Главная страница

Простые уроки рисования для начинающих


Скачать 8.33 Mb.
НазваниеПростые уроки рисования для начинающих
АнкорProstye_uroki_risovania_dlya_nachinayuschikh.pdf
Дата17.03.2017
Размер8.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProstye_uroki_risovania_dlya_nachinayuschikh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#27704
страница1 из 5

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Tkachenko_T_A_Pravilno_proiznosim_zvuk_P.doc, Prostye_uroki_risovania_Transport.pdf, Prostye_uroki_risovania_Ovoschi_i_frukty.pdf, Tkachenko_T_A_Pravilno_proiznosim_zvuk_S_i_Sh.pdf, Prostye_uroki_risovania_Tsvety.pdf, Prostye_uroki_risovania_dlya_nachinayuschikh.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

Мазовецкая В. В.
Простые уроки рисования для начинающих
Заведующий редакцией
Д. Беликов
Руководитель проекта
Е. Шульганова
Ведущий редактор
Е. Каляева
Литературный редактор
Н. Рощина
Художник
Л. Адуевская
Корректор
Е. Павлович
Верстка
О. Богданович
ББК 85.154
УДК 741.021
Мазовецкая В. В.
М13 Простые уроки рисования для начинающих. — СПб.: Питер, 2012. —
96 с.: ил.
ISBN
978-5-459-01143-2
Хотите научиться рисовать? Это совсем несложно. Рисование — увлекательное хобби, веселое времяпрепровождение, раскрытие творческого потенциала. Рисуйте вместе с нами фрукты и овощи, растения, насекомых, зверей и людей.
С помощью этой книги вы сможете почувствовать себя художником и порадовать друзей и близких красивыми рисунками.
ISBN 978-5-459-01143-2
© ООО Издательство «Питер», 2012
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было фор- ме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ООО «Мир книг», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная.
Подписано в печать 15.02.12. Формат 60×90/8. Усл. п. л. 12,000. Тираж 3000. Заказ 0000.
Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ЗАО «ИПК Парето-Принт», г. Тверь, www.pareto-print.ru

Оглавление
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1
Основы композиции . . . . . . . . . 5
Компоновка . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Композиция . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Первичная .геометрия . . . . . . . . . . 9
Материалы .для .рисунка . . . . . . . . 10
Глава 2
Предметы натюрморта
. . . . . . 11
Рисуем .огурец . . . . . . . . . . . . . . 11
Рисуем .яблоко . . . . . . . . . . . . . . 13
Рисуем .грушу . . . . . . . . . . . . . . 14
Рисуем .грибы . . . . . . . . . . . . . . 15
Рисуем .карандаши .в .чашке . . . . . . 16
Рисуем .драпировку . . . . . . . . . . . 17
Глава 3
Рисование с натуры . . . . . . . . 19
Рисуем .траву . . . . . . . . . . . . . . 19
Рисуем .лист .клена . . . . . . . . . . . 22
Рисуем .лист .дуба . . . . . . . . . . . . 24
Рисуем .лист .березы . . . . . . . . . . 25
Рисуем .ветку .яблони . . . . . . . . . . 26
Рисуем .ветку .с .плодами . . . . . . . . 28
Рисуем .куст . . . . . . . . . . . . . . . 30
Рисуем .иву . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Рисуем .дуб . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Рисуем .аллею . . . . . . . . . . . . . . 36
Глава 4
Изображение насекомых 38
Учимся .рисовать .бабочку . .
(капустницу) . . . . . . . . . . . . . . 38
Учимся .рисовать .кузнечика . . . . . 40
Учимся .рисовать .скарабея . . . . . . 42
Рисуем .майского .жука . . . . . . . . . 44
Рисуем .жука-оленя . . . . . . . . . . . 45
Рисуем .стрекозу . . . . . . . . . . . . 46
Учимся .рисовать .пчелу . . . . . . . . 47
Глава 5
Изображение
речных и морских жителей 49
Рисуем .улитку . . . . . . . . . . . . . . 49
Рисуем .лягушку . . . . . . . . . . . . . 51
Рисуем .морскую .звезду . . . . . . . . 53
Рисуем .медузу . . . . . . . . . . . . . . 56
Рисуем .краба . . . . . . . . . . . . . . 58
Рисуем .акулу . . . . . . . . . . . . . . 60
Рисуем .дельфина . . . . . . . . . . . . 62
Рисуем .кита . . . . . . . . . . . . . . . 64
Рисуем .черепаху . . . . . . . . . . . . 66
Глава 6
Рисуем животных . . . . . . . . . . 68
Рисуем .змею .(питона) . . . . . . . . . 68
Рисуем .мышь . . . . . . . . . . . . . . 70
Рисуем .летучую .мышь . . . . . . . . . 72
Рисуем .курицу . . . . . . . . . . . . . 74
Рисуем .кошку .(тайской .породы) . . . 76
Рисуем .котенка . . . . . . . . . . . . . 78
Учимся .рисовать .собаку . .
(ретривера) . . . . . . . . . . . . . . . 80
Рисуем .щенка . . . . . . . . . . . . . . 82
Рисуем .льва . . . . . . . . . . . . . . . 84
Рисуем .волка . . . . . . . . . . . . . . 87
Глава 7
Рисуем человека . . . . . . . . . . 89
Рисуем .характерную .позу . . . . . . . 90
Рисуем .набросок .юноши . . . . . . . 92
Рисуем .фигуру .девушки . . . . . . . . 94
Заключение . . . . . . . . . . . . . 96

ВстУПление
Вы держите в руках книгу, которая станет для вас незаменимым помощником, если вашему ребенку в первом классе задали нарисовать огурец, а вы до этого видели его только нарезанным кружочками в салате.
Если вы любите ходить на природу с фотоаппаратом, но хотели бы — с карандашом и блокнотом.
Если вы любите фантастическое кино, всегда вни­
мательно присматриваетесь к костюмам главных героев и то и дело находите в броне и шипах монст­
ров признаки хитинового дизайна мира насеко­
мых.
Если вы прежде никогда не рисовали простым каран­
дашом ничего, кроме биссектрис, прямых и ромбов на уроках геометрии.
Если от вида остро отточенного карандаша и белого листа бумаги у вас замирает сердце.
Если любимый силуэт у окна вызывает приступ тахи­
кардии и это мгновение хотелось бы запечатлеть не прозой снимка, а поэзией карандашного рисунка.
Если вам хотелось бы попробовать что­то новое или хотя бы сейчас утереть нос учительнице рисо­
вания, которая так несправедливо тогда влепила вам тройку.
Если желание создавать собственную Вселенную на листе бумаги приносит радость.
Если возможность повторить карандашом окружа­
ющий мир — еще один повод выразить ему свое восхищение.
И бросьте думать, что рисование — это для избран­
ных. Научились же вы ходить. А ведь когда­то не умели.
Научились же вы писать, к тому же в собственной манере, неповторимым почерком.
И неважно, насколько хороши будут ваши рисунки вна­
чале. Это не имеет никакого значения: как только вы взяли карандаш в руки, вы стали богом. Творцом соб­
ственной реальности. Я же, как автор этой книги, поста­
раюсь вам объяснить все настолько просто, насколько понимаю этот процесс сейчас, рисуя более 30 лет.
Поверьте, все намного интереснее, чем может пока­
заться. И не нужно бояться ошибок и неудач — они наши верные учителя и наилучшие помощники.
Храните свои первые рисунки, нарисованные благо­
даря этой книге. Через несколько лет они будут для вас бесценны.
Вставляйте их в рамки под стекло и вешайте на стену.
Сканируйте и украшайте ими свои блоги, письма и от­
крытки. Сделайте из них обои в своей комнате — вам позавидует самый креативный дизайнер авангард­
ных интерьеров. Поверьте, они гоняются за такими идеями. Но оставьте ее только себе.
Помните о том, что рисование простым каранда­
шом — это величайшее наслаждение, соизмеримое с игрой в шахматы, поцелуями, слушанием и написа­
нием музыки, сочинением стихов.
Удачи!
Вдохновения!
Ни с чем не соизмеримого наслаждения быть твор­
цом!
А еще, как аванс, немного гордости, которую будут испытывать ваши друзья и близкие. Ведь всегда при­
ятно быть другом художника.
С искренней симпатией к каждому,
кто снял эту книжку с магазинной полки,
Виктория Мазовецкая

1
Гл а В а
ОснОВы .
КОМПОзиции
Когда мы учимся рисовать, то первое, с чем имеем дело, — это необходимость правильно разместить желаемый объект на бумаге. Все начинающие ху­
дожники делают одну и ту же ошибку: вместо того чтобы определить центр листа, сразу берутся за сам рисунок.
Даже опытные художники делают построение буду­
щей работы. Это помогает избежать ненужных иска­
жений в изображении. Вы бы очень удивились, узнав, что еще недавно у разных художественных школ, да что там школ, у разных художников были свои мето­
ды и способы построения. И это было, в принципе, логично, так как общей теории построения изобра­
жения не существовало. А каждый художник был спе­
циалистом в какой­то одной области живописи. Вот и выходило, что тот, кто рисовал венецианские кана­
лы и городские улицы, изобретал систему построения по принципу завернутой улитки, а тот, кто рисовал человека, пользовался собственной системой про­
порций. Многие из их остроумных и очень тонких наблюдений взяты за основу современного акаде­
мического рисунка и построения изображений.
Но самое забавное, что до сих пор, несмотря на ака­
демические принципы построения посредством ряда
Фибоначчи, на основе золотого сечения, которое нам в рисунке подарил гениальный Леонардо да Винчи, каждый художник строит по­своему, используя ла­
донь, пальцы, засечки на карандаше и тому подоб­
ные доступные подручные средства.
Поскольку в этой книге мы учимся рисовать простым карандашом и большинство будущих рисунков будут похожи на карандашные эскизы и зарисовки, мы не будем основательно изучать академические принци­
пы композиции, но все же затронем главные.
5

Компоновка (от лат. componere — «складывать», «со­
единять») — правильное расположение отдельных частей целостного объекта.
Для того чтобы правильно скомпоновать рисунок на бумаге, необходимо с помощью вертикальной и горизонтальной осей определить центр листа. При этом карандаш используется как измерительный прибор. На глаз определим середину простого ка­
рандаша по длине, сделаем метку. И в карандашах измерим высоту и ширину листа бумаги. К примеру, по вертикали на листе бумаги формата А4 помеща­
ется одна часть простого карандаша, его половин­
ка и четвертая часть. Зная это, мы можем с помо­
щью нехитрых вычислений найти центр вертикали и центр горизонтали листа. От руки прочерчиваем линии — никаких линеек или другого карандаша.
Линию делаем еле заметную, она только ориен­
тир.
Компоновка
6

Пересечение линий и будет центром нашего рисунка.
Стараемся скомпоновать рисунок так, чтобы он не располагался в углу листа, не был перекошен влево или вправо, не был слишком маленьким или слиш­
ком большим. Правильная компоновка обеспечит цельность и естественность композиции.
Приемом вымеривания карандашом пользуются все художники. Если вы рисуете натуру, то проверить, си­
дите ли вы на нужном расстоянии от объекта, можно следующим образом. Требуется вытянуть правую руку ладонью вперед. Если ладонь закрывает рису­
емый объект, вы сидите правильно.
Вытянув вперед правую руку с карандашом и закрыв при этом один глаз, можно карандашом измерять части натуры и переносить размеры на бумагу.
Это бывает полезно при рисовании натюрмортов и определении размеров геометрических тел.
7

Композиция (от лат. compositio — «составление», «со­
чинение») — строение, соотношение и взаимное рас­
положение частей.
Когда мы говорим о композиции, следует понимать, что это результат решения нескольких задач, которые ставит перед собой художник. Одну задачу мы уже уяснили — это компоновка. Но, рисуя карандашом, мало просто разместить изображение на листе. Име­
ют значение ракурс, соотношение предметов, если их несколько, перспектива и динамика объектов (мы с этим столкнемся, когда будем рисовать аллею), ис­
точник света и падающие от предмета тени, которые также нужно будет изобразить, и самое главное — гармония сюжета.
Чтобы справиться со всеми этими сложными зада­
чами, в углу большого листа для основной работы наметим прямоугольник, размер которого строго пропорционален размеру бумаги, и сделаем про­
бный рисунок будущей работы.
Поскольку эскиз будет маленьким, вы не сможете мельчить с линией и создадите концепт будущего рисунка. Это очень важно для того, чтобы научиться создавать целостное изображение. Заодно в умень­
шенном варианте будущей работы сможете набро­
сать все сложные моменты, решите в миниатюре задачу светотени, отразите элементы и детали, ко­
торые нужно будет рисовать на большом листе.
Композиция
8

Рисуя любую — сложную или простую — натуру, каж­
дый художник стремится увидеть в ней простейшие элементы, такие как шар, квадрат, пирамида, при­
зма, конус, цилиндр. Когда эти фигуры изображаются в одной плоскости, они становятся кругом, овалом, треугольником, прямоугольником, квадратом. А если рисунок объемный, то круг становится шаром, квад­
рат — кубом, а треугольник — пирамидой.
На протяжении всей книги на первом этапе создания рисунка я буду показывать вам, из каких фигур исхо­
дила я сама, рисуя те или иные объекты. Это совер­
шенно не значит, что вы должны основываться только на этом примере. Мое решение задачи лишь подсказ­
ка, а таких решений может быть несколько. Конечно, если вы рисуете колесо телеги, тут может быть без вариантов, но, изображая сложные объекты, такие как насекомые или млекопитающие, человек или машины, можно увидеть несколько сочетающихся друг с другом геометрических форм.
Прищурьте глаза, когда смотрите на объект изобра­
жения. Сквозь ресницы вы увидите только общие очертания предмета. На какие простейшие фигуры можно его разбить, чтобы построить образ? Начните с простого предмета, например помидора, который имеет первичную (простейшую) форму круга. Но если взглянуть шире, то одна форма может производить другую, как, например, долька арбуза. На рисунке видно, что от привычной формы арбуза — круга — осталась только дуга корки, но в целом теперь арбуз, вернее, его часть вполне вписывается в треугольник.
Теперь понимаете, что имелось в виду, когда на уро­
ках геометрии произносилось нелогичное словосо­
четание «квадратура круга»?
Первичная . .
геометрия
9

Все предметы нашего мира имеют объем. Для при­
мера я нарисовала буханку свежеиспеченного хлеба с еще теплой душистой корочкой, вписанную в куб.
Потому что куб и есть первичная форма и так назы­
ваемый каркас для построения, а потом и рисования буханки хлеба.
На рисунке в книге линии выделены жирным, чтобы вам было понятно, но вы должны их делать легки­
ми, еле заметными, чтобы в дальнейшем во время работы легко зарисовать их более мягким грифе­
лем простого карандаша, даже не пользуясь ла­
стиком.
В книге изображения так и поданы — как простые и сложные формы. Будем двигаться к сложному по возрастающей, от главы к главе, незаметно перехо­
дя от рисунка огурца к портрету человека.
Есть множество хороших книг по академическому рисунку, которые читать скучно только потому, что правильно изложенная теория не подкреплена прак­
тикой. Поэтому я не стану перегружать вас теорией, зато в каждой главе приведу множество советов по композиции и построению, раскрою многие секреты, которые, надеюсь, помогут сделать ваши рисунки удачными.
Материалы . .
для .рисунка
Нужно иметь всего несколько предметов.
Пленэрные рисунки будет удобно делать в блокноте для рисования с твердой обложкой.
Бумагу необходимо выбирать под карандаш. Я знаю художников, которые любят работать на мелованной, гладкой бумаге. Иногда и сама рисую что­то на такой, но только в охотку. Практичная бумага для простого каран­
даша — плотная, светлая, чаще всего белая, пористая или с фактурной поверхностью. Она не скатывается под ластиком — ластик скатывается и стирается на ней.
Ластик должен быть мягким и сыпучим.
И конечно, нужно иметь коробку или набор простых карандашей всего спектра твердости грифеля.
Карандаши различаются по твердости грифеля, ко­
торая, как правило, указана на карандаше: H (твер­
дый), F (стандартно твердый) и HB (твердо­мягкий),
B (мягкий). Далее перечислю от самого твердого к са­
мому мягкому: 10Н, 9H, 8H, 7H, 6H, 5H, 4H, 3H, 2H, H,
F, HB, B, 2B, 3B, 4B, 5B, 6B, 7B, 8B, 9B, 10В.
Можете также использовать карандаши со смен­
ными грифелями. Особенно удобны такие тонкие грифели для миниатюр. Но, к моему величайшему со­
жалению, они имеют маленький спектр твердости.
Точить карандаши принято острым ножом. Длинный и остро заточенный карандаш можно долго не за­
тачивать во время работы. Обычными точилками художники пользуются крайне редко.
10

2
Бумага .для .рисования .(белая .пористая) .
Простые .карандаши .разной .твердости, .ис- пользуемые .в .следующем .порядке: .F, .2B, .4B .
Мягкий .ластик, .крошащийся .при .стирании
Гл а В а
ПРедМеты .
натюРМОРта
Рисуем . .
огурец
МАТЕРИАЛЫ
Рисуя предметы, вначале внимательно вглядитесь в них. Кроме души неживого предмета, нужно увидеть его первичную геометрическую форму. Обычно это окружности, треугольники, квадраты, которые не всег­
да или, скорее, никогда не бывают идеальными.
Математик бы отметил, что это сложная форма, по­
лучившаяся вследствие наложения одной на другую огромного количества изменяющихся форм, из­за чего создается голография неидеальности. Мы согла­
симся и с простотой мысли о неидеальности, и с мыс­
лью об идеальном и сложном. И так и этак верно.
Каждый человек имеет собственное мерило гармо­
нии, а посему в состоянии понять, что истинное ис­
кусство искажений в том, чтобы научиться сначала рисовать правильно.
Итак, рисуем легким штрихом линию, вдоль которой, как вдоль оси, будет располагаться наш огурец.
СОВЕТ
Когда .компонуете .рисунок .на .бумаге, .учи- тывайте .несколько .правил .построения .Ось .
огурца .следует .разместить . .чуть .ниже .сере- дины .листа, .а .расстояние .от .боковых .точек .
предмета .до .обоих .краев .бумаги .должно .
быть .одинаковым
11

Добавим основную прорисовку в виде вытянутого неправильного эллипса (приблизительно по форме огурца).
В следующей прорисовке добавим нашему корни­
шону характерные визуальные особенности: неко­
торый намек на дольки, пупырышки, остаток цветка и стебель.
Когда «макет» огурца нарисован, добавим немного тени как на огурец, так и на поверхность, на которой он лежит. Для этого нужно представить, откуда падает свет на предмет натюрморта.
12

Рисуем . .
яблоко
МАТЕРИАЛЫ
Яблоко .красивой .формы .Бумага .для .рисова- ния .(белая .пористая) .Простые .карандаши .
разной .твердости, .используемые .в .следу- ющем .порядке: .F, .2B, .5B .Мягкий .ластик
На листе бумаги найдем середину и обозначим ее двумя осями — вертикальной и горизонтальной.
Несмотря на то что яблоки обычно круглые, мы впи­
шем его форму в более простую в изображении — прямоугольник, вытянутый вверх. Далее прорисуем контур плода.
Аккуратно стерев лишние линии, более мягким ка­
рандашом расслабленной кистью руки выведем кон­
тур яблока и ложбинку с хвостиком и листком.
В итоговой прорисовке добавим немного тени, чтобы «оторвать» объем яблока от плоскости.
13

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов