Главная страница

Протоколу 5 от Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика


НазваниеПротоколу 5 от Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика
Анкорformirovanie_ustoychivogo_interesa_k_predmetu_kak_put_lichnostnogo_rosta_uchenika.doc
Дата27.01.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаformirovanie_ustoychivogo_interesa_k_predmetu_kak_put_lichnostno
ТипПротокол
#8753
Каталогid22501307

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Restoran.pdf, Mnogoetazhka.pdf, Burlakova_M_K_Shokhor-Trotskaya_Sovety_logope.doc, 485608.ppt_roditelskoe_sobranie_dlya_4_klass.pptx_luchshe.pptx.p, Novikova_E_V_Zondovy_massazh_Chast_4.pdf, 50_shagov_k_uspehu_okruzhayuschiy.pdf, VPR_KIM_Russkiy_yazyk_3kl_Krylova_O_N_2017_-80s.pdf, 50_shagov_k_uspehu_russkiy_ch2.pdf, VPR_KIM_Matematika_3kl_Rudnitskaya_V_N_2017_-96s.pdf, N_S_Uroki_logopeda_Ispravlenie_narusheniy_rechi.doc и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы


Приложение №2

к протоколу №5

от

Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика
Русский язык и литература – предметы, способствующие воспитанию образованного, разносторонне развитого человека, которому предстоит жить и трудиться в условиях стремительно меняющегося мира. Моя цель в преподавании этих предметов: оказание воздействия на формирование личности учащихся, осуществление их нравственного и эстетического воспитания, влияние на их мировоззрение и поведение.

Процессы модернизации современного образования обозначили проблему формирования у обучающихся не столько абстрактно-теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения русскому языку. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, что ставит задачи в подготовке коммуникабельного, функционально грамотного, обладающего навыками саморазвития выпускника, способного самостоятельно мыслить и гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле. Успешная реализация этих задач позволяет подготовить выпускника современной школы, компетентного в языковых и информационных вопросах, умеющего собирать и анализировать данные, выдвигать гипотезы, делать обобщения, а также имеющего представления о нравственных ценностях, знающего о судьбах великих соотечественников, о своей Родине, способного ценить классические и современные литературные произведения.

В этих условиях достижение желаемого результата связано, как никогда ранее, с подготовкой учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, не просто владеющую знаниями, а умеющую их применить, выдвигается в процессе обучения на одно из первых мест.

Поскольку важнейшей характеристикой творческого обучения является единство мотивационных и операциональных компонентов деятельности, творчеству человек может учиться лишь тогда, когда он реально поставлен в ситуацию, требующую творческого решения, обеспечивающую базу для творческого продвижения в учении и неизбежное формирование положительной учебной мотивации. Справедливо заключить, что одного усвоения каких-то готовых знаний и выработки на их основе соответствующих умений и навыков в традиционных условиях обучения недостаточно.

Вот почему в настоящее время вновь усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет "человеческий фактор" и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и, в частности, учения.

Все последовательнее в методических работах учитывается системообразующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться.

Несмотря на то, что важность формирования мотивации учения русскому языку всегда осознавалась учеными (Митрофанова О.Д., Постнова Н.В., Шанский Н.М. и др.) и предлагались разнообразные пути ее решения, в настоящее время требуются новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа в начале XXI века (изменился статус общеобразовательной школы, условия обучения, характер деятельности учителя, сам ученик). Разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов также настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и средств обучения, адекватных новому содержанию. Вследствие этого значительно усиливается внимание к проблеме организации процесса обучения, к разработке новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации. Это предполагает прежде всего введение в процесс обучения поисковых компонентов, что создает условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяет достигать гарантированных результатов обучения.

Учебный процесс становится важнейшим мотивирующим фактором при условии его нацеленности на формирование устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создание условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению умением учиться в творческом режиме.

Интерес является движущей силой развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека.

Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению активной, творческой   жизненной позиции.

Психологическая наука накопила определенный опыт формирования у школьников устойчивого познавательного интереса, не учитывать который в настоящее время нельзя.


Что же такое интерес? Какова его психологическая и педагогическая природа?

История психологической и педагогической мысли содержит разные подходы к этому вопросу. Одни ученые связывают интерес в основном с умственной деятельностью, с осознанием, пониманием и работой воображения, которое поддерживает и усиливает интерес. Сторонники данного направления отождествляют интерес к учебе с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество.

Интерес и радость познания, по их мнению, необходимы, чтобы школьники чувствовали себя счастливыми, что является важной задачей и образования, и воспитания.

Исследователи,  придерживающиеся  другого направления,  связывают интерес с волевой стороной личности, считая, что интерес является стимулом к действию, к преодолению трудностей. Они утверждают, что не следует увлекать, а тем более развлекать ученика, так как народная мудрость гласит: «Корень учения горек». По их утверждению, учебный труд должен строиться не на интересе, а на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Увлекательное обучение не способствует развитию воли, а школьник должен развивать волю и настойчивость. Эти утверждения совершенно правильны. 

Но учителя-практики знают: достаточно ли сказать ученикам, какими они должны быть, как должны относиться к учебе, чтоб именно такими и стали и так стали делать. В реальной школьной практике становление интереса к учёбе, воспитание воли и чувства долга мало регулируются даже многочисленными разговорами и призывами о том, что «учащиеся должны». Поэтому учителям рассчитывать на сознательное отношение школьников к учебным занятиям,  сложному учебному труду было бы опрометчивым.У школьников ещё слабо развиты воля, сознательность, произвольное внимание, произвольное запоминание, необходимые для хорошего освоения знаний; если процесс учёбы не захватывает.

Современная педагогика не связывает интерес с какой-то одной стороной человеческой деятельности: только эмоциональной, или интеллектуальной, или волевой. Важно понять, что интерес школьников и даже дошкольников характеризуется сложным сплетением  эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов, их воздействием друг на друга, а также взаимопроникновением друг в друга. Интерес к процессу обучения влияет на все психические процессы и функции; особенно велика связь интереса со вниманием, в первую очередь с непроизвольным  вниманием. Кто интересуется предметом, внимание бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память:  интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное укладывается в памяти с большим трудом, легко забывается. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Знания,  усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Они мертвы, непригодны  к использованию. Такое обучение не может способствовать развитию творческого ума. У учащихся, которым не привит интерес к умственному труду, не возникнет желания углублять свои знания, не разовьётся любовь к интеллектуальному напряжению, его жизнь не будет окрашена радостью познания.

Интерес, увлеченность, любовь к делу - огромная сила, помогающая быть настойчивым в достижении цели, воспитывающей  упорство и волю. Воспитание познавательного  устойчивого  интереса - задача, не противоречащая воспитанию воли, чувства долга, дисциплины.

Как воспитывать интерес к учебе? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?

Вот основные условия, при которых возникает и развивается интерес и любовь к учению, изучаемому предмету.
1.Вовлечение ученика  в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний,   решение задач проблемного характера.

2.Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действия быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.

4.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным. Лёгкий  или слишком трудный  материал не вызывает интереса.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников ( в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на учащихся, на их  отношение к предмету.

8. Использование метода хоровых ответов на несложные вопросы. Включается максимальное количество учащихся. «Не кричите с места! Поднимайте руку! Один отвечает, остальные молчат!» - заповеди школьной дисциплины приносят в жертву активность большой части класса.

9. При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повысится.

10. Широко использовать метод «закрытой доски» или метод «спиной к стене», значительно повышающей активность класса.

Описанные способы активизации класса – это полезные, действенные, но далеко не все способы воспитания активности школьников.

11. Необходимо с целью развития интереса к учёбе  шире использовать уроки-исследования,  уроки – поиски, в основе которых сопоставление, нахождение закономерностей; словесная  формулировка полученных результатов сопоставления,  найденной закономерности. Если ученики проделают  все эти этапы исследования  самостоятельно, добытое нехитрое грамматическое правило или заключение  будет отличаться от внимательно прослушанного  и добросовестно выученного, как истина отличается от банальности. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать. Основная движущая пружина  поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов,  творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками

12. Важно использовать вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

= Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. (Например, определи и докажи, где какая часть речи:  Бревно  лежит поперёк  канавы.

Мы шли вдоль и поперёк….

(В)пустую комнату;  спорить  (в)пустую;

подняться (на)верх; прикрепить  (на)верх шеста;

работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

Необходимо широко использовать

= вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;

= вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.

= Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся  стихотворение или отрывок по выбору).

= Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических  закономерностей.

= Поисковую умственную  активность вызывают задания,  которые  требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов  – один из действенных методов обучения и развития учащихся.

=Проблемные, поисковые вопросы и задания оживут и заиграют на уроках тогда, когда учитель сам убедится в их необходимости,  пройдет этот путь.

Учитель открывает многогранную душу ребёнка и помогает ему познавать окружающий мир посредством своего предмета. И очень важно, чтобы учитель был ещё и тонким ювелиром и, делясь своими знаниями с ребёнком, не замутнил хрусталик его души. На учителях русского языка и литературы лежит особая ответственность. Мы преподаём детям искусство письменного слова. И наши уроки - это «строительная площадка», на которой мы вместе со школьниками кирпичики науки скрепляем жизненными познаниями учеников, их впечатлениями.
перейти в каталог файлов
связь с админом