Главная страница

программма ГОС по логопедии 2013 г новая.. Программа государственного экзамена по логопедии (название экзамена в соответствии с учебным планом)


Скачать 223.5 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по логопедии (название экзамена в соответствии с учебным планом)
Анкорпрограммма ГОС по логопедии 2013 г новая..doc
Дата23.09.2017
Размер223.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлапрограммма ГОС по логопедии 2013 г новая..doc
ТипПрограмма
#33292
страница1 из 3
Каталогid46289397

С этим файлом связано 66 файл(ов). Среди них: Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Развитие правильности и осознанност, Slova_oboznachayushie_priznak_predmeta.pdf, Uzorova_Matematika_3_klass_Letnie_zadania_po_matematike.pdf, V_Buyko_G_Syropyatova_NEPARNYE_MYaGKIE_SOGLASNY.docx, 5_Ch_Sch.pdf, 7_R_R.pdf, vinokurova_pamyatka_dlya_nachalnoy_shkoly_rabota_nad_oshibkami.p и ещё 56 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Ф 27-026
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и управлению качеством
___________________ Ю.Э.Белых

___________________

(дата утверждения)

Регистрационный № ПГЭ - __/__
ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по ЛОГОПЕДИИ

(название экзамена в соответствии с учебным планом)
Специальность, направление, специализация

1-03 03 08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»

2013 г.

Программа разработана кафедрой социальной и коррекционной педагогики

(название кафедры)

Зав. кафедрой ____________ __Н.В. Михалкович

(подпись) (Ф.И.О.)

Рецензенты:
______________ __Г.В. Бирич, начальник отдела социальной работы и правовой защиты детства ГУО «Гродненский ОИРО»
_________________ __Е.Н. Лапковская, кандидат филологических наук, доцент, заместитель декана педагогического факультета по воспитательной работе УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по

педагогическим специальностям педагогического факультета
Протокол № ____ от ____ ____________20__г.

Рекомендована к утверждению Советом педагогического факультета
Протокол № ____ от ____ ____________20__г.

Рекомендована к утверждению Советом университета
Протокол № _____от ____ ____________20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный экзамен по курсу «Логопедия» ставит своей задачей проверку сформированности уровня академических, социально-личностных и профессиональных компетенций выпускников специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия» с учетом основных положений квалификационной характеристики учителя-логопеда, который должен быть подготовлен для профессиональной деятельности в области предупреждения, выявления и устранения нарушений речи средствами специального обучения и воспитания.

Программа Государственного экзамена отражает современное состояние теории и практики логопедии, учитывает достижения ряда смежных научных дисциплин и охватывает все основные разделы логопедии.

Важным принципом является неразрывная связь теории с практикой. В связи с этим программа построена таким образом, что, раскрывая любую из предлагаемых тем, выпускник должен продемонстрировать знание теоретических положений науки и возможности реализации их на практике, а также обнаружить подготовленность к ведению логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи, что включает знание специальной литературы, умение подкреплять свой ответ, раскрывая теоретические положения ссылками на соответствующую литературу и на свой опыт наблюдений и работы с лицами с расстройствами речи.

Другим принципом построения программы является неразрывная связь предметов медико-психолого-педагогического и методического циклов. Реализация этого принципа заключается в том, что любая раскрываемая тема должна иметь медико-психолого-педагогическое обоснование, позволяющее судить об адекватность выбранных средств воздействия при анализе системы преодоления речевых нарушений.

Важным принципом построения программы является принцип историзма. Он реализуется в том, что каждый вопрос программы рекомендуется рассматривать в историческом аспекте, т.е. знать историю развития взглядов на определенные проблемы, имена крупнейших ученых в области логопедии и специальных методик, их вклад в развитие науки.

Требования к ответу выпускника на Государственном экзамене предусматривают демонстрацию студентом знания методологии логопедии, понимания причинно-следственных зависимостей, владения категориально-терминологическим аппаратом.

Выпускник специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия» на государственном экзамене по «Логопедии» должен:

Знать:

- проблемное поле логопедии, ее теоретические и методологические основы;

- осоновные этапы становления логопедии и современные тенденции развития логопедической теории и праткики;

- распространенность, этиологию, формы, симптоматику различных речевых нарушений;

- классификацию нарушений речи и методы их педагогической диагностики;

- систему принципов, методов и средств диагностики и устранения речевых нарушений;

- особенности формирования речи в онтогенезе;

- речевые нарушения и методы их устранения у различных категорий детей с ОПФР;

- систему профилактики речевых расстройтв;

- формы и структуру организации логопедической работы.
Уметь:

- уметь планировать, организовывать и проводить логопедическую работу в различных типах учреждений системы образования, здравоохранения, социального обеспечения.;

- уметь планировать, организовывать и проводить обследование лиц с нарушениями речи с целью квалификации речевого нарушения коррекционных мероприятий;

- владеть различными методиками предупредения и устранения речевых нарушений у детей с особенностями психофизического развития и взрослых с речевой патологией.
Требования к компетенциям:

академическим:

- владеть системой научно-теоретических знаний о типологии и структуре речевых нарушений;

- владеть методикой диагностики речевых нарушений и организации коррекционной работы по их преодолению у детей, подростков и взрослых;
социально-личностным:

- уметь наладить взаимодействие в работе со специалистами образования и здравоохранения в целях совместной работы по коррекции речевых расстройств;
профессиональным:

- знать и владеть методами, приемами и технологиями коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых;

- знать программы дошкольного и школьного обучения и воспитания, содержание учебников, пособий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. Теоретические основы логопедии. Предмет и задачи курса
Тема 1. Теоретические и методологические основы логопедии

Логопедия как отрасль коррекционной педагогики – система научных знаний о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предмет, объект, цели и задачи логопедии. Структура логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, ее взаимодействие со смежными дисциплинами. Значение педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических наук для анализа и преодоления речевых нарушений.

Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии. Значение для логопедии учений И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.Р. Лурия, П.К. Анохина. Значение для логопедии трудов Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева.

Анатомо-физиологический аспект речевой деятельности. Функциональная система и речевая функциональная система. Динамическая локализация психических функций и речи. Анатомо-физиологическая организация речевого процесса.

Психологический и психолингвистический аспекты речевой деятельности. Онтогенез речи.

Принципы логопедии как науки: системности, комплексности, развития, онтогенетический, деятельностного подхода, этиопатогенетический, обходного пути, общедидактические.

Методы логопедии: организационные, эмпирические, количественного и качественного анализа, интерпретационные.

Теоретическое и практическое значение логопедии.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Личность логопеда. Понятие гуманизма, деонтологии в логопедии.

Развитие логопедии в соответствии с уровнем развития общества. Социально-экономические проблемы логопедии.

Актуальные проблемы современной логопедии.
Тема 2. Причины нарушений речи

Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи – основы для изучения этиологии речевых расстройств.

Внешние и внутренние причины в возникновении речевых нарушений, их взаимодействие. Причины биологические и социально-психологические, органические и функциональные, центральные и периферические.

Зависимость развития речевой деятельности ребенка от степени зрелости его центральной нервной системы, от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Критические периоды в развитии речевой функции. Пренатальные, натальные и постнатальные (ранние и поздние) вредности, значимые для формирования речи. Значение наследственных факторов в этиологии речевых нарушений. Понятие о полиэтиологии речевых нарушений. Понятие о «факторе риска» в речевом развитии ребенка.

Этиология нарушений речи в свете современных достижений медицины, генетики, цитогенетики, психопатологии, нейропсихолингвистики и других наук.
Тема 3. Классификация нарушений речи

Принципы анализа речевых нарушений, сформулированные Р. Е. Левиной (развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с развитием ведущих форм деятельности и других сторон психического развития).

Схема анализа речевых нарушений, предложенная О. В. Правдиной.

История развития учения о классификации речевых нарушений. Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений. Педагогические, психологические, лингвистические и клинические критерии систематизации нарушений речи. Кодификация речевых нарушений в МКБ-10.

Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения речи, выделяемые в психолого-педагогической классификации.

Речевые нарушения, обусловленные дефектами развития.

Спорные и нерешенные вопросы классификации речевых нарушений.
Тема 4. Принципы и методы логопедического обследования и воздействия

Общие принципы обследования лиц с нарушениями речи (комплексность и всесторонность; целостность и конкретность; индивидуальный подход в установлении контакта; изучение в процессе обучения; выявление положительных возможностей; онтогенетический). Методы обследования (организационные, эмпирические, статистические, интерпретационные). Схема логопедического обследования. Три этапа логопедического обследования: ориентировочный, обследования речевой и познавательной деятельности, динамического наблюдения за ребенком в процессе обучения и уточнения логопедического заключения.

Прогноз и условия его определяющие.

Общедидактические и специальные принципы, лежащие в основе логопедического воздействия. Комплексность воздействия при речевых нарушениях. Дифференцированный подход в устранении речевых нарушений. Поэтапный ход логопедического воздействия. Учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи. Основные формы логопедического воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, абилитация, реабилитация.

Методы логопедического воздействия: практические, наглядные, словесные. Методы воспитания и перевоспитания: убеждения, упражнения, стимулирования, самовоспитания и др.

Формы организации логопедической работы: фронтальные, групповые, подгрупповые занятия, урок.

Роль логопедической работы в системе комплексного воздействия. Прямые и обходные пути логопедического воздействия. Эффективность логопедической работы и факторы ее определяющие.

Cистема профилактики речевых нарушений: первичная, вторичная, третичная.
Раздел 2. Виды речевых нарушений и их коррекция
Тема 1. Дислалия

Определение дислалии, краткие сведения из истории изучения нарушений звукопроизношения. Статистические данные о распространенности нарушений звукопроизношения, профилактика и прогноз.

Причины дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата.

Классификация дислалии. Формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения (функциональная и механическая).

Функциональная дислалия, ее формы в зависимости от нарушения психофизиологического механизма (моторная, сенсорная), по симптоматике (фонологические, антропофонические). Характеристика акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии.

Уровни нарушенного звукопроизношения. Простая и сложная дислалия. Термины обозначения нарушений отдельных групп звуков, их виды (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, нарушения смягчения, озвончения). Проблема бокового сигматизма.

Механическая дислалия. Аномалии строения зубо-челюстной системы, их роль в формировании неправильного произношения звуков. Симптоматика механической дислалии. Роль хирургического вмешательства, ортодонтического лечения, миотерапии в устранении механической дислалии.

Динамика: особенности развития фонетической, фонематической и других разделов языковой системы, операций фонематического анализа и синтеза.

Обследование лиц с дислалией. Содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз. Профилактика: предупреждение возникновения дислалии, других речевых расстройств, рецидивов.

Методика логопедического воздействия. Цели, задачи, принципы, этапы логопедического воздействия (подготовительный, формирования первичных произносительных умений и навыков, формирования коммуникативных умений и навыков). Методы формирования правильного звукопроизношения (показ, опора на сохранные звуки, артикуляционные упражнения, механическое воздействие и др.). Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их устранения.
Тема 2. Ринолалия

Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности, профилактика и прогноз.

Причины, механизм, основные формы нарушения. Классификация ринолалии (открытая, закрытая, смешанная). Характеристика открытой механической врожденной ринолалии. Влияние врожденных расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Особенности проявлений ринолалии в разные возрастные периоды. Характеристика речевого и психического развития ребенка с врожденной расщелиной неба.

Динамика ринолалии, ее влияние на формирование письменной речи.

Обследование лиц с ринолалией: содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз.

Профилактика: предупреждение возникновения врожденных расщелин неба, вторичных речевых и неречевых расстройств, рецидивов.

Роль медицинского воздействия при устранении ринолалии.

Задачи, принципы, этапы, содержание и методы логопедического воздействия. Система коррекционно-воспитательного воздействия в дооперационный и послеоперационный периоды. Значение лечебной физкультуры и логоритмики в комплексной работе при устранении ринолалии.

Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его родителей.

Структура логопедических занятий по устранению ринолалии. Дидактический материал и инструментарий, используемый на занятиях. Организация работы по устранению ринолалии в различных типах логопедических учреждений.

Закрытая, смешанная ринолалия, их характеристика, система коррекционно-воспитательной работы.

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме ринолалии.
Тема 3. Дизартрия

Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности, профилактика. Клинико-физиологические и психолингвистические аспекты. Этиология и патогенез дизартрии. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Классификация дизартрии в зависимости от различных критериев. Общая симптоматика дизартрии. Характеристика корковой, псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Степени нарушения. Дизартрия, осложненная заиканием.

Стертая форма дизартрии, ее сопоставительный анализ с дислалией. Речевые и неречевые симптомы в структуре дизартрии и их соотношение.

Обследование лиц с дизартрией: содержание, методы и приемы обследования. Роль физиологического, медицинского, психолого-педагогического и других видов обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз.

Профилактика: предупреждение возникновения дизартрии, вторичных речевых и неречевых расстройств, рецидивов.

Цели, задачи, принципы, методы и система логопедического воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Методика работы при различных формах дизартрии. Логопедическая работа при стертых формах дизартрии. Структура занятий. Психотерапия в логопедической работе при устранении дизартрии. Медицинское и общепедагогическое воздействие в системе устранения дизартрии и в социальной адаптации лиц с дизартрией. Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение.

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме дизартрии.
Тема 4. Нарушения голоса

Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности, профилактика.

Акустические основы голосообразования.

Голосовой аппарат, его роль в образовании и оформлении голоса. Теории голосообразования. Развитие голоса у детей.

Определение нарушений голоса, краткие сведения из истории фонопедии. Статистические данные о распространенности. Этиология и механизм различных форм нарушений голоса. Степени проявления дефекта. Классификация расстройств голоса: органические и функциоальные. Основные формы голосовых расстройств (афония, дисфония, фонастения, ринофония). Симптоматика органических и функциональных форм расстройств голоса. Состояние голоса дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Обследование лиц с расстройствами голоса: содержание, методы и приемы обследования. Необходимость комплексного медико-педагогического обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз.

Профилактика: предупреждение возникновения расстройства голоса; система гигиенических мероприятий в преддошкольном, дошкольном, школьном возрастах и у взрослых.

Комплекс медико-педагогических мероприятий при устранении разных форм нарушений голоса. Особенности восстановительной работы при нарушениях голоса после удаления гортани.

Дискуссионные и нерешенные вопросы.
Тема 5. Нарушения темпа речи

Определение нарушений темпа речи, история изучения. Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности, профилактика. и прогноз. Причины и механизм различных форм расстройств темпа речи. Дискуссионные и нерешенные вопросы.
Тема 6. Заикание

Определение, краткие сведения из истории изучения. Определение, краткие сведения из истории изучения нарушения. Статистические данные о распространенности, профилактика и прогноз. Анализ основных теорий заикания. Различные классификации заикания. Современные взгляды на этиологию и механизм заикания. Физиологические и социальные симптомы. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды, динамика речевых и личностных особенностей, периодичность проявления заикания, рецидивы.

Клинические формы заикания (невротическое, неврозоподобное). Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания.

Обследование лиц с заиканием: принципы, приемы и содержание обследования. Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи; сочетание заикания с другими видами речевых нарушений; заикание у умственно отсталых детей. Прогноз: условия, определяющие прогноз.

Профилактика: предупреждение возникновения заикания, нервно-психических нарушений, рецидивов.

Становление современного комплексного подхода к преодолению заикания. Лечебно-оздоровительная и коррекционно-педагогическая работа. Этапность логопедической работы. Особенности логопедической работы с заикающимися дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми. Игры при работе с заикающимися дошкольниками. Устранение заикания в процессе ручной деятельности. Логоритмика и музыкотерапия при устранении заикания. Организация и содержание работы с заикающимися в разных типах учреждений. Программа работы с заикающимися в специальном детском саду. Структура логопедических занятий. Использование технических средств. Психотерапия при устранении заикания. Обзор новых методик преодоления заикания. Эффективность устранения заикания.

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме заикания, перспективы дальнейшего его изучения.
Тема 7. Алалия

Определение, краткие сведения из истории изучения. Статистические данные о распространенности, профилактика и прогноз. Алалия как системное недоразвитие речи. Анатомо-физиологический, неврологический, психолингвистический аспекты нарушения. Причины и механизм нарушения. Классификация алалии. Основные формы (моторная, сенсорная, сенсо-моторная).

Моторная (экспрессивная) алалия, причины, механизм, характер повреждения речевого аппарата. Симптоматика моторной алалии: неязыковые нарушения, психопатологические, языковые нарушения. Степени выраженности речевого дефекта. Течение алалии.

Динамика развития функций и средств речи. Специфика формирования коммуникативной функции речи при моторной алалии.

Обследование детей с алалией: принципы, приемы, содержание. Прогноз. Дифференциальная диагностика: отличие моторной алалии от умственной отсталости, задержки психического развития, раннего детского аутизма; от иных форм речевой патологии (задержки речевого развития, афазии, корковой дизартрии); отличие разных форм алалии друг от друга. Значение наблюдений за ребенком в ходе медико-педагогической работы для правильной диагностики.

Профилактика: предупреждение возникновения алалии, других форм речевых расстройств, нервно-психических нарушений.

Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии. Поэтапный ход логопедической работы: подготовительный, формирование первоначальных речевых навыков в ситуации диалогического общения, формирование высказывания как основной единицы речевого действия, формирование коммуникативных умений и навыков и связной речи. Проблема формирования психологических механизмов усвоения грамматики родного языка. Роль игры и наглядности в развитии речи. Развитие высших психических функций. Структура логопедических занятий.

Сенсорная алалия, причины, механизм.

Симптоматика сенсорной алалии: особенности слухового восприятия, памяти, внимания, понимания речи. Специфика экспрессивной речи.

Особенности обследования детей с сенсорной алалией. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и снижения слуха, сенсорной алалии и умственной отсталости, сенсорной и моторной алалии. Прогноз. Система коррекционно-воспитательного воздействия: формирование внимания, восприятия неречевых и речевых звуков, акустических дифференцировок, импрессивной, экспрессивной речи. Воспитание различных форм и функций речи в процессе предметно-практической деятельности. Структура логопедических занятий. Особенности организации работы в различных специальных дошкольных учреждениях, школах, в медицинских учреждениях.

Дискуссионные и нерешенные вопросы. Направления исследования алалии в настоящее время.
Тема 8. Афазия

Определение, краткие сведения из истории афазиологии. Статистические данные о распространенности, профилактика и прогноз. Связь исследования афазии с развитием представлений о высших психических функциях. Нейролингвистический подход в понимании афазии на современном этапе. Причины и механизм афазии. Афазия у детей, ее сходство и отличие от афазии у взрослых и алалией у детей. Классификация афазии. Характеристика акустико-гностической, сенсорной, акустико-мнестической семантической, афферентной моторной, эфферентной моторной и динамической. Степени выраженности афазических нарушений. Характеристика речевых и неречевых проявлений. Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм.

Специфика обследования больных с афазией: принципы, организация, содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика: отличие афазии от других форм патологии речи, от психических заболеваний; отличие разных форм афазии друг от друга.

Профилактика: предупреждение возникновения афазии, других форм речевой патологии, нервно-психических нарушений, рецидивов. Принципы, задачи и методы восстановительной работы. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в острый и резидуальный периоды. Специфика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии. Психотерапия и трудотерапия в комплексе восстановительных мероприятий. Структура занятий с больными, страдающими афазией. Требования к проведению занятий.

Нейропсихологический анализ разных форм аграфии и алексии при афазии, методы их преодоления.

Направления исследования афазии в настоящее время, дискуссионные и нерешенные вопросы.
Тема 9. Нарушения письменной речи

Определение, терминология, краткие сведения из истории изучения проблемы. Распространенность нарушений письменной речи. Дислексия, дисграфия, дизорфография как самостоятельные формы патологии речи и как синдромы в структуре других форм патологии речевой деятельности. Современные научные представления об этиологии нарушений письменной речи.

Дислексия. Психофизиологическая структура процесса овладения чтением. Причины и психологический аспект механизмов нарушений чтения. Классификация дислексий. Характеристика фонематической, семантической, аграмматической, мнестической, оптической, тактильной дислексии. Симптоматика дислексии.

Дисграфия. Психофизиологическая структура акта письма. Операции процесса письма. Причины и механизм дисграфии. Характеристика форм дисграфии (артикуляторно-акустической; на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической).

Дизорфография, причины, симптоматика, логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи.

Обследование детей с нарушениями письменной речи: содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика: отличие дислексии, дисграфии от отклонений чтения и письма в норме, отличие разных форм дислексии и дисграфии друг от друга. Прогноз.

Профилактика нарушений чтения и письма.

Принципы, организация, этапы и методы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Особенности логопедической работы при разных формах нарушений письменной речи. Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания. Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза. Устранение аграмматической и оптической дислексии и дисграфии. Структура уроков при устранении нарушений письма и чтения. Дидактический материал, используемый на уроках.

Дискуссионные и нерешенные вопросы. Направление исследований дислексии и дисграфии в настоящее время.
Раздел 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях
Тема 1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха

Влияние нарушений слуха на психическое и речевое развитие. Степени снижения слуха. Распространенность нарушений слуха, причины и механизм нарушений. Факторы, определяющие характер и степень недостаточности речевой функции у детей с нарушением слуха. Характеристика речевой деятельности: фонетико-фонематические нарушения, нарушения лексического и грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Особенности речевых расстройств у слабослышащих.

Комплексное обследование детей с нарушением слуха. Специфика обследования состояния слуха у детей разных возрастных групп. Дифференциальная диагностика.

Система обучения и воспитания слабослышащих детей в массовых и специальных дошкольных и школьных учреждениях. Устранение разных форм речевых расстройств при нарушениях слуха. Методы компенсации нарушенной слуховой функции: звукоусиливающая аппаратура, зрительное и тактильно-вибрационное восприятие речи. Эффективность логопедической работы.

Суть метода «кохлеарной имплантации». Система слухоречевой реабилитации лиц после кохлеарной имплантации в различном возрасте.

Дискуссионные и нерешенные вопросы патологии речи у слабослышащих детей.
Тема 2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Основные особенности зрительного восприятия в детском возрасте. Степени нарушения зрения у детей, причины. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе.

История вопроса о становлении речи, ее нарушениях и коррекции у детей с глубокими дефектами зрения. Выявление нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Организация логопедических занятий. Единство коррекционно-обучающего процесса и логопедических занятий в формировании и совершенствовании речевой деятельности при нарушениях зрения.
Тема 3. Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Статистические данные о распространенности речевой патологии у детей с интеллектуальной недостаточностью. Корреляция речевого нарушения развития с интеллектуальными нарушениями. Структура речевого нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушение фонетической, лексико-грамматической, связной, письменной речи и их коррекция у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Обследование речи детей с интеллектуальной недостаточностью: содержание, методы и приемы.

Особенности логопедической работы с детьми с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью. Особенности логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью.

Организация и содержание логопедической работы во вспомогательной школе.
Тема 4. Особенности логопедической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Определение ДЦП, статистические сведения о распространенности речевых нарушений при ДЦП. Формы речевых нарушений при ДЦП. Этиология, механизм и симптоматика основных форм патологии речи. Соотношение речевых и неречевых синдромов. Влияние ДЦП на речь, личность и деятельность ребенка.

Обследование детей с ДЦП: принципы, организация, методы и приемы обследования. Прогноз и условия его определяющие.

Профилактика: предупреждение возникновения речевых, нервно-психических нарушений.

Содержание и методы логопедической работы в комплексе медико-педагогического воздействия. Организация логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в разных типах логопедических учреждений.
Тема 5. Особенности логопедической работы с детьми с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития (ЗПР)

Статистические данные о распространенности речевых нарушений у детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР. Особенности речевого развития детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР. Классификация детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Логопедическая работа с детьми с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.
Раздел 4. Организация логопедической помощи в Республике Беларусь

и за рубежом
Тема 1. Система специальных учреждений для лиц с нарушениями речи

Основные этапы развития логопедии. Краткие сведения из истории развития системы логопедической помощи в Республике Беларусь и за рубежом. Специальные учреждения в Республике Беларусь. Логопедическая помощь в системе образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Нормативно-правовое регулирование процесса логопедического воздействия. Особенности комплектования учреждений. Система лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы в различных учреждениях. Оборудование кабинета для логопедических занятий, требования к его оформлению. Организационно-методическая документация. Профилактика речевых нарушений: первичная, вторичная, третичная.
Тема 2. Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи

Организация работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) при Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Рекомендации к зачислению детей с нарушениями речи в специальные дошкольные и школьные учреждения (специальные детские дошкольные учреждения и группы для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальные общеобразовательные школы и классы для детей с тяжелыми нарушениями речи; группы и классы интегрированного обучения; пункты коррекционно-педагогической помощи; Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации). Рекомендации к обследованию детей. Документация ПМПК.
Тема 3. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)

Понятие о ФФНР. Характеристика детей с ФФНР. Степени выраженности ФФНР.

Обследование детей с ФФНР.

Коррекция ФФНР у детей дошкольного и школьного возраста: разделы, содержание и методика работы. Планирование и организация работы, ее эффективность.
Тема 4. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Понятие об ОНР. Характеристика детей с ОНР. Периодизация ОНР, уровни речевого развития.

Обследование детей с ОНР. Дифференциальная диагностика ОНР.

Поэтапность логопедической работы при ОНР. Задачи и содержание логопедической работы на I-III уровнях речевого развития. Организационно-методические требования к построению обучения учащихся с ОНР в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи, содержание и организационно-методические требования к построению логопедической работы с детьми с нерезко выраженным ОНР (IV уровнем речевого развития). Преодоление не резко выраженного ОНР (НВ ОНР) у младших школьников в условиях ПКПП общеобразовательной школы.
Раздел 5. Практикоориентированные задания к государственному экзамену


  1. Сделайте анализ приемов обследования процессов языкового анализа и синтеза младших школьников с дизорфографией

  2. Определите тему, цель, задачи занятия и форму речевого нарушения по содержанию предложенного конспекта

  3. Осуществите анализ содержания фронтального занятия по предложенному конспекту. Определить тему занятия и форму нарушения.

  4. Проанализируйте конспект занятия для детей с ОНР (III уровень),

возраст 5-6 лет.

  1. Проведите анализ речевой карты, составленной на ребенка с ОНР.

  2. Определите, при какой форме дислексии используются перечисленные приемы работы.

  3. Определите форму афазии.

  4. Проанализируйте правильность сбора анамнестических данных, собранных на заикающегося ребенка.

  5. Осуществите анализ фрагментов бесед логопедов с детьми и родителями.

  6. Сделайте анализ беседы с родителями по предупреждению усиления

заикания у детей.

  1. Определите виды сигматизма.

  2. Проанализируйте индивидуальную речевую карту, составленную на ребенка с алалией.

  3. Определить форму речевого нарушения.

  4. Определите, при какой форме афазии и над какими конструкциями ведется логопедическая работа.

  5. Сделать анализ конспекта занятия по устранению открытой ринолалии в послеоперационный период.

  6. Определить форму дисграфии на основании анализа письменной работы.

  7. Сформулировать логопедическое заключение на основании данных обследования.

  8. Определить форму дисграфии на основании анализа письменной работы

  9. Сделайте анализ конспекта занятия по устранению нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы.

  10. Проанализировать конспект занятии по дисграфии.

  11. Определите уровень речевого развития ребенка с алалией.

  12. Дайте анализ речевой карты, составленной на ребенка с дизартрией.

  13. Осуществите анализ логопедического обследования ребенка с ринолалией.

  14. Проведите анализ логопедического обследования заикающегося дошкольника.

  15. Проанализируйте конспект фронтального занятия с заикающимися взрослыми.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом