сферы жизнедеятельности людей. Для наглядности сопоставим в табл. 1 основные положения традиционализма и постмодернизма.
Постмодернистская атака на традиционные ценности влечет за собой последовательное «раскуль- туривание» общества и расчеловечение индивида. В искусстве, например, это проявляется в утверждении деструктивного начала в качестве стилеобра- зующего фактора, который продуцирует образы порока, агрессии, деградации, распада, наводнившие в последние годы литературу, кинематограф и медийное пространство.
Отчуждение от духовной традиции и установка на постмодернистский идеал разжигают в человеке эгоцентризм, пробуждают своенравие и самонадеянность, порождают, с одной стороны, ценностную дезориентированность, страстность, с другой — внутреннее опустошение, переживание бессмысленности жизни ив конечном счете приводят к общему снижению жизнеспособности. Эгоцентризм ахиллесова пята человека — замыкает его на собственных интересах, целях и пристрастиях, пробуждает гордыню, толкает к деструктивными или аутодеструктивным действиям.
Возобладание постмодернистских тенденций в обществе ведет к кардинальной смене (по сути, перекодировке) приоритетов человеческого бытия. Ориентация на нравственное достоинство, крепкую семью, служение отчизне и обществу подменяется признанием самоценности отдельной личности, поощрением ее самовыражения и самоутверждения любыми средствами и любой ценой.
Исследователи прогнозируют, а эксперты подтверждают, что при таком целеполагании обостряются проблемы, обусловленные всплеском эгоцентризма и распространением антисоциального поведения. В результате в обществе нарастают девиант- ные и аномические
1
тенденции люди привыкают действовать за счет других, в ущерб другим, против других ПОСТМОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ Зараза постмодернизма поражает не только отдельного человека или супружеские союзы, но и целые Таблица Сравнение мировоззренческих представлений традиционализма и постмодернизма

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом