Главная страница
qrcode

моя программа логопед. Рабочая программа по коррекции речи Учимся говорить правильно


Скачать 94,75 Kb.
НазваниеРабочая программа по коррекции речи Учимся говорить правильно
Дата16.09.2019
Размер94,75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламоя программа логопед.docx
ТипРабочая программа
#108373
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

Департамент по социальным вопросам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 развивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МАДОУ д/с № 7

от Рабочая программа по коррекции речи

«Учимся говорить правильно»


Разработчик:

Новожилова Г.А., Морозова Н.В.,

Морочковская Н.В.,учителя-логопеды

Принята

на Педагогическом совете

протокол от «_Ишим, 2018.

Содержание программы

1.
Пояснительная записка
3
2.
Организация образовательной деятельности
8
3.
Интеграция образовательных областей в логопедической работе
13
4.
Содержание логопедической работы
15
5.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
20
6.
Система мониторинга
22
7.
Список литературы
23
8.
Приложения
26
      

1.Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Данная программа предполагает в образовательной области «Речевое развитие» использование логопедической поддержки. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зави­сит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуж­даются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционируют логопедические занятия.

Основными направлениями работы являются:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, ФФНР, ФНР проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с НР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Логопедическая работа в МАДОУ детского сада № 7 (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании следующих программ:

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»;

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей: логопедическая работа с детьми 3 уровня речевого развития»;

- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей: логопедическая работа с детьми 4 уровня речевого развития»;

-     Т.А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет».

-     Т.А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет».

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает с ФГОС ДО к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Ра­бочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший до­школьный возраст) с нарушениями речи.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речи решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

 - устранение нарушений звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;.

Характеристика контингента воспитанников

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития;

- общее недоразвитие речи - 4 уровень речевого развития.

При выявлении у воспитанника сложных тяжёлых нарушений речи (ОНР 1-3 ур., заикание) логопед обязан рекомендовать родителям консультирование у врачей-специалистов.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная спо­собность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного со­става языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудно­сти процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акусти­ческими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
    Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различе­ния звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

    Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмече­ны отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согла­совании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

    Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

    Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

    Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

    Различают следующие нарушения звуков:

    - искаженное произношение звука;

    - отсутствие звука в речи;

    - замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

    Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

    Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным ин­теллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов рече­вой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий или четвёртый уровень речевого развития.

    Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, дей­ствия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложе­ний. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последователь­ности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их суще­ственные признаки, причинно-следственные отношения.

       К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

       Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

       Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

    Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в разви­тии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляцион­ных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстрой­ствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

    Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолевают­ся. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
    Организация образовательной деятельности
    Эффективность логопедической работы определяется чёткой организа­цией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

    Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 1 по 30 июня. Логопедические занятия проводятся с 15 сентября по 30 мая по расписанию, составленному учителем-логопедом. Логопед может брать детей со всех занятий

    Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

    Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

    Поэтому, периодичность и форма проведения занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.

    Групповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

    Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи.. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 20 мин и группового – не более 25-30 минут.

    Продолжительность занятий с детьми:   ФНР – до 6 месяцев; ФФНР – 1 год; ОНР IV ур. – 1год, ОНР III ур. – 2 года.  

    Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

    индивидуальные- основная цель - подбор комплексных упражнений, направлен­ных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негати­визм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

    Задачи и содержание индивидуальных занятий:
    развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко­слоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
    групповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продук­ции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чу­жой речи.

    Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года пе­риодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каж­дого ребёнка. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

    Задачи и содержание подгрупповых занятий:
    закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, со­стоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
    Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями

    Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в кор­рекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педа­гогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физиче­ской культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние ча­сы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно за­крепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

    При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в рабо­те взрослых участников образовательного процесса:

    *   Психолог:

    -       психодиагностика;

    -       выявление компенсаторных возможностей;

    -       тренинговые упражнения.

    *Логопед:

    -       диагностика, постановка и автоматизация звуков;

    -       развитие фонематического слуха;

    -       речевое и языковое развитие.

    *Родители:

    -       выполнение рекомендаций всех специалистов;

    -       закрепление навыков и расширение знаний.

    -       автоматизация звуков;

    -       развитие фонематического слуха;

    -       расширение словаря;

    -       развитие связной речи.

    Организация предметно-пространственной развивающей среды
    Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  • Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
  • Комплект зондов для постановки звуков.
  • Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
  • Спирт.
  • Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
  • Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
  • Логопедический альбом для обследования речи.
  • Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  • «Алгоритмы» составления описательных рассказов.
  • Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Предметные картинки по лексическим темам.
  • Игры для совершенствования грамматического строя речи.
  • Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
  • Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
  • Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
  •   1   2   3   4   5   6

    перейти в каталог файлов


    связь с админом