Главная страница
qrcode

Формирование музыкальной культуры личности средствами народной. Протокол 2017г утверждаю директор мбоу Гимназия 27 И. Б. Черепанова


НазваниеПротокол 2017г утверждаю директор мбоу Гимназия 27 И. Б. Черепанова
Дата12.08.2019
Размер0,94 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФормирование музыкальной культуры личности средствами народной
ТипПротокол
#107819
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №27»

города Кургана

ПРИНЯТА на заседании

научно-методического совета

протокол № _______

«___»______________2017г
УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №27»

____________________ И.Б.Черепанова

приказ № ____. от 2017 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Формирование музыкальной культуры личности средствами народной хореографии»

Уровень освоения программы: общекультурный, многоуровневый
Срок реализации: 7лет

Возраст учащихся: 7 – 14 лет


Автор-составитель:

Мухина Виктория Леонидовна,

педагог дополнительного образования


Курган


ОГЛАВЛЕНИЕ




Паспорт программы
3
1.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5


Направленность программы
5


Актуальность программы
5


Отличительные особенности
5


Адресат программы
6


Объем программы,
6


Формы обучения и виды занятий по программе
8


Срок освоения программы, режим занятий
8
1.2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
8
1.3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9
1.4
СВОДНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
13
1.5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
13
1.6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
18


Первого года обучения
18


Второго года обучения
20


Третьего года обучения
22


Четвертого года обучения
25


Пятого года обучения
26


Шестого года обучения
28


Седьмого года обучения
31
2.
Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
33
2.1.
Условия реализации программы
33
2.2.
Формы аттестации/контроля
34
2.3.
Оценочные материалы
34
2.4.
Методические материалы
38
2.5.
Список литературы и источников
39


ПРИЛОЖЕНИЯ




Календарный учебный график.



ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ФИО автора, автора-составителя
Мухина Виктория Леонидовна
Учреждение
МБОУ «Гимназия № 27»
Название объединения

Ансамбль танца «Акварель»
Название программы

Формирование музыкальной культуры личности средствами народной хореографии
Направленность

Художественная
Тип программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Вид программы

Адаптированная, комплексная

Кузнецова, М. В. Образовательная программа танцевального коллектива: Сборник «Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей» Раздел I Художественно – эстетическая направленность Часть 2 / М. В. Кузнецова. – Челябинск, 2002. – 46 с.
Образовательная область
Искусство
Срок реализации
7 лет
Объем часов по годам

272, 272, 272, 272, 272, 272, 272 часа
Уровень освоения программы

Многоуровневый (базовый, углубленный, творческий)
Возраст учащихся

7-8, 8-9, 9-10, 10-11, 11-12, 12-13,13-14 лет
Цель программы

Формирование музыкальной культуры у участников хореографического коллектива посредством приобщения к русскому национальному и мировому хореографическому и музыкальному искусству
С какого года реализуется

2013 г.

ЛИСТ АДАПТАЦИИ ПРОГРАММЫ

на 2017-2018 уч.г.
Программа дополнительного образования детей «Формирование музыкальной культуры личности средствами народной хореографии» является комплексной, модульной адаптированной в области хореографического искусства. Данная программа реализуется с 2013 года на базе МБОУ «Гимназия № 27» города Кургана в ансамбле танца «Акварель» и одобрена педагогическим советом гимназии. Воспитанники ансамбля являются дипломантами всероссийских, региональных, областных и городских хореографических фестивалей и конкурсов.

В программу включены следующие модули: ритмика, элементы музыкальной грамоты, элементы классического танца, народный танец, история народного костюма. Модули логически развивают и дополняют друг друга. Базовым модулем является народный танец, а ключевым – основы музыкальной грамоты.

Программа разработана с учетом основных требований к программам дополнительного образования (Письмо Министерства Образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-18440), современных научных исследований в области художественного воспитания, существующих методик обучения хореографии, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПина 2.4.2821-10 (постановление Главного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) и направлена на удовлетворение образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся.

Содержание программы разработано на основе анализа социального заказа общества, возрастных особенностей, образовательных интересов и запросов детей, их родителей. Программа носит личностно-ориентированный, деятельностный характер и направлена на формирование музыкальной культуры личности через приобщение к русскому национальному и мировому хореографическому и музыкальному искусству, на актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, её образовательной активности.

Программа адресована обучающимся 7(8) – 14(15) лет и рассчитана на семь лет.

К программе разработаны методики развития музыкального вкуса и музыкальности на занятиях хореографией, карточка индивидуального развития обучающегося, комплекс занятий, способствующих развитию:
метроритмической способности;
координации движений;
эмоциональной отзывчивости на музыку;
умения концентрировать внимание и чувствовать и отображать интонацию музыки в танце.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическое обоснование

В документе, определяющем государственную образовательную политику на ближайшее время, – «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» – отмечается, что
Так как хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития, данная программа ориентирована на реализацию задачи, поставленной Концепцией перед образованием – формирование духовной культуры личности.

Нормативно-правовой аспект создания программы
Конституция РФ.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003. Письмо МОРФ от 11.12.2006 № 06-1844)
Направленность программы

Данная программа относится к художественно-эстетическому направлению развития школьников и предполагает извлечение воспитывающей силы из этого вида искусства.

Данная программа направлена на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к художественно-эстетическим ценностям;
укрепление физического здоровья детей.
Отличительные особенности

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, учат понимать и создавать прекрасное.

Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест. Воспитывая детей на лучших образцах народного и композиторского творчества, можно помочь им стать подлинными любителями серьезной музыки, культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о музыке и определять свое отношение к услышанному.

Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия. Тем самым она оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости в реальной жизни.

Учитывая стремительно снижающийся уровень музыкальной культуры подрастающего поколения, тема ее формирования рассматривается в программе как наиболее актуальная. Это и является её отличительной особенностью.

Новизна программы заключается в усилении компетентностного подхода в области музыкального образования обучающихся за счет выделения часов на занятия музыкальной грамотой, прослушивание и анализ музыкальных произведений.

Адресат программы

Программа адресована обучающимся МБОУ «Гимназия № 27», начиная с первого класса.

В коллектив принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – до 15 человек, второй год – до 12 человек, третий и последующие годы обучения – до 10 человек.

Объем образовательной программы

Программа включает в себя четыре модуля:
Ритмика. Элементы музыкальной грамоты.
Элементы классического танца.
Народный танец.
История народного костюма.
Модуль 1 «Ритмика. Элементы музыкальной грамоты» - ключевой в программе, является самостоятельным в первые три года обучения, а так же частью второго и третьего модулей на протяжении всего курса обучения. При изучении программного материала большое количество учебного времени уделяется прослушиванию и анализу музыкальных произведений.

Занятия ритмикой должны способствовать физическому развитию ребенка и его подготовке к дальнейшему обучению танцу. Курс является пропедевтическим, включает в себя простейшие элементы всех хореографических дисциплин, изучаемых в дальнейшем. Основные задачи начального этапа обучения:
постановка корпуса, рук, ног, головы;
развитие координации;
развитие музыкальности;
воспитание внимания;
воспитание собранности и работоспособности;
развитие хореографической памяти и мышления.
В этот период даются знания по музыкальной грамоте, а также закладывается умение слушать, анализировать и понимать музыкальные произведения.

С первых занятий дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному их оформлению:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением;
создание музыкальной среды, формирующей музыкальный вкус.
Одним из важных принципов работы на этом этапе является использование минимума танцевальных элементов при максимуме их сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность качественного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего обучения. Большое количество комбинаций из этих элементов создает впечатление новизны и активизирует мыслительный процесс, а также дает простор фантазии ребенка.

Модуль 2 «Классический танец» является основой в воспитании школы исполнения, формирует технику, дисциплинирует. Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.

Модуль 3 «Народный танец» занимает в программе наибольшее место, базовым и способствует приобщению детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры. Лексика и весь строй танца обусловлены природными условиями проживания народа.

В разделе выделен региональный компонент. Учитывая многонациональный состав населения Урала, в программу включены следующие танцы: русский (особенности уральского танца), белорусский, немецкий, украинский, татарский.

Обращение к русской танцевальной культуре – одно из важнейших средств воспитания национального самосознания, приобщения детей к духовным ценностям России. Русский танец удивительно богат своими красками, разнообразием движений, композиционных построений. Русский танец может быть представлен достаточно широко, и поэтому его освоение предлагается в течение всего срока обучения.

Эмоциональный фон, создаваемый музыкой и ритмом движений, способствует воспитанию уважения к культуре других народов

Модуль 4 «История народного костюма» – изучается одновременно с модулем «Народный танец» и является вводным к каждой из его составляющих. Народный костюм — одно из самых ярких проявлений культуры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Огромное значение при изготовлении костюма имел выбор цвета, вышивки, украшений.

При изучении каждого последующего национального костюма проходит сравнительный анализ с предыдущим.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом