Главная страница

Закиров А.З._Семь уроков сценического движения... Программа обучения актёров по предмету Сценическое движение


НазваниеПрограмма обучения актёров по предмету Сценическое движение
АнкорЗакиров А.З._Семь уроков сценического движения.
Дата27.01.2017
Размер
Формат файлаdoc
Имя файлаZakirov_A_Z_Sem_urokov_stsenicheskogo_dvizhenia.doc
ТипПрограмма
#9903
страница1 из 4

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Russkiy_kostyum_IV.pdf, MALYShEV_Postroenie_voennogo_kostyuma.doc, Zakirov_A_Z_Sem_urokov_stsenicheskogo_dvizhenia.doc.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

А. З. Закиров
Семь уроков сценического движения

для самостоятельной работы

Программа обучения актёров по предмету «Сценическое движение» предполагает освоение индивидуального тренинга, который в дальнейшем актёр сможет делать самостоятельно в зависимости от творческой ситуации, в которую попадёт, работая в театре и кино.

Богатейший опыт работы в кино в качестве постановщика батальных сцен и актёра, а также педагогической практики в двух ведущих ВУЗах России в РАТИ (ГИТИС) и в Институте кинематографии позволили профессору Закирову А. З. написать пособие для актёров «Семь уроков сценического движения», учитывая потребность в методическом материале по предмету «Сценическое движение».

Может быть «Семь уроков сценического движения» не могут решить всего спектра задач и решить все проблемы самостоятельного тренинга актёра, но появление такого пособия может быть первым шагом к созданию серии пособий актёрам для проведения самостоятельной работы в целях совершенствования своей профессиональной техники.

Заведующий кафедрой сценической пластики

РАТИ – ГИТИС, профессор Н. В. Карпов.

В толковом словаре живого великорусского языка Владимир Даль, так объясняет значение слова “пластика” – “… это есть искусство изображать предметы в полном, круглом, толстом виде, ваяньем или лепкою: применяется и к живописи и даже к поэзии; живо, верно, округло, выпукло. Пластичность – жизненная полнота и круглота, изящная округлость”. Нет необходимости доказывать, что искусство театра является, по сути, и форме своей искусством пластическим. Зрелищность театра в первую очередь достигается через актера, его тело, пластику, и только потом прилагается к нему художественное и музыкальное оформление. И такие качества как лёгкость, гибкость, внутренняя и внешняя подвижность, эластичность мышц, чувство формы – все это должно быть присуще современному актеру. К. С. Станиславский призывал развивать чувство движения, так как вся внешняя пластика основана на внутреннем ощущении движения энергии. Так, например, о том, как влияет мышечное напряжение на пластику актёра, Станиславский пишет: “Главная беда в том, что я запутываюсь в своих мышечных ощущениях. От этого перестаёшь понимать, где руки и где голова”. Термин “освобождение мышц” введённое Станиславским совсем не означает расслабление мышц, а нужное их напряжение. Так как расслабление мускулатуры делает актера физически несобранным и вялым. В книге “Работа актёра над собой” Константин Сергеевич Станиславский писал: “В воспитании будущего актёра одной из основных задач является развитие психофизических качеств”. И разделение “внутренняя техника актёра” и “внешняя техника актёра” было условно и, когда зарождался предмет “сценическое движение”, и сегодня, когда предмет является фундаментальным в воспитании актёра. Познать свое тело, изучить его, научиться “думать” телом и уметь выполнить любую задачу, поставленную режиссёром – такова цель предмета “сценическое движение”. В. Э. Мейерхольд стремился найти законы выразительного движения актёра на сцене. Он писал: “…Искусство актёра заключается в организации своего материала, то есть в умении правильно использовать выразительные средства своего тела. В актёре совмещается и организатор и организуемый (то есть художник и материал). Актёру нужно так натренировать свой материал – тело, чтобы оно могло мгновенно исполнять полученные извне ( от актёра, режиссёра ) задания. Поскольку задачей игры актёра является реализация определённого задания, от него требуется экономия выразительных средств, которая гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания…

Актёру необходимо: 1) обладать природной способностью к рефлекторной возбудимости; 2) актёр должен быть “физически благополучен”, то есть должен иметь верхний глазомер, обладать устойчивостью, в любой момент знать центр тяжести своего тела.

Специальному разделу мы уделяем особое внимание. Тренинг – это не разминка, а работа со своим телом, с психофизическим аппаратом. Актёр должен готовить своё тело и к репетициям, и к спектаклям, и к

1

съёмочной площадке. Актёр должен иметь в своём “багаже” профессиональный тренинг. Тренинг, который состоит из целого ряда упражнений, отобранный самим актёром. И ценность этого тренинга заключается в том, что он сознательно выбирает те или иные упражнения.

Как готовится к работе актёр, я наблюдал и за кулисами, и на съёмочной площадке. Чаще всего это нельзя назвать тренингом. Это несколько упражнений; “разминка” мышц шеи, спины. Профессиональный тренинг, на мой взгляд, может быть намного значительней и важней не только для предстоящего спектакля, где есть сцена боя или активного физического действия. Понимание необходимости постоянного тренинга для своего телесного аппарата – важный момент в профессиональной деятельности. Что может входить в профессиональный тренинг? Первое – это подготовка и разогрев всего мышечного аппарата. В спортивной практике обучение и тренировка двигательного навыка предполагает многократное повторение однотипных движений. Благодаря этому возникает автоматизация, движения становятся более точными. Лишние движения в процессе тренировок устраняются. Для профессионального тренинга это не достаточно. Движения, выполняемые сегодня, должны отличаться от этого же движения, которые выполнялись вчера, пять минут назад, десять секунд назад. Важно чувство движения, ощущение процесса движения. Каждый раз по-новому ощущать то или иное движение. Научиться владеть своим телом, поддерживать его в форме, развивать его возможности, которые безграничны, - цель профессионального тренинга. На кафедре сценической пластики РАТИ (ГИТИСа) разработана программа обучения актёров драматического и музыкального театров. Здесь только часть разделов программы.
Эта работа предназначена для студентов театральных ВУЗов, которые изучают в обязательной программе курс «сценического движения», а также для студентов-заочников, профессиональных актеров, испытывающих необходимость в постоянном тренинге своего физического аппарата. Персонально помочь каждому создать универсальную систему «физической настройки» организма на выполнение поставленных задач – это и есть главная цель обучения формированию индивидуального тренинга.

Понятие «тренинг» (от англ.сл. «train» – обучать, воспитывать)

определяется как процесс совершенствования организма, приспособление его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических упражнений постепенно увеличивая нагрузку, при возрастающей степени сложности.

Индивидуальный тренинг занимает важнейшее место в творческом процессе работы актера над собой. Огромное значение развитию и физическому совершенствованию актерской природы придавал К.С.Станиславский. Он писал: «…сделать физический аппарат воплащения , т.е. телесную природу артиста, тонким, гибким, точным,

2

ярким, пластичным, как то капризное чувство и неуловимая жизнь духа

роли, которые он призван выражать. Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутренним приказам роли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного инстинктивного рефлекса».

В практической деятельности, в силу ряда как объективных так и субъективных причин, не всегда бывает такая ситуация, при которой студент или профессиональный актер имеет уникальную возможность постоянно находится под наблюдением и контролем опытного преподавателя. Соответственно, это несколько затрудняет процесс совершенствования своего телесного аппарата. И здесь своевременно приходит на помощь индивидуальный тренинг. Это специальный комплекс упражнений, который может варьироваться, изменяться и дополняться, в зависимости от степени сложности поставленной задачи и от уровня общей физической подготовки актера. Целесообразно использовать традиционную методику «от простого к сложному». Затем при наборе определенного пластического и физического арсенала, можно плавно перейти к следующей методике тренировки своего телесного аппарата. Она характеризуется постепенным усложнением изученных упражнений, систематически повторяя «пройденный материал».

Упражнения в разделах книги подобраны таким образом, чтобы они являлись своего рода «настройкой отдельных струн» актерского инструмента, аналогичных зрительному, слуховому, осязательному и другим видам восприятия. Внутренние видение и память различных

ощущений и чувств, анализ их проявления в творческом воображении и

фантазии, в сценическом внимании и в выработке навыков сознательного использования жизненно-бытовых элементов, которые в повседневном труде не требуют особенных волевых усилий, – все это должно грамотно использоваться при выборе упражнений и на занятиях индивидуальным тренингом.

Каждый раздел данной книги является самодостаточным и может самостоятельно корректироваться, конкретизируя поставленные задачи. Творческое развитие предложенных к изучению упражнений и их дальнейшее совершенствование – является вполне естественной перспективой развития навыков овладения возможностями своего телесного аппарата.

Описание упражнений и их содержания дается в непринужденной форме не только для того, чтобы избежать навязывания канонов точного выполнения каждого элемента. Давая определяющую канву в правильном исполнении того или иного упражнения, и вырабатывая творческий подход к созданию индивидуального тренинга, именно таким образом показывается многогранный спектр разных возможностей, заложенных в самом элементе.

3

К.С. Станиславский верил, что тренинг – это способ овладения актерской техникой, и призывал «…относиться к упражнениям так, как танцор, музыкант, певец относятся к обязательным своим ежедневным экзерсисам и гаммам – гарантии сохранения себя в творческой «форме».

4

Урок 1

Тренинг развивающий.
Упражнение 1. Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Упражнение выполняется на восемь счётов в прыжках. На «раз» – ноги в стороны; на «два» – ноги вместе; на «три» – правая нога вперёд, левая назад, на «четыре» – ноги вместе; на «пять» – ноги в стороны; на «шесть» – ноги вместе; на «семь» – левая нога вперёд, правая назад; на «восемь» – ноги вместе. Счёт для рук: на «раз» – правая рука на пояс; на «два» – левая рука на пояс; на «три» – правая рука на плечо; на «четыре» – левая рука на плечо; на «пять» – правая рука на затылок; на «шесть» – левая рука на затылок; на

«семь» - правая рука выпрямляется по направлению вверх; на «восемь» – левая рука выпрямляется по направлению вверх. Соединить движения рук и

ног на восемь счётов.
Упражнение 2. Исходная позиция: нейтральная.

Потянуться правым ухом вправо, затем левым ухом влево. Проконтролировать, чтобы взгляд был направлен вперёд, голова не поворачивается.

Упражнение 3. Исходная позиция: стопы на ширине плеч, параллельны.

Перекаты с пяток на носочки и обратно. Перекатившись на носочки, найти устойчивую позицию. Прокатившись на пятки, также удержать устойчивое положение.
Упражнение 4. Исходная позиция: лёжа на спине.

Подобрать ноги к себе и выйти в «полумост». Не отрывая пятки от пола, максимально прогнуться вверх.

Фото 1



5

Упражнение 5. Исходная позиция: четыре точки опоры спиной к полу.

Раскачать тазобедренный сустав и, отрывая руки от пола, встать через прогиб.
Фото 2



Упражнение 6. Исходная позиция: стоя на левой ноге.

Максимально оттолкнувшись, выпрыгнуть вверх и приземлиться на правую ногу. Правая стопа опускается на то место, где была левая. После прыжка – устойчивая позиция.

Тренинг пластический.
Цель пластического тренинга – воспитание чувства движения. Умение существовать непрерывно, мягко, плавно – качество необходимое будущему актёру. Пластический тренинг может проводиться как отдельными упражнениями, так и в комплексе упражнений, объединённых в одно упражнение.

Упражнение 1. Исходная позиция: нейтральная.

Вытягивающие и растягивающие движения в одном темпе. Темп выполнения один для всех занимающихся. Задача в непрерывности движения, при работе всего тела, а не локального его участия.
Упражнение 2. “Работа с импульсом”. Исходная позиция: нейтральная.

Импульс (толчок), вынуждающий соответствующий участок тела двигаться в направлении от толчка. Пальцем кисти любой руки коснуться определенного участка своего тела – «задать импульс». Очень важно, чтобы тело мгновенно

и «взрывно» отзывалось на это действие. Движение участка тела, получившего импульс, «гасится» до полной остановки. Это упражнение выполняется на трех уровнях: верхнем (стоя на ногах), среднем (положение приседа или полуприседа) и нижнем (на полу).

6

Сценические падения.

Подготовительные упражнения.
Упражнение 1. Исходная позиция: ноги на ширине плеч.

Сделать шаг правой ногой назад и потянуться руками и всем корпусом к прямой левой ноге. Мягко сесть на пол. Повторить упражнение с шагом назад левой ногой.

Фото 3



Упражнение 2. Исходная позиция: ноги на ширине плеч.

Правая нога заступает за левую ногу. Левая рука тянется к полу. Опираясь на руку и правую ногу, добиваемся, чтобы сначала пола коснулась голень левой ноги, затем бедро и только потом сесть на пол.

Поменять ногу. Левая нога заступает за правую. Далее повтор. Здесь важно, контролируя всё тело, последовательно опуститься сначала на голень, бедро и далее тазобедренный сустав.

Фото 4



7

Индивидуальная акробатика.
Упражнение 1 “Кувырок вперёд через голову”. Исходная позиция: ноги широко расставлены (расстояние: две ширины плеч). Ладони на полу перед собой на ширине плеч. Ноги прямые.

Движение осуществляется вперёд с последующей группировкой. В группировке прокатиться через спину и встать на ноги.

Обратить внимание на следующее: точная исходная позиция, мягкость исполнения первой части элемента.
Фото 5а



Фото 5б




8

Фото 5в


Упражнение 2 “Кувырок назад через голову”. Исходная позиция: лежа на спине.

Поставить ладони на пол возле головы, подтягивая колени к плечам (группировка), прокатиться через спину. При этом перевести основной вес тела на руки. Ноги, выпрямляя в коленях, поставить на пол.

Обратить внимание на следующее: правильная плотная группировка и точность позиции рук.
Работа с предметом.
Упражнение 1. Исходная позиция: ноги на ширине плеч. Мяч в правой руке.

Подкинуть и поймать мяч этой же рукой. В момент касания мяча ладони, рука с ним опускается вниз. Ноги также участвуют в броске - ловле мяча. Здесь важно избежать удара мяча о ладонь. Повторить упражнение другой рукой.
Упражнение 2. Исходная позиция: нейтральная.

Мяч в правой руке. Перебросить его в левую руку. Высота выброса мяча вверх должна быть не ниже уровня головы. Все тело активно участвует в этом движении.

9

Фото 6




Упражнение 3. Исходная позиция: нейтральная.

Мяч в правой руке. Бросить мяч под левую руку и поймать левой рукой. Это же упражнение, бросив мяч под правую руку.
Фото 7



10

Урок 2.

Тренинг развивающий.

Упражнение 1. Исходная позиция: ноги вместе, правая рука вытянута вверх, левая вдоль тела.

Упражнение на восемь счётов в прыжках. На «раз» – ноги в стороны, а правая рука на затылок; на «два» – ноги вместе, а левая рука на пояс; на «три» – правая нога вперёд, левая назад, а правая рука на плечо; на «четыре» – ноги вместе, а левая рука на плечо; на «пять» – ноги в стороны, а правая рука на

пояс; на «шесть» – ноги вместе, а левая рука на затылок; на «семь» – левая

нога вперёд, правая назад, а правая рука опускается; на «восемь» – ноги вместе, а левая рука поднимается вверх. Повторить в обратной последовательности.

Упражнение 2. Исходная позиция: нейтральная.

Развести обе руки в стороны, параллельно полу. Правая - сгибается в локте и касается затылка; левая – сгибается в локте и отводится за спину. Далее, наклоняясь в левую сторону, правая рука выпрямляется из-за головы вперёд, а левая – вдоль корпуса, но в противоположном направлении. Выполнить это же упражнение, изменив положение рук: левая - за головой, правая - за спиной.
Фото 8а




11

Фото 8б


Упражнение 3. Исходная позиция: нейтральная.

Серединой грудной клетки «рисуем восьмёрку» вперёд-назад, вправо-влево. Траектория движения грудной клетки параллельно полу.
Упражнение 4. Исходная позиция: лежа на спине на полу. Ноги заброшены за голову и носками касаются пола. Руки разведены в стороны, а плечи прижаты к полу.

Сохраняя исходную позицию, передвигаться ногами влево. Плавно перейти из заданного положения в «полумост», а затем снова в первоначальное положение. Движение осуществляется таким образом, чтобы его траектория образовывала круг, центром которого являются плечи, прижатые к полу. Повторить упражнение в противоположную сторону.
  1   2   3   4