Главная страница
qrcode

Развитие эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов


НазваниеРазвитие эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов
Дата11.01.2020
Размер31,4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2018_Развитие эмоционального интеллекта в процессе обучения студ
ТипДокументы
#110003
Каталог

Попп Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, доцент

Уральский государственный университет путей сообщения

(Россия, г. Екатеринбург)
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье описана необходимость развития эмоционального интеллекта в процессе обучения студентов. Современные требования рынка к специалистам ставят уровень развития EQ выше, чем другие показатели, так как данный показатель влияет на умение адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях. Что в свою очередь, определяет эффективность в конкурентной борьбе на рынке трудовых ресурсов.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, социальная зрелость, адаптация, подготовка специалистов
Впервые обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта – ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. Термин же «эмоциональный интеллект» впервые использовали Д. Мейер и П. Сэловей, предложив и первую модель этого конструкта в 1990 году [1]. Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Они рассматривают этот термин как способность воспринимать, выражать, понимать и объяснять эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других [3].


Уровень IQ и EQ рассматриваются сегодня как два важных показателя уровня развития человека. И конечно, для того, чтобы достичь определенного управленческого уровня, необходимо всё таки обладать определенным уровнем IQ (хотя бы для того чтобы первоначально получить образование и успешно пройти собеседование).

Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое.

Сегодня работодатели, принимая на работу молодых специалистов, действительно всё чаще стали говорить о важности показателя EQ, который рассматривается в тесной взаимосвязи с показателем IQ. На собеседованиях предлагаются различные тесты, раскрывающие потенциал будущего сотрудника. В современных условиях рынка работникам предъявляется целый ряд требований наряду с высоким уровнем теоретической и практической подготовки. Ведь людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе. По результатам исследований Гарвардского университета:

• у менеджеров вклад IQ в достижение цели составляет 33%, а EQ – 67%;

• у успешных руководителей вклад IQ составляет 15%, а EQ – 85% [2].

Сегодня изменения на рынке происходят так быстро, что соискателям необходимо отличаться социальной зрелостью, умением сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды. И в то же время работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудники самостоятельно находили пути решения новых, нестандартных задач, с которыми они ранее не сталкивались. Сейчас приветствуется инициатива и готовность действовать.

В связи с этим, можно с уверенностью говорить о том, что уровень эмоционального интеллекта является важным показателем современного человека. И чем выше по карьерной лестнице, тем больше требований к развитию эмоционального интеллекта предъявляет работа.

Поэтому всё чаще и чаще возникает вопрос: «Как помочь студенту быть в потоке современных требований?». Надо отметить, что сегодня, встречаясь на занятиях со студентами, преподаватель сталкивается с тем, что лишь малая доля обучаемых могут свободно коммуницировать со своими согруппниками при решении тех или иных задач, поставленных перед ними.

Важно понимать и самим преподавателям, что вуз играет одну из основных ролей на пути к карьерной лестнице. Молодые специалисты еще в период обучения в вузе должны быть убеждены, что их интеллектуальный и творческий потенциал будет востребован. Студента важно грамотно направить на развитие внутреннего личного опыта познания. А одна из задач преподавателей замотивировать на это. У студентов должны быть сформированы не только теоретические знания и умения, но и развито стремление к профессиональной самореализации в труде и личностная готовность действовать в условиях рыночной экономики. Всё это является психологической основой эффективного построения карьеры.

Развитие эмоционального интеллекта помогает осознавать свои эмоции и эмоции других и управлять ими для достижения конкретных целей. Конечно, эмоциональный интеллект важен не для всех специальностей, но если мы говорим о подготовке менеджеров, то, безусловно, здесь показатель EQ является ключевым (вместе с показателем IQ) при отборе специалистов на рынке.

Для развития эмоционального интеллекта у студентов различных специальностей программа профессиональной подготовки должна включать в себя рад специфических компонентов. Очевидно, что важен не только предмет обучения, но и формат, и характер обучения. Широкие возможности для формирования навыков эмоционального познания представляют проведение конференций (особенно формата «круглых столов» и тренингов) с будущими работодателями. Кроме этого, нельзя снижать важность вузовской практики, в ходе которой студенту предоставляется возможность знакомства на предприятиях с разнообразными ситуациями профессионального общения и взаимодействия. Что касается практических занятий в стенах вуза, то здесь необходимо самим преподавателям быть заинтересованными в развитии и диалогического мышления студентов, и умении использовать индивидуальные психологические особенности обучаемого в спонтанных ситуациях.

Те преподаватели, которые отходят от прошлых форматов преподавания и переходят к современному формату (по методу конкретных ситуаций через деловые игры, кейсы и т.п.) отмечают возрастающий интерес и к самим предметам, и к способности проверить студентом самого себя в той или иной ситуации. Учебные ситуации должны предполагать использование как рационального, так и эмоционального способа познания при решении. Создать условия для применения эмоционального интеллекта можно путем ограничения времени для решения задания, что делает аналитический путь решения заведомо неэффективным. Другой вариант – подбор заданий, решение которых с трудом поддается вербализации («невозможно объяснить, но можно понять») и поэтому требует целостного эмоционального «схватывания» в противовес логическому рассуждению. Большим потенциалом обладает и тренинговый метод, который дает возможность взглянуть на моделируемые ситуации с разных точек зрения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что эмоциональный интеллект играет важную роль в успешности профессиональной деятельности. Особое значение эта форма познания, в противовес рациональному интеллекту, имеет для представителей социально направленных профессий. Поэтому целенаправленное формирование различных компонентов эмоционального интеллекта студентов представляется важной задачей профессиональной подготовки. Переориентирование преподавателей к современному формату преподавания через диалогическое мышление позволяет быстрее и качественнее сформировать у студента основу для дальнейшего получения социального опыта и успешного продвижения по карьерной лестнице. Эти факты необходимо учитывать при построении программ развития эмоционального интеллекта в учебном процессе со студентами в вузах. И тогда в дальнейшем молодой специалист будет действовать самостоятельно, вкладывая собственные силы и энергию для достижения целей предприятия, чувствуя свои силы, боевой настрой и драйв. Но всё это возможно лишь, когда сам преподаватель эмоционально заражён таким состоянием.

Список литературы
1.

2. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009

3. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.

Popp Tatiana Victorovna, candidate of economy sciences, professor

Ural State University of Railway Transport (Russia, Ekaterinburg)
THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

IN THE PROCESS TEACHING STUDENTS

The article describes the need for the development of emotional intelligence in the learning process of students. Modern market requirements for specialists put the level of development of EQ higher than other indicators, as this indicator affects the ability to adapt to constantly changing conditions. That, in turn, determines the effectiveness in competition in the labor market.

Key words: emotions, emotional intelligence, social maturity, adaptation, training of specialists

перейти в каталог файлов


связь с админом