Главная страница

Закиров А.З._Семь уроков сценического движения. Программа обучения актёров по предмету Сценическое движение


Скачать 2,04 Mb.
НазваниеПрограмма обучения актёров по предмету Сценическое движение
АнкорЗакиров А.З._Семь уроков сценического движения.doc
Дата16.10.2017
Размер2,04 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗакиров А.З._Семь уроков сценического движения.doc
ТипПрограмма
#41775
страница4 из 4
1   2   3   4

59

Фото 59а


Фото 59б



60

Фото 59в



Работа с предметом

(жонглирование).
Упражнение 1. Исходная позиция: Два мяча в одной руке, в другой – один.

Поднять правую ногу. Правая рука с внешней стороны бросает мяч под поднятой правой ногой. В этом положении продолжить жонглирование тремя мячами. Сделать это упражнение под левой ногой.

Фото 60



61

Упражнение 2. Исходная позиция: два мяча в правой руке, в левой – один.

Вывести правую руку с мячами за спиной к левой руке. Тем самым обе кисти оказываются около левого бока. В спине небольшой прогиб. Начать жонглирование, сохраняя позицию.

Фото 61


Урок 7

Тренинг развивающий.
Упражнение 1. Исходная позиция: нейтральная.

Начать поиск различных способов передвижения, во время которого необходимо сделать паузу и продолжить движение. Скажем, кувырок – перекат – пауза – прыжок – пробежка – пауза – колесо – перекат и т.д. Необходимо всё передвижение распределить по площадке, используя всё пространство.
Упражнение 2. Исходная позиция: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, стопы не касаются пола. Руки разведены в стороны.

Начать вращательное круговое движение стопами ног наружу, при этом кисти рук вращаются во внутрь. Поменять направление вращения и повторить упражнение.


62

Упражнение 3 “Волна”. Исходная позиция: нейтральная.

На счёт «раз» - максимально вытянуть шею и голову вперёд, затем продолжить движение в обратном направлении. На счёт «два» - одновременное движение плечами вперёд, а затем назад. На счёт «три» - грудная клетка - вперёд, назад. На счёт «четыре» - бёдра – вперёд, назад. На счёт «пять» - колени – вперёд, назад.

Соединить пять разрозненных движений в одно целое.
Упражнение 4. Исходная позиция: нейтральная.

Оторвать правую ногу от пола. Обе руки вытянуты перед собой вперёд, параллельно полу. Поднять прямую правую ногу в противоположную рукам сторону. Необходимо добиться, чтобы руки и нога составляли единую прямую линию параллельную полу. Вернуться в исходную позицию. Поменять ногу и повторить упражнение.
Фото 62


Упражнение 5. Исходная позиция: лёжа на полу.

Выйти в гимнастический «мост». Перенести вес тела на руки и максимально выпрямить ноги в коленях. Вернуться в гимнастический «мост». Перенести вес тела на ноги, согнув колени, а руки выпрямить в локтях.


63

Фото 63а


Фото 63б


Упражнение 6. Исходная позиция: нейтральная.

Прыжок двумя ногами вперёд-вверх, высоко поднимая колени (группировка). И аналогичный прыжок назад-вверх. Приземление мягкое и бесшумное.
Сценические падения.
Выбрать одно из подготовительных упражнений для сценического падения. Определить исходную позицию. Получив воображаемый импульс, развить движение, завершая его падением. Траектория падения должна быть точно рассчитана, а само движение логичным. Обратить внимание на процесс движения во время его исполнения. Необходимо сыграть падение, которое произошло от потери равновесия тела.


64

Индивидуальная акробатика.
Повторив, проверить правильность исполняемых элементов индивидуальной акробатики и составить комбинацию из трёх-четырёх движений. Например, “колесо” переходящее в боковой перекат, продолжающийся выходом в “берёзку” и далее перекатом на грудь. Определив исходную позицию, начать движение. По окончании комбинации «поставить точку», то есть зафиксировать положение тела.
Работа с предметом

(жонглирование).
Композиция на жонглирование. Исходная позиция: нейтральная. В руках три мяча.

Соединение элементов жонглирования в композицию возможно как непрерывно, так и с остановкой движения – паузой.

Так, например, жонглируя двумя мячами правой рукой, один из мячей выбросить в сторону левой руки. А мяч, находящийся в левой руке – соответственно в правую, таким образом, перейти на жонглирование тремя мячами. Затем, подбросив один мяч чуть выше остальных, поймать его свободной рукой, а второй рукой в это время продолжить жонглирование двух оставшихся мячей. Таким образом, осуществляется переход и возврат из одного элемента жонглирования в другой. Ещё один пример: жонглируя тремя мячами, один мяч сильнее подбросить вверх. Два мяча поймать левой рукой, а третий мяч - правой, из под левой ноги. Выдержав небольшую паузу, продолжить жонглирование тремя мячами, отбивая их от пола. Любая композиция должна иметь свой неповторимый оригинальный пластический рисунок.

65

Пример индивидуального тренинга
Упражнение 1. Исходная позиция: нейтральная.

Потянуться правым ухом вправо, затем левым ухом влево. Проконтролировать, чтобы взгляд был направлен вперёд, голова не поворачивается.

Упражнение 2. Исходная позиция: нейтральная.

Начать вращательное движение суставом правого плеча вперёд. Одновременно с этим сустав левого плеча начинает вращательное движение назад. Поменять направления движения.
Упражнение 3. Исходная позиция: нейтральная.

Серединой грудной клетки «рисуем восьмёрку» вперёд-назад, вправо-влево. Траектория движения грудной клетки параллельно полу.
Упражнение 4. Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Вращение грудной клеткой по направлению влево, а коленями – вправо. Смена направлений вращения на противоположную.
Упражнение 5. Исходная позиция: стопы на ширине плеч, параллельны.

Перекаты с пяток на носочки и обратно. Перекатившись на носочки, найти устойчивую позицию. Прокатившись на пятки, также удержать устойчивое положение.
Упражнение 6. Исходная позиция: сесть на пол и соединить стопы.

Взяться руками за голеностопные суставы. Сохраняя форму, выходим в перекат через голень, бедро на спину вправо. Продолжая перекат, вернуться в исходную позицию. Поменять направление.
Упражнение 7. Исходная позиция: лежа на спине на полу. Ноги заброшены за голову и носками касаются пола. Руки разведены в стороны, а плечи прижаты к полу.

Сохраняя исходную позицию, передвигаться ногами влево. Плавно перейти из заданного положения в «полумост», а затем снова в первоначальное положение. Движение осуществляется таким образом, чтобы его траектория образовывала круг, центром которого являются плечи, прижатые к полу. Повторить упражнение в противоположную сторону.
Упражнение 8. Исходная позиция: нейтральная.

Задача: найти в скручивании самое неудобное положение тела. И в этой неудобной позиции, прежде всего, наладить дыхание. В неудобной позиции попытаться найти удобство, освоиться и более того, сохраняя основную позицию, начать передвижения.
66

Упражнение 9. Исходная позиция: нейтральная.

Правой ногой сделать максимально широкий шаг, заступая за левую ногу. Потянуться правой рукой к пальцам правой ноги. Провернуться на 360 градусов так, чтобы стопы оставались на месте, но при этом правая нога

оказалась впереди. Потянуться левой рукой к левой ноге.
Упражнение 10. Исходная позиция: сидя на полу, ноги выпрямлены.

Левую ногу, сгибая в колене, забросить за правую. Стопу левой ноги поставить на пол ближе к корпусу. Уложить грудную клетку на пол и развести руки в стороны. Чтобы голень правой ноги, стопа которой прижата к полу была под прямым углом, надо сделать пружинистые движения коленом в направлении «от себя». Вернуться в исходную позицию. Повторить упражнение, забросив правую ногу за левую.
Упражнение 11. Исходная позиция: нейтральная.

Начать поиск прямых линий, которые можно создать своим телом. Например, голень правой ноги и предплечье правой руки.
Упражнение 12. Исходная позиция: ноги шире плеч.

Выйти в позицию «полумоста» следующим образом: прогибаясь в спине, колени и бёдра подаются вперёд. Сначала опуститься на одно плечо и только потом прокатиться через верхнюю часть спины на другое плечо. При этом подбородок прижат к груди. Из позиции «полумоста» продолжить движение, перекатываясь на живот.
Упражнение 13. Исходная позиция: гимнастический выпад на правую ногу. Голень правой ноги под прямым углом к полу.

Наклонить тело вниз так, чтобы правое плечо опустилось ниже правого колена. Сделать в этом положении несколько пружинистых движений. Выполнить это упражнение с выпадом на левую ногу.
Упражнение 14. Исходная позиция: сидя на полу, ноги выпрямлены в

коленях, носки стоп подняты вверх.

Потянуться к прямым ногам и взяться за пальцы ног. Поочерёдно поднять сначала одну, потом другую ногу. Ноги, при этом, не сгибаются в коленях.

Упражнение 15. “Боковой перекат”. Исходная позиция: нейтральная.

Сделать правой ногой широкий шаг в сторону, присесть на правую ногу, при этом, выпрямив левую ногу в колене. Положить ладони рук на пол так, чтоб они и голеностопный сустав правой ноги составляли равнобедренный треугольник. Опираясь на руки, мягко опустить голень правой ноги и предплечье правой руки на пол. Сделав мах левой ногой, не сгибая её в колене, накатиться на спину. В вертикальном положении согнуть левую ногу, а

выпрямить правую. Продолжая движение, через голень, бедро и стопу левой

67

ноги выйти в позицию, в которой руки и стопа левой ноги образуют равносторонний треугольник. Оттолкнуться руками от пола и встать. Левую ногу приставить к правой.
Упражнение 16. “Кувырок вперёд через голову”. Исходная позиция: ноги широко расставлены (расстояние: две ширины плеч). Ладони на полу перед собой на ширине плеч. Ноги прямые.

Движение осуществляется вперёд с последующей группировкой. В группировке прокатиться через спину и встать на ноги.

Обратить внимание на следующее: точная исходная позиция, мягкость исполнения первой части элемента.

Упражнение 17. “Кувырок вперёд через плечо с опорой на руки”. Исходная позиция: нейтральная.

Правой ногой сделать шаг вперёд, потянуться вперёд, согнув правое колено. Опираясь на руки (ладони касаются пола на ширине плеч), повернуть кисть правой руки к левой ладони. Выпрямляя голеностопный сустав левой ноги, двигаемся вперёд. При этом голова наклоняется влево, прижимая ухо к плечу.

Накатившись на правое плечо, сгруппироваться и прокатиться через спину. Встать на ноги. То же самое повторить через левое плечо.
Упражнение 18. Исходная позиция: лёжа на спине.

Подняв ноги вверх, выйти в стойку на лопатках – «берёзка». Проконтролировать положение корпуса тела и ног. Они должны составлять одну прямую линию.
Упражнение 19. Исходная позиция: нейтральная.

Правой ногой сделать шаг назад, присесть на пол и выйти в положение «берёзка». Руки ставятся ладонями в пол, за головой на ширине плеч, пальцы направлены вперёд. Повернув голову влево, опираясь на руки, перевести вес тела через правое плечо на грудную клетку. После небольшого прогиба в спине, с грудной клетки, тело мягко перекатывается на живот и тазобедренный сустав. Завершается упражнение прогнутым в спине положением корпуса с опорой на руки.
Упражнение 20. “Колесо”. Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.

Слегка приподняв правую ногу, встать на неё и сделать активный мах левой ногой вверх. Затем перекатиться сначала на правую, потом левую руку. Находясь в стойке на руках, сохранить широкую дистанцию между ногами. Упражнение выполняется по одной прямой линии. Первой приземляется левая, затем правая нога. Причем ноги также должны коснуться пола, сохраняя заданную линию. Корпус и ноги составляют единую плоскость.

68

Каждое упражнение всегда начинается с исходной позиции. «Нейтральная позиция» - это положение тела, при котором оно готово к началу любого действия: ноги поставлены на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.

Все упражнения должны иметь не только развитие, но и свою логическую завершённость, иначе их выполнение теряет смысл.

Многие упражнения в данной работе разработаны ведущими специалистами театральных вузов Москвы: профессором А.Б. Дрозниным, профессором Н. В. Карповым и другими преподавателями.

Не все разделы предмета «Сценическое движение» включены в эту работу. И далеко не все темы затронуты. Семь уроков движения, при определённой последовательности, являются не просто конкретными уроками. Это определенный этап в развитии пластического культуры своего тела, его возможностей. Данная программа позволяет сформировать индивидуальный профессиональный тренинг, повышающий уровень мастерства актера. Она и вырабатывает перспективное динамичное совершенствование обучающегося. Программа, которая может помочь актеру создать индивидуальную методику для постоянной работы над собой.

69

Список использованной литературы

1. В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”. Том 2.

Москва, “Русский язык”, 1978 год.
2. К. С. Станиславский “Работа актёра над собой”. Том 3.

Москва, “Искусство”, 1954 год.
3. В. Э. Мейерхольд “Статьи, письма, речи, беседы”.

Москва, “Искусство”, 1968 год.
4. Н. В. Карпов “Уроки сценического движения”.

Москва, “ГИТИС”, 1999 год.

70
1   2   3   4
связь с админом