Главная страница
qrcode

Рабочая программа по предмету Математика 7 класса для обучающихся с умственной отсталостью рассчитана на 2019 2020 учебный год


Скачать 35,42 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету Математика 7 класса для обучающихся с умственной отсталостью рассчитана на 2019 2020 учебный год
Дата23.10.2019
Размер35,42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.docx
ТипРабочая программа
#109038
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» 7 класса для обучающихся с умственной отсталостью рассчитана на 2019 – 2020 учебный год.

Данная рабочая программа по математике в 7 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М.: Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2015 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует 1 варианту базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Данная рабочая программа по математике задает перечень тем и разделов, которые подлежат обязательному изучению в 7 классе и ориентирована на учебник «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автора Т.В. Алышевой, М.: Просвещение, 2015 г рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана также на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Предлагаемая программа по математике ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида авт. Т.В. Алышева – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с. и рабочую тетрадь по математике для 7 класса под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.

Цель изучения курса математики:

расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи изучения курса математики:

 дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

 использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

 развивать речь учащихся, обогащать еѐ математической терминологией;

 воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Коррекционно-развивающие задачи обучения математике в 7 классе:

1. Совершенствование сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

- оптико-пространственной ориентации,

- зрительно-моторной координации и др.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6.Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по математике решаются коррекционно-развивающие задачи:

 коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объѐма внимания) путѐм выполнения упражнений, заданий

 коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь)

 коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путѐм выполнения упражнений

 коррекция и развитие зрительного восприятия

 развитие слухового восприятия

 коррекция и развитие тактильного восприятия

 коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений)

 коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

 коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоциональноволевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства)

Общая характеристика учебного предмета

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Математическое образование в основной школе по специальной (коррекционной) программе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. В 5-9 классах из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность.

На всех годах обучения особое внимание обращается на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин, включаются в содержание устного счета на уроке.

В старших классах в устный счет вводятся примеры и задачи с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в 2 действия.

Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.

Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об объеме – в 9 классах. В результате выполнения разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об измерении объема прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.

Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то действия, времени между событиями. Это важно потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на работу, на встречу и т.д.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинноследственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях (перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).

Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 7 классе по специальной коррекционноразвивающей программе для умственно отсталых детей отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). По данной специальной коррекционноразвивающей программе для умственно отсталых детей по рекомендации ПМПК обучается один учащийся 7 класса.

2. Планируемые результаты освоения предмета

К концу обучения в 7 классе обучающиеся будут знать/понимать

- числовой ряд в пределах 1 000 000;

- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;

- элементы десятичной дроби;

- место десятичных дробей в таблице разрядов;

- симметричные предметы, геометрические фигуры;

- виды четырѐхугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов, приѐмы построения.

Учащиеся научатся:

- умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;

- складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;

- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;

- решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца; - решать составные задачи в три – четыре арифметических действия;

- вычислять периметр многоугольника;

- находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии, строить симметричные фигуры.

Примечания:

Не обязательно:

- складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;

- производить вычисления с числами в пределах 1 000 000;

- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;

- решать составные задачи в три – четыре арифметических действия;

- строить параллелограмм, ромб.

3. Содержание учебного предмета

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.

Письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени. Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, чисел полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы.

Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.

Место десятичных дробей в нумерационной таблице.

Запись чисел полученных при измерении двумя одной единицами стоимости длины массы в виде десятичных дробей.

Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.

Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел.

Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Симметрия. Симметричные предметы геометрические фигуры, ось симметрии.

Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии.

4.Тематическое планирование


п/п

Тема
Общее количество часов
Количество часов

теории
Контрольные работы
1
Нумерация
5
5


2
Числа, полученные при измерении величин
2
2


3
Сложение и вычитание многозначных чисел
7
6
1
4
Умножение и деление на однозначное число
11
11


5
Геометрический материал
4
4


6
Умножение и деление на 10, 100, 1000
2
2


7
Преобразование чисел, полученных при измерении
2
2


8
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
3
3


9
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
4
4


10
Умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000
2
2


11
Умножение и деление на круглые десятки
3
3


12
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки

2

2


13
Геометрический материал
5
4
1
14
Умножение на двузначное число
3
3


15
Деление на двузначное число
4
4


16
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число

3

3


17
Обыкновенные дроби
4
4


18
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю
5
5


19
Десятичные дроби
10
9
1
20
Геометрический материал
4
4


21
Нахождение десятичной дроби от числа
2
2


22
Меры времени
4
4


23
Задачи на движение
2
2


24
Геометрический материал
1
1


25
Масштаб
2
2


26
Повторение
6
5
1


ВСЕГО
102
98
4
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом