Главная страница

лекция 2. Происхрждение языка, его природа, сущность функции


Скачать 28.12 Kb.
НазваниеПроисхрждение языка, его природа, сущность функции
Анкорлекция 2.docx
Дата09.12.2016
Размер28.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаlektsia_2.docx
ТипЛекция
#6898
Каталогid85853431

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: lektsia_2.docx, shadursky_IMO_lecture_01.ppt, voprosy.doc, Doc4.doc, Easy_Deutsch_Audio_2.rar, muaa.gif, Litvinov_P_P_3500_nemetskikh_slov_Tekhnika_zapo.pdf и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы

Лекция 2

ПРОИСХРЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ЕГО ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ.
1. Происхождение языка: логосическая теория, теория звукоподражания, междометная теория, теория общественного договора, трудовая теория.

2. Природа и сущность языка. Биологическое, социальное и индивидуальное в языке.

3. Функции языка.
1. Происхождение языка.

Логосическая теория происхождения языка. На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория (от греч. logos - понятие; разум, мысль) происхождения языка, которая существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской.

. Самыми древними литературными памятниками являются индийские Веды. Согласно Ведам, установителем имен является Бог, который создавал не все имена, а только подчиненных ему Богов. Имена вещам уже устанавливали люди, но с помощью одного из Богов - вдохновителя красноречия и поэзии.

В мифологии древних греков был сюжет о том, что создателем языка выступает Бог Гермес - покровитель торговли и средств сообщения, отождествлявшийся с египетским Богом мудрости и письма Тотом.

Крупнейший языковед 19 столетия, основоположник общего языкознания Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) рассматривал язык как деятельность духа. Его представления о языке как энергии и стихийной деятельности человеческого духа - это дальнейшее развитие логосической теории происхождения языка.

Ответвлением логосической теории являются представления многих древних народов мира о мудрецах, благородных людях, законодателях как установителях имен. Роль установителя имен могли выполнять не только предки, но и современники, управляющие государством, что характерно, например, для древнекитайской философии. Дао как реальная созидающая сила устанавливает порядок в обществе через государей.

Ж.М. Дежерандо (1772-1842), изучая поведение некоторых племен, приходит к выводу, что язык мог быть сообщен им всего несколькими людьми - более развитыми и мудрыми руководителями. Немецкий филолог Я. Гримм (1785-1863) полагал, что легче всего представить себе происхождение языка в ситуации, где взаимодействуют две-три пары родоначальников и их дети.

Теория звукоподражания идет от одного из распространенных и влиятельных направлений древнегреческой философии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие в 19 веке. Слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира - шуму ветра, крику птиц, реву зверей и т.д.

В 18 в. звукоподражательную теорию поддержал знаменитый немецкий ученый В. Лейбниц (1646-1716). Он считал, что образование слов - результат соединения нескольких факторов: звучания окружающих вещей, предметов и явлений; психических и душевных впечатлений от вещей и их звучания; подражания звучанию. По Лейбницу, есть звуки сильные и шумные, мягкие и тихие, вызывающие соответствующие представления.

Междометная теория происхождения языка. Эта теория берет свое начало от эпикурейцев, противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне.

Слово возникло как выражение душевных состояний человека. Эпикур (341-270 до н.э.) и эпикурейцы считали, что человеческая речь в своем возникновении прошла некоторый предварительный, физиологический этап - этап эмоциональных выкриков, которые связывались с впечатлениями, получаемыми от окружающих вещей, и становились их обозначениями. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова.

В 18 в. междометная теория происхождения языка получает свое дальнейшее развитие у И. Гердера. В истории языкознания она получила название теории рефлексий.

В 19 в. теория междометий получает свое дальнейшее развитие под названием ономатопоэтической (от греч. onomatopoiia - производство названий) теории в работах немецкого психолога и лингвиста Г. Штейнталя, А.А. Потебни, Я. Гримма и др.

Штейнталь считал, что становление языка происходило стихийно, вместе с развитием человека и его сознания. 1) язык возникает из сигнала, поданного вне ситуации, когда сигнал употребляется; 2) язык возникает как повтор привычных звуков; 3) язык возникает при потребности у человека в эмоциональной экспрессии, напоминающей экспрессию художественную.

Если в теории звукоподражания толчком для возникновения языка был внешний мир, то междометная теория стимулом для появления слов считала внутренний мир человека, его эмоции. Общим для обеих теорий является то, что они изучают происхождение механизма говорения как основу для становления языка.

Теория происхождения языка из жестов. Основателем этой теории считается немецкий философ и психолог второй половины XIX в. В. Вундт (1832-1920). По своей сути эта теория очень близка к междометной теории, но дополняет и расширяет ее. По Вундту, первоначальное слово - это бессознательный продукт внутреннего мира человека, психических движений этого мира. Истоки языка находятся в ярких, бросающихся в глаза признаках предметов. Вундт считал, что первоначально существовало как бы два языка - язык звуков (физические движения языка и губ) и язык жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица).

Свой вариант жестовой теории происхождения языка предложил немецкий филолог Л. Гейгер (1829-1870). Он полагал, что в основе формирования языка лежат зрительные восприятия, наиболее сильными из которых являются восприятия человеческого движения. Произнесение человеком какого-либо звука обязательно связано с мимикой лица, легко наблюдаемой собеседником. Этот "жест" лица изображает звук, и каждый звук имеет свой жест. В процессе развития языка звук освобождается от мимики и уже самостоятельно обозначает впечатления от окружающего мира.

В 18 в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность (например, мнения Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.)), и во многом отвечала рационализму 18 столетия. Особенно большое внимание уделили ей французские просветители П. Мопертюи (1698-1759), Э. Кондильяк (1715-1780), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), шотландский философ А. Смит (1723-1790) и др.

Некоторые основополагающие идеи теории общественного договора сформулировал в 18 в. один из предшественников просветителей, английский философ Т. Гоббс (1588-1679). Он считал, что речь была изобретена людьми подобно тому, как люди изобрели книгопечатание. Первобытным людям "пришло в голову" давать названия вещам. С помощью названий люди получили возможность удерживать в памяти свои мысли и сообщать их друг другу для взаимной пользы и приятного общения.

Французский математик, физик и философ П. Мопертюи разработал концепцию придумывания языка людьми, отмечая в ней три этапа становления речи. На первом этапе человек выражал свои простые и необходимые нужды с помощью нескольких жестов и криков, которых было достаточно для общения. По мере увеличения потребностей к природным жестам и крикам стали присоединяться условные крики и жесты, формируя собственно язык. Второй этап занял достаточно длительный промежуток времени. На третьем этапе формирования языка способы выражения стали независимыми от жестов и тона выкриков.

По мнению Э. Кондильяка, язык возник из естественных криков людей, когда они сострадали друг другу и обращались к взаимопомощи. У Ж.-Ж. Руссо теория общественного договора связана с делением жизни человечества на два периода - природный и цивилизованный.

Теория трудовых выкриков и трудовая теория. В 19 в. в трудах вульгарных материалистов - французского философа Л. Нуаре (1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера (1847-1930)- была выдвинута теория происхождения языка из трудовых выкриков. Ее основная суть сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Первоначальный язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков является, по сути, вариантом междометной теории.

В более сложном виде в последней трети 19 в. Ф. Энгельсом (1820-1895) была сформулирована трудовая теория происхождения языка. Общий процесс развития человека и общества Энгельс представляет в ней как взаимодействие труда, сознания и языка.

2. Природа, сущность и функции языка.

Идеальное и материальное в языке. Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания - дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые его внутренней формой.

В физическом плане энергия сознания представляет собой непрерывный поток нулевых световых волн, обладающих энергией и импульсом. Этот непрерывный поток сознания трансформируется мозгом человека в непрерывный поток психических волн со своей энергией и импульсом. В процессе словесного мышления и поток сознания, и психический поток речевым импульсом дробятся на части: мысль, хаотичная по своей природе, расчленяясь на части, по необходимости формируется и уточняется.

Своей идеальной стороной язык служит мостом между сознанием и психикой, трансформируя потоки сознания в мышление, а психические потоки превращая в факты сознания.

В психическом плане человеческое мышление, если отвлечься от выражения его словами, представляет собой непрерывный поток психической энергии - психических волн.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны друг другу. Основу мышления составляют логический строй мысли, правила оперирования единицами логики - понятиями, суждениями, умозаключениями. Логические законы и формы - общечеловеческие.

Основу языка составляют его собственные единицы - фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения, а также правила оперирования ими.

Понятийное мышление выступает не только в словесно-логической форме. Оно может опираться и на построенные человеком специальные системы общения, искусственные языки.

Левое полушарие ответственно за понятийное, абстрактное мышление, правое теснее связано с наглядно-образным мышлением. В левом полушарии расположены также зоны порождения и восприятия речи - зоны Брока и Вернике, названные по имени ученых, открывших эти зоны.

В области языка левое полушарие ответственно за форму речи, ее логико-грамматическую расчлененность и связность, а также за абстрактную лексику. Правое полушарие распознает и порождает зрительные и слуховые образы, а также предметные значения слов. В норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая речь, мышление и все поведение человека.

Биологическое и социальное в языке. Фактически возникновение и развитие языка в натуралистической концепции связывалось с возникновением и развитием жизни.

Стали известны факты длительной изоляции детей от общества, которая происходила в раннем возрасте, их проживания в среде животных. Такие дети вообще не умели говорить и с трудом поддавались обучению языку. Современные психофизиологи установили, что язык возникает не из звуков гуления ребенка, но из тех звуков, которые он слышит от взрослого человека.

Конкретный язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено, каким именно языком будет пользоваться ребенок.

Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы - речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему - под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях - при наличии языкового окружения, социума. Вместе с тем ребенок может расти и воспитываться в обществе, но если он родился глухонемым, то общество не в состоянии обучить его порождению и восприятию звучащей речи, так как у него отсутствует соответствующий физиологический механизм.

Сформировавшийся у взрослого человека язык имеет свой физиологический аналог в виде нейронных сетей мозга и физиологических структур и реакций организма. Прежде чем звук воплотится в мысль, а мысль в звук, протекают определенные биофизические и биохимические реакции. При нарушениях деятельности физиологического механизма у человека могут возникать различного рода речевые расстройства вплоть до потери речи вообще.

Литературный язык представляет собой нормированный вариант общенародного языка, функционирующий в письменной и устной формах. Для него характерно наличие сознательно применяемых правил, то есть норм, которые фиксируются в нормативных словарях и которым обучают в школе.

Диалект - это совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей того или иного языка, распространенных на определенной территории. Так, в некоторых говорах русского языка не различают фонемы < ц > и < ч >, они совпадают в одном звуке [ц] или [ч]: цай, хоцу, цапля, или чай, хочу, чапля.

Социальная дифференциация языка проявляется также в наличии жаргонов - отклонений от общего языка, имеющих узкую сферу применения в той или иной социальной среде.

Особую социальную разновидность речи представляет собой арго- особый язык так называемых декласированных элементов общества: воров, нищих, бродяг.

3. Функции языка.

В самом общем плане под внутриструктурными функциями языка понимают выражение языковой формой определенного содержания, смысла.

Отсюда вытекает одна из важнейших функций языка – мыслеформирующая.

Номинативная -назывная

В этом случае говорят о функции фонемы, морфемы и других структурных единиц языка, о функции подлежащего, сказуемого,дополнения и т.д.

Эту функцию называют метаязыковой (от греч. meta- после, за, через), которая служит для описания самого языка.

Важнейшая общественная функция языка - коммуникативная, в которой язык выступает универсальным средством общения людей.

Второй основной социальной функцией языка является аккумулятивная функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта

К частным функциям языка относят: экспрессивную - функцию выражения настроений и эмоций говорящего; контактоустаиавливающую, или фатическую - функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда необходимость передачи сколько-нибудь существенной информации отсутствует ; эстетическую - функцию эстетического воздействия на личность с помощью языка (литература, театр, кино и т.д.); апеллятивную - функцию призыва, побуждения к тем или иным действиям



перейти в каталог файлов
связь с админом