Главная страница

Рабочая программа по основам православной культуры 4А,Б,Г классы Составитель Мусалипов М. М. 2015-2016 уч год пояснительнаязаписк а


Скачать 42.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по основам православной культуры 4А,Б,Г классы Составитель Мусалипов М. М. 2015-2016 уч год пояснительнаязаписк а
АнкорRabochaya_programma_po_OPK_-_4_klass.docx
Дата13.10.2017
Размер42.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаRabochaya_programma_po_OPK_-_4_klass.docx
ТипРабочая программа
#41132
Каталогid144301729

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: Khalpern_D_Psikhologia_kriticheskogo_myshlenia_19.pdf, Gnoseologicheskie_osnovy_nayki.pdf, rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_kl_v_kontakt.docx, Ignatyeva_T_V_Pourochnye_razrabotki_po_obucheniyu_gramote_1_klas, trenazher_na_poryadok_deystviy.docx, Metodika_K.doc, Rabochaya_programma_po_OPK_-_4_klass.docx, internal_conflict.pdf, rabota_s_psikhotravmoy_u_detey_i_podrostkov.pdf и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Ступинского муниципального района





Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ№2»

______________ Л.Н.Макаренко

«___»_____________20___г


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО

основам православной культуры
4А,Б,Г классы

Составитель:

Мусалипов М.М.

2015-2016 уч.год
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Данная рабочая программа по основам православной культуры в 4А,Б,Г классах разработана с учетом основной образовательной программы МБОУ «СОШ №2», реализующего ФГОС ООО/НОО и на основе авторской программы А.В. Кураева. Рабочая программа по основам православной культуры рассчитана на 34 учебные недели при 1-часовой нагрузке в неделю, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Учебник: А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации М. «Просвещение» 2010.

2. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010.
Предмет основы православной культуры является добавочным в базисном учебном плане школы и служит расширению кругозора школьников. Новизна программы очевидна, ведь после революции 1917 года из всех школьных программ были изъяты дисциплины, связанные с изучением православной культуры. Обучение предмету ОРКСЭ (ОПК) помогает как духовно-нравственному, так и общекультурному развитию детей, а также восстановлению утраченных, исторически-обусловленных и благотворных связей школы с Церковью.

Цели комплексного учебного курса «Основы православной культуры» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи реализации данного курса:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Содержание курса Основы православной культуры в 4 классе.
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как празднуют Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро. Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное Таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторение - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Школьники получают возможность научиться

  • формированию основ российской гражданской идентичности;

  • формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитию этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитанию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитию начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличию мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Курс Основы православной культуры предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));


Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).


Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе;

  • привлечение родителей к совместной деятельности.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема

Количество часов

1

Россия - наша Родина.

2

2

Отношения Бога и человека в Православии.

7

3

Основы православной этики.

8

4

Христианская жизнь по существу.

10

5

Семья и Отечество.

7


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ ОПК

В 4А,Б,Г КЛАССАХ НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Урок №


Тема






Дата

Корректировка

1

Россия - наша Родина.






2

Культура и религия.






3

Отношения Бога и человека в Православии.






4

Православная молитва.






5

Библия и Евангелие.







6

Проповедь Христа.







7

Христос и Его Крест.







8

Пасха. Воскресение Христово.







9

Православное учение о человеке.







10

Совесть и раскаяние.







11

Заповеди.







12

Милосердие и сострадание.







13

Золотое правило этики.







14

Храм.







15

Икона.







16

Творческие работы учащихся.







17

Подведение итогов.







18

Как христианство пришло на Русь?







19

Подвиг.







20

Заповеди блаженства.







21

Зачем творить добро?







22

Чудо в жизни христианина.







23

Православие о Божием суде.







24

Таинство Причастия.







25

Монастырь.







26

Отношение христианина к природе.







27

Творческие работы учащихся.







28

Христианская семья.







29

Защита Отечества.







30

Защита Отечества.







31

Христианин в труде.







32

Любовь и уважение к Отечеству.







33

Подготовка проектов учащихся.







34

Защита проектов.






















Всего: 34 часа.








Литература.
1. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. (при участии Р.М. Мухаметшина). Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.

2. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.

3. Пискарев В.И., Сафронова И.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России. Книга для учителя. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.

4. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н.

Сахарова. -  М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.

Рассмотрено на заседании ШМО

«___»_______________2014г

Протокол №_1

Рук.ШМО________________/ФИО /

Согласовано

Зам.директора по УВР

_____________ Н.К.Гришина

«___»______________20___г
перейти в каталог файлов
связь с админом