Главная страница
qrcode

Растим личность. Программа дошкольного образования растим личность


Скачать 426,69 Kb.
НазваниеПрограмма дошкольного образования растим личность
Дата16.11.2019
Размер426,69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРастим личность.docx
ТипПрограмма
#109370
страница1 из 38
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ТИПОВАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РАСТИМ ЛИЧНОСТЬ»


Донецк

2018

Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (Приказ от 23.08.2018 г № 725) Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (Протокол № 4 от 16.08.2018г.)



Арутюнян Л.Н., заведующий сектором дошкольного образования Департамента образования Министерства образования и науки ДНР

Сипачева Е.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Макеенко Е.П., старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Котова Л.Н., заведующая отделом дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Михайлюк С.И., заведующий отделом физической культуры и спортивно-массовой работы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Бридько Г.Ф., методист отдела дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Губанова Н.В., методист отдела дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Кобзарь О.В., методист отдела специального и инклюзивного образования ГОУ ДПО

«Донецкий РИДПО»



Чернышев А.И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

Зарицкая В.Г., проректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент



Савченко М.В., доцент кафедры начального и дошкольного образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук;

Матузова И.Г., декан факультета педагогического образования, доцент кафедры дошкольного и начального педагогического образования ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт», кандидат педагогических наук;

Марченко Ю.А, старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 165 города Донецка», победитель конкурса «Наставница года»-2016



Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности «Донецкий РИДПО»

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.- ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. - 208 с.

СОДЕРЖАНИЕ






































































































































































    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


    Типовая образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана на основе опыта развития дошкольного образования с 2015 года в Донецкой Народной Республике, а также с учётом образовательных программ дошкольного образования: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой); «Дошколка.ру» (С. П. Циновская); «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.); «Радуга» (С.Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва и др.); «ДИАЛОГ» (под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько); «Семицветик». Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет (под. ред. В.И. Ашикова, С.Г. Ашикова); парциальной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (И. Каплунова, И. Новоскольцева), образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нищева), образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» (под редакцией Н.В. Микляевой). Программа предназначена для использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - Организация).

    Главная задача данного программного документа - помочь педагогам организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-233П-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР № 287от 04.04.2018) в условиях реализации Концепций:
    Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г. № 322;
  1. Концепция «Филологическое образование: русистика», утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.02.2016 №143;
  2. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016г. № 843;
  3. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017г. № 832;
  4. Концепция развития математического образования, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 10.04.2018г. №315;
  5. Концепция исторического развития Донбасса, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018г. № 317.
  6. Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 318;
    Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, разностороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию предпосылок учебной деятельности, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
    любознательность, познавательная самостоятельность;
  7. активность жизненной позиции, инициативность;
    • креативность в решении различных жизненных ситуаций;

    • патриотизм;

    • уважительность к традиционным ценностям, духовно-нравственная направленность личности ребенка на основе общечеловеческих социокультурных ценностей.

    Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, социально-коммуникативной, речевой, продуктивной, трудовой, познавательно­исследовательской, двигательной, музыкальной, изобразительной, конструктивной, через восприятие художественной литературы и фольклора.

    Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

    • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном разностороннем развитии каждого ребенка, формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

    • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

    • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать каждого ребенка в соответствии с его интересами и наклонностями;

    • уважительное отношение к результатам детского творчества, труда;

    • единство подходов к воспитанию детей в условиях Организации и семьи;

    • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

    Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в Организации. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и разностороннем воспитании детей, педагоги Организации совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

    ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

    В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на учёт её индивидуальных особенностей.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

    При разработке Программы составители опирались на лучшие традиции современного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, разностороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

    Составители Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении - и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

    В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 1,5 лет до школы.

    Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

    Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная и развивающая ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (отечественной и зарубежной), возможность разностороннего развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).

    Программа:
    соответствует принципам развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка;
  8. сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  9. строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  10. основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  11. соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  12. обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольников;
  13. предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  14. предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра);
  15. предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса с учётом гендерной идентичности и специфики развития каждого ребёнка в процессе его полоролевой социализации; предусматривает формирование чувства семейной, гендерной и гражданской принадлежности, уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  16. допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от местных особенностей;
  17. строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, обеспечивает единство образовательного процесса между дошкольным и начальным общим уровнями образования.


    Программа составлена с учётом необходимости реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ГОС ДО). Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Дошкольное образование детей младенческого возраста (от рождения до 1,5 лет) осуществляется в форме семейного образования. Родители (законные представители) обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в Организациях.

    Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

    Направленность на развитие личности ребенка

    Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

    Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

    Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

    Направленность на формирование общей культуры

    Развитие социальных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста.

    Патриотическая направленность

    В Программе большое внимание уделяется воспитанию у детей патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения.

    Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

    Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; формирование бережного отношения к окружающей среде; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

    Нацеленность на дальнейшее образование

    Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, получения профессионального образования; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

    Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

    Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

    Наиболее существенной структурной характеристикой Программы является принцип подачи материала - содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в соответствии с образовательными областями изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность более гибко подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

    Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка

    В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделен тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития социализации и нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.

    Простота введения вариативной части

    Изложение содержания Программы по комплексно-тематическим блокам позволяет при написании основной образовательной программы дошкольного образования легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса) - учитывать видовое разнообразие образовательных организаций, приоритетные направления, вводить местный компонент и пр.

    Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности

    В ГОС ДО игровая деятельность не включена явно ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна включаться во всю психолого-педагогическую работу, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, составители дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре как феномену детской деятельности, который требует наблюдения, целенаправленного развития и дополнительного внимания со стороны взрослого.. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

    Взаимодействие с семьями воспитанников

    Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

    Вариативность содержания раздела по инклюзивному и коррекционному образованию

    В рамках вариативности в Программе представлен раздел по коррекционной и инклюзивной практике в группах компенсирующего и комбинированного типа.



    Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов. Это обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

    Целевые ориентиры дошкольного образования следует рассматривать как социально­нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

    В Программе, так же как и в ГОС ДО, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

    Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

    • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

    • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

    • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

    • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

    • Ребенок овладевает активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

    • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; присутствуют игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

    • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

    • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

    • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

    • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

    • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

    • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
    Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  18. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  19. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  20. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, их взглядов и убеждений, физических и психических особенностей.
  21. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  22. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  23. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  24. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  25. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  26. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  27. Проявляет ответственность за начатое дело, инициативность в его реализации и получении результата.
  28. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  29. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
  30. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  31. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
  32. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
    • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

    • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

    • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

    ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    Реализация Программы предусматривает оценку индивидуального развития детей, которая производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

    Эффективной педагогической диагностике может способствовать использование педагогами в своей работе индивидуальной карты развития ребенка. Такая форма диагностического обследования должна помочь в комплексном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно с ними работающему. Ее результаты помогают подбирать наиболее адекватные методы работы, дают обратную связь в плане эффективности тех или иных педагогических воздействий. Согласно ГОС ДО, педагогическая диагностика индивидуального развития детей является профессиональным инструментом педагога, используемым для получения информации о динамике развития и обучения каждого ребенка. Данные, полученные в результате такой оценки, являются рабочими материалами педагога и не подлежат проверке и контролю со стороны администрации, других органов и инстанций.

    Педагогическая оценка индивидуального развития каждого ребёнка направлена, прежде всего, на оценку эффективности созданных для его развития условий, в соответствии с его возрастными возможностями, индивидуальными особенностями и интересами. Она не призвана выявлять личностные особенности и отклонения в поведении детей. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач.

    Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
    индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  33. оптимизации работы с группой детей.
    В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия.

    При проведении педагогической диагностики необходимо учитывать следующее:
    Условия проведения диагностики должны соответствовать санитарно­эпидемиологическим правилам и нормативам.
  34. Обследование должно проводиться в привычной для дошкольника обстановке.
  35. Обследование не должно нарушать режим дня и утомлять детей. Целесообразно проводить его в первой половине дня, во вторник или в среду (то есть в дни лучшей работоспособности детей).
  36. Проведение педагогической диагностики не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.
  37. Проведение диагностических процедур не должно нарушать образовательный процесс.
  38. Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе - 6 человек.
  39. Диагностические процедуры не должны превышать по длительности пределы работоспособности детей каждого возраста. Максимальная продолжительность диагностики - 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.
  40. При проведении диагностического обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка.
  41. Необходимо заранее подготовить и удобно разместить всё нужное для проведения обследования.
  42. Нужные игры и пособия лучше разместить на отдельном столе.
  43. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребёнка; проявлять неудовольствие; обращать внимание на отрицательные результаты; анализировать результаты с родителями в присутствии ребёнка.
  44. При оценке результатов обследования следует учитывать, что результаты могут снижаться в случаях: трудностей при контакте с незнакомым взрослым; страха получить низкую оценку; неспособности ребёнка сосредоточиться в непривычной ситуации; медлительности ребёнка, или его усталости, или плохого самочувствия.
    В основу разработки процедуры педагогического обследования детей лежат следующие требования:
    научная обоснованность выбора показателей для проведения диагностического обследования;
  45. тесная связь содержания диагностики с содержанием проводимого обучения;
  46. учёт при подборе диагностических проб и заданий возрастных особенностей и зоны ближайшего развития каждого ребёнка;
  47. отбор для обследования методов, дающих при компактности и коротком времени проведения максимальное количество информативных показателей;
  48. высокий профессиональный уровень проведения обследования квалифицированными специалистами: недопустимость передачи диагностических методик родителям для самостоятельного обследования ребёнка;
  49. конфиденциальность результатов обследования: другим педагогам и родителям результаты обследования, при необходимости, представляются в виде рекомендаций, разработанных на основе полученных данных.
    Педагогическая диагностика не должна смешиваться с психологической диагностикой, проводимой специалистом-психологом. Результаты психологической диагностики, по условиям конфиденциальности, предоставляются педагогам, непосредственно работающим с детьми, и родителям в форме психологических заключений и рекомендаций, не подлежащих обсуждению и просмотру администрацией Организации и контролирующими инстанциями, а также третьими лицами.



    В соответствии с ГОС ДО, целевые ориентиры дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

    Как следует из ГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

    • аттестацию педагогических кадров;

    • оценку качества образования;

    • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).

    Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

    В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной системы оценивания.

    В основе аутентичной системы оценивания лежат следующие принципы.

    Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

    Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

    В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована. И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
      СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
      ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

      В этом разделе представлены возрастные особенности развития для каждого года жизни ребенка от 1,5 лет до школы. Этот материал поможет педагогу лучше понять закономерности детского развития и ставить задачи, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей.

      Первая младшая группа (от 1,5 до 3 лет)
      На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

      Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

      Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

      В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

      Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

      Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 800-1200 слов.

      К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются такие виды деятельности как игра, рисование, конструирование.

      Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

      Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

      На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
        1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

      перейти в каталог файлов


связь с админом