Главная страница
qrcode

Рабочая программа Исполнитель Гилева Мария Владимировна Должность учитель-дефектолог Екатеринбург, 2010. Пояснительная записка


НазваниеРабочая программа Исполнитель Гилева Мария Владимировна Должность учитель-дефектолог Екатеринбург, 2010. Пояснительная записка
Дата06.08.2019
Размер2,28 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаgileva-mv-rabochaya-programma-uchitelya-defektologa_ee29911384e.
ТипРабочая программа
#107768
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Отдел образования администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 253

Рабочая программа
Исполнитель: Гилева Мария Владимировна

Должность: учитель-дефектолог


Екатеринбург, 2010.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Группы для детей с задержкой психического развития открываются на базе ДОУ компенсирующего вида и комплектуются из дошкольников, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985), «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004), также использовались работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., Лубовского В.И. и т.д.

Региональный компонент ГОС реализуется при изучении следующих лексических тем: «Моя Родина», «Наш город», «Детский сад», «Откуда хлеб пришел», «Хвойные и лиственные деревья», «Перелетные зимующие птицы», «Дикие и домашние животные».

Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:
Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
    Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
    Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

    Формы организации коррекционной работы.
    График организации образовательного процесса.
    Сроки
    Содержание работы
    1-15 сентября
    Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт,

    документации дефектологического кабинета
    15 сентября – 15 мая
    Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию


    Мониторинговая диагностика психического развития детей
    15 мая – 31 мая
    Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

    В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

    Наибольшая результативность в обучении детей в средней группе достигается на занятиях с одним-двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них.

    Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.

    Во втором полугодии, когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь дефектолога и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп включает 4-5 человек.

    В старшей и подготовительной группах фронтальные занятия разделены на 3 периода.

    В старшей группе проводятся фронтальные занятия по развитию элементарных математических представлений 2 раза в неделю, фронтальные занятию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – 2 раза в неделю.

    В подготовительной группе проводятся фронтальные занятия по развитию элементарных математических представлений 2 раза в неделю, фронтальные занятию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – 2 раза в неделю.
    Перспективный тематический план занятий по развитию элементарных математических представлений в старшей группе

    для детей с ЗПР на 2010 – 2011 учебный год

    I период (с 15 сентября по 30 ноября)

    (11 недель, 22 занятия)
    Месяц
    Темы занятий
    Задачи
    Сентябрь
    Соотнесение числа и количества. Цифра 1
    Сформировать представление о цифре 1.
    Геометрическая фигура круг
    Сформировать представление о круге. Сформировать умение составлять круг из частей.
    Сравнение предметов
    Сформировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые».
    Понятия «сверху», «снизу»
    Сформировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.
    Октябрь
    Признаки предметов
    Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер).
    Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»
    Сформировать понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».
    Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между»
    Закрепить понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между» в практической деятельности.
    Закрепление понятий «больше» - «меньше»
    Сформировать умение решать практические задачи с конкретными предметами. Закрепить представление о цифрах 1 и 2, сформировать умение соотносить их с количеством.
    Сравнение предметов по одному и двум признакам
    Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер). Сформировать умение составлять группы предметов с заданными признаками.
    Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.
    Закрепить навык пересчета предметов независимо от расположения в пространстве. Сформировать представление о цифре 1, о ее составе.
    Понятия «левое», «правое»
    Сформировать умение находить правое и левое в окружающем пространстве.
    Образование числа 3
    Сформировать умение выделять три предмета из множества по слову, считать до трех и обратно от трех. Сформировать представление о числовом ряде.
    Понятия «один», «много», «мало», «несколько»
    Закрепить понятия «один», «много», «мало», «несколько».
    Ноябрь
    Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»
    Закрепить понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»
    Пространственные понятия
    Закрепить пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.
    Счет в прямом (до трех) и обратном (от трех) порядке
    Сформировать умение отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), соотносить количество с цифрами.
    Геометрическая фигура квадрат
    Сформировать умение составлять квадрат из частей.
    Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»
    Закрепить понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»
    Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»
    Закрепить понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»
    Образование числа 4, знакомство с цифрой 4.
    Сформировать умение соотносить с количеством пальцев, пересчитывать с называнием итогового числа, сформировать представление о цифре 4 и об ее составе.
    Понятия «больше», «меньше»
    Закрепить понятия «больше», «меньше»
    Понятия «длинный», «короткий», «одинаковый по длине»
    Закрепить понятия «длинный», «короткий», «одинаковый по длине».
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом