Главная страница

Программа по элективному курсу Комплексный анализ текста


Скачать 65.52 Kb.
НазваниеПрограмма по элективному курсу Комплексный анализ текста
АнкорElektivny_kurs_KAT.docx
Дата12.12.2017
Размер65.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаElektivny_kurs_KAT.docx
ТипПрограмма
#53538
страница1 из 4
Каталогid67263265

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: Komplexny_analiz_texta_Rabochaya_tetrad_po_russkomu_yazyku_6_kla, Test_2_-_UDARENIYa__otvety.pdf, Elektivny_kurs_KAT.docx, 42699_ac0a3d8480d972e76ed84082caccf748.pdf, Russkiy_yazyk_Novy_poln_sprav_podg_EGE_Simakova_E_S_2016.pdf, EGE_2016_Russkiy_yazyk_Supertrening.pdf, Russkiy_yazyk_5_kl_Tekhkarty_urokov_M_B_Bagge_-_M_Prosveschenie_, Belchikov_Yu_A_Panyusheva_M_S_Trudnye_sluchai_upotreblenia_odnok, КТП - русский язык 5 класс - ФГОС.docx и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4




  1. Пояснительная записка

 

Данная программа по элективному курсу «Комплексный анализ текста» для 10-11 класса разработана на основе авторской программы А.М. Гращенковой (Сборник программ элективных курсов. Выпуск 4. № 1 Гуманитарно-эстетический блок./ Сборник программ элективных курсов, разработанных педагогами-победителями краевого конкурса в 2004-2005 учебном году. – Краснодар 2005.)

Анализ художественного текста очень актуален в нынешних условиях, когда одной из серьёзнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие этого, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Цель элективного курса – развить у учащихся умение анализировать художественный текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.

Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности.

Программа занятий рассчитана на 69 учебных часа  и знакомит со всеми видами анализа художественного текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает курс всесторонний итоговый анализ текста, включающий в себя все приобретённые учащимися знания и умения.

Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения части 2 в ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе, поскольку темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык», «Литература» и помогают определиться в выборе профессии гуманитарной направленности.
Основные цели курса:

- формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления,

осознанного восприятия художественного текста;

- умение видеть структурно-семантические особенности текста.
Задачи курса:

  • Развитие навыка аргументированного анализа художественного текста.

  • Формирование и развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.

  • Развитие навыка осознанного правописания.

  • Развитие навыка передачи личностного смысла художественного текста в выразительном чтении.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей

программы

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта и целям и задачам образовательной программы МБОУ СОШ № 20.

Настоящая программа определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка илитературы, которые определены стандартом.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

В связи с тем, что данный курс рассчитан на контингент учащихся 9 класса, рабочая программа адаптирована для учащихся 10-11 классов. Учебный материал расширен.

Задачи курса: воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях   художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Курс «Комплексный анализ текста» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности. учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы.

 Организация деятельности учащихся.

Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.

Перед знакомством с творчеством писателя и анализом его произведений проводится - мастерская по подготовке восприятия текста.

В процессе работы с текстом- мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.

В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.

 В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:

1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.

 Актуальность  разработки и новизна  рабочей программы  элективного курса заключается в  том,  что материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении части 2, при написании сочинения  (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы , комментирование   проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором, заключительная часть  сочинения).

К концу ХI класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.

по словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим словарем;. опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Сжимать тексты, используя разные способы компрессии).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по элективному курсу «Комплексный анализ текста»

Ученик должен знать и уметь  к концу элективного курса( планируемый результат):

-уметь анализировать смысловую структуру текста.

-уметь видеть особенности стиля художника слова.

-уметь создавать вторичные на основе речеведческих знаний базовых понятий теории         текста  -уметь определять  стиль и жанр текста -уметь определять способы и средства  связи предложений в текстах разных типов речи

-уметь исследовать текст на основе творческих заданий.

 -уметь выявлять  стилевые признаки текста: лексические, морфологические,         синтаксические, композиционные.

 -уметь составлять цитатный , сложный план к тексту

-знать основные признаки текста

-знать формальную связность, относительную  завершенность высказывания

 -знать актуальное членение предложений в тексте

 -знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста

III. Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения курса «Комплексный анализ текста» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

В 10 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч. в неделю (35 недель). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 20 на 2016 – 2017 учебный год данная программа рассчитана на  35   часов.

В 11 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю (34 недели). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 20 на 2016 – 2017 учебный год данная программа рассчитана на  34   часа. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса русского языка в 11 классе, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи материала по теме: «Структура произведения»

IV.Содержание тем учебного курса

10 класс

(35 часа)

Введение (2 часа)

Понятие анализа текста. Значение анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор). Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, всестороннем.

Ритмико-интонационный анализ текста (9 часов)

Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков». Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета. Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова. Работа с художественными текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта. Фонетический анализ текста учащимися. Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение. Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений. Ритмико-интонационный анализ текста.

Лексико-семантический анализ текста (12 часов)

Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися. Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта. Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения. Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе. Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы. Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие… Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др. Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.

Лингвостилистический анализ текста (8 часов)

Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста. Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ. Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях. Лингвостилистический анализ текста. Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.

Хронотопический анализ текста (1 час)

Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.

Идейно-образный анализ текста (1 час)

Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.

Всесторонний анализ текста (2 часа)

Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.

Содержание обучения

11 класс

(34 часа)
Введение (2 ч)

Исторический или биографический комментарий. Связь произведения с эпохой для понимания основных идей.

Анализ лирического произведения (6ч.)

Тема и идея стихотворения. Композиция. Мироощущение лирического героя.

Пафос стихотворения. Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста.

Практическая работа № 1

Структура стихотворения (5 ч)

Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих...).

Размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей). Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская. Дактилическая, гипердактилическая).

Строфика: двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет). Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм).

Лексико-семантический анализ текста (7ч )

Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Практическая работа №2.Омонимы.

Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.

Практическая работа №3. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Средства выразительности языка. (3 ч.)

Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (инверсия, повтор, анафора, эпифора, рефрен,). Практическая работа № 4

Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза,). Практическая работа № 5. Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (риторическое обращение, риторический вопрос, градация, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм). Практическая работа № 6 Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы). Практическая работа № 7

Отличие стихотворного произведения от прозаического. Практическая работа № 8

Хронотопический анализ текста (2ч.)

Идейно-образный анализ художественного текста. Практическая работа № 9.

Всесторонний анализ текста (2ч.)

Практическая работа № 10. Всесторонний итоговый анализ текста

 

V. Тематическое планирование.

«Комплексный анализ текста» для 10 класса


п/п

Темы занятий


Кол-во часов

I

Введение

2

II

Ритмико-интонационный анализ текста

9

III

Лексико-семантический анализ текста

12

IV

Лингвостилистический анализ текста

8

V

Хронотопический анализ текста

1

VI

Всесторонний анализ текста

3

 

Итого:

35
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом