Главная страница
qrcode

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе. Оглавление


Скачать 17,51 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе. Оглавление
Дата29.06.2020
Размер17,51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_2.docx
ТипДокументы
#112023
Каталог


Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической

деятельности по адаптации детей к школе

1.1. Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе………………7

1.2. Сущность школьной адаптации первоклассников…………………………..13

1.3. Организация социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к условиям школьного социума………………………………..24

Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе

2.1. Диагностика особенностей адаптации младших школьников………………34

2.2. Разработка и апробация системы занятий по адаптации первоклассников к условиям школьного социума……………………………………………………...42

Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика» со своими плюсами и минусами. Статус ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения.

В первые месяцы пребывания ребенка в школе начинают формироваться базовые учебные установки, системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе, какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители, насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.

Явление школьной адаптации, в силу актуальности данной проблемы, рассматривается и исследуется в трудах многих отечественных ученых, однако, несмотря на то, что они сходны в определении самого понятия, подходы к его изучению – различны. Некоторые авторы, характеризуя трудности приспособления ребенка к школе, избегают пользоваться понятием «дезадаптация», вызывающим клинико-психологические ассоциации, а предпочитают говорить о различных уровнях адаптации. Так, А.Л. Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет высокий, средний и низкий уровень адаптации первоклассников.



Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Цель психолого-педагогической деятельности в этот период - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде. Практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе. В настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и практики социально-педагогической деятельности, связанной со школьной адаптацией.

Объект исследования – процесс социально-психологической адаптации первоклассников к школе.

Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.

Цель данной работы - выявить основные направления и наиболее эффективные способы социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза исследования - социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

- проведения консультативной и просветительной работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям;

- проведения групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу;

- организации педагогической поддержки школьников, основной формой проведения которой являются различные игры, помогающие детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему адаптации в психолого-педагогической литературе;

2. Рассмотреть сущность школьной адаптации первоклассников;

3. Определить основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к условиям школьного социума;

4. Провести диагностику особенностей адаптации младших школьников;

5. Разработать и апробировать систему занятий по адаптации первоклассников к условиям школьного социума.

Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа, наблюдение.


перейти в каталог файлов


связь с админом