Главная страница
qrcode

временный детский коллектив. Программные требования к организации культурно-досуговых мероприятий в доу


Скачать 54,12 Kb.
НазваниеПрограммные требования к организации культурно-досуговых мероприятий в доу
Дата21.06.2020
Размер54,12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавременный детский коллектив.docx
ТипПрограммные требования
#111989
Каталог

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2

1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………. 5

1.1 Понятие, формы и виды культурно-досуговой деятельности детей ..5

1.2 Особенности организации досуга детей дошкольного возраста..….11

1.3 Педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия дошкольного учреждения в организации досуга детей…… 14

2. Методические аспекты организации досуговых мероприятий в ДОУ………………………………………………………………………………. 15

2.1 Программные требования к организации культурно-досуговых мероприятий в ДОУ……………………………………………………………. 15

2.2 Организации досуга в дошкольном учреждении: формы и методы…………………………………………………………………………… 16

Заключение ………………………………………………………………..28

Список литературы………………………………………………………. 30


Актуальность. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и экологических проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности.

Трудно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения является организация досуга детей.

Досуговая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема современной науки, которая представляет собой одно из наиболее активно развивающих направлений педагогической деятельности.

Современная социокультурная ситуация характеризуется интенсивным ростом экспериментальных исследований досуговой деятельности дошкольников, взлетом научного и общественного интереса к проблемам организации культурно-досуговой деятельности в детских учреждениях.

Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей, возможностью и желанием посещать мероприятия, участвовать в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Педагогическая модель воспитания основ культуры семьи предполагает руководство процессом формирования умения рационально использовать свободное время членами семьи, разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, сочетающих в себе отдых, развлечения, праздники, познавать окружающее, налаживать семейные взаимоотношения, развивать творчество у детей и родителей.

Индивидуальные способности и дарования наиболее ярко раскрываются в культурно - досуговой деятельности, что позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества и познания.

Досуг рассматривается как особый вид педагогических технологий, позволяющий решать широкий спектр проблем, стоящих перед исследователями и разработчиками социально-культурной сферы.

Вопросу формирования гармонично развитой личности дошкольников в условиях досуга, укреплению детско - родительских отношений средствами культурно-досуговой деятельности, в последнее время уделяется значительное внимание самыми различными общественными институтами, коммерческими и некоммерческими организациями, что говорит о повышенном научном интересе к заявленной проблематике и подтверждает ее актуальность.

Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области социальной работы, социологии, теории социокультурной и досуговой деятельности: Н. Е. Веракса, Д.В. Шамсутдинова, Кобраева. Н. Г., И.В. Киселева, Кленов, Н.В., Зацепина, М.Б и др.





Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, и т.д. [7, с. 21].

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры [10, с. 6].

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение.

Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по вопросам исследования, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создаёт внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.

Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.

Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (художественная – музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество – моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил). Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций – условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание. И как результат – у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций [7, с. 75].

По мнению А.Ф. Воловик интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение дошкольника к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес – это неудовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить [7, с.82].

Из вышеизложенных подходов отечественных психологов и педагогов вытекает, что у ребёнка, в первую очередь, возникает тот интерес к культурно-досуговой деятельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира.

Таким образом, первый принцип позволяет расширить кругозор ребёнка, повысить его досуговую культуру и способствует проявлению творческой активности. Наиболее полно этот принцип реализуется в процессе коллективной культурно-досуговой деятельности. Следующим важным принципом является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что приводит впоследствии к повышению у ребёнка уровня культурно-досуговой деятельности, реализуя в ней воспитательно-образовательные возможности.

В исследованиях Кленова Н.В подтверждается мысль о том, что эстетическая и нравственная культура ребёнка взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры. Необходимо помнить, что только позитивно содержательный досуг будет способствовать формированию основ культуры ребёнка. Одним из основных принципов организации культурного досуга дошкольников во временном детском коллективе должно быть нравственное и эстетическое формирование, определяющие отдельные стороны процесса культурно-досуговой деятельности, взаимосвязаны и в своей совокупности лежат в основе организации детского отдыха, развлечений, праздников, самообразовании ребёнка и его творческой деятельности.

С позиции современных исследователей (Исаева И.Ю.,А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. и др) досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.

Культурно-досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Основанием для этого определения выступает сам характер культурно-досуговой деятельности, который строится на добровольном желании ребенка и по его инициативе, с учетом интересов и потребностей, что делает процесс наиболее привлекательным и востребованным детьми [21, с. 24].

Формы культурно-досуговой деятельности дошкольников весьма разнообразны. Традиционно в работе с дошкольниками во временном детском коллективе определены следующие ее разновидности: слушание музыки, игры, развлечения, праздничные утренники. В современной литературе традиционные формы дополнены такими видами, как отдых, самообразование, творчество [14, с. 14].

Дадим характеристику отдельным формам культурно-досуговой деятельности, используемым в работе с дошкольниками.

Развлечение способствует эстетическому развитию ребенка и является одним из путей расширения кругозора дошкольников в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения, смотрят представления кукольных театров.

С детьми дошкольного возраста организуются разнообразные развлечения [14, с.18], вид которых определятся характером участия в них детей:

-развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей, обычно готовятся и проводятся взрослыми, деятельность детей несколько ограничена и прослеживается в каких-то организаторских моментах (оформить зал, группу; изготовить атрибуты или пригласительные билеты);

-развлечения, где дети являются активными участниками и исполнителями под руководством взрослых, данный вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку (выступление, участие в спектакле, разыгрывание роли и др.), что положительно сказывается на формировании основ культуры личности;

-развлечения, в которых активное участие принимают и дети, и взрослые, помогут родителям правильно заполнять свободное время дошкольников, содержательно и интересно организовывать детские домашние праздники, культурный досуг в семье.

Формы развлечений достаточно многообразны и зависят от поставленных целей и задач, от жанровых особенностей репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности: концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и забавы, инсценировки, игры-драматизации, кукольные спектакли, хореографические [11, с. 8].

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом:

1. Отдых

2. Развлечения

3. Праздники

4. Самостоятельная художественно-музыкальная деятельность

5. Творчество

Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для педагога праздники подводят определенный итог его повседневной работы с детьми.

И если на протяжении большого количества лет с детьми дошкольного возраста проводились в основном государственно-гражданские праздники, то в настоящее время классификация их существенно расширилась.

М. Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников [14, с. 34]:

-народные и фольклорные Коляда, Масленица, весенне-летние игрища и забавы);

-государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);

-международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);

-православные (Рождество Христово, Пасха) - праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, бумажных корабликов, парад шляп).

Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына [28, с. 71]-известные (День знаний, праздник осени, праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, праздник весны, Пасха, День Победы и многие другие);

-малоизвестные (День именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.);

-неизвестные (праздник часов, праздник цветов, день загадок, праздник одного стихотворения, день сказки и многие другие).

Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения.




Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение – важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.

В дошкольных учреждениях воспитатели пытаются использовать досуг в целях разностороннего образования ребенка. В детских дошкольных учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, танцам, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе.

На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:

– досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

– досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

– досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;

– досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;

– досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

– досуг способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

– досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение) [19, с. 13].

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций. Досуг для детей – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

Досуговое время оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.



Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной воспитательной деятельности. Предметом педагогики досуга является целенаправленный, воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и перевод ее на более высокий уровень развития.

Задачи педагогики досуга: 1) создание условий для самореализации и самовоспитания в сфере свободного времени; 2) повышение нравственного и культурного уровня развития ребенка; 3) включение в социально-значимую досуговую деятельность.

Методы педагогики досуга: игра, театрализация, состязательность, импровизация, метод создания воспитывающих ситуаций.

В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно - досуговая деятельность), самообразование ребенка.

Среди множества точек зрения на понятие «досуг», можно выделить две основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности. Мы будем опираться на второй аспект определения понятия «досуг», т.е. как культурно-досуговую деятельность[11, с. 43].





Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позво­ляет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Правильная организация досуговой деятельности во временном детском коллективе предполагает педагогом решение следующих задач:

- Содействовать созданию эмоционально-положительного климата во временном детском коллективе детского сада, обеспечению у детей чувства комфорта и защищен­ности.

- Привлекать детей к участию в играх, забавах, развлечениях, праздниках.

- Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

- Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы ска­зочных героев.

- Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями интересами детей.

Примерный перечень развлечений и праздников для детей во временном детском коллективе детского сада:

Тематические праздники и развлечения. «Веселая ярмарка»; вечера, посвященные творчеству композиторов, писателей.

Театрализованные представления. Постановка театральных спектаклей, музыкальных пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений.

Музыкально-литературные композиции, концерты детской самодеятельности.

КВН и викторины.

Спортивные развлечения. [24, с. 211]



Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольной организации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на партнёрское, творческое, игровое сотрудничество,  на право выбора и свободу самовыражения. Искусство педагога заключается в том, чтобы, понимая индивидуальные возможности и потребности ребёнка, создавать условия, в которых бы каждый смог не только проявить свою инициативу, но и впитать новый опыт, освоить новые умения, новую информацию. Здесь важно, чтобы сам педагог захотел работать по-новому, а это значит мыслить по-новому, вдохновиться свежими идеями, которые предлагает нам Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Музыкальный руководитель создаёт условия, которые способствуют музыкальному, эстетическому, творческому развитию детей. Каждый ребёнок в зависимости от своих индивидуальных особенностей, врождённых задатков, а также условий семейного воспитания достигнет тех или иных результатов.

Особое место в системе эстетического воспитания в  детском  саду занимают праздники – торжественные  события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети.

Виды праздников:
 народные и фольклорные: «Святки», «Коляда», «Масленица»
  •  неофициальный народный «День смеха» празднуется    во  многих европейских  странах;
  •  государственно-гражданские: «Новый год», «День защитника Отечества», «День Победы», «День знаний», «День России», «День города» и другие;
  •  международные: «День матери», «День защиты детей», «Международный женский день», «День семьи», «День пожилого человека»;
  •  православные: «Рождество Христово», «Пасха», «Троица» и другие;
  •  бытовые и семейные: «День рожденья», «Выпуск в детей школу», «Праздник Букваря», традиционные праздники в детском саду;
  •  праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Город вежливых  ребят», «Чистота – залог здоровья» и другие.
    Содержание и организация праздников.


    Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть  достижения детей: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.

    Поведение и настроение детей на празднике зависит от его чёткой организации, продуманного сценария, формы проведения, своевременной подготовки.

    За утренники в детском саду отвечают воспитатели совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем.

    Подготовка и проведение праздника – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

    Можно выделить следующие этапы по организации и проведения праздников
    I этап – предварительное планирование. 

    В начале учебного года на педагогическом совете обсуждается план работы на год. Музыкальный руководитель предлагает план праздников и развлечений на учебный год. Данный план утверждается,  устанавливаются сроки  проведения праздников и развлечений.

    II этап – работа над сценарием.

    На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику за 1,5 – 2 месяца до самого мероприятия.

    Выделяют следующие требования к сценарию: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации. Сценарий утренника составляет музыкальный руководитель и утверждается приказом  заведующей. В приказе отмечаются сроки проведения,    ответственные за проведение, назначаются ведущие праздников.   Продумываем оснащение праздника, оформление зала.  

    Обсуждение праздника обязательно проводим с коллективом, причем воспитатели  не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и так далее. Просматривая сценарии,  воспитатели соотносят речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Адаптация сценария к детям – это творческая и сложная работа, нацеленная на то, чтобы подготовка представления не была чрезмерно сложной и доставила удовольствие, как детям, так и взрослым. Важно помнить, что сценарий, так или иначе, отражает эстетические взгляды, стиль профессиональной деятельности педагогов.  При составлении сценария необходимо обеспечить:

     - яркое и торжественное начало праздника;

     - развертывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъема;

     - кульминация, в которой вручаются подарки и др.

    Подготовку к празднику музыкальный руководитель начинает с разработки сценария, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, тщательного отбора музыкальных произведений и музыкального оформления.

    Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако и они должны выступить, пусть с более легким, но интересным для их заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.

    Родители, доверяя детскому саду своего ребенка, надеются, что каждый из них получит всестороннее воспитание и развитие.

    Все мы знаем, что музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным. Особые требования необходимо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторение отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз. Не следует считать, что чрезмерно громкое звучание музыки на празднике создаёт особую торжественность. Музыкальные произведения нужно исполнять в соответствии с их характером, средствами выразительности и указаниями композитора. Громкое звучание издаёт лишний шум, заглушает голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному пению.         -                                      

    Содержание любого праздника доводится до сознания  ребёнка в процессе всей подготовительной работы. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен продумать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навыкам, насколько близок детям по форме и содержанию. Не следует перегружать программу праздника большим количеством выступлений, так как это утомляет детей и тем самым снижает их интерес к представлению. Музыкальный руководитель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, это может привести к перегрузке занятий дополнительным музыкальным материалом в ущерб программному материалу. Один и тот же весёлый танец или песню можно использовать и в день осеннего праздника, и в концерте, посвящённому выпуску в школу, и на празднике новогодней ёлки. В праздник не стоит включать более двух - трёх новых произведений. Праздник кульминационный пункт этой работы. В процессе организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию дети разучивают праздничный материал. На других образовательных ситуациях получают какой-либо познавательный материал.

    Чтобы к моменту праздника дети не утратили яркости впечатлений, его подготовка не должна начинаться слишком рано.

    При составлении  сценария   необходимо разделить его условно на эпизоды, выделить в каждом из них основную задачу, которую должны решать вводимые персонажи вместе с детьми. Каждый герой должен появиться «зачем-то», «для чего-то», а не просто так. Ведущему легче будет сориентироваться в ходе праздника, если он сумеет выстроить точную схему действия, последовательность эпизодов, постепенность достижения главной цели праздника. В таком случае, он легко сможет в случае чего исправить положение, умело подвести героев к нужному исходу. 

    В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

    III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

    Когда сценарий готов воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если он уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами). 

    После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и так далее) и что будут делать сами дети.

    На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.

    IV этап – репетиции.

    После определения целей и задач начинается непосредственная подготовка к празднику – с распределения речевого материала для детей, с учетом их индивидуальных речевых особенностей. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего    понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Хореографические и вокальные композиции,  сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

    Далее  начинается непосредственная работа по разучиванию  песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмов. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

    Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

    - над выразительным прочтением стихов;

    - по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

    - над образом;

    - над отдельными эпизодами.

    Педагоги совместно оформляют музыкальный зал, изготавливают аксессуары, атрибуты  и костюмы.

    V этап – проведение праздника.

    Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит… и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

    Первый в учебном году праздник (обычно это праздник «День знаний») строим на очень простом материале. В праздник включаем как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняем выступлениями детей и педагогам уже остается  только роль ведущего.

    В праздничную программу включаем танцы (народные, современные, танцы разных народов мира, классические танцы); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах, эстафеты и так далее.

    Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность. При отборе игр для праздника учитываем не только интерес участников, но также и детей – зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими. Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты). Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений. Последовательность песен, игр, танцев, инсценировок продумаем с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

    Художественному слову на празднике отводим значительное место.

    Обилие стихов, многословие ведущих делает праздник неинтересным, нединамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным детям по содержанию и выразительным по исполнению. Продумываем не только выбор стихов, но и качество их исполнения детьми на утреннике. Задача воспитателей – научить ребят читать стихи эмоционально, без подражания взрослым.

    Дети, конечно, любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворять всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы (одни поют частушки, другие в инсценировке участвуют и так далее).

    В течение года ответственные, ведущие роли поручаем разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократное выступление одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляет их нервную систему. У детей же не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе, особенно стеснительные и малоинициативные дети. Для каждого ребенка находим, пусть незначительную, маленькую, но роль в сценарии. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, инсценирование,  сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений; 3-4 стихотворения, столько же поговорок и пословиц, 1-2 небольших рассказа, исполнение 1 мелодии на детских музыкальных инструментах или произведений для слушания, 1-2 хоровые песни и 1 в исполнении соло или ансамбля, 1,2 игры, столько же танцев или хороводов. Соотношение видов выступлений может быть изменено. Однако общую сумму их превышать не следует.

    Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они усиливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением детей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате.

    VI этап – подведение итогов.

    Задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

    VII этап – последействие праздника.

    На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

    На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

    Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

    После праздника желательно провести педагогическое совещание, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение  помогает избежать ошибок при подготовке и проведении следующих праздников, повышает эффективность педагогической работы.

    Построения и методика проведения праздников в дошкольных организациях определяются особенностями каждого из них и возрастом детей, для которых он проводится.

    Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких показываем и обыгрываем красочные атрибуты, игрушки, инсценировки. Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. На празднике для  младшей и средней групп, вводится небольшая торжественная часть, поют песни, играют, в конце проводится сюрпризный момент. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах. Эти дети во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.

    Для детей старших групп характерна большая активность в восприятии и исполнительной деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления и так далее. На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя, уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий своих товарищей.



    В процессе анализа досуговой деятельности детей дошкольного возраста были проанализированы формы и методы работы. Уникальность дошкольных учреждений заключается в создании среды, способствующей раскрытию индивидуальности и творческих способностей детей. А привлечение дошкольников к различной, новой для них социально полезной деятельности способствует расширению и разнообразию проявления увлечений. Особого внимания заслуживают такие методы досуга в дошкольном учреждении, как туризм, спорт, экскурсии. В таких досуговых мероприятиях дети дошкольного возраста объединяются во временный детский коллектив. Интересной и доступной формой работы являются игровые, музыкальные часы, игры-путешествия. Способствуют эффективному всестороннему развитию детей традиционные формы и методы досуга – это беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии, выставки.

    Из года в год ребята нужно продолжать развивать знания, умения и навыки, полученные посредством досуговых форм, познавательные мотивы.

    Таким образом, деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

    Реализация данной функции обеспечивает развитие личности ребенка.

    Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.

    В своей работе я рассмотрела понятие детский досуг и праздник. Выявила особенности организации досуга детей дошкольного возраста. Дала характеристику педагогическим условиям, обеспечивающих эффективную деятельность дошкольного учреждения в организации досуга детей. Рассмотрели ряд мер, принятых педагогами дошкольного учреждения, направленные на организацию продуктивного детского досуга. Выявили эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении и дали им анализ.



    1. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010.- №1.- С. 70–74.

    2. Активные формы отдыха.// Дошкольное воспитание. 2017. -№ 5.- С. 35 – 39. 

    3. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. -СПб.: Издательство «ЭГО», 2011. - 288 с.

    4. Афанасьева, О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: дс....д-ра пед.наук / Афанасьева Ольга Юрьевна. - Челябинск, 2011. - 430 с.

    5. Беликов, В.А. Философия образования личностный аспект: моногр. / В.А.Беликов. - М.: Владос, 2014. - 356 с.

    6. Бурменская, Г.В.Возрастно-психологическое консультирование. / Г.В. Бурменская. - М.: Наука,2011. - 297 с.

    7. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 2012. -240 с.

    8. Галанов, А.С. «Развивающие и оздоровительные игры для малышей». С-Пб., 2013. – 164с.

    9. Громова, О.Е. «Спортивные игры для детей». М., 2012. – 56с.

    10. Дан, Л.Ф. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших школьников / Дан Лан Фыонг Д.Л.Ф. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. Т. 3. - № 20. - С. 92-96.

    11. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка / авт.-сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.



    перейти в каталог файлов


  • связь с админом