Главная страница

Виноградова Психологическая диагностика отклоне... Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста


Скачать 253.5 Kb.
НазваниеПсихологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста
АнкорВиноградова Психологическая диагностика отклоне.
Дата01.02.2018
Размер253.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВиноградова Психологическая диагностика отклоне...doc
ТипМетодическое пособие
#62570
страница1 из 3
Каталогid82874817

С этим файлом связано 69 файл(ов). Среди них: Методика Загадки.doc, Рудик О С Коррекционная работа с аутичным ребенком.docx, Краткий Ориентировочный Тест.doc, Primernaya_adaptivnaya_obraz_programma_nach_shkola_dlya_detey_s_, Готовим ребенка к школе зрит память и восприятие.doc, Danilova_Praktikum_po_vozrastnoy_i_pedagogichesk.pdf, Burakov_N_B_-_Intellektualny_trening_Uroven_5_Dlya_detey_4-8_let, Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии..do и ещё 59 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3


Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.

Предлагаемая система психологической диагностики направлена на выявление отклонений психического развития детей младшего школьного возраста.

Рецензенты:доктор психологических наук, профессор В. Г. Казанская; кандидат психологических наук, доцент Т. П. Головина

Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Волленберга.

А. Д. Виноградова, Н. Л, Коновалова, И, А. Мнхаленкова, А.А. Хилько, Л. М. Шипицына

Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред, Л. М, Шипицыной - СПб.: Речь, 2004. - 48 с. ISBN 5-9268-0287-3

Методическое пособие предназначено для практических психологов образования и может быть использовано в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию детских школьных учреждений, при подготовке и переподготовке практических психологов, коррекционных и социальных педагогов, руководителей школьных учреждений, работников образования.

ББК 88.5

Издательство «Речь», М., обложка, 2004

Коллектив авторов: Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,

Михаленкова И. А.,

Посохова С. Т.,

Хилько А. А.,

Шипицына Л. , Бороземец П. В.,

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Программа психологической диагностики

Содержание программы психологической диагностики

I.Общие сведения о ребенке

II.Диагностика психического, личностного развития

Комплекс методик психологической диагностики

Рекомендуемая процедура психологического обследования ребенка

Диагностические критерии индивидуального психического развития ребенка

Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребенка

Комплекс диагностических методик

Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал)

Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал)

Методика 3. Последовательные картинки

Методика 4. Продолжи ряд

Методика 5. Зрительная непроизвольная память

Методика 6. Зрительная произвольная память

Методика 7. Слуховая произвольная память

Методика 8. Раскрашивание кружков

Методика 9. Отыскивание чисел (таблицы Шульте)

Методика 10. Мотивация учения

Методика 11. Экспертная оценка

Методика 12. Самооценка учебы и поведения

Методика 13. Социометрическое исследование

Методика 14. Незаконченные предложения

Особенности развития речи

Состояние успеваемости и поведения

ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современности является проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития, выявление проблемных зон индивидуального возрастного и личностного становления школьника, определение психического своеобразия детей «группы риска».

Системные психолого-педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально-психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а также сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.

Своевременное выявление потенциала психического развития может быть обеспечено с помощью научно обоснованного методического аппарата, адекватного сложной психической организации ребенка, его возрасту, социальным условиям существования.

Предлагаемая система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, голевой, речевой сфер ребенка, сформированности механизмов волевой регуляции и межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. Каждая из сфер исследуется с помощью надежных и валидных психодиагностических методик.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень развития ребенка,

Предлагаемая психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

  1. Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности и взаимозависимостей проявлений психической организации ребенка (интеллектуальной, мотивационной, регуляторной, речевой, личностной).

  2. Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

  1. Конкретность диагностирования: определение соответствия психического развития ребенка требованиям конкретной ситуации.

  2. Единство психического развития и ведущей деятельности учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

  3. Комплексность диагностирования; при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребенка.


Программа психологической диагностики

Психологическое диагностирование включает:

1.Изучение общих сведений о ребёнке

Фамилия, имя ребенка. Пол, возраст, адрес. Дошкольное учреждение, класс, школа, успеваемость. Общее физическое здоровье. Состав семьи

2.Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.

Особенности развития мышления.

Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Особенности оперирования знаниями. Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Индивидуальные качества мышления: логичность,доказательность,критичность,избирательность,активность.

Затруднения в мыслительных операциях: анализе, синтезе, аналогии, сравнении, абстрагировании, обобщении, классификации. Затруднения в умозаключениях, в построении суждений и выводов.

Особенности развития памяти

Развитие произвольной и непроизвольной памяти различной модальности: зрительной и слуховой. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения. Соотношение образной и словесной памяти. Значение волевой установки в мнестической деятельности.

Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.

Особенности волевого развития

Волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Неустойчивость, склонность к завершению заданий. Работоспособность. Индивидуальный стиль деятельности. Ориентация на точность или скорость выполнения заданий.

Неустойчивость волевой регуляции. Отсутствие способности к самоорганизации деятельности.

Особенности развития внимания

Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость. Врабатываемость, истощаемость.

Отвлекаемость, рассеянность.

Особенности развития мотивации

Осознанность, обоснованность, содержательность, устойчивость мотивов учения. Ведущий мотив учения.

Отсутствие ведущего мотива учения. Неустойчивость, неопределённость, неосознанность мотивов учения.

Особенности развития межличностных отношений.

Степень популярности в межличностных отношениях детей в структуре учебной и внеучебной деятельности. Индивидуальная потребность личности в общении.

«Отверженные», «изолированные» а системе отношений с одноклассниками в учебной и внеучебной деятельности. Сложности общения, отсутствие потребности в общении с одноклассниками в учебной и внеучебной деятельности.

Особенности развития системы отношений личности

Отношение ребенка к членам своей семьи, к себе, к друзьям, к окружающей среде. Положительные, отрицательные, безразличные отношения.

Затруднения, неопределенность, несформированность отношений

Проблемные зоны в системе отношений личности.

Особенности развития речи

Связность, логичность, развернутость, эмоциональность речевых высказы­ваний. Индивидуальные особенности речи.

Разбросанность, бедность, нелогичность речи, затруднения в речевой дея­тельности. Общее недоразвитие речи.

Состояние успеваемости и поведения

Успеваемость школьника по основным учебным дисциплинам. Стабильность успеваемости. Избирательное отношение к учебным предметам. Возрастная динамика успеваемости.

Неуспеваемость, второгодничество. Затруднения в овладении материалом учебных дисциплин, Неустойчивость успеваемости. Соответствие поведения ре­бенка требованиям детского учреждения.

3.Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ
1.Фомилия, имя, отчество

2.Адрес

3.Пол: Ж.М.

4.Возраст

5.Класс, дошкольное учреждение

6.Состояние здоровья:

  • практически здоров

  • болеет редко

  • болеет часто

  • диагноз

7.Социальные условия жизни

7.1.Живёт в семье (характеристика семьи)

7.2.Живёт вне семьи (характеристика условий жизни)

8.Успеваемость:

  • по русскому языку

  • по математике

  • по чтению

2.ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ


Предмет обследования



Название методики

Психические функции

Мышление

1

2

3

4


Четвёртый лишний (наглядный материал)

Четвёртый лишний (словесный материал)

Последовательные картинки

Продолжи ряд

Память

5

6

7

Зрительная непроизвольная память

Зрительная слуховая память

Слуховая произвольная память

Воля

8

Раскрашивание кружков

Внимание

9

Отыскивание чисел

Личностный статус

Мотивация

10

Мотивация учения

Самооценка

11

12

Экспертная оценка

Самооценка учёбы и поведения

Социометрический статус

13

Социометрическое исследование

Система отношений

14

Незаконченные предложения

Речевые особенности

15

Особенности развития речи

Школьная успеваемость

Школьные предметы

16

Успеваемость и поведение


Комплекс методик психологической диагностики

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОЦЕДУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА
Обследование каждого ребёнка проводится в течение двух дней по 35-40 минут. В случае жалоб ребёнка на усталость, утомление, обследование прекращается раньше


Первый день

Второй день



Название методики



Название методики

10

Мотивация учения

9

Отыскивание чисел

7

Слуховая произвольная память

5

Зрительная непроизвольная память

1

Четвёртый лишний

(наглядный материал)

8

Раскрашивание кружков

2

Четвёртый лишний

(словесный материал)

12

Самооценка учёбы и поведения

3

Последованность картинки

6

Зрительная произвольная память

4

Продолжи ряд

14

Незаконченное предложение

13

Социометрическое исследование







Методика «Экспертная оценка» (№17) и изучение состояния успеваемости (№16) осуществляются при работе психолога с учителем.

Исследование речи (№15) реализуется психологом в ходе всей процедуры обследования.

Диагностические критерии индивидуального психического развития ребёнка
Диагностическая оценка включает определение уровня развития каждой из основных психических функций (мышления, памяти, воли, внимания) и интегрального уровня развития познавательной деятельности.

Выделяются пять уровней психического развития ребёнка:

1 уровень- очень высокий уровень. Уровень высоких потенциальных возможностей;

  1. уровень- высокий уровень, уровень высокого актуального развития школьника;

  2. уровень- средний уровень, уровень нормы возрастного развития;

  3. уровень- низкий уровень, уровень риска;

  4. уровень- очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.

Наряду с определением уровня развития психических функций устанавливаются качественные особенности индивидуально-личностного развития ребёнка: мотивации, самооценки, социометрического статуса, проблемных зон отношений личности.

При оценке индивидуального психического развития учитываются состояние и динамика показателей успеваемости школьника по основным видам учебной деятельности: математике, чтению, русскому языку. В исследовании учитываются также индивидуальные особенности и возможные нарушения речевой деятельности ребёнка.

Ученики, у которых обнаруживается низкий или очень низкий уровень психического развития, представляют группу повышенной социально-педагогической озабоченности, должны проходить специальное дополнительное углублённое психофизическое обследование.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО ТРАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Результаты обследования оцениваются на основании анализа протоколов и на основании системы уровневых и качественных критериев, отражающих возможности и возрастные особенности детей.

В заключении необходимо выделить:

  • Актуальный и потенциальный уровень психического развития;

  • Проблемные зоны в системе отношений личности;

  • Отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении и личностных особенностях, а также трудности в овладении учебным материалом;

В заключение формулируются психолого-педагогические рекомендации родителям, учителю, ребёнку.

Особое внимание в рекомендациях должно быть уделено группам детей с низким и очень низким уровнем психического развития, с трудностями в обучении и отклонениями в поведении.

Определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей; возможности индивидуального развивающего обучения в начальных классах; перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.

КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

МЕТОДИКА 1. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ
Назначение. Определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Стимульный материал. Пять карт с изображением стандартизированного набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ними существенному признаку, то есть – лишний.

  1. карта: репа, яблоко, огурец, свёкла;

  2. карта: шорты, кепка, ботинки, шуба;

  3. карта: ручка, нож, книга, карандаш;

  4. карта: шкаф, стул, стол, дверь;

  5. карта: самолёт, автобус, пароход, тачка

Инструкция. Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?). Подумай, как назвать одним словом остальные предметы?

Процедура. В указанной последовательности предъявляются 5 карт. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.

Обработка. Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.

Лишними предметами являются: яблоко, ботинки, нож, дверь, тачка.

Обобщающие слова: овощи, одежда, учебные принадлежности, мебель, средства передвижения (транспорт)

Оценка результатов


Уровни

Признак обобщения

Обобщающее слово

1

Существенный

есть

2

Существенный

нет

3

Функциональный

нет

4

Случайный

нет

5

Нет обобщения

нет


Общий уровень_________________________________
Общий уровень выполнения задания.
V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------

5

Протокол обследования


Карта

Ответ ребёнка

Признаки обобщения

Наличие обобщающих слов

Уровень обобщения

репа, яблоко, огурец, свёкла;













шорты, кепка, ботинки, шуба;














ручка, нож, книга, карандаш













шкаф, стул, стол, дверь;














самолёт, автобус, пароход, тачка














Общий уровень______________________________________________________
V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------

5

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень - отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово

3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать о обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.

4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребёнок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные признаки не называются.

5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам.

МЕТОДИКА 2. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

(СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки.

Стимульный материал: Пять наборов слов по 4 слова в каждом:

1.воробей, синица, голубь, пчела;

2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;

3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;

4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;

5. девять, три, число, семь.

Инструкция. Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?

Процедура. В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребёнка заносится в протокол.

Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.

Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число.

Обобщающие слова:

Птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры)

Протокол обследования


Набор слов

Ответ ребёнка

Признак обобщения

Наличие обобщающих слов

Уровень обобщения

1.воробей, синица, голубь, пчела;














2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;














3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;














4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;













5. девять, три, число, семь.















Общий уровень__________________________________________________

V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------------

5

Оценка результатов


Уровни

Признак обобщения

Обобщающее слово

1

Существенный

есть

2

Существенный

нет

3

Функциональный

нет

4

Случайный

нет

5

Нет обобщения

нет


Общий уровень_________________________________
Общий уровень выполнения задания.
V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------

5

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень - отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово.

3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать и обобщать известные ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.

4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные ( родовые) признаки не называются.

5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл.

МЕТОДИКА 5.
Зрительная непроизвольная память
Назначение. Определение объёма зрительного непроизвольного запоминания.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок:

1.Роза 6.Чайник

2.Гриб 7.Груша

3.Утюг 8.Собака

4.Машина 9.Диван

5.Арбуз 10.Кукла

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.

Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

Оценка результатов

1 уровень – 10 правильных названий (баллов)

2 уровень -9-8

3 уровень – 7-6

4 уровень – 5-4

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

Картинка: роза

Воспроизведение:

Картинка: гриб

Воспроизведение:

Картинка: утюг

Воспроизведение:

Картинка: машина

Воспроизведение:

Картинка: арбуз

Воспроизведение:

Картинка: чайник

Воспроизведение:

Картинка: груша

Воспроизведение:

Картинка: собака

Воспроизведение:

Картинка: диван

Воспроизведение:

Картинка: кукла

Воспроизведение:

Уровень выполнения задания__________________________

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию.

МЕТОДИКА 6.
Зрительная произвольная память
Назначение. Определение объёма зрительного произвольного запоминания.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок:

  1. Кот 6.Пирамидка

2. Зонт 7.Рыба

3. Ранец 8.Бабочка

4. Стул 9.Ведро

5. Часы 10. Ёж

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них, постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

Оценка результатов

1 уровень – 10 правильных названий (баллов)

2 уровень -9-8

3 уровень – 7-6

4 уровень – 5-4

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

Картинка: кот

Воспроизведение:

Картинка: зонт

Воспроизведение:

Картинка: ранец

Воспроизведение:

Картинка: стул

Воспроизведение:

Картинка: часы

Воспроизведение:

Картинка: пирамида

Воспроизведение:

Картинка: рыба

Воспроизведение:

Картинка: бабочка

Воспроизведение:

Картинка: ведро

Воспроизведение:

Картинка: ёж

Воспроизведение:

Уровень выполнения задания__________________________

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию.

Сохранение информации затруднено.

МЕТОДИКА 7
Слуховая произвольная память

Назначение. Определение объёма слухового запоминания словесного материала.

Стимульный материал. Набор из 10 слов.

1.Гора 6.Мыло

2.Звезда 7.Весна

3.Окно 8.Очки

4.Булка 9.Книга

5.Ручка 10.Белка

Инструкция. Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура. Слова произносятся в медленном темпе однократно и отчётливо (приблизительно одно слово в секунду). Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведённых слов.

Обработка. За каждое правильно воспроизведённое слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окна).

Оценка результатов

1 уровень – 10 правильно воспроизведённых слов (баллов)

2 уровень -9-8

3 уровень – 7-6

4 уровень – 5-4

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

Картинка: Гора

Воспроизведение:

Картинка: звезда

Воспроизведение:

Картинка: окно

Воспроизведение:

Картинка: булка

Воспроизведение:

Картинка: ручка

Воспроизведение:

Картинка: мыло

Воспроизведение:

Картинка: весна

Воспроизведение:

Картинка: очки

Воспроизведение:

Картинка: книга

Воспроизведение:

Картинка: белка

Воспроизведение:

Уровень выполнения задания__________________________

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять информациюпри установке на запоминание.

3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.

МЕТОДИКА 8

Назначение. Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

Стимульный материал. Тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10 мм. Простой мягкий карандаш.

Инструкция. Закрась эти кружки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного, закрась одну строчку, переходи ко второй. Так работай до команды «стоп».

Процедура. Ребёнок закрашивает 15 кружков, после чего его останавливают командой «стоп».

Обработка. Каждый кружок оценивается отдельно следующим образом:

4 балла - закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного направления;

3 балла – нарушение границ кружка (выход за границу, недоводка до границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные;

2 балла – нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри кружка и различная интенсивность закрашивания;

1 балл – штриховка кружка параллельными линиями.

Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков

Количество закрашенных кружков


Первичная оценка

Количество кружков

Сумма баллов

По 4 балла







По 3 балла







По 2 балла







По 1 баллу







Оценка результатов

1 уровень – 60 -59 баллов

2 уровень – 58 – 40 баллов

3 уровень – 39 – 21 балл

4 уровень – 20 – 11 баллов

5 уровень – 10 баллов и ниже.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.

2 уровень - отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребёнок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.

3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.

4 уровень - отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.

5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляции. Ребёнок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.

МЕТОДИКА 9

Отыскивание чисел (таблицы Шульте)

Назначение. Изучение объёма внимания, его устойчивости, психического темпа.

Стимульный материал. Пять таблиц с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке, секундомер, указка.

Инструкция. Посмотри внимательно на таблицу с числами. Тебе нужно как можно быстрее найти числа по порядку от 1 до 25. Каждое число покажи указкой и назови вслух.

Процедура. Перед началом выполнения задания необходимо убедиться, что ребёнок знает числа от 1 до 25. затем ребёнку предъявляется первая таблица и даётся инструкция. С началом работы ребёнка включается секундомер.

Аналогично проводится работа с каждой из последующих таблиц: второй, третьей, четвёртой, пятой.

Время работы с каждой из таблиц заносится в протокол.

Обработка. Высчитывается среднее время выполнения задания, характеризующее объём внимания, по формуле.

t1+t2+t3+t4+t5

t ср =---------------------

5

Где t- время выполнения задания по каждой из таблиц 1,2,3,4 и 5.
Оценка результатов.

1 уровень – 30 – 39 сек.

2 уровень – 40 – 49 сек.

3 уровень -50 -59 сек.

4 уровень -60 -59 сек.

5 уровень -90 и выше.

Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.

Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой.(t2-t1)

Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой.(t5-t4)

Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем:

t1-tcp, t2-tcp, t3-tcp, t4-tcp, t5-tcp.

Протокол обследования
Врабатываемость_________________________________________

Неустойчивость__________________________________________

Устойчивость____________________________________________

Истощаемость____________________________________________


ТАБЛИЦЫ

ВРЕМЯ

1




2




3




4




5





Общий уровень_____________________________________________

Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.

2 уровень - отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и исправлять ошибки.

3 уровень - отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость – высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребёнок способен на недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд. Не замечает и не исправляет ошибки.

4 уровень – отражает недостаточную сформированность активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено: или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.

5 уровень – отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности или в замедленности темпа и истощаемости.

МЕТОДИКА 10
Мотивация учения
Назначение. Определение мотивов к учению.

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне изображён вариант для мальчиков, на другой – для девочек.

Карта 1.На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребёнка ранец за спиной, видно здание школы с вывеской «школа» (внешний мотив)

Карта 2. мальчик (девочка0 за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив)

Карта 3. на картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив)

Карта 4. на улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображён с портфелем. Рядом мальчик(девочка) с ранцем. Видна чётко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости)

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идёт в противоположную сторону (отрицание мотива учёбы)

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив)

Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя девочками (мальчиками). У одного ребёнка раскрыт дневник с пятёркой (пятёрка должна быть видна), ребёнок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха).

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем задаёт вопросы.

Процедура. Ребёнку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур девочки и мальчика.

1.Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребёнком выкладывается карта 1.

2.Второй мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я всё равно учился бы» Выкладывается 2 карта

3.Третий мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается 3 карта.

4.Четвёртый мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был (была) маленький (маленькая)». Выкладывается 4 карта.

5.Пятый мальчик (девочка) сказал: « Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается 5 карта.

6.Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.

7.Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребёнку задаётся 4 вопроса:

  1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

  2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?

  3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

  4. На какой картинке нарисован ты? Почему?

Ответы ребёнка записываются в протоколе.

Обработка. Мотив определяется на основе выбора карты.

1 карта - внешний мотив

2 карта – учебный мотив

3 карта – игровой мотив

4 карта – мотив взрослости

5 карта – отрицание мотива учения

6 карта – социальный мотив

7 карта – мотив успеха

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.

Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.

Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2) раз.

Вопросы

Ответы ребёнка

1.Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?




2.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?




3.На какой картинке нарисован ты? Почему?





4.На какой картинке нарисован ты? Почему?





Протокол обследования

Ведущий мотив_______________________________

Устойчивость_________________________________

Неустойчивость_______________________________
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом